Деятели кино думают, что поддержку надо оказывать не только продюсерам

Деятели кино думают, что поддержку надо оказывать не только продюсерам
08.06.2012 СОЧИ, РИА Новости - Государственную поддержку должны получать не только продюсеры, но и все остальные участники киноиндустрии - прокатчики, кинотеатры и даже режиссеры, убеждены участники круглого стола "Фонд кино в диалоге", который состоялся в четверг в рамках фестиваля "Кинотавр" и был организован порталом Proficinema.

Как подчеркнул в открывшем дискуссию выступлении глава фонда Сергей Толстиков, добиться идеально устраивающего всех механизма распределения госсредств невозможно, однако государство должно стремиться к тому, чтобы "совершенствовать систему, делать ее реактивной, отвечающей на вызовы и более прозрачной".

"Если есть ресурс - должна быть четкая и понятная методология того, как он расходуется", - подчеркивает исполнительный директор Фонда кино, признавая, что "вопрос экспертизы, та точка, где решается, какой ресурс какому продюсеру дать - самый болезненный в системе господдержки кино".

Толстиков настаивает, что в формировании политики в области кинематографа государство отталкивается от интересов индустрии и не намерено полностью подчинять кино пропагандистским интересам.

Перспективы

"Фонду необходим инструмент, чтобы прогнозируемо давать поддержку на три или, как минимум, на два года. Сейчас это законодательно невозможно, но нужна возможность перспективного планирования", - подчеркивает глава фонда.

Существующая система лишает продюсеров возможности долгосрочного планирования, так как правила игры меняются ежегодно, сокрушается Игорь Толстунов, чья компания "Профит" по итогам заседания попечительского совета Фонда в среду перестала считаться мейджором.

Универсальное стимулирование

По мнению гендиректора компании "Невафильм" и президента "Киноальянса" Олега Березина, чтобы очертить внятные перспективы, всем участникам рынка заодно с государственными регуляторами следует взять таймаут примерно на год и выработать единую концепцию, "охватывающую все элементы - и работу со зрителем, и социальные программы, и школьные программы, и стимулирование семейных и подростковых походов в кино".

Он предлагает организовать под эгидой Фонда кино "агентство по модернизации кинотеатров, через которое могут осуществляться стимулирующие выплаты кинотеатрам, показывающим российское кино, при достижении ими определенных показателей и при хорошей работе со зрителями".

Березин отвергает идею введения обязательной квоты на отечественное кино, однако полагает, что кинотеатры, отремонтированные или построенные за счет муниципальных средств, можно было бы превратить в своего рода синематеки, некоммерческие киноцентры, финансируемые за счет бюджета и отводящие большую долю сеансов под российские фильмы. Такие залы со временем превратятся в своего рода "клубы по интересам" наподобие московских кинотеатров "35 мм", "Ролан" или "Пионер".

С идеей стимулирования всех участников рынка согласен и глава AR Films Александр Роднянский, который признался, что парадоксальным образом, являясь продюсером, должен настаивать на выделении грантов "всем, кто влияет на суть процесса - и дистрибуторам, и экзибиторам, то есть тем, кто непосредственно показывает кино, и продюсерам".

Продюсер Роман Борисевич полагает, что поддерживать можно не только компании, но и конкретных режиссеров.

"К примеру, Звягинцев и Попогребский являются конвертируемым брендом, достаточно известным в мире. Почему бы не предложить им больший, чем обычно, бюджет?" - говорит он.

Конкуренция

По мнению Роднянского, только государственное вмешательство позволит сформировать рынок, с тем чтобы на нем существовали не только популярные среди подростков франшизы и фильмы-аттракционы, но и сложные, содержательные драмы.

Однако необходимо поддерживать жесткую конкуренцию, поскольку "кино не терпит политкорректности". "Победа на Олимпиаде в 1982 году не означает автоматической выплаты дивидендов в 2012-м. Мы каждый раз бежим заново", - сказал он.

"Продюсер - не государственный чиновник, а предприниматель. Предпринимателей не назначают, ими становятся. И странно толкать их к бизнесу, построенному на расходовании госсредств без необходимого возврата", - подчеркивает глава AR Films, ранее получавший от фонда средства только на фильм Андрея Звягинцева "Елена" как на социально значимый проект.

Со вчерашнего дня "Нон-стоп продакшн" Роднянского вошла в число мейджоров и будет финансироваться на других условиях.

Однако продюсер считает, что кинокомпании должны возвращать в казну 10-15% полученной со сделанного с госучастием проекта, если речь идет об авторском фильме, а если картина была успешной комедией - возврат может доходить до 50%.

Ранее фонд требовал возврата 5% прибыли, по итогам последнего заседания попечительского совета эта цифра возросла до 10-25%.

Внешние связи

Фонд по-прежнему намерен уделять особое внимание продвижению отечественного кинематографа за рубежом.

"Результат может прийти не оттуда, откуда все ждут: бокс-офис за рубежом может быть больше, чем у нас", - полагает Роман Борисевич, приводя в пример "Елену" Звягинцева, заработавшую во французском прокате больше, чем в российском, и успешно идущую в США.

"Мы создали отдельную группу отбора проектов по копродукции, для которой требуется экспертиза, в корне отличающаяся от экспертизы по отбору социально-значимых проектов", - отметила глава международного департамента фонда Елена Романова.

Она подчеркнула, что "культура международной дистрибуции в России только зарождается" и нуждается в системном подходе.

В частности, предложил глава "Метрономфильма" Арсен Готлиб, стоило бы изменить законодательство таким образом, чтобы продюсерам, получившим государственные деньги, можно было реализовывать свои проекты в течение более чем двух лет: сложные копродукционные затеи зачастую требуют длительных согласований, а по текущим законам производство должно уложиться в два года, что по сути делает копродукцию невозможной.

С 2012 года фонд организует единые стенды российских компаний на крупнейших международных кинорынках, беря на себя все расходы, чтобы облегчить финансовое бремя независимым продюсерам, и выделяет средства на поддержку международной дистрибуции фильмов.

Кроме того, фонд создает новую международную бизнес-площадку в Москве под названием Red Square Screenings: с 15 по 20 октября в кинозалах ГУМа для сотни ведущих дистрибуторов, критиков, фестивальных отборщиков и представителей телеканалов будут демонстрироваться новые российские, казахские, украинские и белорусские проекты.

"Это действительно ответ на мольбы киноиндустрии", - полагает Романова.

Возврат к списку