Помогать, любить всем сердцем и ничего не бояться

Помогать, любить всем сердцем и ничего не бояться Михаил Расходников и Анастасия Акопян
22.09.2022

Перед выходом в прокат картины «Недетский дом» мы поговорили с режиссером Михаилом Расходниковым и продюсером Анастасией Акопян про идею, кастинг и музыку к фильму.

Корр.: Кому и как пришла идея снять такое важное и нужное в любое время кино?

Михаил Расходников: Мне написал отзыв на мой предыдущий фильм «Временные трудности» психиатр из детского дома Андрей Петрушин. Он рассказал о своей книге, которая стала его криком души. Написав ее, он уволился из детского дома и посчитал, что система в тупике. У нас с супругой тоже во время волонтерской деятельности в детдомах появилось к системе много вопросов. Я предложил Андрею вместе написать сценарий для того, чтобы в этой тупиковой ситуации постараться найти выход с помощью искусства. Вот так мы начали готовиться к созданию фильма. Однако проект не мог запуститься, пока мы не нашли команду друзей: Настю, Сашу и Костю (Анастасию Акопян, Александра Калушкина и Константина Елкина - Прим. ред.). Настя долгое время занималась детскими домами, с ней и Костей мы вместе создавали «Временные трудности», а с Сашей работали над «Дорогим папой». Вот с такой командой мы и стали воплощать это кино.

акопян.jpg

Анастасия Акопян: Михаил знал, что я занимаюсь уже несколько лет благотворительностью и помощью детским домам и приютам. Волонтерская организация «Маленькое бюро добрых дел», которое мы организовали с неравнодушными людьми, существует уже не один год.

Все, что я прочитала в сценарии, «зацепило» меня до глубины души, потому что я не понаслышке знаю, как живут дети в детских домах. Я давно мечтала сделать такое кино, которое могло бы сделать громкое заявление об этой проблеме и достучаться до сердец миллионов, а также чтобы оно помогло изменить что-то в системе и структуре социального сиротства на государственном уровне. Поэтому вопроса, снимать или не снимать такое кино, лично у меня не стояло.

И я очень благодарна, что меня поддержали в этом мои друзья и партнеры - Александр Калушкин и Константин Елкин.

- Расскажите про музыку в фильме. Есть ли в картине центральная мелодия и что играет на финальных титрах?

М.Р.: Музыка была непростым моментом. Мы долго искали что-то подходящее, кино «не принимало» музыку. Мы работали с очень талантливым композитором, было много экспериментов. Самым главным, на мой взгляд, решением было представить в музыке тему света, детства и того счастья, к которому тянется каждый ребенок, в какой бы сложной ситуации он ни находился. Что ему нужно? О чем он мечтает? И как трансформируются его мечты в этих условиях? Чтобы люди, которые не знают, что такое детство в детдоме (а дети там во многом имеют опыт больше, чем у любого взрослого), могли через музыку почувствовать то, что было им самим понятно в их счастливом детстве. Я благодарен композитору Андрею Климинову за то, что ему очень тонко удалось создать эту материю, состоящую из лейтмотивов советских песен. Она очень многослойная, в каждой сцене она проложена,

хотя не всегда ее слышат. Иногда она звучит на грани между светом и тьмой, но я считаю, что она все-таки ведет к свету, надежде и любви, что очень нужно детям. Я думаю, что музыка играет в нашем фильме огромную роль. Венец нашего саундтрека - финальная песня Басты и Полины Гагариной «Ангел веры». Она пришла к нам совершенно случайно: друг Кости Елкина Денис Баранов вдруг вспомнил о ней, когда мы уже завершали фильм. Все были приятно удивлены, насколько эта песня сходится со смыслом фильма, с основным высказыванием. Мы сразу же стали «биться» за нее, и очень благодарны Василию Вакуленко за то, что он откликнулся на наши просьбы и предоставил эту композицию. В нашем фильме текст песни стал точным призывом к тому, что очень хотелось сказать. Кто, если не мы, будем ангелами для этих детей?

А.А.: Нам очень повезло, что мы нашли такого потрясающего композитора. Он очень тонко и точно прочувствовал наше кино и написал несколько удивительных композиций, которые раскрывают всю драматургию фильма. Только человек с большим сердцем мог написать такую музыку для нашего фильма.

- Как проходил кастинг? Писались ли какие-то образы под определенных актеров?

М.Р.: Несмотря на то что вначале рассматривались разные актеры, все равно, когда писали сценарий, постоянно представляли себе Ивана Ивановича (Охлобыстина - Прим. ред.). Сначала я постеснялся ему предложить эту роль, почему-то думал, что откажется. Наконец, в один из критических моментов, я решился ему позвонить. Как оказалось, на решение Охлобыстина сыграть эту роль повлияло то, что референсом к нашему фильму мы назвали «Пацанов» Динары Асановой, а это любимая картина Ивана Ивановича. Прочитав сценарий, он согласился на следующий день. Я ему благодарен за большую работу, она проделана очень тонко, поскольку - не буду раскрывать все карты - образ очень сложный, отнюдь не Бэтмен-спаситель. Это человек, переживший сам влияние системы, запутавшийся и сильно отличающийся от героя фильма «Пацаны» - идеала педагога. Герой Охлобыстина - сложная личность, которую раздирают личные переживания. Его попытка дать любовь такой, какой он ее видит, прошла через тяжелые чувства, поэтому персонаж он неоднозначный.

Все остальные герои - это абсолютное чудо. Дело в том, что в самом начале работы над фильмом мы поняли, что тяжело передать то, чего никогда не проживал. И к нам стали притягиваться люди, для которых работа над образом была не просто игрой, а высказыванием от чистого сердца. Сразу становилось понятно: да, это то, что нам нужно. Большинство ролей исполнили бывшие воспитанники детских домов. Очень благодарен их приемным родителям за то, что помогли нам создать такую дружную актерскую семью.

Очень рад знакомству со Светланой Строгановой и «Арифметикой добра» - через эту организацию мы как раз и соединились с сообществом приемных семей. Все дети из этого сообщества, кто хотел, стали актерами фильма. Я съездил в Краснодар, познакомился с Юлианной Медведевой, ее многодетной семьей, где было около 30 детей. Оттуда мы привезли четырех героев.

Абсолютным открытием были наши два героя. Полину Ватагу изначально предложила супруга, но мы никак не могли до нее дозвониться, пока не подключилась Настя Акопян. Когда Полина пришла, стало все понятно сразу, без лишних слов. Настоящим удивлением было знакомство с Сашей Паниным. Я сначала не знал, что он имеет отношение к актерской семье, его пробы были настолько убедительными, что я даже не подозревал, что он пробуется впервые, а сам является первокурсником-юристом и просто решил подработать в кино. Очень благодарен, что Ирина Юрьевна Розанова согласилась. Мы очень долго с ней обсуждали ее образ, так как у нее уже были похожие роли, и, работая с такой легендой, было очень важно предложить что-то новое в персонаже. Получилась блестящая роль.

Хочу поблагодарить Екатерину Соломатину. Тут тоже было чудесное совпадение. Мы уже заканчивали кастинг, провели все пробы, назначили актеров, а потом познакомились с Сашей Калушкиным. И он очень деликатно сказал, что у него супруга тоже актриса и есть возможность попробовать ее на общих основаниях. Было забавно обнаружить, что, оказывается, мы уже утвердили ее на одну из главных ролей. Это было смешное совпадение. У Екатерины была очень тонкая и важная задача, и мне кажется, что только с ее с одной стороны легкостью, а с другой - глубиной, она смогла так точно показать две стороны ее персонажа и выйти к финалу с очень важными изменениями.

Не скрою, что некоторые персонажи появились совершенно чудесным образом. Например, роль охранника сыграл Виктор Гараев - невероятно яркий типаж, который и был по специальности охранником. Я предложил ему сняться в фильме прямо на его работе, он согласился, и, как я считаю, оказался невероятно органичен в картине. Александра Скачкова - насколько она характерная, типажная, органичная и в то же время ужасная в некоторых проявлениях. Очень благодарен Юлии Мишко, которая, не смотря на то, что является участницей шоу «Пацанки», никогда не сталкивалась с актерской работой. Она с такой самоотдачей подошла к задаче, потому что роль у нее очень непростая. Ксения Басилая, которая играла соседку Инны, прошла детский дом. Вся группа была поражена ее точными видением жизни и высказываниями. Общаясь и консультируясь с ней, мы удивлялись тому, как человек в ее возрасте может так хорошо знать и понимать многое в жизни. Она - голос правды фильма.

Хочется еще сказать спасибо молодому актеру Илюше Рязанову. Он был приглашен совсем на небольшую роль, но благодаря его таланту во время съемок эта роль стала постепенно увеличиваться, и в итоге он стал одним из главных персонажей - Очкариком.

Низкий поклон мастеру в своей профессии Олегу Василькову. В этом кино были очень важны настоящие, честные образы; как он добивается реалистичности своего персонажа - это какая-то загадка. Каждый его дубль - разная грань честности и правды, на монтаже было очень сложно выбирать между ними.

Конечно, очень хочется сказать и про интересную роль Ирины Безрядновой - депутата. Долго искали актрису и, по моему мнению, Ирина очень точно воплотила поставленную задачу. Марина Клещева - наша медсестра - тоже сама правда жизни. Многие актеры являются соавторами нашего произведения, потому что все диалоги мы прорабатывали сообща, добиваясь истинного звучания их реплик, вместе размышляя над смыслами и посылами. Была общая канва диалогов, а дальше каждый актер перерабатывал реплики под себя, в итоге многие из них являются отражением их характеров.

- Сколько времени вы искали детей на главные роли, и как долго вообще шла работа над проектом?

М.Р.: Я уже сказал, что дети нашлись стремительно, за полтора месяца. И над проектом работа тоже развивалась быстро. Идея родилась зимой, за пару месяцев был готов сценарий. Началась пандемия, мы с оператором и художником готовились. И за полтора-два месяца до съемок мы начали создавать фильм. Пандемия нам помогла эффективно подготовиться. К съемкам мы вышли уже летом, и за лето сняли все кино. Потом еще год делали постпродакшен. Там уже возникли некоторые финансовые трудности, но, несмотря ни на что, проект появился тогда, когда должен был появиться.

- На премьере фильма были и представители государственных ведомств, и создатели различных благотворительных проектов. На какой стадии работы над проектом они появились?

М.Р.: Когда мы закончили свой фильм, мы столкнулись с тем, что все вокруг было нацелено на развлекательные картины. Наше кино явно не подходит под эту парадигму. Нашей целью не стояло «разводить зрителя на бабки», чтобы он развлекался. По моему мнению и мнению многих авторов, кино должно, наоборот, возвышать, менять человека, общество. Человек может прожить целую жизнь в фильме и понять, как ему устремиться к чему-то высокому. Искусство должно менять жизнь к лучшему. Конечно, для рынка такое видение не очень подходит. Вот мы и столкнулись с тем, что, с одной стороны, фильм острый, с другой - были опасения, что он будет как-то не так воспринят политически, хотя мы про детей, а не про политику. С третьей стороны, мы понимали, что не подходим для развлекательного сегмента.

По счастливой случайности супруга дала мне ссылку на профиль в соцсети Артема Метелева, который был мне известен как руководитель больших социальных проектов и автор очень интересного фильма о детском доме. Посмотрев его кино, я понял, что мы единомышленники. Я обратился к нему в личном сообщении в соцсети с предложением двигаться с нашими проектами вместе. Ответа очень долго не было, да я на него особенно и не рассчитывал, это был просто крик души. Но вдруг Артем ответил, и мы сразу связались по телефону, прекрасно пообщались. Оказывается, в это время у него была предвыборная кампания в депутаты, которую он вскоре выиграл. В конце концов, мы встретились, и Артем предложил включить наш фильм в программу форума «Мы вместе». Первый показ состоялся на этом форуме - это была очень мощная поддержка для нас. Артем помог пробить эту непреодолимую стену, протянув нам руку.

После этого фильм зажил своей жизнью. К проекту стали присоединяться единомышленники, наши консультанты Светлана Строганова, Фонд «Арифметика добра» и ряд других фондов, Екатерина Дмитриева, которая объединила многих профессионалов, посвящающих себя помощи детям. Параллельно с фильмом общими усилиями создавалась социальная кампания. Мы стараемся ей всячески помогать. На всех наших материалах к фильму размещена информация, что 10 процентов от прибыли пойдет на поддержку программы развития приемного родительства. А также мы предлагаем 4 пункта, как изменить жизнь детей: 1. Проголосовать за законодательную инициативу Артема Метелева, которая меняет систему. 2. Стать приемным родителем. В разных городах есть специальные школы, куда при желании можно обратиться за консультацией и помощью. Решиться взять на себя такую ответственность и счастье. 3. Стать наставником, другом для ребенка. 4. Поддержать любой из благотворительных фондов, которые профессионально занимаются сиротской тематикой, помогая детям из детских домов.

Мы очень рады, что вступили в конструктивный диалог с министерством просвещения. У нас состоялась встреча с Ларисой Павловной Фальковской (директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей - Прим. ред.). Началась очень конструктивная работа по обсуждению программ фондов. Я очень рад, что люди, которые помогают детям, объединяются и сплачиваются для того, чтобы изменить мир.

- Насколько сложно снимать такие истории сегодня? Все-таки лидеры проката сейчас - комедии и мультфильмы?

А.А.: Такие истории сложно снимать не только сейчас, но и в любое другое время. Кино - это аттракцион, и чаще всего мы ходим в кинотеатры получить положительные эмоции. Но мне кажется, что на такие важные и социально-значимые темы важно говорить открыто и громко. На мой взгляд, кинематограф - как наша жизнь, в которой есть и «белое» и «черное». И если наше кино сможет изменить жизнь хотя бы одного ребенка или взрослого, то мы его сделали точно не зря.

- Расскажите про интерактивную историю с сердцами, которая была на премьере. В чем ее роль?

А.А.: Это прекрасная идея пришла в голову нашей PR-команде. На большом баннере были напечатаны страхи и переживания детей из детских домов, взрослые должны были наклеить сердце на эту надпись и как бы «залечить» этот страх. Мне кажется, что когда ты физически заклеиваешь надпись «у меня никогда не будет родителей», «я никому не нужен» и т.д., ты понимаешь, что своим сердцем ты можешь помочь конкретному ребенку, и что помощь - это на самом деле проще, чем ты думаешь.

- Какие главные идеи и мысли вы заложили в свой проект?

М.Р.: Самая главная мысль: детских домов быть не должно. Любовь может появиться только в семье. Люди должны понять, на что обрекают детей, когда не берут за них ответственность. Хочется прервать поток искалеченных детских судеб, изменив сознание общества. И изменить отношение общества к этим детям, чтоб все остальные поняли, какие они герои жизни, увидев их судьбы. Что воспитанники детских домов - такие же дети, как их собственные и дети их знакомых, а не изгои общества.

А.А.: Главная идея и мысль лично для меня - чужих детей не бывает, и каждый ребенок достоин любви. Детям из детских домов не нужна жалость, подарки на праздники, посещения волонтеров раз в год - им нужна любовь, внимание и забота. Каждый день. Я мечтаю о том, чтобы все дети жили в семьях, обычных или профессиональных. И все, что в наших силах - мы будем для этого делать, совместно с благотворительными фондами и государственной поддержкой.

- Какие у вас дальнейшие планы?

А.А.: Я планирую и дальше заниматься благотворительностью и общественной деятельностью. Делать все, что в моих силах для того, чтобы изменить и улучшить ситуацию в сегменте социального сиротства и приемного родительства. Продолжать снимать честное кино, на важные темы, для детей и про детей. Помогать, любить всем сердцем и ничего не бояться.     

Кто:  Михаил Расходников и Анастасия Акопян

Возврат к списку