На бизнес-площадке ММКФ представили дебютное и региональное кино

На бизнес-площадке ММКФ представили дебютное и региональное кино
24.04.2018

20-21 апреля на 40-м Московском международном кинофестивале в кинотеатре «Октябрь» прошли мероприятия бизнес-программы, в этом году посвященные дебютному и региональному кино. Организатором площадки выступил Молодежный центр Союза кинематографистов России.

Одним из главных событий программы стал Х Московский Питчинг Дебютантов, ранее проводимый в рамках Российской программы ММКФ в Доме кино. Для участия в питчинге было прислано 816 заявок (из них короткометражное игровое кино – 314, документальное кино – 58, полнометражное игровое кино – 273, телесериалы и веб-сериалы – 171).

Московский Питчинг Дебютантов входит в программу Всероссийского, который проходит в 15 регионах России. Как пояснил директор Молодежного центра Дмитрий Якунин, «Календарный год начался с Екатеринбурга, где был проведен питчинг в рамках фестиваля «Человек Труда». Мы уже провели питчинги в Казани и Челябинске, готовимся к проведению конкурсов в Севастополе, Ставрополе, Барнауле и Архангельске. В рамках мероприятий проводятся не только сами защиты проектов, но и форсайт-сессии, круглые столы по развитию регионального кино, мастер-классы, презентации новых кинопроектов ведущих компаний, презентации технических новинок, показы короткометражного кино. Лауреаты питчингов претендуют на получение грантов в Министерстве культуры, в Фонде кино, получают техническую поддержку, продюсерскую разработку, гранты из региональных бюджетов, а также организационно-юридическую поддержку от Молодежного центра».

Перед питчингом в каждой номинации был показан трейлер «Снято-2», куда вошли кадры из проектов-лауреатов предыдущих конкурсов, снятых в последние два года (всего более 25 проектов) - https://www.youtube.com/watch?v=Mnx6L_ZNrv8&feature=youtu.be

В жюри питчинга в номинации «Документальное кино» вошли менеджер по развитию бизнеса компании CANON Евгений Субочев, исполняющая обязанности директора департамента кинематографии Министерства культуры РФ Ольга Любимова, генеральный директор компании Reflection Films Константин Нафиков, режиссер, сценарист, продюсер, композитор Анджей Петрас, генеральный директор Международного кинофестиваля «Флаэртиана», председатель Пермского отделения Союза кинематографистов России Павел Печенкин, продюсер игровых и документальных фильмов, генеральный директор студии «Камер-Тон-Фильм-Русь» Анастасия Разлогова, президент Гильдии неигрового кино и телевидения Виктор Скубей, генеральный директор студии документального кино «Артвидео», вице-президент Гильдии неигрового кино Никита Тихонов-Рау, директор международного кинофестиваля «ДОКер» Ирина Шаталова, продюсер киностудии «Остров» и руководитель направления документального кино Молодежного центра Союза кинематографистов России Ангелина Голикова, редактор дирекции документального кино «Первого канала» Ирина Молочкова, режиссер службы документальных фильмов ВГТРК и телеканала «Россия» Алена Смирнова и креативный продюсер Свердловской киностудии Татьяна Третьякова.

Лауреатом питчинга и получателем денежного приза стал проект Юлии Вишневицкой «День учителя» — фильм про двух молодых людей, лауреатов конкурса «Учитель для России», решивших пойти в народ. Они устраиваются учителями в обычную провинциальную школу, где царят бюрократия и жесткая дисциплина. В 2016 году проект уже участвовал в питчингах. Съемки начались осенью того же года в Тарусе. Главные герои – участники программы «Учитель для России» — в течение трех месяцев преподавали, велись съемки. Однако родители учеников по неясным причинам невзлюбили молодых педагогов. Начались скандальные родительские собрания, жалобы в прокуратуру. Съемочная группа очень хотела снять эту историю, но администрация школы испугалась возможных последствий, и пришлось вернуться к поиску новых героев и новой школы. Теперь действие фильма происходит в Балабаново.

«Я очень благодарна организаторам питчинга за то, что была возможность в течение этой недели подумать, порепетировать, это действительно оказалось очень важно. Вся неделя была у меня посвящена переделыванию трейлера, — призналась Юлия Вишневецкая. – Я очень благодарна жюри за то, что вы пришли и за то, что не испугались такого немного хулиганского проекта».

Техническую поддержку от рентала «Первое кино» и компании CANON, а также пять смен пост-продакшна получил проект «SOLO» Ольги Панкратовой. Это документальный цикл о шести разных стилях танца, хронометраж одной серии 26 минут. Каждая серия – фильм-портрет танцора. По словам автора, проект станет фильмом-исследованием, теоретическое погружение в стиль танца. Съемки будут проходить в необычных локациях: например, в тизере молодой человек исполняет пол-дэнс на березе.

Поддержку на пост-продакшне от «Свердловской киностудии» получил проект экспертов «Земля» Юлии Кушнаренко, рассказывающий о ненецких оленеводах.

Эксперты питчинга высоко оценили проект «Реанимация» Станислава Ставинова и Андрея Тимощенко, представленного вне конкурса. Кинематографисты из Краснодара два года назад стали победителями питчинга дебютантов с проектом «Жизнь с бактериями», отмеченного на ведущих кинофестивалях. Новый проект рассказывает о молодом враче, работающем детским реаниматологом в санитарной авиации. В маленький вертолет помещаются только его друг пилот, сам реаниматолог с ассистентом и пациент. 20 минут полета в больницу Алексей сражается за жизнь ребенка в одиночку. Хронометраж проекта 50 минут.

В жюри питчинга в номинации «Короткометражное кино» под председательством сценариста и педагога Юрия Короткова вошли сопредседатель Правления Молодежного центра Союза кинематографистов России, продюсер, режиссер Филипп Абрютин, кинообозреватель «Российской Газеты» Сусанна Альперина, режиссер и продюсер Андрей Анненский, исполнительный директор Национального фонда поддержки правообладателей Наталья Гойденко, режиссер Марк Горобец, главный редактор видеосервиса Start Михаил Клочков, менеджер по развитию бизнеса департамента профессионального оборудования CANON Евгений Субочев, креативный продюсер Свердловской киностудии Татьяна Третьякова и креативный продюсер компании Disney (Россия) Владимир Грамматиков.

Лауреатом питчинга стал проект Екатерины Тодоровской «Подстава». Комедия хронометражем 7-10 минут рассказывает о мэре города N, которому черт предлагает сделку – он готов отсрочить приезд проверяющего губернатора взамен на душу мэра. Среди актеров, которых режиссер хотел бы увидеть в фильме – Роман Мадянов, Тимофей Трибунцев и Нонна Гришаева. Помимо денежного приза, автор получил сертификат на бесплатное озвучание от компании DARecords, бесплатное обучение на курсах Юрия Короткова в Академии Wordshop и помощь в подборе актеров от Гильдии актерских агентств. Техническую поддержку от CANON и компании «Первое кино» получил проект «Синдром» Нарека Петросяна. Главный герой болеет синдромом Туретта, связанным с нервными тиками плечевой, шейной, лицевой части тела. При этом во время тика человек непроизвольно матерится. Однако, несмотря ни на что в конце он находит возможность познакомиться с понравившейся ему девушкой.

Компания «Кинозавод» вручила сертификат на техническую поддержку проекту Андрея Каштанова «Экстрим» о том, как механик небольшого городка проучил московскую гостью, захотевшую экстремальных приключений. Также проект получил фестивальную поддержку от компании Cinepromo.

Сертификат на услуги пост-продакшна от компании «График шторм» получил проект «Белая» (автор сценария Светлана Бондарь), а 75% скидки на обучение в Академии Wordshop – Соня Росс (проект «Варвара и Сансара») и Ирина Колесникова (проект «Нужна»).

Эксперты подвели итоги питчинга. Сусанна Альперина отметила, что ей было интересно читать проекты. «Однако для идеальной презентации необходим видеоролик. Презентация должна быть хорошо подготовлена, надо уделять внимание бюджету, дрим-касту и т.д.».
Владимир Грамматиков поделился своими впечатлениями от ситуации с драматургией в кинематографе: «Просто катастрофа! Компания Disney делает альманах «Счастье – это…». Мы получили 1650 идей, отобрали сценарную группу из 14 человек и столкнулись с тем, что современные драматурги не хотят заниматься человеческими отношениями, чувствами, любовь они считают старомодной, говорят о ней брезгливо. На этом питчинге, к счастью, другая ситуация. Есть разнообразие, вы дерзновенные, азартные».

Евгений Субочев отметил, что все проекты документалистов были с тизерами, а вот режиссеры короткометражных фильмов далеко не ко всем фильмам подготовили видеоролики.

«Я помню, как много было драматических проектов на первом питчинге, - отметил Филипп Абрютин. - И вот на десятом мы видим яркие презентации, комедии, драмеди и прочее, и вдруг я ловлю себя на мысли, что короткометражки становятся все более шаблонными. Куда-то уходит авторство».

«Хочу напомнить режиссерам и продюсерам, что здесь и на этом фестивале не вся публика, которая хочет увидеть и полюбить ваши фильмы, - говорит Михаил Клочков. - Давайте жизнь своим фильмам в интернете».

«Общий уровень достаточно высокий, но меня смущает, что даже в этой подборке сценариев и в презентациях авторы пытались показать, как они могут встроиться в кинопроцесс, - делится Юрий Коротков. - Понятно, что, когда пишется сценарий полного метра, автор думает о больших деньгах, жестком продюсерском отборе, и очень трудно начать работать над тем, что интересно лично вам. Сейчас абсолютное большинство сценаристов пишут либо про спорт, либо хорроры, ориентируясь на спрос нашего проката. Короткий метр дает возможность работать в любом интересном вам жанре. Я всегда надеюсь, что я открою присланные работы и увижу что-то искрометное, что не проходит в большое кино, тем более на ТВ. В этом смысле меня не порадовали присланные работы. Люди умеют писать, но заранее старательно пристраиваются к рынку. Хотелось бы больше смелости от молодых кинематографистов в конкурсе короткого метра, желания показать себя».

В жюри питчинга в номинации «Телесериалы и веб-сериалы» под председательством продюсера, вице-президента Академии Российского Телевидения и члена Европейской Киноакадемии Игоря Мишина вошли режиссер Владимир Котт, сценарист и продюсер кинокомпании «Друг Друга» Константин Майер, ведущий продюсер кинокомпании «Среда» Александра Ремезова, главный редактор портала ProfiCinema Нина Ромодановская, продюсер телеканала «ТВ-3» Владислав Рубин, шеф-редактор компании «Марс Медиа» Наталья Шишкова, советник департамента кинематографии Министерства культуры Максим Любович и продюсер веб-сериалов компании «Базелевс» Искандер Хакимов.

Первое место досталось проекту Ксении Белавиной «Тихо! Библиотека». Гибридный сериал-драмеди рассчитан на зрителей от 14 до 44 лет. Разработано 16 серий, полностью написан пилот, арки взаимоотношений персонажей и краткий синопсис серий. В центре истории жизнь и работа скромного библиотекаря Иры, которая безропотно тащит на себе работу всей библиотеки, не умеет говорить «нет» и обладает очень редким даром виртуозно подделывать чужие подписи. Амбициозный и принципиальный новый руководитель хочет превратить библиотеку в модное хипстерское место и стремится на всем сделать деньги.

Второе место занял детективный Александры Гончаровой «Класс лжецов» о расследовании смерти учительницы. Он получил редакторскую разработку от ТВ3.

Специальный диплом с предложением от экспертов о переделке проекта в полный метр, редакторскую разработку от ТВ3 и денежный приз получил Артем Золотарев с проектом «Ярче, чем звезды». Это музыкальный сериал о возвращении группы на эстраду после 20-летнего перерыва. Среди референсов — Begin Again, «Антураж» и «Ранетки». Главный герой – списанная в утиль поп-звезда, после необдуманной ставки теряет все и влезает в долги. Чтобы вернуть деньги, он не придумывает ничего лучше, чем снова собрать группу. Однако он не встречался с бывшими коллегами 20 лет, потому что группа распалась из-за него.

Эксперты также похвалили уровень и разножанровость представленных проектов. Владислав Рубин поделился тем, что прошлогодний победитель – проект Натальи Карповой «Петербург. Кровь и кружева» был взят в разработку телеканалом «ТВ-3» и уже автором написан 8-серийный сериал в сотрудничестве с редакторами компании.

«Моя позиция такая: если бы по регламенту нужно было отметить все семь проектов, то мы бы придумали формулировки, потому что это уже отобранные проекты, лучшее из того, что прислали, - считает Игорь Мишин. - Все участники достойны поощрения. Мое пожелание коллегам – если вы не можете спать, пока эту историю не доделаете, не обращайте внимания ни на какие результаты питчингов. Если вы горите темой, героями, все соревнования, конечно, имеют смысл, но ничего не значат в судьбе вашей истории. Не прекращайте любить своих героев, думать про мир, который вы хотите создать в своей истории, и тогда все придет».

В жюри питчинга в номинации «Полнометражное кино» под председательством режиссера, заведующего кафедрой режиссуры ВГИК Владимира Хотиненко вошли продюсер компании «Большое кино» Гевонд Андреасян, директор по экспертизе и исследованиям компании «Киноэкспертиза» Надежда Астахова, генеральный продюсер компании «Клевер» Илья Бачурин, главный редактор журнала «Бюллетень кинопрокатчика» Мария Вогт, продюсер компании Art Pictures Studio Андрей Кутуза, продюсер компании «Марс Медиа» Николай Ларионов, советник департамента кинематографии Министерства культуры РФ Максим Любович, продюсер кинокомпании Vita Aktiva Юлия Мишкинене, генеральный директор студии «Стелла» и «ВГИК-Дебют» Федор Попов, директор финансово-производственного Департамента Фонда кино Вадим Потапов, руководитель отдела девелопмента компании YBW Руслан Татаринцев и продюсер веб-сериалов компании «Базелевс» Искандер Хакимов.

Лауреатом питчинга стал проект Владимира Бобкова «Не трогай моих чертежей». В основе истории лежат реальные события, происходившие в 1929 году в СССР. Правительство принимает решение продать за границу произведения искусства из музеев. Из Эрмитажа изымаются тысячи экспонатов, в том числе 50 великих шедевров, которые навсегда покинули страну. Главный герой фильма Георгий – хранитель сектора Востока в Эрмитаже, который пытается сопротивляться продаже шедевров.

Второе место досталось проекту «Светлячок» Татьяны Матюшонок. Проект рассказывает о современной «девочке-чучеле», приезжающей из глухой деревни учиться в городскую школу. Сталкиваясь с жестокостью подростков, главная героиня, тем не менее, не теряет своих лучших качеств, в итоге вызывая у класса ответную симпатию.

Третье место жюри распределило мистическому триллеру «Чувство вины» Ильи Чиколини и Никиты Грамматикова. Жизнь героя меняется, когда его начинают преследовать призраки его жены и маленького сына, погибших пять лет назад. У Алексея есть все основания винить себя в их смерти, но он старательно это игнорирует.

Вне конкурса было представлено три проекта, среди них наибольший интерес вызвал проект известного режиссера-документалиста Натальи Гугуевой «Машка и Мишка». Это история двух цирковых верблюдов, которые со своим хозяином-дрессировщиком проходят всю Великую отечественную войну в составе артиллерийского расчета. Дойдя до Берлина, они участвуют во взятии Рейхстага, но после гибели хозяина, командир полка принимает решение усыпить животных. Пленный немец предлагает устроить верблюдов в Берлинский зоопарк. С этой историей Наталья планирует дебютировать в полнометражном игровом кино.

«Уровень и организация питчинга – очень приличный, - уверен Владимир Хотиненко. - За это хочется выразить благодарность Молодежному центру. Я хочу поблагодарить Совет экспертов, с которыми мы вместе принимали решение. Лично я получил удовольствие от точности, корректности и доброжелательности экспертов, где нужно – жесткости».

20 апреля в программе Work-in-progress «Региональное кино» экспертам были представлены 10 региональных игровых проектов для дальнейшей фестивальной дистрибьюции, теле, кино и интернет-проката. В качестве экспертов программы выступили: Анатолий Сергеев, руководитель прокатной компании «Кинологистика»; Алиса Струкова, руководитель отборочной комиссии фестиваля «Окно в Европу», консультант прокатной компании «Парадиз»; Екатерина Тарбо-Игнатенко, независимый продюсер, участник программы Produsers Network Каннского международного кинофестиваля; Нина Кочеляева, член отборочной комиссии Международного Сочинского кинофестиваля и кинофестиваля «Евразия»; Павел Печенкин, руководитель Пермской синематеки.

Все проекты различались разножанровостью и степенью готовности. Бюджет картин варьировался от 420 000 до 180 000 000 рублей. География представленных фильмов: Бурятия, Татарстан, Башкортостан, Иркутск, Нижний Новгород, Архангельск. Эксперты оценили фестивальный и прокатный фестиваль картин, отметив, что подобные мероприятия знакомят кинематографическое сообщество с важным пластом российского регионального кино и дают возможность фильмам из регионов найти партнеров, фестивальные и прокатные площадки.

21 апреля в программе «Карта региональных проектов. Презентация успешных практик» состоялась презентация 14 успешных практик в области регионального кино из Якутии, Бурятии, Татарстана, Башкортостана, Перми, Карелии, Иркутска, Челябинска, Тюмени, Казани, Тольятти, Новосибирска, Воронежа и Архангельска. Также заочно были представлены презентации из Ставропольского края и Алтайского края.

Говоря о значении работы площадки, киноэксперт, руководитель «Роскультпроекта» Олег Иванов отметил: «Три года назад мы задумались над тем, что кино – это не только Москва и Санкт-Петербург, это огромное количество регионов. Нам показалось, что региональное кино может стать очень хорошим трендом, чтобы в регионах появилось киносообщество, оборудование и техника, люди, заинтересованные в том, чтобы снимать кино. Кроме феномена якутского кино, в ряде республик и областей уже тогда была активность. Мы составили кинорейтинг регионов, в нескольких регионах провели Стратегические сессии с представителями власти. Мы считаем, что не нужно регионам развиваться по одному шаблону, потому что они – очень разные. У каждого региона должно быть свое кинематографическое лицо. Поэтому сегодняшняя встреча в рамках ММКФ – часть наших задумок относительно бренда «Региональное кино». Она должна многим на что-то открыть глаза, задуматься, что и как следует делать дальше. Региональная кинематография существенно влияет на социально-экономическое развитие региона, бренд региона, его восприятие. Мы хотим обсуждать лучшие практики, после сегодняшнего разговора мы хотим по итогам презентаций сделать издание - сборник успешных практик по регионам».

Завершением бизнес-площадки ММКФ стала вечеринка, организованная совместно с документальной программой ММКФ при поддержке компании CANON на теплоходе River Palace 2. Гостями мероприятия стали: программный директор ММКФ Кирилл Разлогов, руководитель документальной программы ММКФ Сергей Мирошниченко, Председатель Московской организации Союза кинематографистов России Евгений Герасимов, руководитель «Роскультпроекта» Олег Иванов, режиссеры Алексей А. Герман, Слава Росс, Евгений Григорьев, лауреат Берлинале Елена Окопная, актриса Ольга Зайцева, эксперты питчинга Константин Майер, Мария Вогт, Ангелина Голикова, Иван Кудрявцев, продюсер Наталья Иванова и многие другие.

На мероприятии было объявлено о сотрудничестве Молодежного центра СК РФ с Молодежным образовательным форумом «Таврида», GorkyFest, а также состоялась презентация Недели российского кино в Лондоне.


Возврат к списку