Лазерная проекция IMAX выводит технологии кинопоказа на качественно новый уровень

Лазерная проекция IMAX выводит технологии кинопоказа на качественно новый уровень Джон Шрайнер
07.07.2015

Заместитель главного редактора «Кинобизнеса сегодня» обсудил новые технологии лазерной проекции с вице-президентом корпорации IMAX по развитию бизнеса на территории России, СНГ и в странах Ближнего Востока Джоном Шрайнером.

Евгений Володин: В апреле этого года корпорация IMAX продемонстрировала работу собственного лазерного проектора на огромном экране голливудского кинотеатра TCL Chinese Cinema. В чем заключается уникальность этого проектора?

Джон Шрайнер: Начиная разрабатывать собственную технологию лазерной проекции, специалисты IMAX создавали ее в расчете на большие кинозалы. Перед нашими проектировщиками стояла задача оптимальным образом «растянуть» свет из лазерного источника, чтобы равномерно распределить его по всей поверхности большого экрана.

В результате было найдено оригинальное решение конструкции проектора, позволившее отказаться от оптического блока. Во всех современных цифровых проекторах белый свет, испускаемый источником, направляется на призму, где расщепляется на пучки красного, зеленого и синего цветов, которые формируют цветное изображение. Эта технология неудобна тем, что при прохождении света через оптический блок в нем происходит выделение большого количества тепла, которое надо куда-то отводить. Кроме того, наличие оптического блока снижает яркость и контрастность изображения.

Исключив из конструкции проектора призму, нашим разработчикам удалось в значительной степени повысить два различных типа контраста: ANSI-контраст (различие между белым и черным) и последовательный цветовой контраст (зависимость цвета объекта от цвета окружения). Для воспроизведения качественного изображения очень важны не только разрешение или яркость - необходимо также соблюсти баланс между двумя видами контраста. Поскольку мы давно сотрудничаем с ведущими кинематографистами, наши специалисты хорошо представляют себе, насколько важен для них этот баланс, и лазерная проекция IMAX выводит технологии кинопоказа на качественно новый уровень.

- Лазерные проекторы, предлагаемые другими производителями, также рассчитаны на большие экраны. В чем, кроме отсутствия оптического блока, принципиальное отличие проекторов IMAX?

- Как я уже сказал, от другого представленного сегодня на рынке лазерного оборудования проекторы IMAX отличаются более высокой контрастностью. Кроме того, наши проекторы специально разрабатывались для работы в залах IMAX с учетом всех особенностей их конфигурации.

- Для осуществления публичного показа с использованием лазерных технологий необходимо сертифицировать оборудование, чтобы оно удовлетворяло санитарным нормам той или иной страны. Кто занимается этим вопросом в России?

- У нас в корпорации существует специальный отдел, который взаимодействует с контролирующими санитарными органами стран, где мы работаем, и решает подобные вопросы. Вся аппаратура IMAX удовлетворяет международным стандартам в области безопасности. К настоящему моменту нам удалось сертифицировать лазерное оборудование в нескольких странах; сегодня лазерные проекторы работают в четырех залах IMAX в Северной Америке, в ближайшее время мы открываем такие залы в Лондоне, в Дубае и в ряде других азиатских стран. Кстати, один лазерный проектор уже осенью этого года заработает и в России!

Естественно, мы уделяем особое внимание вопросам безопасности, в том числе и безопасности лазерного показа. Наши проекторы оборудованы специальными защитными приспособлениями, которые полностью исключают вероятность того, что кто-либо сможет заглянуть непосредственно в источник лазерного света.

- Вы сказали, что уже в этом году в России откроется первый кинотеатр IMAX с лазерной проекцией. Можете назвать этот кинотеатр?

- Да, конечно, это уже не секрет. Первый в России кинотеатр IMAX с лазерной проекцией будет открыт в кинокомплексе «Формула Кино» рядом со станцией метро «Славянский бульвар». Ввод его в эксплуатацию ожидается в октябре-декабре 2015 года.

- На той же голливудской презентации была представлена и новая система объемного звучания IMAX. Чем она отличается от премиальных звуковых систем Dolby Atmos и Barco Auro?

- Как вы знаете, у IMAX всегда был особый подход к воспроизведению не только изображения, но и звука. Наша новая 3D-система объемного звучания использует больше акустических систем, расположенных как на стенах, так и на потолке кинозала, чем другие аналогичные системы. Лично я считаю, что любая звуковая система субъективна; невозможно построить такой звук, который удовлетворял бы запросам каждого слушателя. Мне очень нравятся и Atmos, и Auro - эти системы воспроизводят великолепный звук, но после нашей презентации многие наши клиенты подходили к нам и признавались, что ничего подобного они еще не слышали. Но, повторюсь, я считаю, что все эти ощущения очень субъективны. Звуковые системы IMAX создавались не для того, чтобы конкурировать с продукцией Dolby или Barco, - мы проектировали наш звук специально для огромных залов IMAX с лазерной проекцией, и наша акустика построена с учетом всех особенностей таких залов.

- Кстати, о конфигурации. Действительно ли планируется вернуть в кинотеатры IMAX соотношение сторон экрана 4х3?

- Так исторически сложилось, что в кинотеатрах IMAX использовались оба формата изображения - 4х3 и 16х9. Первый из них применялся, как правило, в некоммерческих кинозалах, таких как музеи и университетские лекционные аудитории, тогда как 16х9 использовался в коммерческих кинотеатрах. Мы могли бы продвигать формат 4х3 и дальше, но для показа кино в этом формате нужно, чтобы в зале был намного более высокий потолок, чем для экрана формата 16х9. Кроме того, в случае массового распространения экранов с соотношением сторон 4х3 многим кинематографистам пришлось бы переделывать свои произведения под такой формат экрана: ведь большинство камер сегодня снимают в «широкоэкранном» формате.

Таким образом, в дальнейшем мы продолжим производить научно-популярный и альтернативный контент для показа на экранах формата 4х3. Однако большинство кинофильмов, снимаемых камерами IMAX или преобразуемых в наш формат, будут рассчитаны на экраны с соотношением сторон 16х9.

- Как будет распространяться лазерная проекция IMAX в мире в течение ближайших года-полутора?

- Сегодня у нас подписаны контракты на установку до конца 2015 года 35 лазерных проекторов по всему миру (включая те, что уже работают). Оценить, какое количество лазерного оборудования мы сможем поставить в 2016-м, довольно сложно, потому что мы только недавно представили эту технологию широкой публике и не можем предполагать, как будет расти спрос на нее в течение ближайшего года. Приведу такой пример. Один из наших клиентов с Ближнего Востока был готов подписать контракт на строительство кинотеатра с цифровой проекцией, но, побывав на презентации в Голливуде, изменил свои планы и загорелся желанием заполучить лазерный проектор. Его примеру могут последовать (и, я уверен, последуют) многие другие, поэтому дать даже приблизительную оценку количеству лазерных проекторов IMAX к концу 2016 года крайне затруднительно. Могу сказать только, что на данный момент мы подписали контрактов на установку лазерного оборудования больше, чем какая-либо другая компания.

И я думаю, что к концу следующего года мы будем приятно удивлены!

- Каковы ваши субъективные ощущения от новых технологий IMAX?

- Я работаю в киноиндустрии уже два десятка лет, 15 из которых - в IMAX, и за эти годы посетил множество презентаций разнообразного проекционного и звукового оборудования. На презентации лазерных проекционных систем IMAX я был уже дважды, и каждый раз мои ощущения можно было передать одним словом - «восторг». Надеюсь, что и миллионы зрителей в России и в мире разделят мои впечатления от этой поистине потрясающей технологии.          


Кто:  Джон Шрайнер

Возврат к списку