«Мы должны открывать людям личность Юрия Шевчука только через музыку»

«Мы должны открывать людям личность Юрия Шевчука только через музыку» Виктория Каськова, Юрий Бурак
07.12.2011

В ноябре на сцене спорткомплекса «Олимпийский» прошло грандиозное шоу Юрия Шевчука и группы ДДТ «Иначе», посвященное выходу одноименного альбома группы. Фанаты рок-идола ждали этого события несколько лет. Кинокомпания «Паникфильм» — в лице режиссера Виктории Каськовой и оператора-постановщика, а также продюсера в одном лице Юрия Бурака — не смогла остаться в стороне и решила зафиксировать это событие для всех тех, кому не достался вожделенный билетик на грандиозное шоу.


В ноябре на сцене спорткомплекса «Олимпийский» прошло грандиозное шоу Юрия Шевчука и группы ДДТ «Иначе», посвященное выходу одноименного альбома группы. Фанаты рок-идола ждали этого события несколько лет. Кинокомпания «Паникфильм» — в лице режиссера Виктории Каськовой и оператора-постановщика, а также продюсера в одном лице Юрия Бурака — не смогла остаться в стороне и решила зафиксировать это событие для всех тех, кому не достался вожделенный билетик на грандиозное шоу. Работа над фильмом-концертом «Небо под сердцем» в самом разгаре. Прокатывать ленту в России будет компания «Кино без границ» — на грядущем кинорынке она покажет презентационный ролик фильма.

Мария Дмитрашек: Все помнят картину Ренаты Литвиновой «Зеленый театр в Земфире», где концертные выступления певицы Земфиры перемежались с портретными интервью, снятыми специально для фильма. Это была первая глобальная попытка сделать фильм-концерт для кинотеатрального проката. В каком формате будет ваше кино? 

Виктория: Когда мы начали работу над фильмом, отправной точкой для нас служил фильм Мартина Скорсезе «Да будет свет» с Rolling Stones. Наша история должна была стать похожей на него по духу. Правда, Скорсезе снимал на пленку, мы же снимали на цифру…
Идея сделать такое кино была в первую очередь обусловлена персонажем. Наше поколение выросло на песнях Юрия Шевчука и группы «ДДТ», мы оба — в их числе. А потому нам очень хотелось что-то сделать для этого музыканта. Мы прекрасно понимали, что интерес к Шевчуку со стороны аудитории очень большой. И желающих снять о нем фильм достаточно. Нам нужно было найти какую-то точку соприкосновения, которая пробудила бы в певце желание начать сниматься. Мы знали через коллег и друзей, что он два года не снимался ни в одном фильме. То есть он появлялся на телевидении, но все, кто хотел сделать полноценный фильм-портрет, были отвергнуты. И в тот момент, когда мы узнали, что он готовит новую программу — некий грандиозный проект, сопоставимый с лучшими образцами западных шоу,— мы решили, что необходимо это запечатлеть. Мы понимали, что открывать личность Шевчука зрителю нужно только через его музыку. И тогда возникла идея фильма-концерта, который рассказывал бы о том, как создавалась эта программа. Это позволило бы, с одной стороны, дать публике шанс насладиться его музыкой и поэзией, а с другой — раскрыть его образ. В нашем фильме будет порядка 12 песен из концерта, который прошел с ошеломляющим успехом. Билеты купить было невозможно – «Олимпийский» был переполнен.
Шоу было впечатляющим: яркие подсветки, огромные экраны. И наша задача, как авторов фильма,— повторить эту атмосферу и даже попытаться усилить ее. В отличие от публики, побывавшей на концерте, у зрителей в кинотеатре будет возможность увидеть своего кумира вблизи. Огромная арена спорткомплекса не позволяет поклонникам, пришедшим на концерт, приблизиться к музыканту, а у нас была возможность снять его крупным планом. Все те эмоции, которые отражались на его лице, каждый взгляд, поворот головы, каждая капля пота – это дополнение к тому месседжу, который он несет в своих песнях.
Хочется особо подчеркнуть, что такого концертного звука в наших кинотеатрах еще не было, так как ни один российский проект ранее никогда на это не замахивался. Большое внимание будет уделено не только звучанию песен ДДТ, но и гулу толпы, реву многотысячного хора пришедших в «Олимпийский», что позволит зрителям в полной мере ощутить себя в фан-зоне на концерте. Звук концерта сейчас сводится в Лондоне, на той же студии, где сводили свои альбомы The Rolling Stones, Muse, Oasis, Blur, Mika, Robbie Williams, Bjork, Iron Maden, ZZ Top, The Who, Simply Red и другие звезды.

- В фильме «Да будет свет» Скорсезе использует исторические интервью участников группы разных лет. Будете ли вы использовать этот прием?

Виктория: Нет. Наш фильм – это скорее констатация того, что такое Юрий Шевчук и группа ДДТ сегодня. Нам было интересно показать Шевчука — музыканта и гражданина. Мы умышленно ушли от использования архивного материала, поскольку был прекрасный многосерийный фильм, который назывался «Время ДДТ». Он прошел по телевидению и настолько хорошо и подробно поведал обо всем, что происходило с группой за последние 15 лет, что этот формат, как нам показалось, был уже исчерпан. Там рассказано, что происходило с группой вплоть до 2000 года. А потом на протяжении семи лет не выходил ни один альбом. «Иначе» — первый альбом, записанный группой после столь долгого перерыва. Это, безусловно, событие. Мы были на автограф-сессии Шевчука (ее мы тоже снимали). Накануне Юрий объявил, что в 12 часов дня в таком-то месте будет давать автографы на своем новом альбоме, приглашая приходить всех желающих. Сказал, что обязуется просидеть хоть 12 часов, если понадобится, но без автографа не уйдет никто. Он думал, что придет человек 200–300, он за час распишется и уйдет. Не тут-то было! Люди выстроились в очереди за два часа до объявленного времени. Было холодно, фаны стояли и мерзли, переминаясь с ноги на ногу. В магазин их не пускали, потому что внутри уже ожидали те, кто пришел до 10 утра. В итоге Юрий и его музыканты сидели четыре с половиной часа и без остановки подписывали диски. За это время Шевчук лишь дважды выходил покурить, извиняясь перед публикой, возвращался и продолжал ставить подписи на дисках.
Возвращаюсь к вашему вопросу — в нашем фильме будут размышления Шевчука на тему того, что сейчас происходит в стране. Зритель услышит его позицию как человека и гражданина, поданную не назидательно, а с юмором. Уверена, многие придут в кинотеатры не только за музыкой, но и за этими высказываниями.

- Значит, специальных интервью вы не снимали, а все текстовые куски в вашем фильме — это разговоры, которые вы поймали за сценой?

Виктория: Абсолютно точно. Причем мы считаем, что это большой плюс. В нашем фильме Шевчук никогда не смотрит в камеру. Это даст зрителям возможность побыть участниками действа. Кроме того, наш оператор-постановщик придумал планы, с помощью которых создается ощущение, что зритель буквально сидит за одним столом с музыкантами и принимает участие в их разговоре.

- Я так понимаю, что эти эпизоды вы снимали с рук. Расскажите в целом о художественном решении фильма.

Юрий: Наш фильм делится на две стилистические составляющие. Первая — это backstage, где мы находились с группой в процессе создания альбома и непосредственно шоу-программы. Это снято ручной камерой, характерной для документального кино. Нам удалось снять интересные моменты из жизни группы, которая вместе с Юрой создавала, собирая по крупицам, это шоу.

- На что снимали? Наверняка не обошлось без любимицы прогрессивных операторов — чудо-камеры ARRI-ALEXA?

Юрий: Да, мы снимали на новые цифровые камеры — документалистика требует большого количества материала. Всего было отснято порядка 80 часов. На пленке это заняло бы очень большое пространство и вызвало бы массу неудобств во время съемки. Поэтому мы действительно снимали шоу на новые камеры ARRI-ALEXA. Очень удобная оказалась камера. Само шоу мы снимали восемью разными камерами: пять камер ARRI-АLEXA, два REDa и HDCam. Лучшая кинооптика Zeiss и Cook позволила создать превосходную картинку, отличную от телевизионной. Один оператор у нас снимал только публику. Две камеры снимали общие планы, находясь вне сцены. Часть операторов находилась на сцене, их задачей было снимать крупные планы артистов, чтобы в шоу показать какие-то детали, придать зрелищу пластику кино, отличную от пластики телевидения. Для этого мы собрали группу лучших кинооператоров, которые имеют опыт киносъемки и в то же время знают, как делается мобильная съемка. У нас было две телеги. Одна ездила вдоль 70-метровой сцены с крыльями, подиумом, по которому двигались Шевчук и его гитаристы. И был один кран, который удалось интегрировать за сценой, не мешая шоу,— телескопический шестиметровый кран, который мог бы маневрировать и находить интересные точки на сцене. Между сценой и экраном было совсем немного пространства. Мы поставили кран позади сцены, сбоку, чтобы не мешать зрителям. Сложность проекта, а именно его сценической части, заключалась в том, что нужно было собрать восемь цифровых кинокамер, которые могли непрерывно записывать материал на протяжении более чем двух часов. Как мы знаем, у камер RED и ALEXA материал пишется на карточки, которые надо вовремя поменять. И здесь была выработана логистика смены, когда на смену карточки давалось всего 20 секунд. Камера останавливалась в определенный момент, когда она была не нужна, и оператор с ассистентами менял карту. Расписание смен было разработано для каждой камеры в отдельности. Дальше эти карточки тут же «сливались» — при каждой камере был организован пост для сбора материала и накопления его на сервер. В непосредственной работе над съемкой шоу принимало участие более 50 человек.

- Судя по концепции, вам нужно было провести несколько репетиций. Сколько времени вы готовились?

Виктория: К счастью, у нас была возможность отрепетировать некоторые вещи, потому что саму программу мы впервые увидели еще 6 октября в Питере, когда Шевчук делал спецпоказ для прессы. Мы все отсмотрели, поняли, какой инструмент в какой момент вступает, где включается каждая камера. Затем Юрий Бурак три недели кропотливо составлял партитуру съемки всего концерта. Он сделал подробную экспликацию операторской съемки, постоянно встречался с ведущими операторами, техниками. Весь подготовительный процесс съемки самого концерта занял чуть меньше месяца. Непосредственно перед концертом  группа делала прогон, и мы имели возможность сделать полноценную репетицию. И когда начался концерт, мы были готовы!

- Использовали ли вы модную операторскую технику — камеру «Паук» или канатные дороги Сергея Астахова? 

Юрий: К сожалению, нет. Мне хотелось использовать skycam, который перемещается по залу в трех плоскостях. Но в зале использовалась проекция с восьми проекторов. Любое инородное тело перекрывало бы проекцию и само проецировалось бы на экран. Мы не хотели никак помешать шоу, нашей задачей было органично влиться в уже имеющуюся конструкцию. Мы выставили интересные точки съемок: например, у нас была верхняя точка за фан-зоной, где зритель видит все через руки, мигалки, телефоны — это передает атмосферу. Мы понимали, что шоу само по себе очень яркое и красочное. И наша задача — не смазать этот эффект, а дополнить нашим киноинструментом. Подать музыкантов, используя при этом «киношный» стиль. Это было невероятное зрелище: все в огнях, телефоны, зажигалки, фальш-файеры — у операторов замирало сердце!

- Каков бюджет проекта?

Виктория: $200 000. Для игрового фильма это ничто, но для документального фильма, снимаемого в России,— это достаточно большой бюджет. Надеюсь, что он таким останется, когда фильм будет закончен.

- Каковы производственные мощности?

Виктория: Мы снимаем на своей студии за свои деньги. Продюсерам этот проект очень понравился. Мы – студия независимого документального кино. На рынке работаем уже 14 лет, просто до недавнего времени мы делали документальные фильмы в основном для западного ТВ — National geografic, BBC, Arte. А два года назад начали делать фильмы для кинотеатров. Еще один наш студийный фильм под названием Retracing Russia / «Когда жизнь была другой»  отобран в конкурс фестиваля «Артдокфест 2011» (председатель жюри — Андрей Звягинцев). Эту картину можно будет посмотреть в кинотеатре «Художественный» со 2 по 9 декабря 2011 года.

- Когда планируется выпуск фильма в кинотеатральный прокат?

Виктория: 9 февраля. Мы считаем, что наиболее правильное время для показа нашей ленты — до выборов. Пока еще есть что сказать. Потом говорить что-либо будет уже бессмысленно.

Кто:  Виктория Каськова, Юрий Бурак

Возврат к списку