«Мы ищем жемчужины»

«Мы ищем жемчужины» Дарья Бирюлина
04.12.2013

Мы продолжаем серию интервью с руководителями дистрибьюторских компаний. Сегодня нашим собеседником стала Дарья Бирюлина, недавно занявшая пост директора по кинопрокату компании «Каравелла DDC».


«Кинобизнес сегодня»: До «Каравеллы» вы работали в компании-мэйджоре. Трудно ли было принять решение о переходе в независимую компанию?

Дарья Бирюлина:  Желание получить более широкий «полигон» для деятельности возникло у меня уже давно, поэтому, получив приглашение от «Каравеллы», особых сомнений я не испытывала. Это одна из ярких независимых компаний на рынке, со своим лицом и стабильно интересным репертуаром – возможность влиться в работу этого коллектива полностью соответствовала моим нынешним устремлениям.

- В чем, на ваш взгляд, заключается принципиальное различие между мэйджором и независимым дистрибьютором в части росписи фильмов?

- Общеизвестно, что мэйджор имеет возможность навязывать сеансы под угрозой непредоставления следующих фильмов. В этом смысле независимый прокатчик должен обладать большей гибкостью и убедительностью. Это тонкий момент: сохраняя хорошие отношения с букерами, нужно в то же время суметь не превратиться в «компанию-затычку», с которой работают по остаточному принципу и вспоминают о ней лишь тогда, когда с даты слетел фильм мэйджора.

- Что вы планируете изменить в работе компании?

- Руководство компании сформулировало краткосрочную задачу предельно просто  – «переход от количества к качеству». Это значит, что, не забывая о важности количества экранов, отделу кинопроката необходимо сконцентрироваться на более тщательной проработке посеансовой росписи. Нам предстоит найти взаимопонимание с площадками в вопросе постановки наших фильмов разумным количеством сеансов на адекватное фильмам время. При этом я рассчитываю  более активно использовать данные аналитического отдела компании: он наработал внутреннюю статистику, позволяющую более точно выстраивать конфигурацию росписи, не расходуя время и силы на слабые залы, и концентрироваться на тех, где аналогичные проекты показывали  наиболее высокие результаты. Помимо этого, я вижу, с какими площадками компания может начать сотрудничество, которое ранее по разным причинам не складывалось, так что вопрос «количества» тоже остается актуальным.

- Принимаете ли вы участие в отборе картин для российского проката?

- Перспектива участия в отборе была одним из мотивов, которые влекли меня в независимую дистрибьюцию. Возможность влиять на судьбу фильма на самых ранних этапах – это и удовольствие, и привилегия, которой по большей части лишены представительства компаний-мэйджоров. Это чрезвычайно увлекательное и ответственное занятие – из огромного числа фильмов, предлагаемых независимым рынком, угадать именно те, которые будут востребованы нашим зрителем. Сейчас мы работаем над репертуаром, который был определен год и более назад и которого хватает на первое полугодие 2014 года. Этот подбор фильмов меня чрезвычайно вдохновляет, и именно с учетом предстоящих релизов я и принимала решение о переходе в «Каравеллу». Вместе с тем мне довелось принять участие в ревизии имеющихся «запасов» и корректировке ожиданий по проектам. Что-то мы исключили из прокатных планов, отдав сразу в отдел ТВ-продаж, а какие-то ленты, наоборот, включили в график. Среди последних, например, французская комедия со слишком откровенным названием Smart Ass, которое мы локализовали как «Секс по предоплате» - замечательное молодежное кино про студентов, которые решили прямо в институте открыть службу по предоставлению сексуальных услуг для «ботаников». После просмотра готового фильма мы решили вернуть в график и комедию «Опять 16» (16 ans... ou presque) про менеджера, сознание которого вдруг возвращается на 10 лет назад в подростковый возраст, и он начинает чудить. И как раз сейчас мои коллеги из международного отдела занимаются приобретением на AFM новых проектов, которые мы в компании определили как любопытные на стадии конфигурации.

- Как бы вы определили основные характеристики, на которые ориентируется «Каравелла» при формировании репертуара?

- Говоря коротко, мы ищем «жемчужины», которые при отсутствии гигантского производственного бюджета и международной промо-кампании могут качественно разнообразить репертуар кинотеатров и вызвать безусловный интерес зрителя. Конечно, на этом поле пытаются работать большинство независимых дистрибьюторов, и вопрос заключается в том, у кого обширнее связи, богаче опыт и более тонкая интуиция. В «Каравелле» с этими качествами все нормально.

- «Каравелла» была замечена в попытке прорваться в высшую лигу прокатчиков с фильмами верхнего ценового диапазона. Эта стратегия сохраняется?

- Насколько я понимаю логику владельцев группы компаний, это был в некоторой степени обманный маневр, чтобы продемонстрировать серьезность намерений и завоевать на рынке более комфортное положение. На мой взгляд, отечественный рынок кинопроката сейчас испытывает некоторую турбулентность, и слишком дорогих (а в силу этого более рискованных) проектов компании сегодня следует избегать. Для независимого прокатчика главный показатель эффективности – не валовый бокс-офис, а маржа между сборами и себестоимостью проекта. Как правило, эти данные не публичны, но именно они определяют качество бизнеса. Ведь феномен тех же «Трех метров» заключался не столько в кассовых сборах, сколько в разнице между ним и расходами на лицензирование и выпуск. Сейчас «Каравелла» заняла достаточно удобное стратегическое положение, и мы можем спокойно работать с тем кино, которое нам нравится. Конечно, запас устойчивости у независимого прокатчика ограничен, и пара провалов может существенно пошатнуть его положение, поэтому постараемся не разочаровывать партнеров. Качество репертуара вполне позволяет закрепить позиции. Тот же «Олдбой», который стартует у нас 27 ноября одновременно с Америкой, имеет очень высокий рейтинг ожидания на Кинопоиске при более чем 18 тысячах проголосовавших и вызывает хорошую реакцию кинотеатров.

- Какова судьба проекта «Другое кино»? Он в вашем ведении?

- Изначально два репертуарных направления были разведены, с тем чтобы партнеры не ассоциировали «Каравеллу» с арт-хаусным репертуаром. Сейчас, насколько я знаю, концепция проекта «Другое кино» подразумевает проведение в режиме событийного проката фестиваля «Другое кино» два раза в год совместно с сетью «Синема Парк» и концентрацию на онлайн-кинотеатре www.drugoekino.ru. От традиционного проката как такового предполагается отказаться. Но если наши отборщики найдут что-то яркое и достаточно зрительское из разряда «другое кино» - не вижу причин не взять проект в «Каравеллу». Фильмы типа «Любви» Ханеке или «Ренуар. Последняя любовь», на мой взгляд, будут вполне органично смотреться в нашем  репертуаре.

 - Расскажите, что Caravella DDC представит на ноябрьском Кинорынке.

- Мы продемонстрируем «предпродажную подготовку» релизов первого полугодия 2014 года. Наша «Белка. Большое Ореховое Ограбление» хорошо известна рынку, и мы рассчитываем на выдающиеся результаты проката. Фэнтези с Сиршей Ронан «Как я теперь живу» от режиссера «Орла Девятого Легиона» - кино камерное, ближе к арт-сегменту, но очень эмоциональное и обязательно должно понравиться подросткам. Новый фильм Джармуша «Выживут только любовники» - очень тонкая ирония на тему «Сумерек», но для более взрослой аудитории: два бессмертных вампира-эстета тяготятся несовершенством мира до тех пор, пока более молодая вампирша не устраивает светопреставление. Этот проект я бы отнесла к разряду «арт-мейнстрима».  Вторая «бомба» полугодия – мультфильм «Волшебный футбол», который вполне соответствует голливудскому уровню. С учетом очень скудного предложения от мэйджоров в сегменте анимации в будущем году мы рассчитываем на повышенное внимание как кинотеатров, так и зрителей. Высокие ставки делаем и на отличную молодежную комедию «Дружба. И никакого секса» с Дэниелом Рэдклиффом, который после успеха «Женщины в черном» имеет высокий индекс доверия у зрителей и кинотеатров. И третьей «бомбой» полугодия я бы назвала «Букашек» - еще один 3D-мультфильм из нашего пакета. К старту проката в продаже появится большое количество брэндированных товаров, реализацией лицензий на которые сейчас активно занимаются наши партнеры из агентства CLS, обещающие завалить книжные магазины раскрасками с наклейками. А ударно завершить полугодие мы планируем фантастической сказкой Терри Гиллиама «Теорема Зеро».

 


Кто:  Дарья Бирюлина

Возврат к списку