«Мне нравится делать кино «своими руками»

«Мне нравится делать кино «своими руками» Сергей Ткачев
14.01.2013

В декабре на экраны страны вышла новогодняя комедия Сергея Ткачева «Праздник взаперти». Картина добрая, легкая и вместе с тем реалистичная. Все, кто не успел посмотреть ее в кинотеатрах, но все еще ждет от новогодней комедии добрых шуток и немножко чуда, смогут посмотреть «Праздник взаперти» на DVD, который выходит 16 января. Накануне Нового года режиссер этой ленты побывал у нас в гостях.


В декабре на экраны страны вышла новогодняя комедия Сергея Ткачева «Праздник взаперти». Картина добрая, легкая и вместе с тем реалистичная. Все, кто не успел посмотреть ее в кинотеатрах, но все еще ждет от новогодней комедии добрых шуток и немножко чуда, смогут посмотреть «Праздник взаперти» на DVD, который выходит 16 января. Накануне Нового года режиссер этой ленты побывал у нас в гостях. 

Евгений Володин: Как получилось, что свои первые фильмы вы снимали во Франции? 

Сергей Ткачев: Однажды мой приятель, который работал продюсером в одной из французских кинокомпаний, предложил мне снять фильм для канала Arte. Идея показалась мне интересной, мы дружно взялись за работу, и в результате на свет появилась документальная лента про интересных персонажей «Коля+Тоня+Ира». 

- Вы тогда постоянно жили в Европе? 

— Нет, на тот момент я делал в Голландии один театральный проект под названием «Вдова иллюзиониста» и, что называется, был в длительной творческой командировке … 

- И как сложилась прокатная судьба этой вашей дебютной киноработы? 

— Весьма благополучно. Ленту показывали не только во Франции, но и в Германии и в других странах, в которых вещают компании Canal + и Arte. Мы получили хорошие отзывы и решили, что эксперимент можно считать удачным. Вскоре мы сняли еще одну картину, на этот раз постановочную – «Охотник и тигр», которая также была показана на Canal + и поучаствовала в нескольких кинофестивалях. 

- Надо полагать, Париж не случайно является местом действия во многих ваших картинах?

 — Да, это так. Я считаю Париж очень «кинематографичным» городом. Многие его улицы, площади и даже целые кварталы ассоциируются у меня с любимыми фильмами, которые на них снимались, и потому столица Франции мне по-своему очень интересна и близка. 

- Несколько сцен своей новогодней комедии «Праздник взаперти» вы тоже сняли в Париже именно по этой причине?

 — Да, это же город влюбленных, и куда, как не в Париж, должны стремиться герои, которые планируют романтическое путешествие. Мне показалось вполне логичным, что влюбленная пара решила отправиться встречать Новый год именно в этот город. 

- Последующие ваши картины, в том числе и телесериалы, снимались в России. По каким каналам они распространялись?

 — Снимая фильм, автор рассчитывает обязательно тем или иным способом донести его до зрителя. Сегодня таких способов существует много – кинопрокат, бесплатное и платное телевидение, видеоносители (DVD, Blu-ray), «видео по запросу», Интернет. Для многих картин кинопрокат по числу зрителей, их посмотревших, занимает в этом списке далеко не первое место. К сожалению, сегодня, в отличие, скажем, от советских времен, некоторые социальные группы не могут позволить себе часто посещать кинотеатр, и при планировании дистрибьюции кинофильма приходится с этим считаться. Что касается телесериалов, то в этом смысле я имел интересный опыт, под названием «Частный заказ». Это восьмисерийный художественный фильм с непредсказуемым сюжетом и замечательным актерским составом: Богдан Ступка, Александр Балуев, Андрей Краско, Виктория Исакова, Юрий Степанов, Ольга Сутулова, Юрий Чурсин — в общем, целое созвездие удивительных и неповторимых актеров. На мой взгляд, судьба фильма сложилась хорошо, и он занял свое место в современном медиапространстве. Премьера «Частного заказа» состоялась на Первом канале осенью 2007 года. Все мои другие работы («Маша», «Щит Минервы», «Утро», «Тесные врата», «Сон № 5») также были не раз показаны на различных телеканалах, в том числе кабельных и спутниковых, и все эти ленты в том или ином качестве присутствуют в Интернете как на пиратских, так и на легальных киносайтах. Естественно, как правообладатели, мы во многих случаях ничего не получаем, но знаем, что зритель наши фильмы активно смотрит. 

- Из каких источников складывается бюджет ваших фильмов? 

— Эти источники разные от картины к картине, но, как правило, мы используем в основном свои личные средства и личные возможности. Будучи реалистом, я стараюсь оценивать коммерческий потенциал каждого своего проекта с учетом всех возможных факторов – сюжета, места действия и занятых актеров. Многие виды творческих работ, например, такие как написание сценария, музыки, монтаж, да и зачастую сам процесс киносъемки, я стараюсь выполнять сам – и не для того, чтобы на них сэкономить, а потому, что мне это интересно. Мне нравится делать кино «своими руками», каждый его этап, и я убежден, что фильму это придает определенную цельность и завершенность. 

- Можно ли сказать, что «Праздник взаперти» — первый ваш фильм, вышедший в кинопрокат? 

— Нет, в прокат выходила моя лента «Маша» 2004 года. Ее премьера состоялась на Московском кинофестивале, потом она с успехом была показана на различных других кинофорумах, и уже после этого вышла в прокат. 

- Приступая к съемкам «Праздника взаперти», вы рассчитывали на показ его в кинотеатрах? 

— В ходе одной из встреч с главой группы компаний «Кармен» Игорем Лебедевым я поделился своими планами, рассказал о будущих проектах, в том числе и о «Празднике взаперти». Нам обоим показалась интересной идея этого фильма, немного сказочного по сюжету, но вместе с тем весьма реалистичного,— и в итоге было принято решение о запуске проекта с прицелом на показ в кинотеатрах. 

- Заканчивая работу над картиной, вы уже знали, что премьера состоится в декабре? Многие российские продюсеры традиционно стремятся выпускать свои проекты ближе к новогодним праздникам… 

— Решение о дате кинопремьеры, о количестве копий и о длительности росписи картины принималось кинопрокатной компанией Caravella DDC, поскольку в данном проекте они, как наши партнеры, отвечают именно за эту часть работы (продвижение и прокат). То, что лента вышла именно в декабре, – безусловно, заслуга прокатчика. 

- Постер вашего фильма представляет собой открытую коробку шоколадных конфет с лицами актеров на обертках. Кому пришла в голову эта идея? 

— Идея моя, хотя первоначально вариантов постеров было несколько. В какой-то момент мне показалось, что идея с коробкой конфет лучше всего передает смысл сюжета — ведь конфеты тоже находятся «взаперти» внутри коробки, как и наши персонажи. Кроме того, все герои картины — такие праздничные и вкусные. К тому же есть расхожая фраза о том, что жизнь — как коробка конфет ассорти: никогда не знаешь, какую конфету вытянешь… 

- Ваши дети не впервые принимают участие в ваших фильмах. Вы готовите их к актерской карьере? 

— Специально их никто не подталкивает к работе в кинобизнесе, скорее всего, сказывается наш семейный образ жизни, который тесно связан с кино. В данный момент сын Никита учится в ГИТРе на режиссерском факультете, а дочь Вероника собирается поступать на актерский. Детям интересно заниматься кино, и я буду рад, если у них получится реализовать себя в этой области. 

- Ваши картины выходят в кинопрокат, доступны в Интернете, их показывают на кинофестивалях и по телевизору – стало быть, они доходят до зрителя. Довольны ли вы, как автор, судьбой своих фильмов? 

— Наверное, поставленный таким образом вопрос не предполагает прямого ответа. Представитель любой профессии затруднится, а скорее и вовсе не рискнет однозначно ответить, удовлетворен ли он результатами своего труда. Во-первых, чтобы не показаться нескромным, а во-вторых, чтобы не смущать своей надменной уверенностью космос или, по крайней мере, чтобы просто не сглазить благоприятные обстоятельства. Лично я, всякий раз присутствуя на премьерах своих картин, воочию вижу, как реагирует зритель: он смеется, плачет, открыто выражает свои эмоции, из чего можно заключить, что фильм затронул какие-то важные струны в его душе, а это ведь главное. Что же касается той части зрителей, которые встречаются с фильмом по Интернету, ТВ или на DVD, то их реакции выливаются в отзывы, письма, рецензии и тоже доходят до адресата. Насколько я знаю, многие авторы не решаются присутствовать в зале во время премьеры своих произведений – для них это большое испытание. Действительно, это весьма волнующе. Наблюдение за реакцией публики на твою работу требует большого напряжения, но мне это необходимо для профессии – я считаю, что подобная обратная связь просто необходима. Этот опыт может оказаться очень полезным для создания следующей картины – если, конечно, автор готов сделать правильную «работу над ошибками». Со временем фильмы начинают жить своей жизнью и часто преподносят сюрпризы в виде писем от благодарных зрителей. Но, с другой стороны, и отрицательная реакция – это тоже реакция, ведь для творческого человека крайне важно, чтобы его работа не оставляла людей равнодушными! 

- Каковы ваши планы на будущее, над каким проектами работа ведется сейчас?

 — В данный момент наша компания работает сразу над несколькими проектами. Один из них — «Скорпион на ладони», он закончен и был даже показан на ММКФ. Сейчас мы работаем над его продвижением. Два других — это комедии «Собачья жизнь» и «Сугубо женская история». Мы надеемся, что их съемки начнутся летом этого года. - Известны ли уже имена исполнителей главных ролей? — Пока нет, но мы находимся в активном поиске.

Кто:  Сергей Ткачев

Возврат к списку