Прокатчики сохранили уровень кассовых сборов в 2011 году только за счет удорожания билетов

Прокатчики сохранили уровень кассовых сборов в 2011 году только за счет удорожания билетов
17.08.2012
МОСКВА, РБК Daily - Одновременно с ростом проникновения Интернета посещаемость кинотеатров в России в 2011 году перестала расти. Однако российские прокатчики сумели и с меньшей аудиторией увеличить кассу на 12%. Сохранить четвертое место в Европе отечественный прокат смог только за счет удорожания билетов. Участники рынка винят в низком спросе демографическую яму среди зрителей 16—25 лет.
Такие цифры озвучили исследователи Romir Movie Research, подводя итоги 2011 прокатного года. В компании подсчитали, что суммарно зарубежные и отечественные фильмы собрали в кинозалах 35,2 млрд руб., прибавив 12,1% по отношению к 2010 году. Из общей кассы 20,6% (против 16% в 2010 году), или 6,15 млрд руб., пришлось на долю отечественных картин. Однако позитивная динамика кассовых сборов в России объясняется только увеличением цены за билет, сетуют аналитики. Посещаемость кинотеатров в 2011 году впервые за историю наблюдений практически прекратила расти. «Если предыдущие наши ежегодники подтверждали рост посещаемости кинотеатров и вопрос состоял только в том, насколько этот рост является интенсивным, то сейчас вопросы состоят совершенно в другом: очевидно, что тенденция роста кинопоказа приостановилась», — отмечает управляющий партнер Romir Movie Research Олег Иванов. В 2011 году российский рынок кинопроката удержал четвертое место в Европе и девятое в мире. Место удалось сохранить опять-таки только за счет роста средней цены билета: со 185 до 207 руб.
При этом посетителей кинозалов почти не прибавилось — рост в 2011 году составил всего 0,6% по отношению к 2010 году. За всю историю подсчетов предыдущий минимум по зрителям был зафиксирован в 2006 году — тогда залы прибавили 2,8% аудитории. «По оптимистичному сценарию российский кинопрокат преодолеет стремительный спуск на дно, но произойти это может только за счет разрабатываемой государством стратегии поддержки отрасли», — комментирует г-н Иванов. Он обращает внимание, что в господдержке нуждается и отраслевая инфраструктура.
Интересно, что сборы отечественных фильмов прибавились в процентном соотношении только за счет нескольких картин. Почти половина доходов от них пришлась всего на два фильма — «Высоцкий. Спасибо, что живой» и «Елки-2» (46%). Безусловным российским лидером стал фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой», который собрал 868,2 млн руб. и на 24% превысил отечественный рекорд 2010 года, установленный фильмом «Елки» (699,6 млн руб.), отмечают в Romir Movie Research.
«Средняя цена билета выросла не только за счет низкой посещаемости, на нее повлияло и открытие залов с дорогостоящими технологиями 3D и IMAX», — утверждает генеральный директор кинокомпании «Каро Премьер» Алексей Рязанцев. Проникновение Интернета, по его мнению, незначительно отражается на доходах прокатчиков и киносетей. «В генетической памяти советского человека слишком сильна привычка к такому демократическому виду досуга как кино», — уверяет он. Проблема скорее в инфраструктуре: в городах, где больше полумиллиона жителей, рынок перенасыщен, и открытие кинозалов уже не ведет к пропорциональному росту аудитории, поясняет г-н Рязанцев. «В то же время многие города с населением меньше 500 тысяч не располагают большими развлекательными и торговыми центрами для открытия кинотеатров, и спрос остается неудовлетворенным», — сетует он.
Генеральный директор киносети «Синема Парк» Сергей Китин большую роль отводит художественной ценности кинопродуктов, которая напрямую влияет на посещаемость. «Продолжая тенденцию прошлого года, в первой половине 2012 года посещаемость кинотеатров просела на 4%. Хотя в нашей сети она даже прибавила те же 4% за счет более комфортных условий и хорошего оборудования», — делится г-н Китин. На общей негативной тенденции сказалась и демографическая яма в целевой аудитории кинотеатров (16—25 лет), добавляет участник рынка. Он соглашается с главой компании «Каро Премьер», что Интернет пока не отнимает зрителей у кинотеатров: «Исследования показали, что интернет-аудитория является активным посетителем кинотеатров, она использует все способы просмотра кино — и в онлайне, и на большом экране».

Возврат к списку