Кино – это всегда совместное творчество

Кино – это всегда совместное творчество Ольга Акатьева
05.09.2021

9 сентября на экраны страны выходит фильм «Соври мне правду». Деталями работы над этим проектом и творческими планами с нами поделилась режиссер картины Ольга Акатьева.

Евгений Володин: В течение последних пяти лет вы сделали около десятка фильмов в качестве продюсера постпродакшн, но недавно сняли две ленты как режиссер. Почему вы решили заняться режиссурой?

Ольга Акатьева: Я начинала свою карьеру в качестве телевизионного режиссера, и не пять лет назад, а несколько раньше. Успела поработать и журналистом, и – довольно продолжительное время – режиссером и продюсером на телевидении (соответствующее образование у меня имелось).

- Можно уточнить, какое именно?

- Я окончила экономический факультет Сибирского университета, прошла полный курс в рамках президентской Программы подготовки управленческих кадров, училась в «Интерньюс» на программе Владимира Познера и в Школе телевизионного мастерства в Нижнем Новгороде. Затем пошла на Высшие курсы ВГИКа и получила диплом продюсера, после этого училась в Школе Александра Митты, в Лондонской киношколе, окончила мастерскую Николая Лебедева в киношколе «Арка» и много-много чего еще. Как видите, я продолжаю учиться в течение всей своей жизни, и в какой-то момент мне очень захотелось заняться тем, о чем я всегда мечтала, – кинорежиссурой. До этого мне казалось, что у меня недостаточно знаний и навыков, чтобы пробовать себя в режиссуре, – возможно, я просто не была морально готова. Но однажды ко мне в руки попал этот сценарий…

- Значит, все началось со сценария?

- Все началось с желания заниматься кино и сделать фильм, который пришелся бы по душе в первую очередь мне самой. Я искала камерную историю, и она нашлась. Виктория Островская – одна из авторов сценария – так же, как и я, дебютирует в большом кино с картиной «Соври мне правду». В этой ленте вообще много дебютантов: продюсер Татьяна Тренина, креативный продюсер Ольга Шафрановская, композитор Сергей Луран, художник-постановщик Сергей Кочетков – для всех нас фильм стал дебютом в большом кино.

- Значит, именно этот сценарий позволил вам преодолеть неверие в собственные силы и стал толчком к тому, чтобы вы попробовали себя в режиссуре?

- Да. За кажущейся простотой этой камерной истории скрывается водоворот событий и чувств. А в отношениях четверых героев кипят нешуточные страсти: любовь, ревность, предательство, измены… И венчает все непредсказуемая развязка.

Но если честно, основным толчком – или, скорее, пинком – для меня, как ни странно, стала пандемия. Большинству из нас пришлось провести сначала весну, а потом и весь прошлый год не так, как обычно, и замедление во внешней активности позволило переосмыслить свои желания и понять, чего хочется на самом деле. Во всяком случае, мне удалось взглянуть на профессию, на кино и на свое место в этой индустрии под новым углом зрения.

- В вашей картине заняты звезда многих рейтинговых сериалов Павел Прилучный и менее раскрученные, хотя и успевшие засветиться в ряде многосерийных проектов молодые артисты. Расскажите, как вы подбирали актеров на роли в своей ленте.

- На этом фильме и на нескольких последующих (сегодня уже можно об этом говорить) со мной работает один и тот же кастинг-директор – Наталья Александрова. Когда мы с ней обсуждали, кого хотели бы видеть в своей картине, то Павел Прилучный пришел на ум практически сразу. Его органика и харизма, его умение быть одновременно и мягким, и жестким, демонстрировать бескомпромиссную любовь делают Пашу идеальным персонажем для нашей истории.

Наиболее сложным был поиск главной героини. Мы посмотрели огромное количество актрис нужного возраста, но никто из них не совпадал с моим представлением о том, какой должна быть старшая сестра в фильме. Но вот я увидела пробы Даши Мельниковой, которые меня потрясли и удивили – настолько они оказались убедительными. И хотя по психотипу Даше, казалось бы, больше подходила роль младшей сестры, я без сомнений предложила ей сыграть главную героиню, старшую сестру, о чем ни разу не пожалела. Даша – очень талантливая актриса, способная к перевоплощениям.

Мне очень понравился Женя Романцов – двухметровый красавец, прекрасный человек, интеллектуал, но мы не были до конца уверены в том, что он – тот самый парень, который нужен. Однако после нескольких проб, в том числе парных, сомнения развеялись, и я очень рада, что весы тогда качнулись в его сторону.

Дольше всех искали младшую сестру – и нашли Лизу Кононову, которая была утверждена (и узнала об этом) за несколько часов до начала первой смены съемок. Я до последнего дня не была уверена, что сможем договориться с театром и курсом (в том году Лиза еще училась), чтобы высвободить для нее нужные даты. Так что Лиза узнала о том, что утверждена, вечером одного дня, а утром следующего уже была на площадке.

- В вашем фильме много эротических сцен, но в справочниках жанр картины определяется как триллер и драма. Как вы сами для себя определяете ее жанр?

- Когда мы с партнерами из видеосервиса START и компании «Централ Партнершип» обсуждали стратегию продвижения, то довольно долго формулировали, к какому жанру отнести нашу работу. И дело вовсе не в том, что мы не понимали, что же такое сделали (смеется), а в том, что, на мой взгляд, в современном кино чистого жанра как такового не существует. Любая лента представляет собой коктейль из разных жанров, и если использовать короткие определения, то наиболее близким в нашем случае будет «психологический триллер». Однако, если смотреть шире, это драма с элементами триллера и эротики, с весомой мелодраматической составляющей. На пресс-конференции, последовавшей за показом нашего фильма на фестивале «Окно в Европу» в Выборге, журналисты долго обсуждали жанр, применяя для его определения конструкции из десятка и более слов, но в конце концов пришли к выводу, что фраза «психологический триллер», которую мы используем при продвижении, описывает жанр вполне корректно.

Должна отметить, что наибольшие сложности в моей работе вызвала именно эротическая составляющая. Перед нами стояла непростая задача – снимать достаточно откровенно, но не скатываться в пошлость. Эта тонкая грань для меня очень важна. И в этой связи на первый план выходят вопросы доверия между участниками съемок. Артисты должны не только чувствовать себя важной частью съемочного процесса, но и доверять друг другу и другим членам съемочной группы. Мне кажется, нам удалось достичь на площадке необходимой атмосферы доверия и комфорта. Так что снимали в полном спокойствии - как бы смешно это ни звучало, когда речь идет об эротике! (Смеется.)

Вспоминается первая откровенная сцена с участием Дарьи Мельниковой, которая, как любая молодая женщина, как актриса, испытывала во время съемок определенное беспокойство. Однако, после того как на следующий день мы с мегаталантливым Антоном Зенковичем (оператор-постановщик. – Прим. ред.) показали ей отснятый эпизод, Даша убедилась, что у нас нет желания «показывать лишнее», а есть лишь желание снять сцену красиво и предельно убедительно. И ее беспокойство улетучилось.

Ограничения, связанные с пандемией, вынудили нас перенести премьеру, и мы воспользовались этой паузой, чтобы показать картину на нескольких кинофестивалях. Фильм стал победителем старейшего МКФ независимого кино WorldFest-Houston в номинации «Лучший режиссерский дебют», заслужил специальное упоминание жюри фестивалей Hollywood New Directors и The Most Important Films, а также был представлен в основных конкурсных программах Международного женского фестиваля в Торонто, канадского МКФ женщин-режиссеров «Женский взгляд», Монреальского фестиваля независимого кино и других киносмотров.

Но главное, что отзывы, которые мы получаем после фестивальных показов, еще более утверждают нас во мнении, что не только с точки зрения драматургии, но и с эстетической точки зрения все сделано правильно.

- Вы позволяли актерам импровизировать в эротических сценах?

- Вы понимаете, что в производстве это выглядит немного не так, как на экране, поэтому импровизация в эротических сценах маловероятна. Но во всех других сценах я всегда приветствую импровизацию и могу сказать, что в ленте «Соври мне правду» ее было достаточно: все мы одинаково чувствовали историю, и потому получалось творить вместе. Вообще, на мой взгляд, кино – это всегда совместное творчество, и любой актерский экспромт, если он не идет вразрез с общей драматургией, на пользу картине.

- Вы были не только режиссером, но еще и продюсером этого фильма. Как распределялись продюсерские обязанности, за что отвечали лично вы?

- В качестве продюсера я отвечала за изначальное пакетирование истории – мне важно было ее собрать, чтобы она выглядела как готовый продукт, который можно показывать другим заинтересованным сторонам – прокатчикам и онлайн-платформам. В этом смысле все сложилось как нельзя лучше: практически сразу свою заинтересованность в проекте подтвердили START и All Media в лице Георгия Шабанова. Это позволило мне полностью сосредоточиться на режиссерских обязанностях, предоставив остальным продюсерам свободу действий. Мне вообще кажется, что сидеть на двух стульях (продюсера и режиссера) довольно сложно, подобное «раздвоение» мешает как мне самой, так и группе, с которой я работаю. Поэтому, когда на новом проекте ко мне подошли коллеги и начали задавать вопросы касательно денег, стульев и так далее, я сразу ответила, что на продюсерские вопросы должны отвечать продюсеры, а я на площадке работаю исключительно как режиссер.

- А могли бы вы оценить, какая из статей расходов оказалась самой тяжеловесной для бюджета ленты?

- Картина независимая, то есть снята без государственных денег, и это важный опыт для меня как для продюсера. Я бы не хотела раскрывать сумму, потраченную непосредственно на производство, но могу сказать, что по мировым меркам она микроскопическая, да и по российским тоже весьма скромная. Достаточно заметить, что мы сняли это кино за 15 смен: человек, немного разбирающийся в кинобизнесе, понимает, что это сильно экономит расходы. Суммы, потраченные на гонорары артистам, аренду съемочной техники, запись живой музыки, зарплату членов группы и прочие расходы, были примерно похожими. Таким образом, производственный бюджет был достаточно равномерно «размазан» по всем статьям расходов, и я не возьмусь выделить из них самую затратную.

- Трейлер вашего фильма напомнил нам с коллегами по редакции такие ленты, как «Идеальные незнакомцы» и «Громкая связь». Какие референсы вы определяли для себя в процессе работы?

- Конечно же, автор, начиная создавать собственную историю, думает, что его фильм будет ни на что не похож. Но, поскольку мы живем в социуме, общаемся с другими людьми и активно смотрим кино, все это накладывает отпечаток на нас и наше творчество. Мне очень нравятся упомянутые вами итальянская и российская картины, я видела еще несколько ремейков из других стран и могу сказать, что «Идеальные незнакомцы» - не самый близкий референс к нашей работе. По камерности истории фильм ближе к лентам «Бассейн» Жака Дере и «Большой всплеск» Луки Гуаданьино, а что касается художественной составляющей, то мы черпали вдохновение из «Ускользающей красоты» Бернардо Бертолуччи и фильмов Франсуа Озона. «Идеальные незнакомцы» - наиболее свежий пример истории, герои которой находятся в замкнутом пространстве и в диалоге друг с другом, - возможно, поэтому у вас и возникла такая ассоциация.

- В трейлере звучит англоязычная песня. В последнее время стало нормой оформлять сугубо российские истории иностранной музыкой, и в некоторых проектах она выглядит вставным зубом. Почему вы решили использовать англоязычную композицию в своей ленте?

- В нашей беседе мне приходится постоянно хвастаться людьми, с которыми я работаю, но я не могу не любить тех, кого сама выбираю, – будь то актеры или члены съемочной группы. Музыку к фильму написал замечательный композитор Сергей Луран. В самой картине и в трейлере есть несколько «покупных» композиций, наличие которых продиктовано ее эстетикой и тем музыкальным рядом, который создал Сергей. Эту концепцию предложил именно он, и, на мой взгляд, получилось очень органично.

- Сергей Луран был и музыкальным продюсером?

- Да, хотя он и не указан в титрах в этом амплуа. Сергей – гениальный музыкант, один из самых известных в мире аккордеонистов, получивший великолепное образование в России и за рубежом. Он работает в качестве звукорежиссера с зарубежными кинокомпаниями и возглавляет созданный им оркестр Tchaikovsky Orchestra, исполняющий инструментальную музыку в нашем фильме.

Монтажом картины занималась гуру монтажа - режиссер Мария Сергеенкова, которая часто предлагает свои варианты музыкальных треков для тех или иных эпизодов. Для нашей ленты Маша предложила несколько русскоязычных референсов, но когда я показала ей сборку с английскими версиями, Маша тоже посчитала, что это точнее. В конечном итоге мы сделали два варианта саундтрека и при просмотре вместе с коллегами из START решили, что «английский» вариант лучше подходит к эстетике фильма. Ведь фактически наша история не имеет привязки к конкретному месту, стране. Смотря картину в Выборге, я в какой-то момент даже слегка пожалела, что в нескольких кадрах мелькают российские автомобильные номера: если бы не это обстоятельство, история совсем не имела бы географической привязки. И мне кажется, что интернациональная музыка в данном случае оказывает усиливающее действие.

- Следующий ваш большой проект для кинопроката – фильм с целым созвездием знаменитых актеров «Мой папа – вождь!», в котором вы снова выступаете в амплуа продюсера. Анонсируя эту ленту на нашем сайте, мы писали, что ее сценаристом и режиссером будет Кирилл Плетнев. Однако сегодня постановщиком значится Егор Кончаловский. Куда пропал Плетнев?

- Я влюбилась в эту историю с первой буквы сценария, концепция и идея которого принадлежат Кириллу Плетневу, с ним мы и собирались реализовывать проект. К сожалению, иногда так случается, что в построенные однажды планы вмешиваются обстоятельства, заставляющие их менять. Мы получили господдержку для этой картины еще два года назад и собирались начать съемки осенью 2019 года, но у Кирилла возникли непредвиденные обязательства, связанные с другим проектом, и нам пришлось перенести начало работы на весну 2020-го, затем грянула пандемия… В итоге Кирилл остался автором идеи и сценария, а снял фильм режиссер Егор Кончаловский.

- В какой стадии сейчас находится работа над этой картиной?

- Съемки закончены, мы занимаемся монтажом и надеемся, что лента будет готова к концу года. Ведем предварительные переговоры с прокатчиками о выходе на экраны будущей весной. Интерес к проекту проявляют два российских мейджора, которые сегодня ждут черновую сборку фильма.

- Следующий ваш режиссерский проект – сериал «Предпоследняя инстанция» с тем же Павлом Прилучным. Это изначально была ваша идея или вас пригласили на этот проект?

- Мы прошли путь от идеи до съемочной площадки за девять месяцев. Мой, надеюсь, теперь уже постоянный партнер и автор, сценарист Иван Новиков прислал мне сценарий короткометражки. Идея мне очень понравилась, но я категорически запретила себе снимать и продюсировать короткометражные фильмы. Возможно, временно (смеется). Я позвонила Ване и заявила, что не стану это снимать ни в качестве режиссера, ни в качестве продюсера. На его вопрос, почему, я ответила, что, на мой взгляд, это отличная идея, но не для короткометражки, а для целого сериала. К работе над историей присоединилась Елена Гудкова (кстати, она же редактор фильма «Соври мне правду»). Разработка сюжетов для десяти серий доставляла нам всем огромное удовольствие. Затем мы с продюсером Татьяной Трениной «спакетировали» историю и показали ее коллегам-продюсерам, братьям Андреасянам, которым она тоже очень понравилась, и на финальном этапе подготовки к нам присоединился видеосервис Okko.

- Вам удалось собрать для этого проекта поистине звездный состав…

- Да! Действительно, мы с кастинг-директором Натальей Александровой собрали для «Предпоследней инстанции» «кастинг мечты». Придумывая, кого хотим видеть в той или иной роли, не сговариваясь, часто называли одного и того же артиста! И огромное счастье, что все, с кем я мечтала поработать, в итоге оказались на съемочной площадке. Творческая группа сериала в своей основе та же, что и на картине «Соври мне правду»: оператор-постановщик Антон Зенкович, художник по костюмам Анна Хрусталева, исполнительный продюсер Инна Лепетикова, композитор Сергей Луран и многие другие. Кстати, и с Дашей Мельниковой и Женей Романцовым мы тоже снова поработали вместе. Так же как и с Павлом Прилучным, чей дуэт с великолепной Ириной Розановой я вообще считаю находкой века.

- Расскажите, пожалуйста, о своих ближайших планах.

- Следующий проект полнометражного кино, который я планирую реализовать, называется «Я читаю», он посвящен проблемам дислексии. Дипломная работа молодого кинодраматурга, выпускницы сценарного факультета ВГИКа Марии Мкртычевой уже заслужила звание лучшего сценария на тему популяризации профессии учителя по версии Министерства образования. Проект высоко оценен и поддержан субсидией на производство Министерством культуры РФ. Это история о том, как непросто в существующей системе среднего образования учиться детям с различными проблемами, в нашем случае – с нарушениями устной и письменной речи.

- Очевидно, такого рода проект рассчитан на средних школьников и их родителей, которые не входят в так называемое ядро кинотеатральной аудитории…

- Я люблю ставить перед собой амбициозные задачи. Сценарий «Я читаю» поражает своей чистотой и ассоциируется с лучшими образцами советского кино для всей семьи. Мы протестировали историю, дав ее прочесть примерно двум десяткам ребят из числа детей наших близких друзей, и меня очень воодушевила их первая реакция. В основе сюжета - отношения подростков с молодым учителем литературы, страдающим дислексией.

Чтобы понять, насколько достоверна история, описанная в сценарии, я познакомились с руководством Российской ассоциации родителей детей с дислексией. Основатель и руководитель Ассоциации Мария Пиотровская и другие ведущие отечественные специалисты подтвердили актуальность и корректность изложения проблемы. И теперь мы продолжаем работу над проектом при экспертной поддержке Ассоциации.

Но вы правы, есть мнение, что подростки нечасто ходят в кино, а если и идут, то выбирают фильмы в других жанрах. Но! Как уже сказала выше, я люблю ставить перед собой амбициозные задачи. Мне кажется, что у нашего сценария есть не только фестивальный, но и большой зрительский потенциал, потому что в нем есть правда, а дети и подростки, как, впрочем, и их родители, охотно отзываются на правду.


Кто:  Ольга Акатьева

Возврат к списку