«Зрителям «Принца Персии» будет на что посмотреть!»

«Зрителям «Принца Персии» будет на что посмотреть!» Джерри Брукхаймер и Майк Ньюэлл
04.06.2010

27 мая на экраны России и СНГ выходит приключенческий фильм «Принц Персии: Пески времени», созданный по мотивам одноименной популярной компьютерной игры. Кинодистрибьюцию картины осуществляет компания WDSSPR.


27 мая на экраны России и СНГ выходит приключенческий фильм «Принц Персии: Пески времени», созданный по мотивам одноименной популярной компьютерной игры. Кинодистрибьюцию картины осуществляет компания WDSSPR. 
Действие ленты разворачивается в VI веке н.э. в Персии. Отважный принц Дастан, приемный сын короля Шарамана, вынужден вступить в союз с принцессой Таминой из древнего города Аламута, чтобы вместе дать бой темным силам и спасти старинный кинжал, с помощью которого можно высвободить таинственные Пески времени, способные повернуть время вспять и сделать обладающего ими повелителем всего мира. Роль принца Дастана в фильме исполнил Джейк Джилленхол («Донни Дарко», «Морпехи»), а принцессу Тамину сыграла Джемма Артертон («Квант милосердия», «Рок-н-рольщик»). В картине также снялись Бен Кингсли («Ганди», «Список Шиндлера»), Альфред Молина («Кофе и сигареты», «Человек-паук: Враг в отражении»), Тоби Кеббел («Александр», «Рок-н-рольщик») и другие актеры. В преддверии выпуска ленты «Принц Персии: Пески времени» в российский прокат на вопросы журнала «Кинобизнес сегодня» в режиме блиц-интервью ответили продюсер картины Джерри Брукхаймер (трилогия «Пираты Карибского моря», дилогия «Сокровище нации», «Перл-Харбор») и ее режиссер Майк Ньюэлл («Четыре свадьбы и одни похороны», «Гарри Поттер и Кубок огня»). В беседе также принял участие создатель компьютерной игры «Принц Персии: Пески времени» Джордан Мехнер, написавший историю, которая легла в основу сюжета фильма, и ставший одним из исполнительных продюсеров ленты. 

Сергей Некрасов: Господин Брукхаймер, вас называют «Мистер Блокбастер». Ваши фильмы заработали в мировом прокате свыше $15 млрд (включая доходы от выпуска на VHS и цифровых носителях). Какую роль играют деньги в вашей профессиональной жизни? 

Джерри Брукхаймер: Безусловно, очень значительную. Без больших денежных затрат настоящих блокбастеров не бывает. Но кинематографом я занимаюсь вовсе не исключительно ради денег. Я просто делаю то, что мне нравится! Если бы меня интересовал только бокс-офис картины, поверьте, я бы шел гораздо более проторенными путями. Ну а если говорить о моем методе выбора проектов, то он чрезвычайно прост – я продюсирую только те фильмы, которые мне хотелось бы посмотреть в кинотеатрах самому. Положа руку на сердце, предпочтения аудитории для меня всегда остаются загадкой. Я не знаю, что нужно зрителю, но знаю, что хочу увидеть на экране сам. Поэтому каждый раз, когда мой фильм выходит в прокат, я жду информации о кассовых сборах первого уик-энда с замиранием сердца. Мне постоянно кажется, что все пойдет не так, как надо, что никому, кроме меня, эта картина не нужна, что вообще не будет продано ни одного билета. К счастью, пока эти опасения ни разу не подтвердились. 

— Любой нынешний блокбастер являет собой сочетание яркой истории, рассказываемой с экрана, и впечатляющих спецэффектов. Однако сюжет компьютерной игры, разработанной Джорданом Мехнером, мягко говоря, далек от вершин оригинальности. Почему вы изначально решили взяться проект «Принц Персии: Пески времени»? 

Джерри Брукхаймер: Прежде всего, мне очень понравилась сценарная заявка Джордана. В ней сочетались героический сюжет, романтическая линия и, как бы странно это ни прозвучало, намек на шекспировскую трагедию, особенно ярко ощущавшийся в сценах, где речь идет о взаимоотношениях трех братьев – трех сыновей короля Шарамана, каждый из которых при определенных обстоятельствах имеет шанс взойти на персидский престол. 

— Когда родилась идея попытаться рассказать о приключениях героев компьютерной игры на языке кино? 

Джордан Мехнер: Впервые эта мысль пришла мне шесть лет назад. Вскоре я предложил заявку на сценарий будущего фильма студии Disney и Джерри Брукхаймеру (синопсис, кстати, довольно сильно отличался от собственно сюжета компьютерной игры). Кроме того, я показал им двухминутный трейлер, смонтированный мной на моем Mac’е из различных фрагментов игры. Джерри пришел в восторг и немедленно дал мне добро на написание сценария. Я сразу приступил к работе, на которую у меня ушло около полутора лет. Было создано несколько вариантов основной истории, каждый последующий из которых все меньше напоминал изначальную игру. В результате я сделал все, что от меня зависело, по мнению Джерри, и за работу над сценарием принялись профессиональные кинодраматурги. Их было несколько – Джефф Нахманофф, Боаз Якин, Даг Миро, Карло Бернард и другие. Каждый из них внес свой вклад в формирование сценарной основы фильма, но, к сожалению, далеко не каждую их идею удалось вместить в рамки двухчасовой картины. Например, ни одно из предложений Джеффа в окончательный вариант сценария так и не вошло, поэтому в титрах его имя не упоминается. 

 - Почему было решено делать не непосредственную экранизацию игры, а фильм по ее мотивам? 

Джордан Мехнер: Потому что законы восприятия игрового контента у публики в кинозале и у геймера перед дисплеем компьютера – это две большие разницы. Зритель в кинотеатре лишен интерактива (скажем, он не может управлять движениями героев на экране), поэтому его внимание нужно удерживать иными способами – например, развивать романтическую составляющую истории. Если бы я просто экранизировал игру, то практически весь сюжет фильма представлял бы собой бесконечную череду акробатических трюков: прыжки по разрушающимся лестницам, раскачивание на канатах и т. д. Но то, что доставляет удовольствие играющему, наблюдающего за игрой довольно быстро утомит. Весь сценарий создавался с учетом этого. К тому же я знал, что продюсировать картину будет Джерри Брукхаймер — человек с потрясающим продюсерским видением. В итоге в фильме зрители увидят много того, чего в игре нет (или есть, но в значительно меньшем объеме): множество дворцов, потрясающие костюмы, поражающие воображение городские и природные ландшафты и т. д. Появились новые герои – например, шейх Амар и его преданный соратник Сэсо, которых в картине сыграли великолепные Альфред Молина и Стив Туссэн. Стало больше юмора, возникла сюжетная линия, связанная с путешествием. Словом, в игры играют, а фильмы смотрят. Уверен, зрителям «Принца Персии» будет на что посмотреть. 

— Насколько я понимаю, в сценарии картины были использованы элементы «Воина внутри» и «Двух тронов» — второй и третьей компьютерных игр о приключениях принца Персии. Почему их было решено внести уже в первый фильм, а не приберечь для сиквелов? 

Джордан Мехнер: Вообще-то история, утвержденная Джерри Брукхаймером в качестве основы для сценария, была вдохновлена исключительно игрой «Принц Персии: Пески времени». «Воина внутри» и «Двух тронов» тогда просто не было в природе. Но пока кинодраматургическая основа будущего фильма доводилась до ума, эти игры были разработаны и выпущены компанией Ubisoft. Те элементы, о которых вы говорите, появились на свет не во время написания сценария, а уже на стадии работы непосредственно над фильмом. Большая их часть нашла отражение в разработке костюмов, хореографии поединков, проектировании разнообразного оружия и боевых средств. 

- Почему постановку картины вы решили доверить англичанину Майку Ньюэллу, чья «британскость» буквально сквозит во всех его фильмах, а не какому-либо режиссеру с иранскими, ближневосточными или, скажем, индийскими корнями? 

Джерри Брукхаймер: Сказать по правде, этническое происхождение Майка Ньюэлла интересовало меня едва ли не в последнюю очередь. Гораздо более важны для меня были его профессиональные качества. Скажем, такая картина как «Донни Браско» наглядно демонстрировала, что Майк умеет работать с крупными драматическими актерами, а таковых в «Принце Персии» было немало (чего стоит, например, сэр Бен Кингсли, обладатель «Оскара», двух премий BAFTA и множества других наград). «Четыре свадьбы и одни похороны» убедительно доказывали, что Ньюэлл может заставить зрителей смеяться и плакать. И, наконец, «Гарри Поттер и Кубок огня» свидетельствовал, что этому режиссеру по плечу любая крупнобюджетная постановка, изобилующая спецэффектами. Так что, на мой взгляд, выбор Майка Ньюэлла был весьма естественным. 

 — Мистер Ньюэлл, а как вы восприняли предложение стать режиссером «Принца Персии»? 

Майк Ньюэлл: Мне выслали сценарий, и он мне понравился. Но одним из решающих факторов при окончательном принятии решения для меня стало то, что Джерри (Брукхаймер.— Прим. ред.) также прислал мне альбом, где были собраны картины художников XIX века (если мне не изменяет память, в основном французских), написанные в Аравии. Это были преимущественно жанровые сцены: караваны верблюдов, восточные базары, люди на фоне каких-то абсолютно фантастических зданий и т. д. Увиденное потрясло меня настолько, что когда Джерри по прошествии некоторого времени спросил, готов ли я взяться за проект, мой ответ был: «Пока не знаю, но книгу я точно оставлю себе!» 

 - Готовясь к съемкам, смотрели ли вы фильмы других режиссеров, основанные на компьютерных играх? 

Майк Ньюэлл: Нет. Мне не хотелось попасть в зависимость от чьих-то идей. Я даже в игру Джордана толком не играл после того, как убедился, что могу управлять ее героем примерно три секунды, а затем он неизбежно погибает в жерновах какой-то жуткой машины для убийства. Поэтому я просто наблюдал за тем, как играют мои ассистенты, и на основании увиденного составлял мнение об изобразительном мире компьютерного «Принца Персии». И столько там было разнообразных аттракционов, что я даже загрустил и как-то раз заявил Джерри: «По-моему, этот проект не для меня! Очень уж высока плотность трюков и спецэффектов». Но он заверил меня, что ему важно не уместить как можно больше акробатических номеров в минуту экранного времени, а сделать их органичной частью повествования, основанного на драматической истории, способной тронуть сердца зрителей. Это взбодрило меня, неуверенность улетучилась, и я смог продолжить нормальную работу над проектом. 

- Практически все исполнители главных ролей в «Принце Персии» — британцы. Исключение составляет лишь Джейк Джилленхол. Предлагали ли вы роль Дастана кому-либо из своих соотечественников? 

Майк Ньюэлл: Я рассматривал даже двух британских актеров в качестве претендентов на эту роль, но однажды, перечитывая сценарий, вдруг вспомнил о Джейке и потом уже не смог представить себе лучшего Дастана. Джейк замечательный актер, которому по плечу и экшен-сцены, и полные драматизма эпизоды. И, что немаловажно, у него отличное чувство юмора. Единственной проблемой стал его характерный американский акцент, заметно выделявшийся на фоне речи актеров из Англии, поэтому ему пришлось поработать над произношением под руководством опытного фонетиста Барбары Беркери. 

- Натурные съемки картины прошли в Марокко. А не хотелось ли вам для придания фильму большей аутентичности поработать в Иране или на Ближнем Востоке? 

Майк Ньюэлл: Конечно, хотелось! Но Иран, где, кстати, находятся руины легендарной крепости Аламут, пришлось отвергнуть практически сразу же из-за нестабильности в политических отношениях этой страны с США. В ходе выбора натуры мы рассматривали и такие варианты как Иордания, Египет и южная часть Испании, но в конце концов остановились на Марокко. Все-таки в этой стране существует необходимая нам инфраструктура, да и американские блокбастеры там снимают не так уж редко. Кроме того, мои помощники привозили мне множество фотографий с видами разных стран, и больше всего меня заинтересовала подборка из Афганистана. Понятное дело, снимать там мы не могли. А ландшафты Марокко очень сильно напоминали Афганистан. 

- Изначально релиз «Принца Персии» был намечен на 10 июля 2009 года, но впоследствии его перенесли на май 2010-го. Сначала съемки пришлось отложить из-за забастовки Американской гильдии сценаристов, а затем из-за опасности того, что начнется забастовка Американской гильдии киноактеров. Что вы думаете о забастовке как методе разрешения трудовых конфликтов? 

Джерри Брукхаймер: Я думаю, что забастовкой наболевшие профессиональные проблемы не решить, зато таким образом вполне можно усугубить конфликт. На мой взгляд, любые трудовые конфликты должны решаться за столом переговоров. Главное, чтобы в ходе дискуссии каждая из сторон была готова взглянуть на ситуацию глазами оппонентов и идти на разумные компромиссы. 

Майк Ньюэлл: Я присоединяюсь к мнению Джерри. По-моему, ситуация, в которой ты не можешь поговорить со сценаристами своего фильма (а именно с этим мне пришлось столкнуться в начале производственного периода на «Принце Персии»), по определению, абсурдна. Однако дата релиза была изменена не только из-за забастовок. Дистрибьюторы просто искали наиболее подходящее место для нее в графике премьер. 28 мая (в этот день картина выходит на экраны США.— Прим. ред.) показался им вполне приемлемым днем в плане конкурентного окружения. Ну, а у тех, кто работал непосредственно над фильмом, появилось больше времени для того, чтобы сконцентрироваться на создании спецэффектов. 

 — Планируются ли сиквелы фильма «Принц Персии: Пески времени»? 

Джордан Мехнер: Насколько я знаю, нет. Все будет зависеть от того, как публика встретит первый фильм. Пока же о сиквелах мне ничего не известно. Хотя, думаю, если у Джерри Брукхаймера возникнет такая идея, мне об этом обязательно дадут знать. Все-таки я разработчик игры, и права на нее принадлежат мне. Джерри Брукхаймер: О сиквелах «Принца Персии» я пока не думаю. И никаких новых сценариев о похождениях Дастана и Тамины сейчас у нас в разработке нет. Посмотрим, понравится ли зрителям то, что мы сняли, а там видно будет. 

- Почему было решено не делать «Принца Персии» в 3D? И что вы думаете об этом формате: являет ли он собой, как многие считают, будущее кинематографа или мода на него пройдет через несколько лет, как это уже неоднократно случалось в прошлом? 

Джерри Брукхаймер: Похоже, на сей раз мы имеем дело с гораздо более совершенными технологиями 3D-съемок и 3D-показа, чем когда-либо в прошлом. Уверен, теперь, после ошеломляющего успеха «Аватара», формат 3D станет неотъемлемой составляющей крупнобюджетного развлекательного кино. Ну а «Принца Персии» мы не стали делать стереоскопическим по одной простой причине – когда фильм запускался в производство (и, следовательно, когда утверждался его бюджет), студийным боссам еще не были очевидны преимущества нового формата и его влияние на бокс-офис. Кроме того, следует также принять во внимание, что «Аватар» полностью снимался в павильонах, а весьма существенная часть съемок нашей картины прошла на натуре в Марокко. И если Джеймс Кэмерон мог стопроцентно контролировать практически каждый кадр, то у нас в избранных условиях это вряд ли получилось бы. К тому же, как следует даже из названия, нашей группе приходилось работать в песках. Представьте, сколько денег и времени ушло бы на то, чтобы сделать стереоскопическими все эти песчаные вихри или струйки песка, которыми играет ветер на барханах (а ведь съемки порой велись на 14–15 камер Panavision одновременно). Думаю, решись мы на такое, нам бы вообще картину завершить не удалось… Джордан Мехнер: Решение о съемках в 3D или о переводе отснятого материала в этот формат – прерогатива режиссера и продюсера. Со мной по этому поводу они не советовались, да и не должны были. Что же касается будущего 3D, то, по-моему, на сей раз этот формат пришел в кино надолго, и в дальнейшем число стереоскопических высокобюджетных постановок будет только расти. Впрочем, лично мне, как зрителю, откровенно говоря, абсолютно все равно, смотрю ли я картину в 2D или в 3D. Главное, чтобы фильм был интересным! 

- Картина получила рейтинг PG-13 – в четвертый раз за всю историю Disney (после трех фильмов трилогии «Пираты Карибского моря»). Насколько сильно, на ваш взгляд, это может сказаться на кассовых сборах ленты в американском прокате? И чем, по-вашему, являются рейтинги МРАА – чем-то необходимым для того, чтобы оградить юных зрителей от экранного насилия, неизбежным злом в век политкорректности или узами, сковывающими фантазию авторов фильма? 

Джерри Брукхаймер: Рейтинг PG-13 просто приведет к тому, что дети до 13 лет не только сами пойдут в кино, но и родителей с собой поведут, как это было в случае со всеми тремя частями «Пиратов Карибского моря». Ну а если рассуждать о рейтингах MPAA в заданной вами системе координат, то в определенной степени они являются и узами, и неизбежностью, и чем-то позитивным. На мой взгляд, они полезны, прежде всего, тем, что дают родителям возможность понять, какое зрелище ждет их детей в кино. Иными словами, я считаю, что рейтинги, скорее, нужны (а может быть, даже необходимы). 

Джордан Мехнер: Не думаю, что рейтинг PG-13 сильно отразится на бокс-офисе «Принца Персии». В конце концов, он всего-навсего означает, что родители детей до 13 лет должны сами принять решение, может ли их сын (или дочь) посмотреть картину или пока все-таки такое зрелище ему противопоказано. Обычно, если речь идет о фильмах Disney и Джерри Брукхаймера, сомнений у родителей не возникает, и мальчишки и девчонки радостно идут в кино вместе с ними. Так что, на мой взгляд, рейтинг MPAA вряд ли помешает нашей картине собрать свою кассу. Да и вообще ничего дурного в рейтингах нет. Игра «Принц Персии: Пески времени», например, тоже имеет рейтинг Т, что в мире геймеров как раз соответствует PG-13. То есть, опять-таки, именно родители должны решать, позволительно ли детям играть в такие игры, и если да – то сколько часов в день. По-моему, все очень демократично. А вам так не кажется? 

Майк Ньюэлл: Думаю, мне, как режиссеру, было бы проще работать без оглядки на МРАА. Скажем, в «Принце Персии» у нас был один небольшой, но, на мой взгляд, потрясающий фрагмент, который пришлось удалить, поскольку из-за него фильму могли бы дать более жесткий рейтинг. Но кинобизнесом, к сожалению, управляют не режиссеры, а студии, основная цель которых – извлечение прибыли и, как следствие, забота о наиболее щадящем вердикте МРАА. Мне и моим коллегам по цеху остается только подчиняться их решениям. 

- Кстати, о Disney… Мистер Брукхаймер, начиная с 2004 года вы постоянно (а до того – периодически) создаете фильмы исключительно с Walt Disney Pictures или Touchstone Pictures. Обе эти компании – киноподразделения медиаконгломерата The Walt Disney Company. Чем объясняется такой союз Jerry Bruckheimer Films и Disney? 

Джерри Брукхаймер: Выбор партнера для моих проектов обусловлен только тем, какая тема меня интересует в тот или иной момент. Так уж получилось, что в последнее время мне были преимущественно интересны масштабные приключенческие фильмы для семейного просмотра (речь идет, конечно же, о «Пиратах Карибского моря» и «Сокровище нации»). Эти проекты я осуществлял главным образом вместе с Walt Disney Pictures. Несколько же более жесткие фильмы (например, «Дежа Вю») и ленты, рассчитанные на подростковую и взрослую аудиторию, мы делали в сотрудничестве с Touchstone Pictures. И ничего удивительного здесь, конечно, нет. Disney – могущественная компания, которая может позволить себе создание крупнобюджетных лент и создать мне необходимые условия для реализации всех моих (в разумных пределах, конечно) продюсерских замыслов. Да и люди во всем мире знают, что могут спокойно отпустить детей в кино на фильм производства Disney и быть уверены в том, что ребятам не покажут там ничего, что могло бы нанести ущерб их психике. Зачем же мне отказываться от такого партнерства? Впрочем, я всегда рад сотрудничеству и с другими голливудскими студиями. Мне доводилось работать и с Warner Bros., и с Paramount Picrtures, и с Universal, и с XXth Century Fox, и с Columbia Pictures. Так что, как видите, ни в какие искусственные рамки я себя не загоняю.  

— Когда начиналась работа над четвертой частью «Пиратов Карибского моря», глава кинопроизводственного отдела Disney Орен Авив заявлял, что размах нового фильма должен быть несколько меньшим, чем у предыдущих картин этого киносериала. Значит ли это, что голливудская «гонка бюджетов», в последние годы лишь наращивавшая темпы, теперь замедляется? 

Джерри Брукхаймер: Не знаю, не уверен. Масштабный фильм за маленькие деньги ведь все равно не снимешь, а мы живем в мире, где все дорожает. Да и Орен Авив уже больше не работает в Disney, его место занял Рич Росс. Впрочем, отчасти, может быть, вы и правы. Бюджет четвертой части «Пиратов Карибского моря» будет примерно таким же, как у «Сундука мертвеца», а это все же поменьше, чем бюджет «На краю света». 

- Как идут дела у студии по производству компьютерных игр, которую вы открыли некоторое время назад вместе с Джеем Коэном и Джимом Вивертом? 

Джерри Брукхаймер: Поражаюсь осведомленности российских журналистов! Об этом и в Америке далеко не каждому известно. К сожалению, тут мне пока сказать почти нечего. Студия работает над парой игр, контракт на производство которых уже заключен (по сведениям «Кинобизнес сегодня», с MTV Games. – Прим. ред.), но раскрывать здесь все карты мне пока бы не хотелось. 

 — И последний вопрос: над какими кинопроектами вы работаете в настоящее время? 

Джерри Брукхаймер: Думаю, они вам и так известны. В середине июля в мировой прокат выйдет «Ученик чародея» — еще один фильм, сделанный мной вместе с Walt Disney Pictures. Главные роли в этой картине о современных магах, поставленной Джоном Тертлтаубом, исполнили Николас Кейдж и Джей Барушел. Кроме того, в ней снялись Моника Беллуччи, Альфред Молина, Тоби Кеббел и другие актеры. Ну а меньше чем через месяц, уже в июне, начнутся съемки одного из самых ожидаемых фильмов в мире на сегодняшний день – четвертой части «Пиратов Карибского моря». Картина носит подзаголовок On Stranger Tides, а главную роль в ней, конечно же, исполнит Джонни Депп, вместе с которым на экране на сей раз появится Пенелопа Крус, а также множество других замечательных артистов. Кроме того, ведется работа над сценариями третьей части «Сокровища нации» и современной версии классического вестерна «Одинокий рэйнджер». Есть в моих планах и несколько других проектов, но рассказывать о них пока рано. Всему свое время. 

Джордан Мехнер: Сейчас я пишу сценарий, основанный на комиксе Майкла Тернера Fathom. Продюсером будущего фильма станет очень популярная актриса Меган Фокс. Она же исполнит в нем главную роль. Также в настоящее время мы с Майком Ньюэллом разрабатываем новый совместный проект, но говорить о нем пока преждевременно. Майк — замечательный режиссер, и я надеюсь, что мне удастся с ним поработать еще не раз. 

Майк Ньюэлл: Вы можете не поверить, но пока я не могу сказать, какой фильм будет у меня следующим. Да, я веду разработку сразу нескольких проектов (в том числе того, о котором говорил Джордан, и истории об отравленном полонием Александре Литвиненко), но сейчас даже трудно представить, когда они будут реализованы. Может быть, вообще никогда. Так что, как видите, в Голливуде лучше быть преуспевающим продюсером или подающим надежды сценаристом, чем стареющим режиссером.

Кто:  Джерри Брукхаймер и Майк Ньюэлл

Возврат к списку