Хотелось бы привести рынок к более цивилизованному состоянию

Хотелось бы привести рынок к более цивилизованному состоянию Сергей Сельянов
26.12.2017

Об успехах российского кино, его поддержке со стороны государства и о планах кинокомпании «СТВ» мы побеседовали с ее руководителем, продюсером Сергеем Сельяновым.

Евгений Володин: Как вы оцениваете результаты проката «Салюта-7»? Насколько они оказались выше ваших прогнозов?

Сергей Сельянов: Прокат еще не закончился (беседа состоялась 10 ноября. - Прим. ред.), и мы надеемся, что какую-то сумму фильм еще доберет. Сегодня можно смело сказать, что сборы оказались на 5-10% выше нашего прогноза, и это, безусловно, радует.

- Сообщалось, что «Салют-7» очень хорошо продается за рубеж...

- Да, мы со дня на день ждем известий о финализации очередных сделок на AFM (Американский кинорынок официально завершился 8 ноября. - Прим. ред.). Согласно принятой стратегии мы стремились продать его сначала на все крупные территории, поскольку после этого заключать сделки на «второстепенных» рынках легче, проще и даже выгоднее. Поэтому до AFM мы почти не занимались продажами на небольшие территории, и лишь по его завершении можем говорить о начале работы с остальными рынками. На сегодняшний день лента продана во все крупные страны - в Китай, где премьера перенесена на 12 января, в Японию, Корею, на англоязычные территории, в Германию, Францию, Италию, Испанию. Эти сделки уже закрыты.

- Весной вся киноиндустрия с замиранием сердца следила за состязанием двух отечественных космических картин за право стартовать перед Днем космонавтики. Тогда победило «Время первых». Насколько, по вашему мнению, изменились бы сборы, если бы «Салют-7» отстоял право начать прокат в апреле?

- Отвечая на этот вопрос, я хочу высказать мнение руководителей кинотеатров, а не свое. Так вот, они считают, что для нашего фильма было бы лучше, если бы он стартовал в апреле. Я уже давно об этом не думаю, прошло довольно много времени, хотя для всех нас это была довольно тяжелая история «противостояния».

Со своей стороны я тоже считаю, что выйти в апреле для нас было бы лучше, и вот почему. В последние годы российское кино, как вы заметили, достигает заметных успехов, но вместе с тем остается достаточно молодым. Некоторые жанры наши кинематографисты только начинают осваивать - не в последнюю очередь потому, что до недавнего времени у наших лент были гораздо более скромные бюджеты, равно как и не было достаточного числа специалистов. И когда фильм какого-то жанра появляется впервые и пользуется успехом, все последующие картины так или иначе сравниваются с ним. Приведу такой пример: в новом российском кинематографе не было качественных комедий, и в 1995 году Александр Рогожкин снял «Особенности национальной охоты», которые долгое время считались едва ли не эталоном современной российской комедии. Все последующие ленты в этом жанре неминуемо сравнивали с «Особенностями...», которые стали своего рода точкой отсчета.

Так же и в нашем случае: до сих пор на отечественных экранах не было больших фильмов про космос, и практически одновременно появились «Салют-7» и «Время первых». Первым вышло «Время первых», и те, кому лента понравилась, приняли ее за точку отсчета, эталон, с которым будут сравниваться все остальные подобные картины. Соответственно, если бы первым вышел «Салют-7», тогда все остальные ленты на космическую тему сравнивали бы с ним. Но я не люблю уделять слишком много внимания прошлому - что сделано, то сделано.

- Прошу прощения, но мой следующий вопрос тоже так или иначе связан с прошлым. Весной этого года в интервью нашему журналу вы сказали, что возлагаете определенные надежды на комедию «Напарник», которая и вам, и режиссеру фильма Александру Андрющенко казалась очень перспективной. Как вы считаете, почему в итоге этот проект не «выстрелил»?

- Отвечу честно: не знаю. Я не понимаю причин, по которым «Напарник» заработал в прокате меньше, чем мы прогнозировали. Мы еще на стадии сценария знали, что он «зависает» между двумя аудиториями - молодежной и семейной, но принимали это нелогичное с точки зрения маркетинга обстоятельство и решили рискнуть. Однако даже с учетом этого факта мы рассчитывали на более высокие сборы, ведь у фильма было много позитивных отзывов.

Есть еще одно обстоятельство, которое могло повлиять - и повлияло на кассу «Напарника». Когда мы выбирали дату премьеры - 14 сентября, выход в прокат комедийного боевика «Kingsman: Золотое кольцо» был заявлен на 28 сентября, но в итоге дата его старта была перенесена на 21-е. Естественно, с выходом сиквела успешного британо-американского проекта показатели второй недели проката «Напарника» существенно ухудшились. Если бы премьера «Kingsman» была изначально запланирована на 21-е, то мы бы не стали выходить 14-го, а поискали бы другую дату.

Я бы очень хотел, чтобы все иностранные картины выходили в России день в день с их релизом в стране происхождения. Если же дата премьеры в стране происхождения меняется, то российский дистрибьютор был бы вправе ее поменять только в том случае, если нет возражений со стороны российских правообладателей. Вашим читателям хорошо известно, как напряженно обстоят дела с росписью потенциально кассовых российских лент. Мы очень долго выбираем даты, рассчитывая на минимальное давление со стороны иностранных, прежде всего американских фильмов, и когда наши мейджоры по какой-то причине передвигают даты релизов своих блокбастеров, для остальных участников рынка, у которых нет такой «накачанной мускулатуры», это может обернуться если не полной катастрофой, то существенными убытками.

Я давно пытаюсь донести эту мысль до дистрибьюторов продукции голливудских студий. Российский продюсер два года создает фильм, вкладывает в него силы, средства, душу. Долго выбирает дату премьеры, чтобы не пересекаться с крупными голливудскими проектами, и в последний момент по желанию менеджмента компании-мейджора на эту же дату встает блокбастер и переезжает вашу ленту, как каток.

У мейджоров в год выходит 20 крупных картин, из них десяток «могучих» (заметим, что и в следующем, и в послеследующем году у них тоже будет десяток таких хитов), а ты два года делаешь одну картину, и ее одним щелчком лишают 30% кассы. Поверьте, продюсеры переживают такие ситуации гораздо острее, чем это может показаться всем остальным участникам рынка.

- Возможно, эти вопросы можно будет начать решать с помощью недавно созданной Ассоциации кинопрокатчиков?

- Да, она недавно начала свою работу, и я очень надеюсь, что одним из самых наболевших вопросов, который она будет обсуждать в первую очередь, станет разрешение подобных ситуаций. Хотелось бы привести рынок к более цивилизованному состоянию, когда все его участники могли бы чувствовать себя относительно комфортно. Конечно, конкуренцию никто не отменял, но должна соблюдаться и определенная этика деловых отношений.

- Какие меры поддержки российского кино со стороны государства вам представляются наиболее эффективными, целесообразными и реалистичными?

- Назову одну важную меру и пару не очень значительных. Начну с важной. Я считаю необходимым существенное увеличение государственной поддержки кинопроизводства. Это позволит увеличить количество проектов, находящихся в разработке, ведь далеко не все проекты доходят до команды «мотор», но чем их больше, тем больше в итоге будет реализовано. В конкурентной борьбе внутри каждой компании выигрывают сильнейшие проекты, но для того чтобы конкуренция возникла, нужно, чтобы в компании разрабатывался не один проект. Это тоже требует ресурсов, и для больших фильмов эти ресурсы весьма существенны, так как предподготовительный период, разработка большого проекта - это очень большие затраты времени и денег. И мозгов, естественно. Мы все понимаем, что преимущественно погоду делают крупнобюджетные ленты. Безусловно, картины с небольшим бюджетом тоже должны быть, и они не раз и не два «выстреливали» в прокате, но основные сборы делают большие фильмы. Во-первых, снимая кино для кинотеатра, мы обязаны создать зрелищный продукт, а во-вторых, на своем рынке мы соревнуемся с «чемпионами мира и Олимпийских игр» - американскими коллегами.

Если сложить производственный бюджет и средства, затраченные на выпуск крупной зрительской ленты, то окажется, что государственных денег в этой сумме - 30-40%. В принципе, пожалуй, это справедливо и для не очень крупных картин. Таким образом, частных денег в кинопроизводстве много, но частные инвесторы приходят только при наличии государственной «подушки». Если у фильма нет господдержки, то и частные деньги к нему, как правило, не придут.

Ведь что такое 3 млрд рублей, выделяемые государством на поддержку кино ежегодно? Это четверть (!) бюджета одного крупного голливудского фильма. Можно привести и такой пример: сегодняшнюю российскую киноиндустрию многие сравнивают с советской.

В СССР экономика была социалистической, все деньги в кино были государственными (других не было), но ежегодный совокупный бюджет советского кино в сегодняшних ценах составлял 66 млрд рублей. Сегодня же вместе с авторскими проектами (поддержка которых осуществляется через Министерство культуры) государство выделяет на кино всего 5 млрд. Кроме того, часть денег, выделяемых Фондом кино, - это возвратные средства, которые нужно вернуть. По сути, обычная ссуда. В качестве дополнительного инструмента это неплохое подспорье, которое можно использовать, например, для заполнения кассовых разрывов, пополнения оборотных средств и т.д. Решающую же роль играет невозвратная господдержка, которая, кстати, и по закону, по своей философии должна быть невозвратной субсидией. Когда же она становится возвратной, это искажает суть господдержки, и как результат - из-за невозможности вернуть эти ссуды банкротятся студии, создавшие вполне приличные фильмы.

- Совсем недавно одна очень известная студия едва не обанкротилась...

- Да, фактически обанкротилась. И это известная крупная студия, а вы представьте, сколько у нас компаний «второго эшелона», которые предлагают по-настоящему хорошие проекты, но не обладают достаточным запасом прочности!

Таким образом, я не устаю повторять, что 3 млрд - это мизерная сумма. Нам говорят, что денег нет, но в то же самое время мы ежедневно читаем в газетах и в Интернете об оглушительных суммах, которые направляются на проекты сомнительной целесообразности, вроде разгона облаков. Становится грустно... Все-таки кино имеет колоссальное значение для нашего общества, и очень печально, что оно находится в таком униженном положении. Тем более что в этом году у российского кино просто ошеломляющие сборы. С 2009 по 2016 год мы росли по кассе на 9% ежегодно, а 2017-й эту цифру еще увеличит. Ни одна другая отрасль экономики в стране не показывает такого роста, и в этом смысле кино в России можно назвать вполне успешным. Следовательно, его нужно поддерживать и двигать вперед, вкладывая в него дополнительные ресурсы, повышать конкуренцию и инвестиционную привлекательность киноиндустрии.

- По нашим данным, на 5 ноября совокупные сборы российского кино (включая копродукцию) в России и СНГ с начала года составили 11 млрд 186 млн рублей...

- А за весь прошлый год эта сумма составила чуть более 9 млрд.

Вернемся к мерам, которые я считаю действенными рычагами для поддержки российского кино. Одну из двух второстепенных я уже назвал ранее в нашем разговоре - это привязка даты выпуска иностранного фильма ко дню его выхода в стране происхождения. Вторая, еще менее «драматичная», но все же необходимая, на мой взгляд, мера - это упразднение понятия «превью». Если предварительные сеансы поставлены в двух кинотеатрах, это нормально, но когда какой-нибудь мощный блокбастер выходит в «превью» на нескольких сотнях экранов за неделю до официального релиза, то это тоже сильно бьет по отечественной кинопродукции, которая стартует одновременно с ним. Если запретить такую практику, это будет абсолютно безболезненным шагом для мейджоров, но облегчит жизнь российским кинопроизводителям. Две последние меры должны быть оформлены либо индустриальным соглашением с участием всех заинтересованных сторон, либо законодательно.

- Развитие российской киноиндустрии тормозят несколько факторов, одним из которых многие ее участники называют отсутствие хороших сценаристов и сценариев. Вы, как человек, который по долгу службы читает огромное количество сценариев, могли бы оценить, что произо­шло в этой сфере за последние несколько лет?

- Я бы сказал, что рынок сценаристов за последние годы вырос. Во многом это произошло

(и происходит) благодаря тому, что сами кинодраматурги, хотя и обижаются на нас за критику, делают из нее правильные выводы и учатся. Многие, в том числе и опытные авторы, стали заниматься самообразованием либо получать дополнительное образование, благо и учебно-методическая литература сегодня доступна любому желающему, и контакты с западными специалистами участились. Кроме того, продюсеры научились правильно взаимодействовать со сценаристами на этапе девелопмента: как управлять работой над сценарием, как выстраивать этот процесс, приглашать трех сценаристов подряд или троих сразу - продюсерская квалификация в этом смысле заметно выросла. Это смягчило проблему недостатка сильных сценариев, но должен констатировать, что сегодня в разработке большого зрительского фильма этап создания сценария занимает больше времени, нежели все остальные.

- После презентации фильма «Тайна Печати Дракона: Путешествие в Китай» вы сказали, что переговоры о дате выпуска этой совместной российско-китайской ленты начнутся 28 октября. Появилась ли ясность в этом вопросе?

- Нет, эта дата сместилась на 21 ноября. После 21 ноября китайские продюсеры должны показать картину представителям правительства, и сколько это может занять времени, я не знаю. Надеюсь, китайские товарищи выберут правильную дату из четырех возможных, когда преимущество предоставляется национальным фильмам, - а наша лента признана в Китае национальной, поскольку это первый опыт полноценного совместного российско-китайского кинопроизводства.

- Давайте продолжим тему будущих проектов. Над чем сегодня работает компания «СТВ»?

- Из ближайших проектов - это фантастическая картина Джаника Файзиева «Вратарь Галактики» и вышеупомянутая «Тайна Печати Дракона: Путешествие в Китай», она же «Вий-2». Совместно со студией CGF мы делаем большой и очень сложный фильм «Конек-Горбунок» по классической сказке Петра Ершова, которую смело можно назвать одной из основ нашей национальной идентичности. Это игровая лента, в которой мы решили отказаться от стихотворного источника, заменив стихи обычными диалогами. Как всегда, у компании в работе несколько анимационных картин.

- Будет ли продолжение у франшизы про Ивана Царевича?

- Да, мы планируем новый фильм этой серии на 2020 год. Совместно со студией Wizart мы готовим «Волки и овцы-2», в производстве – картина «Бука», закончили работу над лентой «Садко», которую надеемся выпустить в конце мая 2018 года. Конечно же, продолжаем франшизу про богатырей - фильм «Три богатыря и принцесса Египта» выходит, как всегда, в Новый год, и еще два находятся в производстве. Также в производстве - «Урфин Джюс-2».

- В основе этой картины лежит какая-то другая книга Александра Волкова?

- Нет, она будет снята по оригинальному сценарию. Как видите, мультфильмов в наших планах достаточно.

В авторском сегменте мы делаем с Наталией Мещаниновой, сценаристкой «Аритмии», ее картину «Сердце мира», а с группой продюсеров - авторский проект Авдотьи Смирновой «История одного назначения». Эта лента основана на реальных событиях из жизни Льва Толстого - не классического седобородого старца, а мужчины в расцвете сил, с которым произошла одна драматическая история. Съемочный период закончен, буквально на днях начался монтаж. Подходит к концу съемочный период «Сонаты» - мистической картины совместного производства России, Франции, Великобритании и Латвии. Практически полностью готов «Скиф», премьера которого запланирована на январь. Много проектов находится в разработке, но о них говорить еще рано.

- Вы один из немногих продюсеров, кто активно поддерживает молодых кинематографистов. Кому из них вы помогаете сегодня?

- Я уже упомянул режиссерскую работу Наталии Мещаниновой, которую считаю очень перспективной, хотя, строго говоря, Наталию нельзя назвать дебютанткой. В следующем году мы планируем начать съемки с еще одним талантливым человеком - Анной Пармас, известной по клипам Сергея Шнурова, в том числе нашумевшего «Экспоната». Она давно в профессии и зарекомендовала себя и в качестве сценариста, и в качестве режиссера, но в полнометражном игровом кино это будет ее дебют. Надо упомянуть и Александра Андрющенко, который снял «Напарника»; я считаю, что, хотя фильм и не получил того внимания, которого он заслуживал, Александр полностью состоялся как режиссер. Стоит назвать и фестиваль короткометражного кино «Короче», в отборочную комиссию которого ежегодно поступает 1 600 проектов, из них 40 попадают в конкурс. Представляете, сколько короткометражного кино снимается в стране, если в отбор «Короче» попадают только ленты длительностью до 15 минут? С молодыми авторами работать очень интересно; кроме того, я убежден, что каждый состоявшийся кинематографист или человек, занятый в индустрии, просто обязан платить «налог на дебюты». Продюсер должен помочь с финансированием, поставщик оборудования - бесплатно предоставить камеры и свет, а актеры - сняться за минимальные гонорары или вовсе бесплатно.

- Собственно говоря, эту картину мы наблюдаем сплошь и рядом: в нашем журнале №303 было два интервью с молодыми авторами, в работах которых снимались весьма именитые артисты...

- Да, и я аплодирую тем актерам, которые понимают важность поддержки молодых талантов.

В моей практике такое тоже случается довольно часто, и это замечательно. Продюсеров же поддержка молодых талантов касается в первую очередь - я даже предлагал ввести в правила Фонда кино обязанность каждого лидера раз в два года выпускать хотя бы одну дебютную ленту.

- Какие события и тенденции 2017 года в киноиндустрии вы хотели бы выделить?

- За прошедший год (хотя он еще не закончился) произошло несколько событий, имеющих большое значение для российского кино. Во-первых, это рекордные кассовые сборы отечественного кино - была упомянута сумма 11 млрд рублей, а до конца года должны выйти еще несколько крупных картин, и продолжают работать «Последний богатырь», «Салют-7», «Матильда» и «Фиксики».

Во-вторых, в 2017 году возникли две профессиональные индустриальные ассоциации - владельцев кинотеатров и кинодистрибьюторов. Они образовались практически одновременно, и, на мой взгляд, значение этого факта трудно переоценить. На протяжении нескольких лет в России существует Ассоциация продюсеров кино и телевидения, и сегодня к ней присоединились представители двух других важнейших сфер кинобизнеса, создав, таким образом, почву для системного диалога. Теперь все три лопасти нашего индустриального пропеллера - продюсер, прокатчик и показчик - могут координировать свои действия, для того чтобы этот пропеллер вращался наиболее эффективно.

В-третьих, в 2017 году появились первые результаты введения рибейтов, и надеюсь, что система рибейтов будет и дальше развиваться и совершенствоваться.

Не могу не отметить успех так называемого авторского кино: фильмы «Нелюбовь» Андрея Звягинцева и «Аритмия» Бориса Хлебникова продемонстрировали отличные результаты в своей нише. Появилось ощущение того, что рынок авторского кино начал складываться, обретать свою структуру, и я придаю этому очень большое значение. Наша компания производит немало авторских лент, и, по моему глубокому убеждению, они играют весьма важную роль в развитии национального кино.

Три-четыре года назад российское кино вырвалось на международные рынки и продолжает расширять свое присутствие в мире. Все сколько-нибудь заметные картины, произведенные в России за последние три года, проданы в десятки стран. Необходимо особо подчеркнуть, что в дополнение к авторским фильмам, которые всегда пользовались за рубежом устойчивым спросом, международную дистрибьюцию впервые получили и зрительские ленты. Дорогу здесь проложила полнометражная анимация, и вскоре за ней устремились и игровые картины. Это стало возможным благодаря возросшему качеству отечественного кино, чего зарубежные покупатели не могли не заметить.

В этом году произошло очень важное событие, касающееся поддержки отечественной анимации. Мы встречались с президентом и договорились о льготах по страховым взносам, по налогу на добавленную стоимость для лицензионных товаров и ряде других мер, призванных существенно облегчить производство анимационных фильмов. Поскольку анимация в России активно развивается, а развивающиеся отрасли, как я уже говорил, необходимо поддерживать особенно тщательно, в этой сфере требуются не разовые, а системные меры, которые смогли бы снизить риски, увеличить инвестиционную привлекательность отрасли и позволили бы продюсерам сконцентрироваться на творческом процессе.

Происходит упорядочение отношений на рынке цифровых медиа, где легальные сервисы завоевывают все большую популярность. В этом сегменте рынка активно развивается система автоматического формирования отчетности, наподобие ЕАИС, благодаря чему он становится все более прозрачным и, следовательно, привлекательным для правообладателей. И, наконец, принят закон о блокировке «зеркал» пиратских сайтов, он вступил в действие, и мы надеемся, что с помощью этого инструмента пиратство наконец удастся существенно потеснить.

Отмечу, что последние две недели по сборам, в том числе российского кино, были очень похожи на новогодние каникулы, и это стало возможным, в первую очередь, благодаря оглушительному успеху «Последнего богатыря». Хотелось бы поздравить всех участников кинобизнеса с наступающим Новым годом и выразить надежду на то, что «новогодняя битва» порадует представителей всех трех лопастей нашего пропеллера, который толкает индустрию вперед!    

Кто:  Сергей Сельянов

Возврат к списку