Итоги 2021 года для киностудий Голливуда: Дисней снова впереди всех

Итоги 2021 года для киностудий Голливуда: Дисней снова впереди всех
07.01.2022 Из всей кассы мирового кинопроката в размере $21,4 млрд половину сборов дали в 2021 году релизы шести основных киностудий Голливуда. В целом по сравнению с 2020 годом выручка кинотеатров планеты выросла на 78%,  американская касса увеличилась более чем вдвое, тогда как международная на 66%.

Надежды киноиндустрии оправдались не в полной мере.  Во многих странах ситуация оставалась непредсказуемой. Ещё в понедельник всё могло быть нормально, а в пятницу решением властей кинотеатры снова оказывались закрыты.  От 4 до 6 месяцев не функционировал кинопрокат в большинстве стран Западной Европы,  аналогичная ситуация наблюдалась в Юго-Восточной Азии. Больше всего пострадали там демонстрировавшие до пандемии устойчивый рост Индонезия и Филиппины.

Ставшая массовой практика гибридных релизов увеличила роль фактора пиратства. Появление идеальных пиратских копий в первый же день кинопроката полностью поменяло правила игры. Величину ущерба сложно здесь точно оценить. В Голливуде считают, что потенциальные потери составляли от 10 до 25% международной кассы.  Относительно безболезненно справлялось с данной проблемой детское и семейное кино, в других случаях киностудии выходили из положения, ставя международные премьеры на неделю, две и даже на месяц раньше американской.

В таблице ниже приведены результаты ведущих киностудий Голливуда в американском, международном и мировом кинопрокате. Четыре из них преодолели отметку в 2 миллиарда долларов, а лучшей снова оказалась студия Disney.  Пробежимся бегло по основным итогам.

N Студия Сборы в США, млн$ Международные сборы, млн$ Мироые сборы, млн $
1 Disney 1171 1734 2905
2 Sony 1059 1372 2431
3 Universal 714 1682 2396
4 Warner Bros. 667 1592 2259
5 Paramount 278 272 550
6 Lionsgate 116 49 165

1. Студия Disney $1171 млн в Северной Америке + $1734 млн в международном кинопрокате, всего $2905 млн.

Несмотря на несколько гибридных релизов и потерю важного китайского рынка для блокбастеров Marvel, студия Disney в очередной раз возглавила чарт. По сравнению с прошлым годом мировые сборы выросли на 113%, а международные на 131%.

Три кинокомикса дали в итоге 41% годовой выручки. Большой неожиданностью стало первое место в этой тройке фильма «Шан-чи и легенда десяти колец» ($207,7 млн в международном кинопрокате и $432,2 млн во всём мире). Большего ожидали от «Вечных» ($236,8 млн в международном кинопрокате и $401,4 млн во всём мире) и особенно от «Чёрной вдовы» ($196,1 млн в международном кинопрокате и $379,8 млн во всём мире). Приятным сюрпризом для всех стал результат «Главного героя» ($209,9 млн международные сборы и $331,5 млн мировые). Без гибридных релизов наверняка большего добились бы «Круэлла» ($147,4 млн международные сборы и $233,5 млн мировые) и «Круиз по джунглям» ($103,9 млн международные сборы и $220,9 млн мировые). Приключенческий блокбастер вышел в итоге в китайский кинопрокат, но произошло это через четыре с лишним месяца после мировой премьеры. Результатом стали жалкие крохи от возможной выручки. Куда больше повезло заработавшему в Поднебесной $94,5 млн «Главному герою».

Сразу на Disney+ вышли ленты студии Pixar «Душа» и «Лука». На большом экране их можно было увидеть только в тех странах, где платформа пока что недоступна. Одновременно в кинотеатрах и онлайн вышел мультфильм «Райя и последний дракон». Чисто кинопрокатным релизом стала только диснееская лента «Энканто» ($113 млн международные сборы и $203,6 млн мировые).

Все главные неудачники оказались проектами 20th Century Fox. Полное фиаско на экранах планеты потерпела «Последняя дуэль» Ридли Скотта ($19,7 млн международные сборы и $30,6 млн мировые). Отличные отзывы критиков и немногочисленных посетителей сеансов совершенно не помогли новой «Вестсайдской истории» ($16,6 млн международные сборы и $44,8 млн мировые). Проваливается по всему в кинопрокате и оказавшийся совершенно невостребованным приквел «King’s Man: Начало».

В новом 2022 году ключевую роль продолжат играть экранизации комиксов Marvel. На этот раз все они будут продолжениями историй уже хорошо знакомых зрителям супергероев. И конечно все с нетерпением ждут премьеру «Аватара 2». Первоначально продолжение кассового хита Джеймса Кэмерона должно было появиться на экранах кинотеатров ещё в 2014 году.

2. Студия Sony Pictures $1059 млн в Северной Америке и $1372 млн в международном кинопрокате, всего $2431 млн.

На 106% по сравнению с 2020 годом прибавила студия Sony Pictures. Причём львиная доля её сборов пришлась на три месяца с октября по декабрь. 759 млн в международном кинопрокате и $1372,6 млн во всём мире по состоянию на 2 января заработал кинокомикс «Человек-паук: Нет пути домой». Первый миллиардер мирового кинопроката с начала пандемии дорогого стоит. Итоговый результат даже без Китая ожидается в районе $1,7 млрд. Кроме того, $288,6 млн на международной арене и $501,1 млн во всём мире собрал сиквел «Веном 2». Полностью оправдал ожидания киностудии бравший своё ностальгией фантастический экшен «Охотники за привидениями: Наследники» ($61,3 млн в международном кинопрокате и $185,1 млн во всём мире).

Большую часть года Sony Pictures проявляла напротив минимум активности. За период с марта 2020 года по август 2021 года различным онлайн платформам были проданы сразу девять предназначавшихся для кинопроката проектов. Наибольшим кассовым потенциалом обладала среди них четвёртая часть анимационной франшизы «Монстры на каникулах». Ещё в марте состоялись первые международные премьеры сиквела «Кролик Питер 2». В американский прокат семейная кинолента вышла только в июне, но сборы очень сильно уступили результатам первой части в 2018 году ($113,4 млн в международном кинопрокате и $153,7 млн во всём мире).

Сразу же после новогодних праздников было принято решение о переносе премьеры кинокомикса «Морбиус» с января на апрель. Среди остальных главных релизов 2022 года выделяются приключенческий экшен «Анчартед: На картах не значится», боевик с Брэдом Питтом «Быстрее пули» и анимационный сиквел «Человек-паук: Через вселенные 2».

3. Студия Universal Pictures $714 млн в Северной Америке + $1682 млн в международном кинопрокате, всего $2396 млн.

Более чем за месяц до американской премьеры дебютировал «Форсаж 9» в России и Китае. Заработавший $553,2 млн в международном кинопрокате и $726,2 млн во всём мире боевик долгое время значился самым кассовым релизом с начала пандемии. Сменил его в этом статусе другой боевик «Не время умирать», который тоже выпускала на международной арене студия Universal Pictures ($613,3 млн). В Великобритании двадцать пятый фильм Бондианы занял третье место за всю историю национального кинопроката. По партнёрской сделке со студией MGM Universal Pictures занимается также международным кинопрокатом криминальной драмы «Дом Gucci». Полученные здесь $77,5 млн по нынешним временам можно считать успехом.

Гибридными релизами у Universal Pictures стали сиквелы «Босс-молокосос 2» ($89,4 млн в международном кинопрокате и $146,7 млн во всём мире) и «Хэллоуин убивает» ($39,6 млн в международном кинопрокате и $131,6 млн во всём мире). Оба фильма были доступны для просмотра без дополнительной платы подписчикам платформы Peacock. Проиграет много первой части, но всё равно принесёт солидную прибыль ещё один сиквел «Зверопой 2» ($55,4 млн в международном кинопрокате и $156,1 млн во всём мире по состоянию на 2 января).

На 2022 год студия Universal Pictures подготовила довольно мощный пакет релизов. Претендовать на преодоление миллиардного рубежа будут триквел «Мир Юрского периода: Господство» и сиквел «Миньоны: Грювитация». Заслуживают упоминания ещё два мультфильма «Кот в сапогах» и «Супербратья Марио». Единственным гибридным релизом заявлена пока что выходящая на День святого Валентина романтическая комедия с участием Дженнифер Лопез и Оуэна Уилсона «Первый встречный». Главные роли в другой романтической комедии «Билет в рай» сыграют Джулия Робертс и Джордж Клуни. Традиционно интригует новый проект Джордана Пила «Нет».

4. Студия Warner Bros. $667 млн в Северной Америке + $1592 млн в международном кинопрокате, всего $2259 млн.

Решение перевести в гибридный формат все свои релизы не помешало добиться значительно роста (95% по международным и 109% по общемировым) студии Warner Bros. Сколько сотен миллионов долларов кассовых сборов стоила такая стратегия, можно только гадать. К тому же свыше 300 миллионов долларов было потрачено только на улаживание отношений с актёрами, режиссёрами и продюсерами.

Насколько это было возможно, киностудия пыталась проявлять гибкость. Первые международные премьеры многих экшен проектов состоялись на неделю или даже две раньше, чем в США. Именно так выходили на экраны весной «Мортал Комбат» ($41,4 млн в международном кинопрокате и $83,6 млн во всём мире) и «Годзилла против Конга» ($367,3 млн международные сборы и $467,9 млн). Фантастический экшен обновил практически все рекорды периода пандемии и до выхода «Форсажа 9» удерживал их.

«Дюна» Дени Вильнёва и вовсе начала международный кинопрокат на пять недель раньше, чем в США. $288,9 млн международных сборов и $396,1 млн общемировых были признаны весьма солидными результатами. Пристойно отработали гибрид анимации и игрового кино «Том и Джерри» ($86,8 млн международных сборов и $132,8 млн общемировых) вместе с хоррором «Заклятие 3: По воле дьявола» ($136,4 млн в международном кинопрокате и $202 млн во всём мире).

Среди высокобюджетных и амбициозных проектов разочаровали прежде всего кинокомикс «Отряд самоубийц: Миссия навылет» ($111,6 млн международные сборы и $167,4 млн общемировые) и фантастический блокбастер «Матрица: Воскрешение» (по состоянию на 2 января $74,6 млн международные сборы и $105,5 млн общемировые). Руководство киностудии очень надеялось получить для мира «Матрицы» как минимум новую трилогию. Но с очень слабыми результатами и весьма неоднозначными отзывами об этом, судя по всему, придётся забыть. Задавать тон в 2022 году здесь тоже будут кинокомиксы. На экраны выйдут сразу четыре блокбастера по комиксам издательства DC «Бэтмен», «Чёрный Адам», «Флэш» и «Аквамен 2». Попытается удержать свою франшизу хотя бы в рамках окупаемости затрат фэнтези блокбастер «Фантастические твари: Тайны Дамблдора». От практики гибридных релизов, пока что решено отказаться, кинопрокатное окно обещано не менее 45 дней.

5. Студия Paramount Pictures $278 млн в Северной Америке + $272 млн в международном кинопрокате, всего $550 млн

По большей части отсиживалась и ждала лучших времён студия Paramount Pictures. Дважды была перенесена премьера сиквела «Топ Ган: Маверик». Инсайдеры продолжают уверять, что на киностудии очень верят в этот проект. Разделяют уверенность в его кассовом потенциале и многие независимые эксперты. Ещё раньше ушла на 2022 год седьмая «Миссия невыполнима» того же Тома Круза.

Без этих двух блокбастеров больше половины кассовых сборов пришлось на долю сиквела «Тихое место 2» ($137,3 млн в международном кинопрокате и $290,4 млн во всём мире). Ещё $213,2 млн заработали на двоих ставшие гибридными релизами «Щенячий патруль в кино» и «Большой красный пёс Клиффорд». Первым крупным релизом 2022 года станет новый фильм хоррор франшизы «Крик», в апреле выйдет сиквел «Соник 2 в кино», а летом способна приятно удивить приключенческая комедия «Затерянный город».

 

 

 

 




Возврат к списку