Татарстан должен стать киноиндустриальным центром России

Татарстан должен стать киноиндустриальным центром России Миляуша Айтуганова
17.04.2019

О том, какой путь уже проделан и какие направления работы предстоит развивать, рассказала исполнительный директор КМФМК Миляуша Айтуганова.

Казанский международный фестиваль мусульманского кино отмечает в этом году 15-летний юбилей и помимо богатой конкурсной программы готовит не менее обширную параллельную. Кроме показов классики кино, в рамках фестиваля состоятся форум для исполнительных директоров и конференция по вопросам образования в сфере кино. 

«Кинобизнес сегодня»: Как в целом менялся фестиваль на протяжении 15 лет своего существования, и что он представляет собой в настоящее время?

Миляуша Айтуганова: Основная концепция в течение 15 лет не меняется и заключается в толерантности фестиваля к участникам. Мы не ограничиваем конкурс вероисповеданием, национальностью, страной. При этом у нас есть условие, чтобы фильмы были наполнены ценностями, которые прописаны в священных писаниях. Недаром наш девиз - «От диалога культур к культуре диалога». В современном мире невозможно жить без диалога между конфессиями, странами, континентами, и мы за то, чтобы диалог был нормой жизни. Что касается изменений, то они происходят в первую очередь в расширении географии кинофорума. На раннем этапе его существования на фестивале было представлено много стран исламского мира, а сегодня мы развиваем отношения с разными регионами, в том числе у нас хорошо представлена Европа.

- Вы стали исполнительным директором КМФМК в 2016 году. Какие проблемы на момент вашего прихода стояли перед Казанским кинофестивалем?

- Моей основной задачей было продвижение фестиваля мусульманского кино на мировой арене, то есть интеграция в мировое фестивальное движение и позиционирование на новых площадках. Мы запустили Форум исполнительных директоров международных фестивалей и начали приглашать крупные киносмотры, история которых насчитывает более пяти-шести лет, для обмена фильмами и взаимного продвижения. В результате на сегодняшний день уже подписано шесть соглашений с фестивалями, еще восемь планируем подписать в этом году.

- Какие еще изменения произошли в работе фестиваля за последние три года?

- В 2016 году мы впервые обозначили направление фестиваля. Поскольку это был Год российского кино, мы сделали акцент на том, какой вклад внесли татарстанские кинематографисты и выходцы из Татарстана в мировой кинематограф. С тех пор каждый год мы определяем основной акцент фестиваля.

В 2017-м мы начали плотно работать с Группой стратегического видения «Россия - исламский мир», которая учредила свой приз. Соответственно, в кинематографе исламского мира произошло заметное оживление. В том же году у нас появился национальный конкурс, направленный на мотивацию татарстанских кинематографистов и кинематографистов, которые хотят снимать о Татарстане. В 2018 году мы впервые запустили детскую программу.

- Как сейчас развиваются национальный конкурс и детская программа?

- Национальный конкурс дал заметный импульс созданию кино в республике. В первый год было заявлено около 15 фильмов, в прошлом году - около 30, сегодня - уже 38. Это было правильное решение со стороны президента Республики Татарстан Рустама Минниханова - учредить в конкурсе национальную премию. Хотя в программе преимущественно участвуют именно татарстанцы, мы поддерживаем и внутреннюю копродукцию, и ленты, созданные о Татарстане в других регионах. В прошлом году, например, был фильм про Чистополь, сделанный в Москве, и он взял приз. Считаю, что это точка роста для местных режиссеров, они должны увидеть, как снимают картины кинематографисты из других регионов.

Что касается детской программы, то мы продолжаем расширять программу «Мир кинодетства» вне конкурса. В целом в России сформировался определенный вакуум в сфере кинематографа для юной аудитории. Возможно, зарубежные фестивали, которые работают в области создания детского кино, начнут с нами сотрудничество, и появится новое пространство для детей. Думаю, это очень важная задача.

- Если говорить о международном сотрудничестве, то как развивается данное направление?

- Сейчас у нас есть возможность представлять наши фильмы на 10-14 фестивалях, и это большой результат. В рамках дружественных соглашений мы проводим презентацию Казанского кинофестиваля, и число заявок на участие в нем увеличивается.

В других регионах России попасть в программу киносмотров намного сложнее, а мы можем показать то, что не увидишь ни на Московском кинофестивале, ни на Сахалине. Уникальность нашей программы признает и программный директор КМФМК Сергей Александрович Лаврентьев, который видел не один десяток кинофорумов.

- Какие направления вы планируете развивать?

- В этом году мы затеяли международный питчинг. Мы хотим, чтобы в Татарстане появилась копродукция с зарубежными странами. Это наш первый опыт, но даже наличие питчинга и возможности для режиссеров быть услышанными - уже хорошо. Если по итогам питчинга появится хотя бы один фильм в копродукции, то я буду считать, что задача выполнена.

В дальнейшем мы нацелены на создание в рамках фестиваля кинорынка. Это сложное дело, но я уверена, что в 2020 году мы придем к тому, чтобы площадка рынка работала полноценно. Создание кинокомплекса в Казани, который под ключ может сделать любой фильм, от идеи до проката, на сегодняшний день реально. Я считаю, мы созрели для того, чтобы в Татарстане появился большой кинопроизводственный комплекс, где будут сконцентрированы все возможности республики. Если мы этого не сделаем, то далеко отстанем, а Татарстан может и должен стать киноиндустриальным центром России.

- Какие новшества появятся в кинофоруме в этом году?

- Для нашего региона важна образовательная программа, потому что сейчас в тупиковом состоянии оказались вузы, специализирующиеся на подготовке кадров для киноиндустрии: Санкт-Петербург, Краснодар, Москва, Казань. Поэтому на деловой площадке у нас пройдет конференция «Кино и образование. Международный опыт». Представители около 18 стран готовы приехать и рассказать нам о своем опыте преподавания и стандартах образования в области кино. Изучив мировой опыт, можно принять оптимальные решения в регионе.

- В этом году КМФМК отмечает юбилей. Какие программы будут представлены зрителям?

- В рамках фестиваля пройдет ряд ретроспектив: фильмов председателей жюри, победителей Казанского фестиваля разных лет, а также Эльдара Рязанова и Станислава Говорухина. ВГИК, празднующий в этом году 100-летие, также представит программу, посвященную самым известным выпускникам. Есть параллельная программа, связанная с уникальным кино Туниса, Кореи и Сербии, также продолжается сотрудничество с тюркским миром. Так, Узбекистан предложил очень интересную программу с выставкой «Немое узбекское кино». Параллельная программа - очень насыщенная, можно найти кино на любой вкус.

- Какие задачи стоят перед Казанским фестивалем в настоящее время?

- В этом году мы подводим небольшой итог 15-летия, и к следующему фестивалю необходим частичный ребрендинг, но принципиально менять концепцию фестиваля нет смысла, потому что за последние три года мы вошли в большую программу «Россия - исламский мир», и мы будем развиваться в этом направлении. Что касается проблем, то год году рознь. Иногда создается мало качественных фильмов, которые подходят под концепцию фестиваля, - в том числе татарстанского продукта, который мог бы конкурировать в международном конкурсе. Хотелось бы, чтобы каждый год в программу полнометражного кино попадала наша картина, - тогда я бы сказала, что фестиваль помогает развиваться нашему региональному кино. На всех фестивалях, где я была, есть международные и национальные программы, способные конкурировать между собой. Если мы добьемся того, чтобы наш национальный и международный конкурсы достигли приблизительно одного уровня, то это будет результат!

Диана Галиева, специально для «Кинобизнеса сегодня»


Кто:  Миляуша Айтуганова

Возврат к списку