В нас живет частичка России

В нас живет частичка России Джон Шрайнер
12.05.2015

На вопросы нашего корреспондента отвечает вице-президент корпорации IMAX по развитию бизнеса на территории России, СНГ и в странах Ближнего Востока Джон Шрайнер.

Кинобизнес сегодня: Джон, вы ведете бизнес в России уже больше десяти лет, и за это время IMAX стал неотъемлемой частью киноиндустрии страны. Расскажите про эволюцию бизнеса в России.

Джон Шрайнер: На самом деле мы работаем в России уже более 12 лет, и за это время зрительские предпочтения в сторону IMAX серьезно выросли. Мне очень приятно осознавать, что российские зрители ценят наш подход к качеству кинопоказа.

И вот что я еще заметил: когда в каком-либо городе появляется первый кинотеатр IMAX, зрители уже знают, что это, и с нетерпением ждут открытия. Например, у нас недавно открылись кинотеатры во Владивостоке, Новокузнецке и Барнауле, которые уже на старте показали отличные результаты.

- Сложившаяся экономическая ситуация наверняка отразилась на вашем бизнесе. Так ли это?

- Очевидно, что курс доллара оказывает непосредственное влияние на бизнес, который требует импорта, - будь то оборудование, попкорн или что бы то ни было еще. Мы активно работаем с нашими партнерами, чтобы помочь не только себе, но всей нашей индустрии пережить этот, я надеюсь, временный экономический спад. В сложные времена людям во всем мире нужно отвлекаться от рутины и проблем, и один из действенных и требующих минимальных затрат способов - это как раз поход в кино. Так что, несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, 2015 год обещает быть насыщенным киногодом, в течение которого в формате IMAX выйдут самые громкие блокбастеры. Это, конечно же, «Форсаж-7», вторые «Мстители», «Звездные войны: Пробуждение силы» и другие.

- IMAX иногда упрекают в том, что количество релизов, выпускаемых в этом формате, ограничено. Скажите, изменилось ли что-нибудь за последнее время?

- Количество кинотеатров IMAX по всему миру значительно выросло за последние годы, и мы продолжаем сохранять за собой статус уникальной площадки для демонстрации фильмов практически всех жанров. Вот уже года три в формате IMAX выходит один новый фильм в две недели, и этого явно недостаточно. В этом году число кинотеатров IMAX в мире перевалит за 1 000, что определенно позволит нам поэкспериментировать с контентом, отличным от традиционного «большого кино». В качестве примера приведу фильм «Крадущийся тигр, затаившийся дракон-2», который будет выпущен исключительно в кинотеатрах IMAX в конце августа. Мы стали гораздо гибче в отношении деления экрана между картинами. Если вы обратили внимание, то 1 января вышли сразу два фильма в формате IMAX: «Исход: Цари и боги» и «Седьмой сын». Точно такой же расклад будет и в начале весны: 5 марта выходит «Робот по имени Чаппи»,

а день спустя - «Золушка». Другими словами, мы собираемся представить все самые громкие и ожидаемые премьеры 2015 года в формате IMAX.

- Недавно СМИ написали о том, что впервые в истории телевизионный сериал («Игра престолов») был показан на экранах IMAX. Эта история случилась только в Америке, а можем ли мы, российские зрители, рассчитывать на что-то подобное в ближайшем времени?

- Мне очень хочется видеть больше альтернативного контента для IMAX в России, но порой возникают трудности с получением прав на дистрибьюцию крупных международных ТВ-проектов. Что касается конкретного случая с «Игрой престолов», то это, опять же, был эксперимент, и сейчас нам нужно провести работу над ошибками, чтобы можно было говорить о международном прокате.  

- Сейчас ведется очень много разговоров о лазерных проекторах и переходе на лазерные технологии. Не могли бы вы объяснить, как это повлияет на развитие отрасли, и рассказать о новом поколении лазерных систем IMAX?

- На сегодняшний день лазерные проекторы играют ту же роль, какую играли цифровые в начале двухтысячных годов. В то время все знали, что цифровые проекторы обладают несомненными преимуществами перед пленочными, но это все равно не могло сделать их внедрение экономически целесообразным. Только с появлением формата 3D и цифровых проекторов массового производства новая технология стала экономически более конкурентоспособной. Определенно, у лазерных проекторов есть серьезные преимущества во всех технологических аспектах, но высокая стоимость пока не позволяет им завоевать рынок.

Проекционная система IMAX нового поколения - это совершенно другой «зверь», как принято говорить. Мы разрабатывали ее с нуля, чтобы полноценно использовать весь потенциал и обеспечить еще более яркое, насыщенное и четкое изображение. Если честно, я с большим энтузиазмом смотрю в будущее киноиндустрии, после того как увидел в действии первую лазерную установку IMAX в кинотеатре в Канаде. Откровенно говоря, я думаю, что у зрителей просто «снесет крышу». Лазерный проектор разработан специально для кинотеатров IMAX с самыми гигантскими экранами - более 25 метров. Цифровые проекторы, увы, просто не могут заполнить всю поверхность 25-метрового экрана. В России дебют нашего детища состоится уже в этом году в одном из крупнейших кинотеатров, который на данный момент находится в стадии строительства.

- В этом году, помимо лазера, нас ждет премьера второго российского фильма в формате IMAX - «Экипаж», съемки которого закончились буквально на днях. Расскажите об этом проекте. В нашем недавнем интервью мы уже говорили, что это будет первая российская лента, для съемок которой были использованы камеры IMAX. Почему именно она?

- Все верно. Камеры IMAX впервые задействованы в съемках российского фильма, и мы очень рады развитию сотрудничества с представителями российской киноиндустрии. Наш первый опыт, фильм «Сталинград», показал потрясающие результаты. Стало очевидно, что локальные блокбастеры, преобразованные в формат IMAX, пользуются у российской аудитории огромным спросом. Хотя, открою вам небольшой секрет, выбирать проект для следующего российского IMAX-фильма мы стали еще до выхода «Сталинграда».

Это довольно долгий процесс, поскольку для формата IMAX подходит далеко не всякая картина. Мы очень тщательно отбираем проекты, которые впоследствии выйдут на экраны наших кинотеатров. У нас даже есть термин «ДНК IMAX»: если мы понимаем, что проект им обладает, то берем его в оборот.

Аналогичная история и с камерами. Они дают потрясающее изображение, но и стоят немало. Поэтому в процессе подготовки к съемкам отбираются отдельные сцены, в которых максимальное разрешение особенно важно. Они и снимаются на камеры IMAX. В «Экипаже» такие сцены есть.

Исходя из того, что я уже успел увидеть, могу сказать, что фильм получился масштабным и зрелищным, с захватывающим сюжетом. Мы верим в его успех, ведь он создан абсолютными профессионалами. Продюсер Леонид Верещагин и режиссер Николай Лебедев - гуру кинопроизводства.     

- Вы часто говорите, что Россия - третий по темпам развития рынок для корпорации, и все время отмечаете важность этого рынка для вас. Почему именно наша страна?

- Причин много. Во-первых, в России всегда любили кинематограф. Во-вторых, российская публика очень уважительно относится к формату IMAX, это стало очевидно после открытия самого первого зала: зрители моментально прониклись нашей идеей. Они любят ходить в кино, и им нравится все самое лучшее, поэтому они выбирают IMAX. Также нам невероятно повезло с партнерами - за время присутствия в России мы наладили превосходные отношения с ведущими кинотеатральными сетями и стараемся их поддерживать. Мы связаны с Россией больше, чем может показаться на первый взгляд. Вам, как специалисту киноиндустрии, наверняка известен выдающийся советский и российский ученый - профессор Виктор Комар?

- Конечно!

- Так вот, он внес непосредственный вклад в развитие технологии IMAX 3D. Это произошло в далекие 70-е, когда Грэм Фергюсон, глава корпорации IMAX, на выставке «ЭКСПО-70» в Осаке (Япония) увидел в советском павильоне нечто, на тот момент совершенно необычное, - вариоскопический кинотеатр, а также зал, в котором можно было смотреть 3D без очков. Обе эти технологии были разработаны в НИКФИ, в Москве. Г-н Фергюсон, как вы уже поняли, презентовал на этой выставке технологию IMAX. Там же он познакомился с главой НИКФИ, профессором Виктором Комаром. Профессор Комар оказал огромное содействие в эксперименте, который проводили

г-н Фергюсон и его друзья, ведь на тот момент у них не было никакого опыта в 3D, а НИКФИ был лидером в этой области и уже в то время изготовил эффективные стереоскопические камеры. Так вот, профессор Комар сделал очень щедрый подарок - предоставил свои камеры в Национальный совет по кинематографии Канады, что позволило нашей, тогда еще зарождавшейся компании провести эксперименты с 3D. В итоге это привело к созданию системы IMAX 3D. Так что в нас живет частичка России...                                            


Кто:  Джон Шрайнер

Возврат к списку