Режиссер и продюсер в одном лице всегда смогут между собой договориться

Режиссер и продюсер в одном лице всегда смогут между собой договориться Вера Соколова
26.09.2021

С режиссером, продюсером, основателем кинокомпании «Горизонт Кино» Верой Соколовой мы обсудили совмещение профессий режиссера и продюсера и поговорили о проблемах патриотического и детского кино.

Евгений Володин: Как вы попали в киноиндустрию?

Вера Соколова: Как это часто бывает, профессия нашла меня совершенно случайно. По образованию я психолог, и когда в конце 90-х я после рождения ребенка вышла из декрета, найти работу по специальности было очень непросто. Один из моих близких друзей, занятых в кинобизнесе, предложил мне поработать администратором площадки, я согласилась - и с тех пор вся моя профессиональная деятельность неразрывно связана с кино.

- Вы прошли путь от администратора площадки до основателя собственной кинопроизводственной компании, режиссера и продюсера. Почему вы решили совмещать продюсерские и режиссерские функции?

- К решению об основании в 2011 году собственной продюсерской компании «Горизонт Кино» я пришла осознанно, успев поработать на многих проектах и вполне прилично освоив профессию продюсера. Начав снимать собственные проекты в качестве продюсера, я заметила, что между продюсером и режиссером не всегда возможно установление тесного взаимопонимания: «творческие» часто не понимают причин, по которым продюсер закрывает смету или не разрешает начинать те или иные эксперименты. Продюсер - человек, зависимый от разных сторон кинопроцесса, он всегда вынужден балансировать между творческими запросами и финансовыми и организационными возможностями. Так вот, однажды я поняла, что не хочу больше конфликтовать с режиссерами, и решила попробовать стать режиссером сама. Режиссер и продюсер в одном лице всегда смогут между собой договориться.

Надо сказать, я абсолютно счастлива, что приняла это решение. Конечно же, было и по сей день бывает тяжело совмещать в одном лице две профессии, но зато у меня нервы в порядке и я спокойна за судьбу конечного продукта.

- Если продюсерскому мастерству можно научиться, находясь, как говорится, в процессе, то для того, чтобы быть режиссером, нужны определенные теоретические знания…

- За два десятка лет в кинематографе, будучи плотно вовлеченной в съемочный процесс, я так или иначе набралась определенного практического опыта в режиссуре, а теоретические знания черпала из специальной литературы и посещения различных мероприятий (лекций, мастер-классов и т. д.). Поэтому, когда я недавно спросила одного преподавателя режиссуры, не стоит ли мне пройти специальный курс, чтобы получить режиссерскую «корочку», он посоветовал мне не ставить в неловкое положение ни себя, ни мастеров-преподавателей. Так что, смею вас заверить, отсутствие диплома мне нисколько не мешает!

В современном мире все меняется настолько быстро, что, если ты хочешь оставаться на плаву и продолжать работать по выбранной профессии, ты обязан постоянно совершенствоваться, а делать это самостоятельно или в учебном заведении - каждый решает сам.

- В вашей фильмографии, кроме художественных, есть и документальные и научно-популярные ленты. Продюсирование - это прежде всего бизнес. Объясните, пожалуйста, как продюсер, экономику таких фильмов.

- Ни для кого не секрет, что среди российской кинопродукции даже не всякий художественный фильм добирается до кинопроката. С документальным и научно-популярным кино дела обстоят еще хуже - у нас совершенно отсутствует система дистрибьюции такого контента. Поэтому любые попытки коммерциализировать документальное кино, как правило, обречены на провал. Свои картины я снимала исключительно по заказу: люди или организации заказывают, например, биографическую ленту, они же выделяют финансирование, и мы начинаем работать уже исходя из имеющегося бюджета.

- Ваши картины участвовали во многих российских и зарубежных фестивалях. Насколько это затратно для автора, какие расходы приходится нести?

- Если фильм попадает в программу кинофестиваля, то в большинстве случаев организаторы оплачивают проезд и проживание приглашенных членов киногруппы. Однако рекламную продукцию - как минимум полиграфическую, субтитрирование на иностранном языке - нам приходится оплачивать из собственного кармана, поэтому любой продюсер всегда выделяет какую-то сумму в смете на продвижение.

- Как вы выбираете проекты для реализации? Ваши картины зарождаются у вас в голове, вы читаете сценарии или в вашей компании есть специальный отдел, который занимается их разработкой?

- Некоторое время назад я в течение пяти лет работала вице-президентом Гильдии сценаристов, и благодаря оставшимся связям сегодня у меня практически неограниченный доступ к базе отечественных сценариев. Кроме того, огромное количество сценариев мне присылают различные авторы, с тем чтобы я сама взялась за производство либо порекомендовала кого-нибудь, кто может взяться.

Однако в моей карьере ни разу не было случая, чтобы я прочла сценарий и сразу загорелась идеей его воплощения. Обычно не я ищу идею, а идея находит меня. Например, так получилось в случае с недавней картиной «Пункт пропуска. Офицерская история»: я разговаривала с одним офицером, написавшим биографическую книгу «Искушение», и он упомянул об эпизоде, описанном в его книге. Этот эпизод настолько меня увлек, что я решила немедленно начать работу над сценарием, автором которого и стал этот офицер, Иван Соловьев.

Аналогичные истории происходят со всеми моими фильмами: я хватаюсь за понравившуюся идею, которая кажется мне кинематографичной, и начинаю развивать ее в сценарий.

- В одной из своих лент - мистической драме «Ушедшие в туман» - вы сняли французскую звезду Сами Насери. Как вам удалось его заполучить и почему именно его?

- Сами Насери больше года прожил в России, но почему-то никто из наших кинематографистов не воспользовался этим обстоятельством, чтобы снять его в своем фильме. Мы с Сами познакомились за несколько лет до съемок «Ушедших в туман» и должны были вместе поработать на одном проекте, который по каким-то причинам не состоялся. Когда я начала размышлять над актерским ансамблем своей картины, в одной из ролей мне виделся только Сами Насери и никто другой. К сожалению, к тому времени он сменил телефон, и я нигде не могла найти его контактов, но буквально за месяц до начала съемок в одной социальной сети увидела фото Насери и телефон его нового агента! Мы созвонились, и Сами сразу согласился поработать на нашем проекте.

- Можно говорить про счастливый случай…

- Да, и такие счастливые случаи в моей профессии происходят очень часто. Если я страстно желаю заполучить какого-то актера - он обязательно снимется в моей картине. Если я вижу в качестве композитора определенного человека - судьба распоряжается так, что мы находим общий язык, независимо от того, были ли мы до этого знакомы. Так, например, получилось с заслуженным артистом России Денисом Майдановым, написавшим и исполнившим две песни для моего фильма «Пункт пропуска».

- Можете рассказать эту историю поподробнее?

- Еще во время работы над сценарием я подыскивала композитора, который проникся бы тематикой нашей ленты и смог бы написать подходящую по духу музыку. Никого, кроме Дениса Майданова, мне на ум тогда не приходило, но мы с ним не были знакомы, и я отложила решение этого вопроса на потом.

Когда съемки подходили к завершению, я в разговоре с актером Тимуром Ефременковым, недавно присоединившимся к съемочной группе, упомянула о своем желании привлечь к созданию музыки Дениса Майданова. Оказалось, что Ефременков с Майдановым друзья, и вопрос был решен в течение нескольких минут! В результате Денис написал и исполнил для фильма две прекрасные песни - «Пункт пропуска» и «Черное море», мы с ним подружились, и надеюсь, что еще не раз сможем поработать вместе.

- Не могу не спросить про бокс-офис этой картины. Вы выпустили ее в кинопрокат, но сборы ленты оказались не слишком существенными. Начиная этот проект, какую цель вы ставили перед собой - снять фестивальное кино, снять кино по заказу Министерства обороны, не думая о его дальнейшей судьбе, или сделать ленту для широкого экрана, которую посмотрело бы много зрителей?

- Авторы никогда не снимают кино, судьба которого их не интересует. Мы болеем за каждый фильм, а в случае с «Пунктом пропуска» это еще и полтора года нашей жизни. Конечно же, мы снимали его для широкого проката, мы хотели, чтобы люди увидели картину, но так сложилось, что нашим надеждам не суждено было сбыться. Слоган фильма - «Россия своих не бросает», и мне очень хотелось показать, что это не просто громкие слова, чтобы зрители узнали о том, как наша страна в сложной ситуации помогает своим гражданам. Однако, когда мы показали ленту прокатчикам, они сказали: да, картина хорошая, но тематика такая, что массовый зритель на нее в кино не пойдет. Мы проехали с промотуром фильма по многим российским (и не только) городам, и везде залы были полны настолько, насколько это позволяли существовавшие в тот момент антикоронавирусные ограни­чения. Зрители принимали нашу картину очень хорошо, но на показы приходили те, кто хотел посмотреть именно такую патриотическую историю, тогда как массовой аудитории кинотеатров она, к сожалению, оказалась неинтересна.

Заметим, что, несмотря на патриотическую тематику, которая на словах поддерживается с самых высоких трибун, наш фильм снят на частные деньги неравнодушных людей, без господдержки. Некоторые «критики» обвиняют нас в том, что мы «сняли пропагандистское кино, распилив государственные деньги». Хочу им ответить, пользуясь случаем: ни единой копейки государственных денег на эту картину не выделялось.

- Лента снята при поддержке Министерства обороны. В чем заключалась эта поддержка?

- Она носила нематериальный характер: к примеру, нам предоставили возможность снимать на флагмане Черноморского флота - гвардейском ракетном крейсере «Москва» - или в помещении штаба Черноморского флота.

- Некоторые продюсеры, не удовлетворенные прокатом своих фильмов, идут на то, чтобы организовать собственную кинопрокатную структуру. Не было ли у вас подобных мыслей?

- Нет, совершенно. Я твердо убеждена в том, что каждый должен заниматься тем делом, которым он умеет заниматься хорошо. Я - производственник, хорошо разбираюсь в технологическом процессе создания фильма, не боюсь заниматься режиссурой и при необходимости готова написать сценарий, встать за камеру или сесть за монтажный стол. Но расписывать ленту для проката, вникать в отношения прокатчиков с кинотеатрами я не буду, ведь для этого есть, как говорится, специально обученные люди. Да, можно создать отдел проката, но это тоже будет делегирование работы по взаимодействию с кинотеатрами другой структуре, которую, заметим, надо будет еще и содержать. Поэтому я доверяю прокат профессионалам и рассчитываю делать так и впредь.

Неудачу нашей картины в прокате я объясняю системными проблемами, характерными для всего нашего общества. Понятие «патриотизм» делит наше общество на неравные части, представители которых не желают понимать друг друга. Мы сделали патриотический в самом прямом смысле этого слова фильм, за который сначала попали в список украинского сайта «Миротворец», а затем и в «черный список» министерства культуры Украины. Я вполне допускаю, что владельцы независимых кинотеатров и руководители сетей не горят желанием показывать ленту, авторы которой находятся под санкциями, чтобы санкции не распространились и на них самих.

Таким образом, я не собираюсь делать из неудачного проката этой картины далеко идущие выводы. Случилось то, что случилось, но тем не менее фильм с интересом берут кинофестивали и, я надеюсь, в будущем покажут по ТВ. 8 июля «Пункт пропуска» вышел в цифровой прокат на нескольких платформах, и динамика просмотров говорит о том, что он востребован определенной частью зрителей.

- В своих будущих проектах вы продолжите развивать патриотическую тему или вам интересны любые проекты?

- Мне интересны любые темы, кроме тех, которые противоречат моим личным убеждениям: я никогда не буду снимать кино, провоцирующее разделение, раскол нашего общества. Помните, в советские времена был популярен детский киножурнал «Хочу все знать!»? Вот и я так же - хочу все снимать. В настоящий момент я разрабатываю два проекта, веду переговоры о производстве, но оба они находятся на слишком ранней стадии, чтобы можно было говорить о каких-то подробностях.

- Вы часто работаете с непрофессиональными актерами. Насколько привлечение таких кадров усложняет или упрощает съемочный процесс?

- Действительно, в двух недавних моих лентах отдельные ведущие роли исполняли непрофессиональные актеры. В фильме «Ушедшие в туман» это роль чудаковатого следователя с очень необычным характером, человека «не от мира сего». Я долго думала, кого из наших актеров могла бы попробовать в этом качестве, и не смогла выбрать никого: у каждого профессионального актера есть набор образов, амплуа, которыми он владеет в совершенстве, и ни один из тех, кого я перебирала в голове, не представлялся мне в нужном образе. И тогда я предложила сыграть следователя автору сценария картины Георгию Смирнову, который, кстати, и сам хотел попробовать себя в одной из ролей. В результате ему удалось наделить героя той самой «чудаковатинкой», которую он выразительно описал в сценарии.

В «Пункте пропуска» один из главных персонажей - адмирал российского флота. Это настоящий боевой офицер со строгими понятиями о воинской чести, но в то же время - человек достаточно мягкий, не лишенный обычных эмоций и переживаний, и я снова предложила сыграть эту роль автору сценария - Ивану Соловьеву, офицеру, полковнику, принимавшему непосредственное участие в освобождении российских военнослужащих, захваченных СБУ. Иван справился с поставленной задачей очень хорошо. Ведь он не играл, а проживал свою роль.

Попадая на площадку, профессиональный актер имеет представление о субординации внутри съемочной группы, тогда как непрофессионалы этого знания лишены. В таких случаях возможность непонимания или даже возникновения конфликтных ситуаций зависит от внутренней культуры, воспитания этих людей, и уже во вторую очередь от того, насколько доходчиво им объяснили законы субординации и кинематографической иерархии.

Да, безусловно, работа с непрофессиональными актерами - это риск, помноженный на невероятную режиссерскую самоуверенность. Но я осталась довольна результатом.

- Расскажите, пожалуйста, о своей работе в качестве отборщика Красноярского кинофестиваля для детей и юношества «Герой».

- Несколько лет назад, будучи в командировке в Красноярске, я присутствовала на совещании, где обсуждалось создание кинофестиваля для детей и юношества. В ходе совещания я высказала сожаление о том, что у современных детей нет своего героя, эту мысль присутствующие горячо поддержали, и так родилось название кинофорума - «Герой». Меня, как невольного автора названия, пригласили в отборочную комиссию этого фестиваля, в которой я и работаю в течение всего времени его существования, с 2018 года. За эти годы я честно отсмотрела все фильмы - претенденты на участие в фестивальных программах и могу ответственно заявить: в России снимается много действительно хорошего кино для детей и юношества, но полностью отсутствует система его дистрибьюции. Хороший детский фильм или короткометражку можно увидеть в большинстве своем только на фестивалях, и это, конечно, наша особая печаль.      

Кто:  Вера Соколова

Возврат к списку