«Я покупаю те фильмы, которые нравятся мне самому»

«Я покупаю те фильмы, которые нравятся мне самому» Михаил Додзин
03.06.2012

В 2012 году список дистрибьюторов, выпускающих в России арт-хаусное кино, пополнился новой компанией, которая ранее была известна как издатель DVD.


В 2012 году список дистрибьюторов, выпускающих в России арт-хаусное кино, пополнился новой компанией, которая ранее была известна как издатель DVD. Заместитель главного редактора журнала «Кинобизнес сегодня» побеседовал с руководителем международного отдела компании «Синема Престиж» Михаилом Додзиным о кинопрокатной деятельности компании.

- Компания «Синема Престиж» с 2005 года весьма успешно занимается дистрибьюцией DVD. Почему вы решили выйти на рынок кинопроката?

- Кинопрокатный бизнес стал для нашей компании новым этапом развития. Действительно, «Синема Престиж» много лет успешно работала в качестве DVD-издателя. За эти годы мы добились очевидных успехов в издании классики мирового кинематографа на видеоносителях, выпустив около 600 фильмов. Все выпущенные компанией диски отличаются высочайшим качеством и по содержанию, и по оформлению – мы стараемся работать так, чтобы гордиться своей продукцией. К сожалению, за последнее десятилетие в России несколько видеодистрибьюторов выпускали наследие мирового кинематографа, не заботясь ни о качестве изображения и перевода, ни об оформлении изданий. Такие диски поистине способны отвратить зрителя от того кино, которое на них записано… Наша компания создавалась именно для того, чтобы выпускать очень хорошее кино в максимально возможном качестве. Со временем мы поняли, что выгоднее приобретать права на издание фильма на видео вместе с правами на продажу его для показа на ТВ, поскольку цена такого пакета не слишком значимо отличается от цены прав только на видео, а ТВ-права могут приносить существенный доход, порой значительно превышающий выручку от DVD-изданий. Таким образом, с 2008 года мы старались покупать одновременно видео- и ТВ-права. Нельзя сказать, что вхождение в рынок ТВ-дистрибьюции было легким: многие компании занимаются этим давно и успешно, рынок поделен, и нам пришлось бороться за то, чтобы наладить отношения с телеканалами и занять на этом рынке свою нишу. На сегодняшний день наша библиотека ТВ-прав насчитывает более 300 наименований; большую долю в этом списке занимает мировая киноклассика. Нам удалось собрать права на телепоказ большинства фильмов, изданных компанией на DVD.

- Какие фильмы преобладают в вашем каталоге – американские или европейские?

- В количественном выражении в нашем каталоге преобладает европейское кино, что вполне объяснимо. Дело в том, что американская классика на 90% состоит из картин производства голливудских студий, которые никому не продают права на свои картины. Купить права на продукцию голливудской студии нельзя, теоретически можно стать их эксклюзивным дистрибьютором. На данный момент «Синема Престиж» ни за какие деньги и ни при каких условиях не может купить на рынке фильмы таких мэйджоров как Universal, Paramount или Warner, потому что они не поступают на открытый рынок. Вместе с тем европейское кино снимается, как правило, независимыми компаниями, а в России никогда не было официальных представительств европейских киностудий. Таким образом, большую часть нашего каталога составляет европейское кино, поскольку мы имеем возможность в соответствии с нашими финансовыми возможностями выбирать и приобретать права как на признанные шедевры европейских классиков, так и на работы современных режиссеров.
Завоевав авторитет выпуском коллекционных DVD-изданий классических фильмов и успешно освоив рынок телевизионной дистрибьюции, мы пришли к следующему этапу развития компании – кинотеатральной деятельности. Не классикой единой жив человек - мы хотели усилить библиотеку ТВ-прав новыми фильмами, а купить новое кино без кинотеатральных прав практически невозможно. Так нам пришлось осваивать новый для себя вид рынка кинопроката.

- Первым фильмом, который ваша компания выпустила в российский кинопрокат, была «Буря» Джули Тэймор. Как вы оцениваете свой первый опыт?

- С точки зрения вхождения в рынок этот проект был хорошим – компании удалось заявить о себе, однако с точки зрения бизнеса такой опыт оказался крайне неудачным. Фильм-«фэнтези» культового режиссера, с прекрасными актерами, снятый по неоднократно экранизированной пьесе Шекспира, поучаствовал в ММКФ, где едва не стал фильмом закрытия, собрал огромное количество публикаций в прессе – следовательно, выбор «Бури» для старта на ниве кинопроката был оправдан. Вместе с тем коммерческого успеха фильм не имел, так что, по сути, им мы заплатили за «входной билет» на этот рынок. По-настоящему регулярно работать в кинопрокате мы начали с этого года, выпуская в среднем чуть больше одной картины в месяц. Удивительно, но по итогам пяти месяцев в Топ-10 релизов ограниченного проката три наши картины, в том числе на первом месте – «Вспоминая моих печальных шлюх», великолепная экранизация последнего на данный момент романа Габриэля Гарсиа Маркеса. Считаю, что это неплохой результат для компании-дебютанта. В мае стартовала первая наша картина широкого (более 100 копий) проката. Фактически выпуск французской комедийной мелодрамы «Любовь живет три года» по бестселлеру Ф. Бегбедера стал очередной ступенькой нашего развития: первые полгода мы «разминались», выпуская в ограниченный прокат разные по тематике и потенциалу фильмы, и, наконец, решили, что доросли до выпуска достаточно дорогого проекта.
Начиная работать в кинотеатральном бизнесе, мы сразу поставили перед собой задачу: стараться возвращать деньги, потраченные на покупку прав, еще на этапе кинопроката. Если мы выполняем это требование, то доход от последующей продажи DVD, интернет- и ТВ-прав можно считать чистой прибылью. Поэтому мы стараемся не покупать картины, которые, по нашему мнению, неспособны окупиться в кинопрокате. Хотя, увы, стараться и получить результат – две большие разницы, как говорят в Одессе. Кстати, сегодняшняя реальность такова, что и наличие права на телепоказ даже «верняков» не гарантирует дохода от этой ветви дистрибьюции: некоторые телеканалы в открытую заявляют, что кино им не нужно. Например, в нашем пакете есть три фильма Антониони, которому осенью исполняется 100 лет – казалось бы, прекрасный информационный повод показать творения великого режиссера, певца некоммуникабельности! Однако, на данный момент, у нас нет с телеканалами ни одного контракта на показ этих картин.
Покупая новые фильмы для кинопроката, мы стараемся отбирать те из них, которые по той или иной причине могут вызвать интерес сегодняшнего зрителя, а не только «пары-тройки» эстетов от кино. А поскольку угадать, что «выстрелит», очень сложно, я покупаю те фильмы, которые нравятся мне самому. Например, в списке недавних приобретений для кинопроката появился «Штиль» Фолькера Шлендорфа, режиссера «Жестяного барабана» - это достаточно сложное кино, кино про войну, про героев французского Сопротивления. Но это Шлендорф, и мы надеемся, что новый проект режиссера с мировым именем окажется интересен любителям кино. Мне очень понравился фильм «Барбара», получивший «Серебряного медведя» в Берлине за режиссуру и признанный фильмом года Немецкой киноакадемией, и мы также его купили. Обе эти картины участвуют в программе «Вокруг света» 34-го ММКФ, и мы очень рассчитываем на то, что благодаря прессе внимательный зритель ими заинтересуется.
Нам удалось приобрести фильм, получивший Гран-при в Каннах, «Реальность» Маттео Гарроне. Мы посмотрели картину на утреннем восьмичасовом сеансе, для меня это почти подвиг, но удовольствие было так велико, что, несмотря на прохладную реакцию критиков, мы пошли и договорились по цене. Гран-при за режиссуру было фантастически приятным сюрпризом, абсолютно неожиданным. Премьера ленты в Италии состоится в сентябре, в России мы планируем выпустить ее в начале октября.
Только что куплен военно-биографический боевик «Адмирал Ямамото», выпущенный в Японии в декабре прошлого года и ставший там блокбастером. Лента рассказывает о жизни и карьере знаменитого японского военачальника, разработавшего атаку на Перл-Харбор. Мне кажется, многим будет интересно посмотреть на это событие со стороны нападавших; кроме того, жизнь этого человека богата неординарными событиями, так что картина должна привлечь внимание поклонников военных и биографических лент.
Я перечислил эти ленты, чтобы показать нашу «всеядность»; единственное, что их объединяет, - все они могут быть интересны самому обычному зрителю, которому хочется посмотреть хорошее и нестандартное кино.
Итак, первым нашим фильмом, вышедшим в широкий (более 100 копий) прокат, стал «Любовь живет три года». Перед выходом картины большинство представителей кинотеатров считали, что она провалится, – мол, современное французское кино, если это не Бессон, и если там не играет Жан Рено, тем более романтическая комедия, никому не нужно. Нам приходилось фактически лично убеждать каждого управляющего кинотеатром, чтобы расписать эти 100 с лишним копий. Скажем, «Кронверк» нам не удалось убедить вообще, лишь по одному экрану дали «Люксор», «Синема Парк» и «Каро». Максимально поверили в нас «Формула Кино», «Пять звезд» и «Киномакс». Премьера была назначена на «трудную» дату – 10 мая, когда российский зритель только возвращается на работу после майских праздников, но это был единственный уик-энд в мае, когда сети соглашались поставить наш фильм: остальные майские даты были заняты крупными голливудскими премьерами. Мы же были вынуждены форсировать выпуск этой ленты в кинопрокат, потому что в конце мая во Франции она должна была выйти на DVD и Blu-ray. Фактически мы столкнулись с неожиданными реалиями нашего рынка кинопроката: при подготовке проекта к выпуску недостаточно рассчитывать на его художественные и коммерческие достоинства, следует учитывать и закулисную борьбу между дистрибьюторами. Даже при отсутствии прямых конкурентов в конкретный день сети могут не согласиться поставить в прокат наш фильм по причинам, которые не лежат на поверхности.
Кстати, выяснилось, что при расчете количества релизов и определении даты премьеры нам необходимо считаться и с коллегами-конкурентами, выпускающими «кино не для всех». Те немногие кинотеатры в Москве и регионах, которые прокатывают арт-хаусное кино, вынуждены соблюдать некий баланс между дистрибьюторами таких картин. Поэтому я, скажем, не имею возможности выпускать свои фильмы каждые две недели: кинотеатры соглашаются ставить новую ленту нашей компании при условии снятия с проката предыдущего релиза, а две недели для наших картин очевидно мало. В результате мы имеем возможность выпускать в прокат свои фильмы не чаще одного в три недели (считая, что за этот срок они полностью отработают), а лучше раз в месяц. То есть не более 15 картин в год. А хочется купить и выпустить гораздо больше… Ведь именно для «кино не для всех» характерны случаи, когда фильмы работают не три и не четыре недели, а гораздо дольше – достаточно упомянуть наш недавний релиз «Вспоминая моих печальных шлюх», который стартовал в начале апреля, но до сих пор продолжает показывать небольшие, но стабильные сборы.
Выпуская «Любовь живет три года», мы понимали, что широко работать она будет максимум три недели, потом ее снимут.

- Какие каналы маркетинга были задействованы для продвижения этого фильма?

- С учетом целевой аудитории и сравнительно небольшими сроками для рекламной кампании мы решили сделать акцент на продвижении в Интернете, в социальных сетях, а также организовать кросс-промо с брэндами, близкими по аудитории. Также нашими партнерами выступили издательство «Иностранка» и замечательная радиостанция «Серебряный Дождь». Результатом мы довольны: лента была хорошо принята зрителями. Мы надеялись, что картина соберет 10 миллионов рублей, а она на данный момент собрала 17 – можно считать, что «первый блин» широкого проката вышел у нас не комом.

- Часто ли вам удавалось «угадать» с лентами ограниченного проката?

- Трудно говорить о частоте и успешности при таком мизерном опыте работы в данном бизнесе. Пока каждый наш релиз, по сути, был экспериментом. Мы «щупаем» рынок, покупая и выпуская картины разных жанров и направлений, и стараемся если не заработать, то хотя бы не прогореть в течение первого года работы в кинопрокате. Как показал опыт «Бури», достаточно дорогая картина с хорошей прессой и громкими именами режиссера и актеров не гарантирует успеха в прокате. «Моя маленькая принцесса» - скандальный фильм с Изабель Юппер, участник программы «Особый взгляд» Каннского МКФ, со сложной историей и очень броским рекламным плакатом – тоже не сработал. Следующей нашей картиной был «Неоконченный роман» Андре Тешине, живого классика французского кино, участник фестиваля Unifrance, проходившего в Москве и Казани при поддержке французского посольства. Фестивальный показ собрал полные залы и вызвал волну публикаций, однако в прокате этот фильм также не вызвал интереса и стал, пожалуй, самым провальным нашим кинопрокатным проектом. «Туринская лошадь» Белы Тарра, несмотря на довольно долгий прокат, также не смогла стать коммерчески успешной лентой, но ее прокат был затруднен форс-мажорными обстоятельствами. Мы заказали несколько копий DCP, а режиссер в последний момент запретил демонстрацию с цифровых носителей, ультимативно потребовав показ только с пленки. В итоге нам пришлось напечатать две очень дорогостоящие черно-белые копии, которые не смогли обеспечить достаточных сборов.
Все последующие наши релизы можно считать успешными. «Мистер Ганджубас», «Вспоминая моих печальных шлюх» и «Хочу в Голливуд», прокат которого продолжается и сейчас, позволили нам окупить затраты на их приобретение уже на этапе кинопроката. Надеемся, что и среди последующих наших проектов будут преобладать успешные.

- Первый опыт широкого проката был для вашей компании положительным. Планируете ли вы развивать это направление?

- До конца года мы хотели бы выпустить в широкий прокат одну или две картины из нашего пакета, но пока рано говорить о том, какие именно. Неплохой потенциал у испанской авантюрной комедии «Короли рулетки» и немецкой комедии «Отель «Люкс». В следующем году мы планируем выпустить купленный нами в Каннах фильм «У моего ангела черные крылья» с Томом Хиддлстоном, Элайжей Вудом и Анной Пакуин – экранизацию «черного» романа 50-х годов Эллиота Чейза.

- Каким показателем можно, по-вашему, измерять успешность фильма? Можно ли считать таким критерием наработку на копию?

- Нет, конечно. Единственным критерием может служить соотношение цены покупки прокатных прав и сборов в прокате. Если фильм обошелся нам в 100 тысяч, то сборы в 300 тысяч мы можем считать успешными. И наоборот, если фильм стоил 2 миллиона, то сборы в 3 миллиона следует считать провалом, сколько бы он не наработал на копию.

- Оценивая результаты первого полугодия, мы можем заключить, что выход компании «Синема Престиж» на рынок кинопроката был удачным?

- Удачными можно считать все действия, которые не приводят к разорению компании. Пока те фильмы, что мы выпускали в прокат, нас не разорили (смеется). Однако лучше всего об эффективности наших шагов на новом поприще говорит тот факт, что, повторюсь, сегодня (разговор состоялся в середине июня) наш фильм возглавляет топ-10 фильмов ограниченного проката, и еще две картины входят в первую десятку.

Кто:  Михаил Додзин

Возврат к списку