Все у нас будет хорошо, даже если «не благодаря, а вопреки»

Все у нас будет хорошо,  даже если «не благодаря,  а вопреки» Алексей Воронков
30.11.2022

Состояние индустрии кинопоказа и возможные пути выхода из кризиса мы обсудили с председателем Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК) Алексеем Воронковым.

Евгений Володин: Что происходит в индустрии кинопоказа за последние восемь месяцев?

Алексей Воронков: Ровно то, что и должно было происходить. Уход студий, малое количество готового российского контента, критичное падение оборотов. По традиции, новым российским контентом будет наполнен период с ноября по январь. В целом, ситуация развивается в соответствии с нашим мартовским прогнозом. Мы ошиблись лишь в оценке числа закрытых к октябрю 2022 года кинотеатров: мы предполагали, что закроется примерно половина площадок, однако большинство кинотеатров остаются пока на плаву, в основном из-за сокращения штатов, заключения новых договоренностей с арендодателями и роста кредиторской задолженности. В течение всех этих восьми месяцев кинотеатры продолжали вести переговоры с торговыми центрами, и во многих случаях не без помощи Союза торговых центров они увенчались успехом: в большинстве ТРЦ удалось существенно изменить условия аренды.

Кинотеатрам, которые не смогли пересмотреть условия арендных договоров и имели возможность их расторгнуть, пришлось уйти с рынка. Дело в том, что многие договоры с кинотеатрами подразумевали невозможность их расторжения в одностороннем порядке, и это существенно сказалось прежде всего на бизнесе крупных сетей. Если в каком-то одном торговом центре ты не имеешь возможности расторгнуть договор, а начать процедуру банкротства нельзя, потому что у тебя есть другие кинотеатры, ты будешь вынужден платить за аренду серьезную фиксированную ставку. Но, повторюсь, в большинстве случаев кинотеатрам удалось пересмотреть договоры аренды и уйти с фиксированной платы на процент с оборота. Многие ТРЦ вошли в наше положение и согласились на арендную плату в размере 8-10% от оборота.

Кроме изменений в условиях аренды, кинотеатрам пришлось пойти на колоссальное сокращение штатов – по нашим оценкам, они потеряли около 20% сотрудников. Где-то увольнения были инициированы руководством, в других кинотеатрах часть сотрудников самостоятельно приняли решение о смене рода занятий. Приглядитесь, насколько меньше стало персонала в столичных кинотетрах.

- Да, уменьшение числа работников в кинотеатрах весьма заметно.

- Сокращение коснулось не только персонала - в первую очередь пострадала реклама. Также практически к нулю сведены инвестиции в ремонт и переоборудование кинозалов - в сумме все перечисленные факторы помогли кинотеатрам пережить первую волну падения посещаемости. К сожалению, кредиторская задолженность каждого кинотеатра продолжает накапливаться, несмотря на всю экономию.

По оценкам Фонда кино, к 1 октября в России закрылось 166 кинотеатров. Эта официальная статистика учитывает те кинотеатры, которые отключили свои аккаунты в Единой системе кинобилета (ЕАИС), уведомив таким образом государство о прекращении работы. Часть же кинотеатров просто повесили замки на двери, уволили персонал и не стали утруждать себя какими-либо официальными действиями.

АВК в своей статистике отслеживает кинозалы, которые за день продали хотя бы один билет. Все остальные кинозалы мы считаем неработающими. Отметим, что к выходным число неработающих кинозалов уменьшается, а с началом рабочей недели вновь растет, потому что часть экранов работают с пятницы по воскресенье. Какие-то кинотеатры работают с четверга по воскресенье, а некоторые открывают свои залы только по выходным. Так вот, за три месяца, в течение которых мы вели свои наблюдения (июль, август и сентябрь), пиковое значение закрытых залов достигало 42%. Нетрудно подсчитать, сколько из имевшихся в стране на 1 января 2022 года 5705 коммерческих кинозалов не работало в постоянном режиме. Сегодня, после выхода на экраны «Сердца Пармы», отмечается временный рост числа работающих кинозалов, и даже появляется надежда, что кинотеатры как-то дотянут до середины января. А что дальше?

Очевидно, что вся индустрия кинопоказа прямо зависит от качества и количества контента. За последние годы сложилась традиция - российское кино в достаточном количестве выходит на экраны в зимний период, с октября по февраль, а летом вся работа кинозалов строится на зарубежной кинопродукции. Например, в августе 2021 года доля сборов отечественных фильмов, работавших на российских экранах, приблизилась к нулю.

Замечу, что недостаток национального контента не означает, что российские кинематографисты не умеют снимать хорошее зрительское кино. У нас есть действительно большие проекты, которыми можно гордиться, и которые мне хочется показать своим детям, в их числе и настоящие рекордсмены по кассовым сборам. Но, к сожалению, мы неспособны с учетом новых реалий кратно увеличить кинопроизводство в кратчайшие сроки. Так же, как в промышленности нереально за пару месяцев наладить производство продукции, исторически закупавшейся за рубежом, киноиндустрия не имеет возможности быстро увеличить число выпускающихся на экраны отечественных картин. Поэтому мы понимаем, что в 2022 и 2023 годах мы сможем показывать лишь то, что уже снимается сегодня. Те же 14,5 миллиарда рублей, которые выделены продюсерам в этом году, начнут оказывать какой-то эффект на прокат лишь к концу 2024 года.

- По большому счету, это можно было предположить.

- Возможно, но лично я год назад тоже не думал, что сфера культуры когда-либо попадет под санкционные колеса. И, вопреки расхожему мнению, к текущей ситуации тем более оказались не готовы кинотеатры, открытые по программе поддержки кинотеатров в малых городах от Фонда Кино. За последние пять лет по этой программе в России было открыто много небольших кинотеатров в малых городах, но это исключительно социальный проект: бизнеса и экономики в нем нет. Этот социальный проект, конечно же, нужен, люди в малых городах тоже хотят смотреть кино на большом экране, но все понимают, что окупить кинотеатр в городе с населением в 3 000 человек невозможно. Одна лампа для проектора стоит порядка ста тысяч рублей, а при имевшейся даже до пандемии посещаемости большинство кинотеатров, открытых по программе Фонда кино, еле-еле могли наскрести денег на зарплату персоналу. Очевидно, что такому кинотеатру сейчас попросту нечем компенсировать износ оборудования и мебели, заплатить за обслуживание кассовых систем или провести техобслуживание проектора. Поэтому вся эта программа - исключительно социальный, совершенно некоммерческий проект, который способен держаться на грани положительного баланса только в «сытое» время. 1160 кинозалов, открытых по программе Фонда кино, сгенерировали в 2021 году всего 5% от общего оборота российской индустрии кинопоказа. То есть четверть кинозалов страны способны обеспечить лишь 5% оборота.

Уверен, что и в министерстве культуры, и в Фонде кино эту ситуацию понимают, знают все эти цифры. Осталось донести эту информацию до членов Комитета Госдумы по культуре. Насколько я могу судить, некоторые законодатели уверены, что даже в условиях отсутствия коммерческих кинотеатров с таким числом открытых «своих», часто муниципальных, кинозалов отрасль не будет испытывать никаких проблем. Но не надо быть экономистом, чтобы понимать: невозможно сохранить индустрию, имея 5% рынка.

Да, в столице есть Москино, в Петербурге Леноблкино, в Казани - Таткино, но и эти сети не могут даже приблизиться к уровню крупных коммерческих кинотеатров. К сожалению или к счастью, в течение последних 15 лет киноиндустрия строилась на развлекательном контенте, и кинотеатр в глазах россиянина – это, прежде всего, место отдыха. Люди хотят после рабочего дня прийти в кинотеатр с семьей или компанией, посмотреть блокбастер, комедию или семейную ленту, и выйти из зала отдохнувшими. Большие мультиплексы создавались для того, чтобы обеспечить зрителю простой доступ к самому массовому виду досуга. Мы строили свой бизнес на развлекательном контенте, который - так уж вышло - производится для всего мира преимущественно в Голливуде, и сохранить, удержать эти гигантские развлекательные хабы на малом объеме российского кино нереально.

- И что же, по мнению АВК, следует предпринять для сохранения индустрии?

- В новейшей истории России отечественный контент приносил 25-30% сборов, в пандемию его доля доходила до 40%, а в 2022 году доля российского кино в бокс-офисе страны может составить 70-80%. Но и 25-30% - это достаточно много: больше, чем в России, национальный кинопродукт приносит, наверное, только во Франции, где построена уникальная система поддержки национального кинопроизводства, в Китае, где ежегодно в государственную программу кинопроизводства вкладываются миллиарды долларов, и, конечно же, в Индии с их Болливудом. Национальное кино в Китае занимает до 90% рынка, но не стоит забывать, что у них другой менталитет, китайцы воспитаны на своем кино (так же, как в свое время население СССР). В остальных же развитых европейских странах - Италии, Германии, Испании - доля национального кино редко составляет более 15%. Так устроен кинобизнес во всем мире: ни одна страна, кроме Китая и Индии, не выживала за счет только своего национального контента.

В сложившейся сегодня ситуации выход в долгосрочной перспективе один - надо снимать много своего хорошего кино. Да, надо вкладывать огромные средства в кинопроизводство, и в 2022 году в киноотрасль уже были инвестированы весьма существенные деньги. Вместе с тем мне представляется, что наряду с увеличением финансирования необходимо менять систему подсчета ключевых показателей эффективности (KPI). Несложно потратить на кинопроизводство 14,5 миллиарда рублей, индустрия легко освоит и большие объемы. Но наша задача - сделать так, чтобы эти 14,5 миллиарда принесли минимум 30 миллиардов кассовых сборов, что позволило бы кинотеатрам работать хотя бы «в ноль». В последнем прибыльном 2019 году российский бокс-офис достиг суммы в 55 миллиардов. Сегодня, с учетом закрытия некоторого количества кинотеатров, для того, чтобы работать в режиме самоокупаемости, индустрии необходимо собирать в год 30-35 миллиардов.

Все понимают, что финансирование кинопроизводства - это сложный и ответственный процесс. Но, по моему глубокому убеждению, принятую сегодня систему KPI необходимо пересматривать. Если продюсер, однажды получивший и потративший государственные деньги, не смог собрать кассу, равную хотя бы двум производственным бюджетам, я не вижу смысла давать ему даже второй шанс: наверное, лучше отдать деньги тому, кто снимает кассовое кино.

Да, надо снимать и патриотические фильмы, и документальные, которые тоже не приносят своим создателям дохода. Но во главе угла должно стоять кассовое кино. Почему Голливуд стал тем, чем он является сегодня - крупнейшим производителем популярной во всем мире кинопродукции? Не в последнюю очередь потому, что продюсеры знают, что и для кого они будут производить, и как будут на этом зарабатывать. Начиная работу над новым проектом, наверное, можно примерно рассчитать, кто придет смотреть кино и сколько оно способно собрать. А наши продюсеры зачастую считают только, сколько денег нужно вложить и хватит ли на все государственной субсидии.

Возвращаясь к долгосрочной перспективе - нашей индустрии необходимо регулярное производство большого количества собственного контента.

- Наверное, вы хотели сказать - собственного высококачественного развлекательного контента?

- Не обязательно развлекательного, но обязательно высококачественного. Давайте сравним два самых кассовых отечественных фильма - «Движение вверх» и «Холоп». Очевидно, что «Холоп» - это развлекательное кино, а «Движение вверх» имеет все признаки патриотического фильма. И «Холоп» снят очень качественно, легко, люди выходили с сеансов отдохнувшими. И «Движение вверх» - очень редкий пример фильма, на который зрители ходили семьями из трех поколений. Это кино смотрели и дети с родителями, и их бабушки с дедушками! Мы фиксировали на сеансах этого фильма самый высокий возраст зрителей: он вернул в кино взрослую и даже пожилую аудиторию.

Совсем недавно была премьера «Сердца пармы» (интервью состоялось в конце октября - Прим. ред.). Красивый фильм, который надо смотреть на большом экране. И я не слышал ни одного нейтрального отзыва на эту картину - все отзывы были либо восторженными, либо негативными, причем отрицательная реакция встречалась заметно реже положительной. И таких картин должно быть гораздо больше - и развлекательных, и исторических, и патриотических.

- Давайте продолжим про «Сердце Пармы», собравшее за первые 19 дней чуть более 450 миллионов. Как вы оцениваете эти сборы?

- Я считаю, что это отличный результат. Мы прогнозировали для этого фильма сборы в 500, максимум 700 миллионов по двум причинам. Первая - это общая внешнеполитическая обстановка: чем более она сложная, чем больше у человека потрясений от новостного фона, тем меньше он хочет идти в кино. Развлечения - первое, на чем люди начинают экономить. Вторая причина - с уходом Голливуда мы потеряли не только огромное количество контента, но и начали вообще утрачивать привычку ходить в кино. А это в том числе влияет и на «ходибельность» на российский контент. Год назад «Парме» я бы спрогнозировал миллиард сборов.

Сейчас мы можем отслеживать частоту хождения в кино практически каждого зрителя, и за последние полгода отмечаем заметное снижение этого показателя. Наш мотор довольно сильно сбавил обороты, и без появления в прокате больших картин нарастить их будет невозможно.

- Режиссер Антон Мегердичев в недавнем интервью признавался, что пару лет назад он рассчитывал бы на сборы не менее двух миллиардов.

- Возможно, он прав, но мы, кинотеатры, всегда оцениваем кассовый потенциал будущих фильмов несколько более приземленно, хотя зачастую и более точно.

- У этой картины очень небольшое падение сборов от недели к неделе. Отсутствие других больших фильмов и хороший «сарафан» играют ей на руку.

- Резюмируя все предыдущие рассуждения, подытожу: для сохранения и дальнейшего восстановления индустрии нам нужно снимать больше контента, возможно, следует изменить систему расчета KPI и порядок распределения государственной помощи для кинопроизводства.

Один из известных продюсеров на какой-то из встреч сказал, что «продюсер должен рисковать своими деньгами». Соглашусь: когда ты рискуешь не чужими, а своими деньгами, ты совсем иначе относишься к производимому тобой продукту и стараешься сделать так, чтобы он смог заработать на прокате, а не только освоить бюджет. Это напоминает разницу между муниципальными и коммерческими кинотеатрами.

Стратегически у нас нет сейчас другого выхода, кроме как самим снимать больше и лучше. Да, эту задачу невозможно решить быстро, кинопроизводство требует времени. Что будет происходить в ближайшие пару лет, никто из нас не может предугадать. Закончится СВО быстро или протянется еще много месяцев, вернемся мы в обозримом будущем к сотрудничеству с Голливудом или не вернемся, - стратегия должна быть направлена на импортозамещение, как в промышленности, так и в кино.

В краткосрочном, тактическом плане наша задача - сохранить в ближайшие два-два с половиной года как можно больше кинотеатров. Сегодня для открытия одного кинозала необходимо вложить около 10 миллионов - посчитайте, сколько денег понадобится, чтобы открыть 5705 залов. Если мы не удержим ситуацию и закроем кинотеатры, то для возврата на уровень начала 2022 года нам понадобится вложить в новые кинотеатры 57 миллиардов! Гораздо проще, и уж точно дешевле, будет сохранить то, что мы имеем сегодня.

Максимально сократив расходы, кинотеатры бросились искать контент везде, где только можно. Мы показывали индийские, китайские, корейские фильмы, но для сохранения посещаемости этого мало. Мы постоянно пытаемся доказать комитету Госдумы по культуре, что такое кино у нас не работает, что вместе с повторно выпущенными старыми российскими лентами оно дает не более 5-7% от оборота. В отличие от советских времен, современный россиянин не особо хочет смотреть индийское кино. В марте на экраны всего мира, в том числе и в России, вышел индийский боевик RRR. В Америке он собрал более 11 миллионов долларов, а в России - 2,8 миллиона рублей. И соотношение сборов у нас и в Америке примерно соответствует соотношению индийцев, проживающих в России и в США. Все эти рассуждения справедливы и для китайского, и для корейского кино. Кинотеатры сделали все, что от них зависело, чтобы разнообразить контент, но спрос оказался слишком низким.

В условиях недостатка качественного контента кинотеатрам нужны деньги, которые можно раздобыть двумя способами. Первый - это прямое финансирование, как это было в пандемию. Второй - создание механизма «параллельного импорта в кино». Большое спасибо государству за поддержку в пандемию субсидиями и кредитами - благодаря этой поддержке мы смогли не закрыться. Сейчас нам так же остро необходимо финансирование. Министр культуры Ольга Любимова как-то заявила, что не видит смысла в прямой поддержке кинотеатров. Я не хочу спорить с Ольгой Борисовной и понимаю, что сегодня у правительства могут быть другие, более серьезные проблемы. В общем объеме ВВП страны оборот кинотеатров выглядит сущей мелочью, равно как и занятость: до марта в кинотеатрах России работало всего 30-35 тысяч человек. Наверное, поэтому на федеральном уровне кинотеатры пока не получили финансовой поддержки, за исключением региональной поддержки в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и в Приморском крае.

Как-то я услышал мнение одного чиновника о том, что кинотеатры последние 15 лет жили слишком вольготно, и им (чиновникам) приходилось упрашивать нас показывать российское кино, а сейчас кинотеатрам надо просто больше работать. Скажем мягко, это не так. Нас упрашивали показывать только фильмы, которые неспособны были отработать даже себестоимость сеанса, а «нормальные» отечественные картины мы показывали без всяких уговоров, потому что они были востребованы зрителями. Зритель в системе кинопоказа - самый честный и точный показатель, так как голосует за фильм рублем.

- При этом большие киноцентры и крупные сети уповают на разрешение параллельного импорта кинопродукции, тогда как небольшие кинотеатры, по мнению многих представителей индустрии, почти не пострадали из-за ухода мейджоров и умеют работать той продукцией, которая им доступна.

- Но мы-то сейчас говорим о том, как спасти 95% индустрии. Да, у маленьких и тем более у национальных кинотеатров есть своя аудитория, с которой им проще договориться - но это все-таки нишевая история, такие кинотеатры обеспечивают не более 1-2% оборота. Кроме того, не стоит забывать, что маленькие муниципальные кинотеатры - это бюджетные предприятия, для которых оборот и прибыль - не главное.

Согласно нашему исследованию, коммерческие кинотеатры в 2021 году показали 669 фильмов. Порядка 150 из этого числа – это театральные постановки, музыкальные концерты, документальное кино и артхаус. И 150 фильмов – это кассовые голливудские блокбастеры. Так вот, по нашим данным, небольшие муниципальные кинотеатры показывали фильмы именно из этой, второй, кассовой категории: у них просто не хватает залов для того, чтобы показывать что-то нестандартное, из категории «кино не для всех». И напротив, первая категория была широко представлена в рамках спецпрограмм в крупных киносетях. Когда ушел Голливуд, муниципальным кинотеатрам стало нечего показывать, но, будучи бюджетными предприятиями, они перешли в режим работы по выходным, по которым они показывают российское кино и получают зарплаты не с доходов от проданных билетов, а из городского бюджета.

Основная же масса построенных за последние 15-20 лет российских коммерческих кинотеатров - это большие, красивые, оборудованные по последнему слову техники предприятия, часто превосходящие по уровню многие европейские кинотеатры. И заметим, что вся наша отрасль (кинотеатры) создавалась без участия государственных денег, строилась предпринимателями-энтузиастами и под ту схему, ту модель, которая работала.

Поэтому, повторюсь, для сохранения индустрии в краткосрочной перспективе есть два понятных пути: либо это прямая субсидия, которая позволит сохранить персонал и продолжить функционирование кинотеатров, либо надо дать кинотеатрам возможность самостоятельно наладить поставки требуемого контента по другим каналам.

В марте был принят закон о параллельном импорте, позволяющий в отдельных случаях закупать необходимую нам продукцию в обход прямых поставок от производителя, который соблюдает введенные против нас санкции. Этот закон, разрешивший ввозить в страну санкционную продукцию, сразу же начал работать: мы смогли получить товары и сырье, необходимые для нашего производства, и сохранили для потребителя те товары, к которым он привык. В сфере кинопроката в течение месяца мы перенастроили каналы поставок ламп, звукового и кинопроекционного оборудования.

Что же касается самих фильмов - мы уже полгода умоляем правительство принять закон, который будет регулировать вопросы использования прав на аудиовизуальные произведения авторов, не имеющих официального представителя на территории РФ, но с обязательной выплатой им авторского вознаграждения. Механизмы, регулирующие подобные выплаты, появились еще в мае текущего года.

Нам нужен легальный механизм для реализации возможности выстроить отношения со студиями в новом формате в обход санкций. Мы понимаем, что, так же как Apple, Mercedes или Toyota, компании Sony, Disney или Universal не имеют возможности официально работать на российском рынке, который для них, уверен, так же важен. А значит, существует необходимость закона, который легализует «параллельный импорт» аудиовизуальной продукции. Заметим, что этот закон никого не заставляет показывать иностранное кино в обязательном порядке. К примеру, пара крупных российских киносетей выступила против этого законопроекта, но никто же не вынуждает их брать в прокат голливудские фильмы. Пожалуйста, работайте только российским и независимым иностранным кино, если вам так нравится. Но остальной индустрии на ближайшие пару лет этот закон даст возможность отойти от черты, за которой нас ожидает полный коллапс.

- Противники этого законопроекта опасаются, что в случае его принятия голливудские компании, когда они вернутся на российский рынок - а в том, что рано или поздно они вернутся, никто не сомневается - откажут в сотрудничестве тем кинотеатрам, которые будут показывать их фильмы во время действия этого закона.

- Так или иначе, сегодня контент, принадлежащий мейджорам, в российских кинотеатрах представлен. Наряду с откровенно пиратскими копиями, которые показывают в небольших местечковых кинотеатрах (ни один серьезный кинотеатр не пойдет на показ копий низкого качества), в большинстве кинотеатров показывают качественные студийные фильмы. Все ленты, и российские и зарубежные, поступают в кинотеатры в специализированном шифрованном DCP-формате. Взломать его невозможно - на сегодняшний день в мире нет таких технологий. И если кинотеатры сейчас могут показывать качественный студийный контент, значит, они могут его где-то доставать. Так же, как российские дилеры где-то приобретают, например, продукцию, официально не работающей с Россией компании Apple.

Почему-то мало кто задумывается о том, что студии тоже заинтересованы в прокате своих фильмов на нашей территории. Кто-то рассчитывает, что через месяц-два все поменяется, ситуация стабилизируется и все вернется на круги своя. Смею вас заверить - не вернется! Нам надо налаживать другие модели работы.

Давайте представим, что через два-три года геополитическая обстановка успокоится и студии захотят (и получат возможность) официально вернуться на наш рынок. Мы только что с вами выяснили, что к этому времени у нас будет достаточно своих фильмов, и возвращаться им придется в другом окружении. Когда студии пришли на наш рынок 20 лет назад, они могли диктовать свои условия, но не исключено, что через два-три года у нас будет введено квотирование иностранного контента, и голливудским компаниям придется договариваться с властью и бизнесом о новых принципах взаимодействия. Никто не намерен заниматься воровством, повторяю – механизм авторских отчислений проработан (как минимум через счет типа «О»), и правообладатели могут забрать свои деньги в любой момент.

Пара крупных сетей, выступивших против законопроекта о параллельном импорте аудиовизуальных произведений, апеллировали к Бернской конвенции об охране авторских прав, запрещающей использование художественных произведений без разрешения авторов. Однако если внимательно прочитать текст этого документа, можно увидеть, что цель Конвенции – именно соблюдение баланса между охраной прав автора и предоставлением доступа к его произведениям. Если фильм выходит в прокат во всем мире, к нему должны иметь доступ зрители всех стран без исключения, с сохранением прав автора на соответствующее вознаграждение. Авторское право не может выступать в качестве очередного механизма политического давления. Мы же столкнулись с сегрегацией по национальному признаку: всему миру можно смотреть студийное кино, а жителю России нельзя. В связи с этим мне трудно понять позицию тех, кто выступает против закона, который устранит, как минимум, эту несправедливость, и как максимум, наладит новые модели работы.

Против нашей страны введено уже порядка 10 тысяч различных санкций, и едва ли не ежедневно придумываются и вводятся новые. Мы, со своей стороны, почему-то боимся сделать ответный шаг и создать свой санкционный список. А между тем целесообразность такого списка давно назрела: если какая-то компания не желает сегодня работать с нашим рынком, то при попытке вернуться в Россию пусть доказывает в суде, что она этого достойна.

Нам предстоит выстраивать новую модель отношений со студиями, в том числе и для того, чтобы не подставить их под действие санкций. Как бы ни ругали полгода назад саму идею параллельного импорта, сегодня от принятия соответствующего закона выигрывают все: и производители, и поставщики, и потребители.

Сегодня кинотеатры не могут получить от российских кинопроизводителей достаточного количества контента в силу объективных причин - мы все понимаем, мы готовы ждать, но дайте нам хоть какую-то возможность пережить этот период и дождаться выхода большого количества кассовых российских фильмов. Законопроект Дмитрия Кузнецова, регулирующий отношения в сфере интеллектуальных прав, был подготовлен уже к августу, но до сих пор не принят. С марта кинотеатры накопили такое количество долгов, что сегодня для того, чтобы закрыть долги по кредитам и налогам, им как минимум уже необходима прямая финансовая поддержка. После принятия этого законопроекта мы сможем пробовать строить новые модели работы со студиями и пытаться поддерживать себя самостоятельно, наладив новые отношения с мейджорами через посредников. Очень не хочется услышать от правительства, что «в планы государства не входит сохранение структуры коммерческого кинопоказа». Тогда нам можно будет понять перспективы, выдохнуть, закрыть свои кинотеатры и уйти на пенсию.

- А как же перепрофилирование кинотеатров? Были же идеи, в том числе и высказанные профильным министерством?

- Детские игровые зоны и аквагрим в зоне кинотеатров уже есть, цирковые программы, музеи, библиотеки и театральные постановки мы боимся к себе перетаскивать, так как можем опять перейти кому-то дорогу. Шучу, конечно.

Мы 20 лет строили современные кинотеатры с детскими зонами, кинобарами, игровыми и компьютерными центрами. Без помощи и советов от государства, не обращая внимания на ежегодное изменение правил работы и поправок к налоговому кодексу. И выстроили вместе с дистрибьюторами целую кинопрокатную отрасль не «благодаря», а зачастую «вопреки» внешним факторам. Поверьте, за 20 лет мы набили столько шишек, что должны и будем принимать советы уж точно не от депутатов, призывающих круглосуточно показывать советское и индийское кино. Мы строили и пока управляем именно кинотеатрами, и в тот момент, когда нам придется делать из них цирки и теннисные корты, кинотеатров уже не будет, и мы уйдем совсем в другой бизнес.

- Насколько, по вашим оценкам, высок кассовый потенциал у российских картин, заявленных к выходу в конце года?

- В декабре-январе в прокат выйдет несколько российских проектов с условно высоким кассовым потенциалом, благодаря которым мы надеемся выйти «в ноль». Но ни у продюсеров, ни у Минкульта, ни у нас нет понимания, что будет с контентом, начиная с февраля 2023 года. Мы знаем, что на весну заявлено некоторое количество отечественных картин, но не знаем точных дат их релизов и не имеем пока понимания об их кассовом потенциале.

В ноябре 2021 года кинотеатры взяли годовые кредиты в рамках программы «Господдержка 3.0» на поддержание штатов, которые надо отдавать, и в ноябре ко всем нашим долгам прибавится крупная задолженность по этим кредитам. Мы опасаемся, что это обстоятельство запустит вторую волну закрытия кинотеатров. Если в декабре мы не получим финансовой поддержки и не будет принят закон, регулирующий использование не представленных на территории России аудиовизуальных произведений, начиная с 14 января мы станем свидетелями новой цепочки банкротств. Еще год в нынешнем состоянии кинотеатры, боюсь, не продержатся.

- Правильно ли я понял, что возражения против этого закона вызваны либеральным подходом к пониманию экономических процессов?

- Не могу знать, чем эти возражения на самом деле вызваны. Могу только предполагать. Две киносети из первой пятерки действительно высказались категорически против законопроекта. Если бы я не был собственником кинотеатров, думаю, мне тоже пришлось бы транслировать мнение конечных бенефициаров. Я могу оперировать информацией из открытых источников, согласно которым сейчас у нас только эти две киносети зарегистрированы не на территории РФ. Будем считать, что это просто совпадение. А во-вторых, этим и интересно кинотеатральное предпринимательское сообщество - у каждого может быть свое мнение, но, поддерживая ту или иную инициативу, мы в АВК опираемся на интересы как минимум 70% рынка.

Я могу понять и российских продюсеров, которые высказываются против. На фоне отсутствия иностранного контента они лишаются конкуренции, шансы их фильмов получить широкий прокат многократно возрастают. Если бы мне кто-то предложил сделать так, что все кинотеатры в стране закроются и останется лишь моя киносеть, я бы тоже радовался шансу заработать сверхприбыль при отсутствии конкуренции.

Не хочется думать о возможности получить через два года ситуацию, когда снятое в России кино невозможно будет показывать на большом экране из-за отсутствия кинотеатров. Киноиндустрия от этого не умрет: останутся онлайн-платформы, телеканалы - но отрасль кинопоказа мы рискуем потерять полностью. Этот риск сегодня велик как никогда.

Но, несмотря ни на что, я уверен, что все будет хорошо. Оптимизма нашей отрасли не занимать, и если первый уик-энд ноября отработает пусть даже вдвое хуже 2019 года - это будет уже заметно больше сборов сентября. Газеты раструбят о победе российского кинематографа и, несмотря на смутные перспективы, все вздохнут, улыбнутся, некоторые даже выпьют на радостях, и пойдут работать дальше «вопреки, а не благодаря». А там, даст Бог, и государство материально поможет, и закон примем, и со студиями заново договоримся, и уж точно дождемся светлой эпохи превалирования сборов российского кино над увядающим Голливудом.                   

Кто:  Алексей Воронков

Возврат к списку