Мы не хотим терять зрителя, который любит нас за провокацию и смелость

Мы не хотим терять зрителя, который любит нас за провокацию и смелость Андрей Левин
10.08.2021

О ближайших проектах, перспективах и личных предпочтениях мы поговорили с управляющим директором и продюсером Comedy Club Production Андреем Левиным.

«Кинобизнес сегодня»: Почему вы стали заниматься проектами для телевидения? Как ваше образование и профессиональный опыт помогли вам в этом?

Андрей Левин: Начну издалека. На первом курсе учебы в Плехановском я попал на выступление местной команды КВН и подумал: «О, какие веселые дураки, хочу к ним». И закрутилось - я познакомился с Наташей Еприкян, Денисом Приваловым и еще половиной будущих коллег по Comedy Club Production. Наша команда играла в Северо-Кавказской лиге, которую, кстати, тогда курировал Гарик Мартиросян, и на одном из этапов столкнулась со сборной Пятигорска. Ребята еще только попали в телевизор, а мы их почти разнесли, была ничья. Тогда же мы начали дружить с Сеней Слепаковым, который спустя несколько лет и пригласил меня в компанию «7 ART». Причем к тому моменту я и так уже отлично устроился: работал заместителем первого вице-президента по финансам компании «Ситроникс», отвечал за международные проекты (выход на IPO, запуск еврооблигаций и т. д.). Меня как раз должны были перевести в один из наших офисов на Украине, и я фактически сидел на чемоданах. Позвонил Сене, предложил встретиться перед моим отъездом. И тут он мне говорит: «Мы сериал думаем запустить. Нам в новую компанию нужен генеральный директор. Познакомься с Артуром!» Ну, я пришел к Джанибекяну и сказал: «Здравствуйте, я очень дорого стою и не знаю, зачем нам вообще этот разговор». А он ответил: «Мне очень нравятся умные еврейские мальчики, с зарплатой мы как-нибудь разберемся». Я удивился и ушел думать. Червь-то все эти годы грыз: вот твои друзья занимаются творчеством, а ты что? Ну, я плюнул на все и согласился.

- При вашем участии было создано более трех десятков сериалов и фильмов. Какие из них вы могли бы назвать своими любимыми?

- Сложно выделить любимый: в какой-то момент каждый из проектов занимал определенную часть моей жизни. Первым стал «Универ». Когда я пришел в «7 ART», сериал еще находился в зачаточном состоянии. У нас не было офиса, мы все сидели в одной комнате. Помню, как я тогда практически поселился на съемочной площадке. Быстро разобрался, что к чему, и с тех пор многими знаниями пользуюсь. Тот период вообще для меня много значит: бесконечные кризисы, вечный перерасход бюджета. Один раз нам даже пришлось заложить машину, чтобы выплатить зарплату сотрудникам. «7 ART» закалила нас всех. Это был реальный бизнес, а не мир воротничков и инвесторов, которые смотрят твою презентацию.

Дальше были «Интерны», которых придумал Слава Дусмухаметов - один из самых талантливых и точно самый продуктивный продюсер в России, потом слияние с Comedy Club Production, и понеслось - Stand Up, «Импровизация», «ХБ», «Танцы». Перечислять можно долго. Какие-то шоу, например «Где логика?», со временем встают на свои рельсы, и я им больше не нужен. А в тот же Comedy Club я до сих пор погружен максимально.

- Что вы можете сказать про «Песни»? Как думаете, почему им не удалось «выстрелить» так же, как шоу «Танцы»?

- По моему субъективному мнению, зрители оказались не готовы к авторскому контенту. Им были нужны хиты. В том же «Голосе» ты слышишь кавер, и неважно, что ты делаешь в этот момент - режешь лук или внимательно следишь за тем, повернется ли Александр Градский. Ты в любом случае можешь подпевать участникам. Мы хотели создать новый рынок, помочь молодым авторам и исполнителям достичь славы и заработать денег, пытались сконструировать новый социальный лифт. Но, к сожалению, у зрителей оказалось другое мнение. А в шоу «Танцы» все звезды сошлись, и оно реально перезапустило индустрию.

- Проекты Comedy Club Production отличаются фирменными чувством юмора и раскрепощенностью. Нет ли у вас планов снять историю, например, для всей семьи?

- Мы не хотим терять того зрителя, который любит нас за провокацию и смелость, но телевидение все больше переходит в фоновый режим, поэтому оно должно быть безопасным: и ребенок, и взрослый, и даже бабушка должны радоваться Гарику Харламову. Поэтому мы стараемся диверсифицировать свой контент, и если запускаем какие-нибудь резкие проекты «на грани», например «Женский стендап» или шоу Talk, то в вечернее время, чтобы предложить их определенному зрителю.

- Сейчас стало очень модно выпускать полнометражные версии сериалов. Есть ли у вас подобные планы?

- Мы не смотрим в эту сторону. Пару раз поиграли и поняли, что киноиндустрия живет немного по другим законам и мы в ней не настолько эффективны. Судите сами: нужно потратить два-три года на производство, при этом не потеряв актуальности, чтобы понравиться огромному количеству людей.

У сериалов способ производства проще, да и сама их стоимость ниже. Возможно, если родится гениальный сценарий или мы вдохновимся какой-нибудь историей, это случится, но сейчас это не входит в наши стратегические задачи.

- На протяжении многих лет Comedy Club Production остается одним из главных брендов страны. За счет чего вам удается держать марку?

- Дело в бескомпромиссном подходе к качеству и наших креативных продюсерах. Их гениальность - первый фактор успеха. Второй - созданная нами система «взращивания» сотрудников. Для нас важно, чтобы они не уходили, а занимались чем-то новым, росли внутри компании. Каждый из них смотрит и дышит в завтра. Плюс всегда есть родной канал ТНТ, который нас подщелкивает, подпитывает и мотивирует, говоря: «Ха-ха, это смешно, но попробуйте лучше».

- Как вы думаете, что было бы, если бы в далеком прошлом Comedy Club все-таки появился на СТС, а не на ТНТ?

- СТС был бы намного лучше! Мне вспомнилась фраза Мишель Обамы, когда ее спросили, кем бы она была, если бы не вышла замуж за Барака. Она ответила: «Женой президента». Мне кажется, эта цитата отлично сюда подходит.

- Стендап сегодня популярен как никогда. В каком направлении вы видите развитие этого жанра?

- Мне кажется, стендап сейчас почти на пике популярности, а скоро должен произойти качественный скачок. Если в 2013 году, когда мы только запустили Stand Up на ТНТ, зрители знали от силы десять человек, то сейчас тех, кого знают и любят, сотни. Постепенно количество будет переходить в качество, и это нормально.

- Какие направления, по вашему мнению, сегодня наиболее перспективны? Что стоит развивать и на что вы посоветуете обратить внимание тем, кто хочет создать что-то свое?

- Сейчас идет активное расслоение по контенту. Условный «ЧБД» (шоу «Что было дальше?». - Прим. ред.) так «выстрелил», потому что попал сразу в три цели: провокация, треш, интересный гость. При этом у того же канала Discovery огромная аудитория. Людям всегда интересно то, что выделяется из общей массы, меняет их сознание. В какой сфере это найдется дальше - юмор, танцы, музыка - сложно предсказать.

- Что, на ваш взгляд, изменила пандемия для телевидения, онлайн-платформ и кинопроката?

- Пандемия, безусловно, повлияла на все: вырос интерес аудитории как к телевидению, так и к видеосервисам. Компании видят в них будущее, поэтому меняется и качество продукта - на съемки одного эпизода тратятся существенные бюджеты. У онлайн-кинотеатров появляются хиты, но при этом есть и персонифицированный контент, который находит своего «узкого» зрителя. Телевидению чуть сложнее, но мы двигаемся в этом направлении. Через пять-десять лет все может поменяться, и цифровизация достигнет такого уровня, что у всех будет Smart TV с персональным списком преференций. И тот же Premier выдаст потребителю все, что душе угодно, с учетом того, сколько времени есть у зрителя. 30 минут в запасе? О’кей, вот тебе 16 вариантов, выбирай. Также (кроме функции зарабатывания денег) эти платформы будут выполнять роль промо или сервисов дополнительной продажи. И чем больше они будут абстрагированы от экосистемы, тем труднее им придется. Уже сейчас многие бренды даже готовы терпеть убытки в медиасегменте, лишь бы человек оставался у них под колпаком и покупал продукты на смежных площадках.

- Не будет ли мешать развитию онлайн-платформ нежелание российских зрителей платить за контент?

- Рано или поздно эта проблема будет решена. Вместе с новым поколением у нас растет сознательность. К тому же многое было сделано за последние годы. Так, холдинг «Газпром-медиа» провел активную работу, чтобы принадлежащий ему контент можно было найти только на Premier. Рано или поздно люди будут готовы платить: они просто выберут, что им нравится и какие платформы больше подходят под их бюджет и интересы.

- Расскажите, пожалуйста, о планах по расширению Comedy Club Production.

- Мы продолжаем работать с ТНТ, расширяем сетку других каналов в рамках нашего холдинга, уделяем большое внимание сфере digital и видеосервисам. После успешного опыта с «ХБ» и «Бородачом» продолжаем смотреть в сторону гейминга. Как только успокоится ситуация с пандемией, вернемся к фестивалям - Comedy Club, Stand Up, «Импровизация». Не могу раскрывать все карты, но подумываем и о мультипликации - каждый мечтает снять своих «Симпсонов» или «Гриффинов». Короче, будем лезть везде, где интересно!

- Что для вас главное в любом проекте?

- Первооснова - конечно, сценарий. Хотя это тоже субъективно. Возьми любой кинохит Marvel - с художественной точки зрения сценарий не очень сложный, но для публики это шикарный аттракцион, а не высокоинтеллектуальное кино. Ты сидишь и как мальчишка не можешь оторваться от экрана. Важно все - кадр, музыка, текст, актерская игра, но если верно совпали хотя бы несколько пунктов, то я как зритель могу смириться с несовершенствами.

- Какое кино и сериалы вы сами смотрите? Например, в самолете?

- Я поглощаю огромное количество контента - чтобы понимать, как правильно делать и как правильно не делать. Из последнего мне понравился стендап Бо Бернема. Парень на шесть месяцев закрылся в своей квартире и писал, снимал, подбирал музыку, монтировал. Получилось не истерически смешно, но необычно. «Люпин» прекрасен, «Почему женщины убивают» тоже отличный продукт. «Последний танец» - с точки зрения документалистики это вообще пример для всех, высокохудожественный и литературно построенный. Я под большим впечатлением. Особенно если учесть, что я сам играл в баскетбол и был фанатом Майкла Джордана. Смотрел чуть ли не с мокрыми глазами, вся моя молодость будто пролетела передо мной. «Пацаны» сломали мою парадигму: супергерои - плохие твари, разве можно такое себе представить? «Ход королевы» проглотил за полторы ночи - не смог оторваться.

- Как вы относитесь к новой этике в кино? Например, к тому, что тот же «Оскар» с 2024 года будут давать только при определенных условиях?

- Возможно, я слишком консервативный человек, но у меня это вызывает много вопросов. Почему должен существовать набор факторов, чтобы твой фильм получился хорошим? А если я хочу снять моноспектакль?

Я уважаю выбор каждого человека, и если по драматургии в нашем проекте должны быть представители ЛГБТ или этнических меньшинств, то они там обязательно будут. Но не потому, что так диктуют правила.

- В 2017 году вы были признаны одним из лучших медиаменеджеров России, у вас есть почетная грамота президента РФ. Для вас это показатель успеха? Или все-таки гораздо важнее рейтинги и популярность ваших проектов?

- Я не могу сказать, что для меня это достижение. Но я благодарен, что мою работу отметили на высоком уровне. Я был бы дураком, если бы сказал, что у меня нет амбиций или тщеславия. Я хочу все! Кстати, в скором времени планируется запуск одного проекта, благодаря которому люди узнают или вспомнят мою фамилию. Я бы хотел, чтобы мои детища вызывали восхищение, положительные эмоции и таким образом ассоциировались со мной. Если это еще будет как-то поощряться, я не буду препятствовать.

- В последнее время очень популярны образовательные онлайн-курсы. Вы не думали запустить подобные на базе Comedy Club Production? Например, обучать людей юмору, написанию сценариев, погружать их в съемочный процесс и так далее?

- Несколько лет назад я сам, кстати, был куратором дипломных проектов в Московской школе бизнеса «Сколково». Одна из студенческих работ даже до сих пор лежит на моем рабочем столе. Что касается Comedy Club Production, то мы думали над этой идеей и даже всерьез обсуждали с институтом «Стрелка» открытие академии Comedy. Составили учебный план, подобрали классных авторов, режиссеров, продюсеров, но что-то не срослось. Возможно, момент был неподходящий. Посмотрим, вдруг в будущем вернемся к этой истории.

- У вас остается время на что-нибудь, кроме Comedy Club Production? Чем увлекаетесь?

- Буду очень оригинальным и скажу, что люблю путешествия. Но не классические, а те, которые уводят от обыденности, меняют привычный ход вещей. Если я, например, еду в Таиланд, то на север, к водопадам, а оттуда на какой-нибудь заброшенный остров. Солончаки в Боливии, переходы в Малайзии, Сирия, Иордания, Ливан, Иран, Марокко, Перу, Бирма - это был уникальный опыт, и, надеюсь, не последний. Хотя 2020 год, конечно, поумерил пыл. Впрочем, даже на Мальдивах я не просто лежал на пляже, а занимался дайвингом. И детей к этому приобщил: взял для них очень смешное маленькое оборудование - и вперед. То есть вниз.                   

Кто:  Андрей Левин

Возврат к списку