Мы - программа для профессионалов

Мы - программа для профессионалов Ирина Павлова
17.04.2023

Особенности формирования Российских программ Московского Международного кинофестиваля в современных условиях мы обсудили с художественным руководителем Программ Ириной Павловой.

Евгений Володин: Когда заканчивается формирование Российских программ ММКФ?

Ирина Павлова: Обычно мы даем себе установку полностью сформировать программу к 1 апреля, но выполнить все в срок получается не всегда. Бывает, что интересные фильмы появляются уже после 1 апреля, или мы не успеваем договориться к этому дню с продюсерами, или еще что-то - так что эта дата для нас скорее шуточная.

На самом деле программа формируется если не до последнего дня, то, по крайней мере, за две недели до старта фестиваля работа над ней продолжается.

- В последние несколько лет весь мир переживает резкие изменения сложившегося уклада жизни. Как эти изменения повлияли на вашу работу - что сегодня для вас самое сложное при составлении программ?

- Сегодня большая часть российского кино производится с участием самых разных персоналий и институтов - онлайн-платформ, частных инвесторов, фондов и т.д. Кого-то из участников производства могут признать иноагентом, по какой-то причине фильм долго не получает прокатного удостоверения - возникает масса новых входящих данных, которые нам приходится тщательно проверять, и таких данных намного больше, чем буквально пару лет назад. Я надеюсь, что эти добавленные обстоятельства не помешают нам сформировать программу, а участие в фильмах людей, которые высказали свое несогласие с проводимой нашей страной Специальной военной операцией, не станет препятствием для участия этих картин в наших программах.

Кино создается не за один и не за два дня. Человек, участвовавший в его создании, позже высказал свое мнение, которое противоречит политике руководства страны, но фильм же в этом не виноват! Поэтому я очень надеюсь, что участие некоторых представителей творческих профессий в создании картин, отобранных для показов, никак не отразится на наших возможностях их показать.

Год назад, когда все только начиналось, мы решили, что наши программы будут вне политики. Это не значит, что мы не можем взять себе в программы какое-то политическое высказывание, созданное в рамках высокого искусства. Мы решили смотреть в первую очередь на искусство - хотя, конечно, злобные выпады в адрес нашей страны мы никогда не выбирали и не будем выбирать для наших показов, равно как и произведения, в той или иной степени нарушающие общественную мораль. Все-таки большой зал Дома кино рассчитан на 1200 зрителей, и никто из нас не хочет, чтобы в ходе показов случались какие-либо инциденты.

К счастью, большинство художников занято не экранизацией лозунгов, а попытками донесения до широкой зрительской аудитории своих мыслей, своей боли, своих проблем - социальных, общественных, просто человеческих.

Если говорить о сложностях, возникших недавно, надо упомянуть вот о чем. Раньше мы старались максимально обходиться без картин, вышедших в прокат - ведь если одни авторы имеют возможность показать свое кино в кинозалах, у других такого шанса может и не быть, и тогда шанс показать свои произведения на большом экране им предоставим мы.

Сегодня мы решили отказаться от этого принципа, потому что в современном российском кино все наиболее важное и интересное выходит в прокат, и отказываться от фильма, представляющего высокую художественную ценность, только потому, что он был показан в кинотеатрах, мы не имеем права.

Конечно, есть частные проблемы с некоторыми продюсерами, их идеями и взглядами - например, многие продюсеры в последнее время отказываются предоставлять свои фильмы «внутренним» фестивалям.

В идеальном мире наша работа выглядела бы так: мы отсмотрели большое количество фильмов, выбрали из них наиболее достойные и сформировали из них наши программы. Однако в реальности едва ли не каждую картину, которую мы хотим видеть в своих программах, нам приходится буквально выпрашивать у продюсеров. Вместе с тем нередки и обратные ситуации, когда нам навязчиво предлагают взять ту или иную работу, не представляющую для нас ни малейшего интереса.

- Кто может навязать вам взять какое-то неинтересное кино?

- Вы не представляете, что такое настырный художник, и дай вам Бог этого никогда не узнать! (смеется) А представьте, что вы с этим человеком в хороших отношениях, в прошлом у вас с ним были вполне удачные совместные проекты, и он просто не желает понять, почему ты не можешь взять его фильм. А вдруг он на будущий год сделает хорошее кино? Ссориться нельзя ни с кем!

Приходится применять на практике искусство дипломатии, которому я учусь вот уже двадцать лет. Не все пока получается, но, во всяком случае, я научилась держать язык за зубами и не говорить то, что иногда очень хочется сказать! Кстати, надо заметить, что этому искусству научились и мои помощники, кураторы программ Андрей Аниськов, Анна Голикова и Дарья Вожагова.

- Кстати, о помощниках. Представьте, пожалуйста, свою команду.

- Да, конечно, я очень горжусь своей командой. Однажды к нам пришла волонтером девочка, студентка Иняза, которая страстно желала работать у нас на программе, и при этом очень застенчивая - всегда боялась переспросить, если что-то недопоняла. А когда я работаю, мне часто не до сантиментов, и я бываю достаточно жестка с коллегами, и особенно с волонтерами, поэтому я была уверена, что на следующий год этот хрупкий хрустальный колокольчик у нас не появится. Но она приходила снова и снова, постепенно разбираясь в нашей работе, в программе  и стиле ее администрирования, и в итоге стала тем, кто она есть сегодня - исполнительным директором российских программ ММКФ. Конечно же, я говорю о Дарье Вожаговой, которая с прошлого года вместе со мной выполняет обязанности еще и куратора программы полнометражного игрового кино. В прошлом году, находясь за границей, я по личным проблемам не смогла приехать в Москву в августе на фестиваль, и Даша сумела с блеском провести наши программы в одиночку. И когда в этом году я предложила ей занять мое место, она наотрез отказалась, объяснив свой отказ желанием работать вместе со мной, а не вместо меня. Честность, преданность делу и готовность посвятить себя работе целиком - это все про Дашу. Она изумительный менеджер, при этом в ней за годы работы развился исключительный вкус к кино, и сегодня она зачастую отбирает до трети программы полного метра. Поэтому сегодня я спокойна - если, не дай Бог, случится что со мной - программа не погибнет, потому что у нее есть Даша.

Когда нас покинул составитель программы короткого метра, продюсер Данила Ипполитов, решивший плотно заняться своими личными интересными проектами, я пребывала в полной растерянности, когда вдруг к нам пришел молодой продюсер и журналист Андрей Аниськов, предложив попробовать его в качестве куратора. Конечно, попытка не пытка, я не видела для этого особых препятствий. Но надо понимать, что составить программу короткого метра - это гигантская работа, необходимо отсмотреть огромное количество фильмов! А в том году, когда к нам пришел Андрей, на Кинотавре была представлена очень мощная программа короткого метра, и нам не хотелось ее дублировать - надо было набрать для нашей программы свежего кино. И Андрею это удалось настолько блестяще, что после двух лет работы на ММКФ, в течение которых он формировал прекрасную, интересную и насыщенную программу короткого метра, его от нас пригласили на другой фестиваль, «Лучезарный ангел», для работы с короткометражным кино. Таким образом, мы сегодня уже стали еще и поставщиком кадров для других фестивалей: не секрет, что ежегодно у нас проходит множество киносмотров, и на каждом из них требуются профессионалы. А профессионалы не растут на деревьях - они растут в процессе работы.

У нас была прекрасная команда составителей документальной программы, режиссеры Иван Твердовский (старший) и Евгений Голынкин. Но они - снимающие режиссеры, и оба однажды заявили, что работают над собственными проектами и в силу этого не могут выполнять обязанности по формированию программы. Однако, понимая мою беспомощность, они предложили мне для этой работы Анну Голикову, которой в первый же год работы, когда я могла помогать ей лишь виртуально, удалось сформировать такую прекрасную программу, что все сеансы проходили с аншлагами.

Таким образом, когда некоторые персонажи начинают иронизировать на тему того, что я занимаюсь Российскими программами уже двадцать лет, и поэтому наши программы из года в год не меняются - я обычно посылаю таких критиков по известному адресу, озвученному Фаиной Раневской. Формированием программ сегодня занимаются как признанные мэтры в лице куратора анимационной программы Елены Александровны Таврог, так и совсем молодые ребята, я лишь осуществляю координацию и общее руководство, слежу, чтобы их «не заносило», но никак не ограничиваю их свободу.

Знаете, есть такая расхожая фраза: самый лучший начальник - тот, у которого все работают без его участия, которое требуется только в форс-мажорных обстоятельствах. Моя должность называется «художественный руководитель программ», и по некоторым причинам я к этой должности прибавляла еще и формирование программы полнометражного игрового кино. Но сегодня у меня есть рядом Даша, позиция которой по многим вопросам отличается от моей, и я всегда к ней прислушиваюсь и доверяю ее мнению.

- В прошлом году фестиваль был смещен на август, в этом году все вернулось обратно на апрель. Как влияют сроки проведения ММКФ на вашу работу?

- Сроки - это достаточно серьезная проблема. Мы с вами живем в таком климате, который не позволяет работать одинаково интенсивно круглый год, и кино, как правило, запускается в работу обычно весной, ближе к лету. Точно так же и заканчивается работа над российскими фильмами чаще всего весной - это обусловлено технологическим циклом кинопроизводства, людям так удобнее работать.

Вы помните, что раньше фестиваль проходил в конце июня. В 2018 году у нас случился Чемпионат мира по футболу, и стало очевидно, что два международных мероприятия такого масштаба провести в одно время невозможно, чемпионат просто задавил бы наш фестиваль. Генеральный продюсер ММКФ Леонид Верещагин и Президент фестиваля Никита Михалков решили, что в апреле фестиваль проводить намного комфортнее и менее трудозатратно, и я их понимаю. Таким образом, с 2018 года фестиваль переехал на весну, что для Российских программ, конечно, представляет особенное неудобство. Однако ММКФ - это не только Российские программы, а прежде всего международный кинофестиваль, перенос которого в промежуток между Берлинским и Каннским был стратегически верным решением.

Из-за начала СВО в прошлом году финансовые потоки изменили движение, и фестиваль невозможно было проводить, пока их движение не было урегулировано, поскольку ММКФ - это довольно большие деньги. Мы опасались, что в силу стремительно меняющейся конъюнктуры фестиваль вообще не будет проводиться, но Никите Сергеевичу и Леониду Эмильевичу с их командами удалось совершить профессиональный подвиг, вытянув фестиваль без ущерба для его качества и уровня. Мы, со своей стороны, всегда готовы помочь «большому» фестивалю: как я уже сказала, Дарья Вожагова подготовила и провела Российские программы на высочайшем уровне, залы Дома кино были переполнены. Присутствие на просмотрах представителей отечественной киноиндустрии и так называемой творческой интеллигенции подтвердило нашу уверенность в том, что в условиях турбулентности проката Российские программы остались одной из немногих возможностей посмотреть актуальное отечественное кино.

- Сегодня вся российская киноиндустрия старается максимально использовать выпавший ей шанс увеличить присутствие российского контента на экранах. Наверное, это отразилось на процессе отбора, появилось больше фильмов?

- Да, но остается один нюанс, который был всегда. Мы можем договориться с продюсерами и режиссером и готовы взять фильм в нашу программу, но неожиданно на сцене появляется прокатчик

и заявляет, что в его интересах не показывать картину в большом зале до премьеры. Его можно понять: среди первых зрителей могут оказаться яростные критики (этого никогда нельзя исключать), и их публичная реакция на показ может негативно отразиться на старте проката. Фактически не один прокатчик не хочет, чтобы его фильм показывали до премьеры не в маленьком зале киноклуба, а в Большом зале Дома кино на 1200 мест. Таким образом, нам, договорившись с авторами, приходится уговаривать еще и прокатчика: взывать к его совести, обещать помочь с пиаром и рекламой, и так далее.

Кроме прокатчиков, аналогичные опасения высказывают сегодня и представители кинотеатров! Поэтому, повторюсь: отбор фильмов в российские программы - это большая не только киноведческая, но и в огромной степени дипломатическая работа. И надо сказать, что за те 20 лет, что я занимаюсь Российскими программами, у нас не было ни одной провальной программы. Недавно я поднимала статистику, и поражалась: какие замечательные картины были показаны в наших программах, в том числе впервые! У нас дебютировали многие авторы, сегодня ставшие признанными классиками, а на сцене Дома кино побывало большинство отечественных режиссеров, выходивших представлять свои работы. За 20 лет мы провели такую гигантскую культуртрегерскую работу, что, пожалуй, заслужили прижизненный памятник! Но памятник нам не нужен, мы хотим только одного: чтобы работа продолжалась, чтобы программа жила.

- За последнее десятилетие очень сильно выросла роль регионального кино. Как эта тенденция отражается в Российских программах?

- Мы давно и пристально следим за развитием национального кинематографа в субъектах Федерации - можно смело утверждать, что мы начали следить за башкирским, якутским или татарским кино намного раньше всей так называемой «миролюбивой общественности» (смеется). Поэтому я не могу сказать, что количество регионального кино в наших программах выросло - его всегда было много. Первый якутский фильм мы показали в 2006 или 2007 году.

- Это был чисто якутский проект, на якутском языке?

- Да, это было поистине национальное кино, мы делали русские субтитры. Представить картину к нам приехал министр культуры Якутии, это была настоящая большая премьера с шаманскими песнопениями. Я могу предположить, что именно с нашей легкой руки популярность национального кинематографа пошла в гору: о якутском кино начали писать киноведы. Затем в Российских программах стали появляться фильмы из Казани, из Башкирии… И вдруг оказалось, что региональное кино - это огромный культурный пласт, который в некоторых случаях может дать сто очков вперед нашему «традиционному», русскоязычному кинематографу. Хотя и этот термин не совсем точен: вдруг у нас появляется кино из города Иваново. Это русскоязычное кино, но оно снято не на центральной студии, и его тоже необходимо причислять к разряду регионального.

Кинематограф для нас не имеет ни национального, ни регионального окраса. Для Российских программ весь кинематограф имеет один окрас - окрас искусства, художественной привлекательности.

- В современном мире кино - это уже не только фильмы, демонстрируемые в кинотеатрах. Многие фестивали, в том числе и «большой» ММКФ, уже несколько лет показывают программы сериалов. Почему в Российских программах до сих пор нет такого отделения?

 - Совершенно верно: есть много фестивалей, в которых появились сериальные программы. А теперь давайте посмотрим на нас: мы показываем 18 полнометражных игровых картин, примерно 30-40 короткометражных фильмов, огромные программы анимационного и документального кино и полновесную ретроспективу фильмов прошлых лет. Три имеющихся в нашем распоряжении зала заполнены под завязку, и мы между собой еще торгуемся за каждый сеанс. Поэтому увеличивать программу еще и на сериальную продукцию у нас просто нет физической возможности. Это во-первых, а во-вторых, у нас небольшая команда, а для просмотра сериалов нужно намного больше времени - ведь это значит, что вместо одного полнометражного фильма надо посмотреть четыре полнометражных фильма, чтобы составить представление о сериале.

Для многих фестивалей необходима высокая медийность - чтобы было много звезд, актеров, режиссеров, красная дорожка и так далее. Нам это все без надобности, потому что мы - программа прежде всего для профессионалов.

Для того чтобы отобрать сериал, его надо посмотреть целиком, не на перемотке. Я могу назвать несколько таких сериалов, в которых мощное начало и конец, но провальная середина - и такие работы нам неинтересны. Так что для организации собственной сериальной программы нам не хватает ресурсов - пространственных (мы ограничены тремя залами Дома кино), человеческих и временных.

- Кстати, о площадке. Какое влияние на вашу работу оказывает имеющиеся в вашем распоряжении кинозалы Дома кино?

- Скажем так - на нашу работу площадка влияет не очень хорошо, по одной простой причине. Как вы знаете, Дом кино - достаточно ветхое здание, и не все в нем соответствует кинотеатрам класса «люкс». И всякий раз, когда мы обращаемся к продюсерам с просьбой предоставить нам их картины, они сетуют на невозможность пригласить на премьеру тех или иных важных гостей - представителей крупного бизнеса или известных политиков - по причине неприглядности интерьеров Дома кино.

Минусы есть в любой работе. У каждого куратора на разных этапах возникают подводные камни, которые ему приходится преодолевать, в большинстве случаев достаточно успешно. С проблемой  ветхости Дома кино мы тоже справляемся, но скрывать ее наличие не можем: да, у нас старые полы, у нас не слишком привлекательные буфеты, и так далее. Но с началом фестиваля, как это ни покажется странным, жизнь в Доме кино бьет ключом.

- Наверное, полы и буфеты - не самое главное, главное - это качество кинопоказа?

- Качество показа, действительно, у нас на довольно высоком уровне. Есть, кстати, и еще одно преимущество: уникальный кинозал, аналогов которому в Москве нет. При проектировании этого зала специальным научно-исследовательским институтом использовался принцип «золотого сечения», который учитывался при расстановке кресел, расчете угла наклона и положения экрана относительно зала. Режиссер Юрий Грымов однажды назвал показ в Большом зале «идеальным».

Вместе с тем я прекрасно понимаю продюсера, которому по большому счету все равно, есть в зале «золотое сечение» или нет. Он знает, что в кинотеатре «Москва» или в «Художественном» он приведет людей в современный кинотеатр, где есть просторное фойе, удобный гардероб и современнейшие кресла. Мы такого комфорта предложить пока не можем.

- О чем еще вы хотели бы рассказать нашему изданию?

- До сих пор мы упорно пренебрегаем одним видом кинематографа, отчего-то считая, что, показывая такое кино, мы отнимаем время у других, «более актуальных» киноформатов. Я говорю о детском кино: мы крайне неохотно показываем фильмы для детей.

- Мы и снимаем их не так много.

- Тем не менее, они у нас появлялись. Но как я могу позвать на показ детей? Мне надо пригласить журналистов, отборщиков фестивалей, киноведов и кинокритиков, профессиональных кинематографистов. С такой политикой мы пришли к тому, что детского кинематографа в России практически нет, и с прошлого года мы стали принимать детские фильмы в программу на общих основаниях. Я надеюсь, что в этом году у нас в программе их будет несколько, и считаю, что это очень важно. Пусть в зале будут сидеть сто человек, но эти сто человек разнесут по фестивалям, по кинотеатрам эту картину или хотя бы слух о ней - потому что, как правило, у детского кино нет достаточного пиара, и я готова стать его пиарщиком.

- Нет ли у вас желания выделить детское кино в отдельную программу?

- При всем желании я не смогла бы организовать новую программу, потому что имеющимся программам, как я уже говорила, тесно в наших трех залах. Где я буду показывать новую программу? Две программы - «Короткий метр» и «Ретроспектива» - занимают у нас Белый зал. Документальное кино и анимация занимают Малый зал, а Большой зал полностью отдан под показы игрового кино. У нас нет возможности отдать под новую программу целый день, поэтому придется рассредоточивать ее между имеющимися залами в ущерб уже расписанным по ним программам.

У детского кино есть свой зритель, есть профессионалы, специализирующиеся на этом жанре - они придут и посмотрят фильм на показе в рамках одной из традиционных программ. Всем угодить, к сожалению, невозможно.

Прекрасный пример качественного детского кино с начала года и до сих пор идет в кинотеатрах, побив все мыслимые и немыслимые кассовые рекорды. Почему? Да потому, что «Чебурашка» нравится детям, и они снова и снова просят родителей сходить с ними в кино. Надеюсь, его пример поможет нам убедить прокатчиков и кинотеатры в том, что детское кино может быть выгодным.      

Кто:  Ирина Павлова

Возврат к списку