Путин воззвал к уму, чести и совести российских кинематографистов
22.11.2011
МОСКВА, РИА Новости - Заседания правительственного Совета по кино обычно бывают посвящены экономическим вопросам, однако на сей раз его глава Владимир Путин решил сосредоточиться на проблемах морального свойства, предложив ввести этический кодекс, аналогичный тому, что действовал в США с 1930 по 1967 год.
Лишь после этого эффектного выступления участники заседания приступили к обсуждению конкретных вопросов - строительства новых залов, получению отчетности от существующих, обучения новых сценаристов и продюсеров, поощрения аниматоров и усовершенствования Фонда кино.
Законы корпоративной этики
"Кинотеатры, телевизионный и радиоэфиры заполняет продукция со сценами насилия, убийств и предательств", при этом доступ детей к экранам практически не ограничен, заявил премьер-министр. Между тем, убежден он, "крайне важно обеспечить киноискусству достойную содержательную миссию". В этой связи Путин напомнил о кодексе Хейса, действовавшем в Голливуде с 1930 по 1967 год.
Эта хартия, подписанная Ассоциацией производителей и прокатчиков фильмов, предполагала, что нравственные устои зрителей нельзя подрывать, показывая симпатичных преступников или издевательства над законом и религией. Кроме того, кодекс запрещал употребление на экране наркотиков и нецензурной лексики, демонстрацию обнаженного тела и гомосексуальных отношений, и провозглашал высшими ценностями семью и брак.
"Не будет лишним подумать над тем, что перенять этот позитивный опыт, сформулировать для российского киносообщества подобный свод внутренних этических норм", - провозгласил премьер-министр.
При этом глава правительства подчеркнул, что подобная мера не подразумевает введения цензуры: "речь не о каких-то жестких требованиях, регламентирующих свободу творческого процесса", а о "своего рода пожеланиях, выполнение которых будет зависеть только от доброй воли и степени ответственности мастера", о "законах корпоративной этики" в сфере культуры.
Внимавшие выступлению Федор Бондарчук и глава Фонда кино Сергей Толстиков позже заверили журналистов, что "морального кодекса строителя коммунизма не будет" - имеется в виду регулирование этических вопросов, необходимость которого остро ощущается представителями отечественной киноиндустрии.
Градусник для киноиндустрии
"Огромным сдвигом" решение доработать закон о едином билете назвал присутствовавший на встрече глава "Дирекции кино" Анатолий Максимов.
"Будет доработан закон о едином билете. Нам дано поручение успеть внести поправки еще в эту Думу", - заявил он.
Президентское поручение о создании единой федеральной системы сведений об электронных кинобилетах (ЕАИС) было дано Минкультуры еще в 2008 году, а с 18 октября 2010 года подобный отчет о проданных местах сделался обязательным. Тем не менее, в ЕАИС зарегистрировано не более 25% имеющихся в стране залов, то есть из 7,3 тысячи российских кинодемонстраторов - около 1,8 тысячи. Продюсеры и Минкультуры объясняют эту ситуацию смехотворными суммами штрафов, ассоциация кинотеатров - неправильной постановкой задачи.
Однако, подчеркнул Максимов, индустрия нуждается в ЕАИС как в градуснике, способном показать степень нужности тех или иных фильмов, а также как в инструменте контроля над кинотеатрами.
"НДС с билетов не платится, контрольные органы ими не интересуются", - посетовал он.
Вместе с тем, кинотеатрам решено было пойти навстречу в вопросе о выплате авторских отчислений композиторам: они в ближайшее время должны быть сокращены с 3% до 0,2% или даже до 0,15%.
"Все этого давно добивались: оборотный налог в пользу неизвестно кого - самое тяжелое, что может быть для любого бизнеса. Кинотеатрам надо тратить существенные деньги на установку нового оборудования, а не отдавать их неизвестно кому. Ведь если 90% рынка - это американское кино, то, по идее, 90% этих сборов должны отправляться в Америку, в которой абсолютно нет этой нормы, а продюсеры приобретают все права сразу, в том числе и у композиторов", - объяснил РИА Новости глава продюсерской компании СТВ Сергей Сельянов, давно настаивавший на таком решении
"Надеюсь, что результат не за горами", - заключил он.
Ранее навстречу кинотеатрам был сделан еще один шаг - как напомнил в начале заседания Совета министр культуры РФ Александр Авдеев, с лета 2011 года отменена пошлина на импорт цифровых проекторов на территории России, Белоруссии и Казахстана.
Терпение и труд все перетрут
На предыдущем заседании Совета проект "КиноСити", подразумевающий строительство мультимедийных кино- и образовательных центров в средних и малых городах России, получил поддержку главы правительства - однако денег на него выделено не было. Впрочем, инициатор проекта Федор Бондарчук пообещал проявить упорство: "Вы же знаете мой характер - попробуем доделать", - пообещал он журналистам в октябре.
На ноябрьском заседании, действительно, было решено, что вопрос вынесут на ближайший наблюдательный совет ВЭБа. Правда, режиссер не знает, когда именно состоится заседание.
Конкурентная анимация
Тема анимации, впервые поднятая на июньской встрече с классиками "Союзмультфильма", всплыла и в понедельник на Совете.
"Тут Disney хочет приходить на наш рынок - это потребует дополнительной поддержки отечественного производства анимационных фильмов. Запретить им мы не можем, ну, наверное, это и не очень хорошо. Но это значит, что наши отечественные мультипликаторы должны быть конкурентоспособны", - заявил премьер-министр, предложив министру культуры Александру Авдееву "подумать об этом".
Эфирный телеканал Disney должен начать вещание до конца 2011 года на частоте 7ТВ. Соответствующая сделка была заключена в конце октября.
Глава Минкультуры отчитался о том, что в программу "Культура России до 2020 года" ведомство заложило поддержку анимационных студий и субсидирование проката детских и юношеских картин.
"Мы договорились, что по социально значимой продукции будет рассмотрен вопрос о такой же поддержке производства телефильмов. Ее будет осуществлять "Роспечать", - отметил Авдеев.
Образовательные практики
Проблемы кинообразования, впервые всплывшие на февральском заседании, обсуждались и в этот раз.
"Речь шла о вопросах практических, всю идеологию обсудили на прошлом заседании", - объяснил РИА Новости Сельянов.
"Дело за тем, чтобы максимально быстро модернизировать наши кадры", - добавил он.
По его словам, предметом рассмотрения стали гранты общим объемом в 60-90 миллионов рублей в год, предоставляемые нескольким учреждениям, в том числе - "Союзмультфильму".
"Деньги небольшие, а инвестиции в образование - самые главные инвестиции, какие можно себе вообразить. Надеюсь, что и здесь мы добились прогресса", - резюмировал глава СТВ.
Со своей стороны, глава Минкультуры Авдеев предложил решать проблему нехватки кинокадров, создавая по всей стране филиалы ВГИКа, а глава Фонда кино Сергей Толстиков подчеркнул, что "не может быть нового кино без новых продюсеров".
"Хороший продюсер должен обладать двумя главными качествами - независимостью и креативностью. Эффективность всей последующей системы будет страдать, если этого не отразить. Мы постараемся в следующем году что-нибудь сделать", - пообещал глава Фонда.
Отчет фонда
О деятельности самого Фонда речь, разумеется, тоже заходила.
Толстиков сообщил, что за полтора года своего существования организация, потратив 5,5 миллиарда рублей, поддержала в прокате и производстве 86 фильмов, из которых более 18 были сделаны с бюджетом, превышающим 150 миллионов рублей.
По мнению главы Фонда, именно такие картины способны вернуть зрителя отечественному кинематографу, и даже если доля российских фильмов в миллиарде долларов, заработанном в нашем кинопрокате в 2011 году, составляет, по разным оценкам, от 9 до 12%, говорить о неуспешности самого механизма преждевременно: ведь цикл производства зрительского проекта составляет около трех лет, а Фонд существует, по сути, лишь полтора года, и на его счету - ряд несомненных удач: "Елки" Бекмамбетова, цикл о "Трех богатырях" студии Сельянова, выручивший за первые выходные проката 6 миллионов долларов "Бой с тенью-3".
Продюсеры, вошедшие в число семи поддержанных Фондом мейджоров, затронули на Совете вопрос об увеличении числа лидеров, получающих господдержку через Фонд, тогда как глава Фонда говорил скорее об усовершенствовании его структуры и о создании при нем Индустриального совета, обладающего широкой компетенцией.
Лишь после этого эффектного выступления участники заседания приступили к обсуждению конкретных вопросов - строительства новых залов, получению отчетности от существующих, обучения новых сценаристов и продюсеров, поощрения аниматоров и усовершенствования Фонда кино.
Законы корпоративной этики
"Кинотеатры, телевизионный и радиоэфиры заполняет продукция со сценами насилия, убийств и предательств", при этом доступ детей к экранам практически не ограничен, заявил премьер-министр. Между тем, убежден он, "крайне важно обеспечить киноискусству достойную содержательную миссию". В этой связи Путин напомнил о кодексе Хейса, действовавшем в Голливуде с 1930 по 1967 год.
Эта хартия, подписанная Ассоциацией производителей и прокатчиков фильмов, предполагала, что нравственные устои зрителей нельзя подрывать, показывая симпатичных преступников или издевательства над законом и религией. Кроме того, кодекс запрещал употребление на экране наркотиков и нецензурной лексики, демонстрацию обнаженного тела и гомосексуальных отношений, и провозглашал высшими ценностями семью и брак.
"Не будет лишним подумать над тем, что перенять этот позитивный опыт, сформулировать для российского киносообщества подобный свод внутренних этических норм", - провозгласил премьер-министр.
При этом глава правительства подчеркнул, что подобная мера не подразумевает введения цензуры: "речь не о каких-то жестких требованиях, регламентирующих свободу творческого процесса", а о "своего рода пожеланиях, выполнение которых будет зависеть только от доброй воли и степени ответственности мастера", о "законах корпоративной этики" в сфере культуры.
Внимавшие выступлению Федор Бондарчук и глава Фонда кино Сергей Толстиков позже заверили журналистов, что "морального кодекса строителя коммунизма не будет" - имеется в виду регулирование этических вопросов, необходимость которого остро ощущается представителями отечественной киноиндустрии.
Градусник для киноиндустрии
"Огромным сдвигом" решение доработать закон о едином билете назвал присутствовавший на встрече глава "Дирекции кино" Анатолий Максимов.
"Будет доработан закон о едином билете. Нам дано поручение успеть внести поправки еще в эту Думу", - заявил он.
Президентское поручение о создании единой федеральной системы сведений об электронных кинобилетах (ЕАИС) было дано Минкультуры еще в 2008 году, а с 18 октября 2010 года подобный отчет о проданных местах сделался обязательным. Тем не менее, в ЕАИС зарегистрировано не более 25% имеющихся в стране залов, то есть из 7,3 тысячи российских кинодемонстраторов - около 1,8 тысячи. Продюсеры и Минкультуры объясняют эту ситуацию смехотворными суммами штрафов, ассоциация кинотеатров - неправильной постановкой задачи.
Однако, подчеркнул Максимов, индустрия нуждается в ЕАИС как в градуснике, способном показать степень нужности тех или иных фильмов, а также как в инструменте контроля над кинотеатрами.
"НДС с билетов не платится, контрольные органы ими не интересуются", - посетовал он.
Вместе с тем, кинотеатрам решено было пойти навстречу в вопросе о выплате авторских отчислений композиторам: они в ближайшее время должны быть сокращены с 3% до 0,2% или даже до 0,15%.
"Все этого давно добивались: оборотный налог в пользу неизвестно кого - самое тяжелое, что может быть для любого бизнеса. Кинотеатрам надо тратить существенные деньги на установку нового оборудования, а не отдавать их неизвестно кому. Ведь если 90% рынка - это американское кино, то, по идее, 90% этих сборов должны отправляться в Америку, в которой абсолютно нет этой нормы, а продюсеры приобретают все права сразу, в том числе и у композиторов", - объяснил РИА Новости глава продюсерской компании СТВ Сергей Сельянов, давно настаивавший на таком решении
"Надеюсь, что результат не за горами", - заключил он.
Ранее навстречу кинотеатрам был сделан еще один шаг - как напомнил в начале заседания Совета министр культуры РФ Александр Авдеев, с лета 2011 года отменена пошлина на импорт цифровых проекторов на территории России, Белоруссии и Казахстана.
Терпение и труд все перетрут
На предыдущем заседании Совета проект "КиноСити", подразумевающий строительство мультимедийных кино- и образовательных центров в средних и малых городах России, получил поддержку главы правительства - однако денег на него выделено не было. Впрочем, инициатор проекта Федор Бондарчук пообещал проявить упорство: "Вы же знаете мой характер - попробуем доделать", - пообещал он журналистам в октябре.
На ноябрьском заседании, действительно, было решено, что вопрос вынесут на ближайший наблюдательный совет ВЭБа. Правда, режиссер не знает, когда именно состоится заседание.
Конкурентная анимация
Тема анимации, впервые поднятая на июньской встрече с классиками "Союзмультфильма", всплыла и в понедельник на Совете.
"Тут Disney хочет приходить на наш рынок - это потребует дополнительной поддержки отечественного производства анимационных фильмов. Запретить им мы не можем, ну, наверное, это и не очень хорошо. Но это значит, что наши отечественные мультипликаторы должны быть конкурентоспособны", - заявил премьер-министр, предложив министру культуры Александру Авдееву "подумать об этом".
Эфирный телеканал Disney должен начать вещание до конца 2011 года на частоте 7ТВ. Соответствующая сделка была заключена в конце октября.
Глава Минкультуры отчитался о том, что в программу "Культура России до 2020 года" ведомство заложило поддержку анимационных студий и субсидирование проката детских и юношеских картин.
"Мы договорились, что по социально значимой продукции будет рассмотрен вопрос о такой же поддержке производства телефильмов. Ее будет осуществлять "Роспечать", - отметил Авдеев.
Образовательные практики
Проблемы кинообразования, впервые всплывшие на февральском заседании, обсуждались и в этот раз.
"Речь шла о вопросах практических, всю идеологию обсудили на прошлом заседании", - объяснил РИА Новости Сельянов.
"Дело за тем, чтобы максимально быстро модернизировать наши кадры", - добавил он.
По его словам, предметом рассмотрения стали гранты общим объемом в 60-90 миллионов рублей в год, предоставляемые нескольким учреждениям, в том числе - "Союзмультфильму".
"Деньги небольшие, а инвестиции в образование - самые главные инвестиции, какие можно себе вообразить. Надеюсь, что и здесь мы добились прогресса", - резюмировал глава СТВ.
Со своей стороны, глава Минкультуры Авдеев предложил решать проблему нехватки кинокадров, создавая по всей стране филиалы ВГИКа, а глава Фонда кино Сергей Толстиков подчеркнул, что "не может быть нового кино без новых продюсеров".
"Хороший продюсер должен обладать двумя главными качествами - независимостью и креативностью. Эффективность всей последующей системы будет страдать, если этого не отразить. Мы постараемся в следующем году что-нибудь сделать", - пообещал глава Фонда.
Отчет фонда
О деятельности самого Фонда речь, разумеется, тоже заходила.
Толстиков сообщил, что за полтора года своего существования организация, потратив 5,5 миллиарда рублей, поддержала в прокате и производстве 86 фильмов, из которых более 18 были сделаны с бюджетом, превышающим 150 миллионов рублей.
По мнению главы Фонда, именно такие картины способны вернуть зрителя отечественному кинематографу, и даже если доля российских фильмов в миллиарде долларов, заработанном в нашем кинопрокате в 2011 году, составляет, по разным оценкам, от 9 до 12%, говорить о неуспешности самого механизма преждевременно: ведь цикл производства зрительского проекта составляет около трех лет, а Фонд существует, по сути, лишь полтора года, и на его счету - ряд несомненных удач: "Елки" Бекмамбетова, цикл о "Трех богатырях" студии Сельянова, выручивший за первые выходные проката 6 миллионов долларов "Бой с тенью-3".
Продюсеры, вошедшие в число семи поддержанных Фондом мейджоров, затронули на Совете вопрос об увеличении числа лидеров, получающих господдержку через Фонд, тогда как глава Фонда говорил скорее об усовершенствовании его структуры и о создании при нем Индустриального совета, обладающего широкой компетенцией.