"Как можно преодолеть недоверие зрителя к российским фильмам? Просто снимать хорошее кино"

"Как можно преодолеть недоверие зрителя к российским фильмам? Просто снимать хорошее кино" Рубен Дишдишян
29.08.2012

С продюсером Рубеном Дишдишяном беседует главный редактор Александр Семенов.


С продюсером Рубеном Дишдишяном беседует главный редактор Александр Семенов

- Покинув "Централ Партнершип", вы создали новую компанию "Марс Медиа" и вновь взялись за продюсирование фильмов. Однако выяснение отношений с владельцами вашей прежней фирмы все еще продолжается. Судебные тяжбы не мешают вам снимать новое кино?

- Да нет, никаких проблем нет. Одно с другим никак не связано. Юристы занимаются своим делом и просто держат меня в курсе, а я по-прежнему весь в новых проектах. Честно говоря, уже и не вникаю во все эти разбирательства: перевернув эту страницу, заглядывать в прошлое совсем не хочется.

- Расставшись с "Централ Партнершип", вы потеряли финансовую поддержку государства? Или вам ее частично сохранили, как одному из ведущих продюсеров страны?

- К сожалению, у моей новой студии на сегодняшний день поддержки нет. Я задал Сергею Толстикову такой вопрос: могу ли я, продюсер, снявший более полусотни художественных фильмов, претендовать на какую-то поддержку со стороны Фонда кино? Мне отказали, объяснив это тем, что финансовая поддержка по нашим законам выделяется не продюсерам, а продюсерским центрам и студиям. Теперь для того, чтобы вновь претендовать на получение гранта от Фонда, нужно заново создавать каталог успешных кассовых фильмов, картин-лауреатов фестивалей и уже затем обращаться с просьбой включить нашу студию в число соискателей. Пока же этого не произойдет, мы имеем право по каждому отдельному проекту подавать заявку на получение государственной поддержки в Министерстве культуры или Фонде Кино. Это прежде всего касается артхаусных проектов, которые не рассчитаны на массового зрителя.

- Не кажется ли вам, в таком случае, что распределение госсредств в кинематографе требует каких-то изменений? Деньги на съемки фильмов компания Централ Партнершип получала исключительно благодаря тем картинам, в создании которых участвовал продюсер Рубен Дишдишян. Инициатором съемочного процесса всегда были вы. Может, справедливее поддерживать конкретных продюсеров?

- Во Франции происходит именно так - государство субсидирует конкретный проект, обязательно принимая во внимание прежние работы продюсера, режиссера, актеров, кассовые сборы их фильмов, наличие призов на международных фестивалях. Наверное, это правильно, но у нас правила игры иные, и приходится с ними мириться.

- У вас не возникло желания выйти с таким предложением в правительство и попытаться изменить существующую систему?

- Честно говоря, нет. Если я в данный момент выскажу предположение, что нынешняя система распределения несправедлива, все будут уверены, что я это сделал, будучи обиженным на то, что сегодня лишен поддержки. Мне этого не хотелось бы. Мы вполне можем справиться и без госфинансирования. Для этого нужно снимать такие коммерческие фильмы, которые будут приносить в худшем случае десять процентов прибыли, то есть избегать провальных картин. Мы попытаемся сделать это. Что же касается арт-хауса, прийдется обращаться в Министерство культуры. Пытаться вернуть вложенные средства с фестивального кино - затея бесперспективная.

- Не развращает ли российских кинематографистов господдержка?

- И да, и нет. Сейчас такое время, что без господдержки наше кино может просто не выжить. Если правильно и грамотно вкладывать деньги, то эта помощь, безусловно, принесет большую пользу.

- Какое из направлений кинопроизводства вы выбрали для начала деятельности "Марс Медиа"?

- Пока наша приоритетная задача - съемки сериалов. В этом году мы запустили в производство девять телесериалов и в разработке на данный момент находится еще 24 проекта, около 15 из которых будут запущены в будущем году. С коммерческой точки зрения такое начало нам необходимо. Производство сериалов обещает хоть и небольшой, но гарантированный для нас заработок. Он даст нам возможность выйти на новый уровень и уже затем заняться финансированием полнометражных фильмов в полном объеме.

- Не могли бы вы рассказать о некоторых из них?

- Из релизов нынешнего года я бы выделил сериал "Гетеры майора Соколова", который снимает Бахтияр Худойназаров с Андреем Паниным в главной роли. Несколько пошлое название, но мы пока не решили, будем ли его менять. В нем речь идет о школе диверсанток, в которую за два года до начала Великой Отечественной войны набирают двадцатилетних девиц из не самой лучшей части общества - воровок, проституток и им подобных, чтобы обучить высококлассному шпионажу. Андрей Панин играет начальника учебного заведения, Илья Тилькин ("Сталинград") - автор сценария. Если этот фильм зрителям понравится, мы поработаем над его продолжением. Сейчас занимаемся подбором актрис. Решили задействовать в сериале девушек, не появлявшихся доселе на экране. Второй проект называется "Черные кошки". Этот 12-серийный телефильм будет снят в стиле "Ликвидации". Над еще одним проектом, восьмисерийной картиной "Снайперы", у нас заканчивает работу режиссер Зиновий Ройзман. Думаю, название мы еще поменяем, назвав фильм, к примеру, "Под прицелом". Это прекрасная история о русской девушке и немецком парне, которые познакомились и полюбили друг друга в 1933 году, когда молодой инженер по обмену специалистами приехал в Россию. По окончании командировки он возвращается в Германию, и через 10 лет, во время войны, они встречаются вновь, но уже в качестве снайперов, находящихся по разные стороны от линии фронта. Хотел бы рассказать еще об одной картине, съемки которой режиссер Андрей Малюков начнет сразу после нового года - "Распутин" по сценарию Эдуарда Володарского. Нам очень хотелось бы видеть в роли Распутина Владимира Машкова. Сейчас работаем над сценарием и, закончив его, будем встречаться с Володей и уговаривать его принять участие в нашем фильме. Кроме того, Сергей Юдаков сейчас пишет сценарий к картине "Екатерина Великая: Золотой век России". Это будет цикл сериалов, первый из которых - 12-серийный телефильм - посвящен Екатерине Великой с того момента, как она приехала из Германии в Россию и до дня восхождения ее на трон. Режиссером выступит Алексей Мурадов. Рассчитываем, что эта картина станет заметным событием на телевидении.

- Вы снимаете сериалы по заказу телеканалов?

- Нет, мы действуем по другому принципу. Находим сценарий, снимаем фильм, а потом уже предлагаем каналам готовый продукт. Наши главные партнеры - "Первый канал" и "РОССИЯ ". Сегодня абсолютно все сериалы распределяются между ними.

- Полнометражное кино пока отправлено вами на полку?

- Нет, конечно. Один проект будет запущен уже в октябре нынешнего года. Закончены сценарии для трех следующих картин, две из которых, а возможно, и все три, будут реализованы в 2013-м. Поспешность в данном случае - плохой помощник. Мы привыкли делать свою работу качественно и не хотим рисковать тем, на что тратим немалые средства и силы.

- Нет ли у вас желания создать и свой дистрибьюторский отдел?

- Моя первая реакция на предложение организации в новой компании собственной дистрибьюции была негативной. Однако мои партнеры с каждым днем все больше и больше убеждают меня в том, что своя прокатная структура нам необходима. Пока говорить об этом не хочу, потому что никаких попыток для ее создания мы еще не предпринимали. Если к концу года решимся на такой шаг, вы узнаете о нем первыми.

- Намереваетесь ли вы в будущем покупать зарубежные фильмы независимых студий и прокатывать их в России?

- Если создадим прокатный отдел, то безусловно, свою нишу найдет в "Марс Медиа" и дистрибьюция иностранных лент. Прибыль от их проката станет неплохим подспорьем для финансирования картин собственного производства.

- В вашем прежнем каталоге были фильмы очень успешные - три серии "Боя с тенью" и комедия "Наша Russia". Есть ли в ваших планах место для следующих серий из этого цикла?

- Начнем с того, что теперь права на эти картины мне не принадлежат и снимать продолжения я не вправе. Но даже если бы и была такая возможность, я бы этого делать не стал. Киносериал "Бой с тенью" себя исчерпал. Продолжение же комедии "Наша Russia" стоило снять сразу после первой части. У Comedy Club были слишком завышенные финансовые требования, и тогда мы не смогли договориться о съемках второй серии. Сейчас эта тема уже неактуальна.

- Тогда, может, вы раскроете секрет, что за фильмы планируется снять в "Марс Медиа" и какие из них могут стать киносериалами?

- Три полнометражных ленты, которые мы сейчас задумали, вполне могут стать таковыми. Одна из них называется "Русские блины", аналог знаменитой комедии "Американский пирог" – эта лента будет снята по российскому оригинальному сценарию, авторами которого выступят очень талантливые и креативные театральные драматурги братья Пресняковы. Они же будут и снимать картину в качестве режиссеров вместе с Андреем Болтенко, главным режиссером Первого канала. Союз этих трех талантливых ребят и нас как продюсеров вполне может вылиться в долгосрочное сотрудничество и привести к созданию сразу нескольких серий. Кроме того, мы купили права на пьесу Булгакова "Иван Васильевич меняет профессию", и сейчас Алексей Сидоров пишет сценарий для фильма. Задумывается этот проект как комедия с элементами боевика и бюджетом не менее 5 млн долларов. Есть вероятность того, что сам Сидоров и будет режиссером картины. Он никогда не снимал комедий, но я знаю Лешу уже более десяти лет и могу сказать - у него прекрасное чувство юмора, и с этой работой он справится без проблем. Но пока мы ждем сценария, и до начала съемок пройдет еще немало времени в обсуждениях. Так что загадывать пока не будем. Могу точно сказать, что ремейком в чистом виде старого фильма наша картина точно не будет. Мы собираемся использовать сам принцип перемещения во времени, но история будет современной. На эту ленту мы делаем большую ставку, рассчитывая собрать более 20 млн долларов. Если фильм получится таким, каким мы его задумываем, то продолжение не заставит себя ждать. У некоторых кинематографистов ремейки старых советских картин вызывают скептическое отношение. Пока на экраны выходил только "Служебный роман", но к новому году ожидается премьера "Джентльменов удачи", вовсю снимается новая "Кавказская пленница" и на подходе еще один проект с тем же названием. Вот и мы решили рискнуть. Постараемся сделать свою работу так, чтобы за нее не было стыдно. И третий проект, который находится пока в разработке, - фильм об автомобильных гонках. Он не имеет пока названия, но вероятность того, что за первой серией появятся вторая и третья - есть.

- Российское кино переживает не лучшие времена. В чем, на ваш взгляд, кроется причина?

- В нашем современном кинопроизводстве было время, когда на экраны один за другим в большом количестве выходили очень некачественные фильмы. Как мне кажется, просмотр этих картин усилил негативное отношение молодых людей к отечественному кинематографу. Сначала люди верили в наше кино, ходили в кинотеатры, тратили кровно заработанные рубли, но удовлетворения от просмотра не получали. Теперь страх увидеть очередной, как я его называю, киномусор отталкивает зрителей от афиш с русским кино. Сегодня активные пользователи Интернета много читают о каждой из картин, которая выходит в прокат. У российских лент критика в сети нелицеприятная и как результат - полупустые залы в премьерный уик-энд и пустые - в последующие дни. Как можно преодолеть это недоверие? Ответ прост - снимать хорошее кино.

- Ваша супруга, известный в стране режиссер Анна Меликян любит снимать умное фестивальное кино. Над чем она сейчас работает?

- Она готовится к съемкам своего нового фильма "Звезда". Это именно та картина, которая будет нами запущена в октябре. Не буду рассказывать о сюжете этой ленты, поскольку без присутствия Анны не хотел бы этого делать. По жанру это будет мелодрама. Я бы этот проект назвал арт-мейнстримовским, а не просто арт-хаусным. Как раз для "Звезды" мы ходатайствовали перед Министерством культуры о выделении господдержки, и получили 27 миллионов рублей. В финансировании этой ленты также участвует Федор Бондарчук. Если фильм получится, то надеемся на приличные кассовые сборы - от 3 до 5 млн долларов. Анна с головой окунулась в этот проект и потому о других даже думать не может.

- 38 фильмов, которые вы продюсировали с 2003 по 2011 год, собрали в российском и зарубежном кинопрокате $131.51 млн. Ваша новая кинокомпания готова к подобным свершениям?

- Мы будем к этому стремиться! Начинать с нуля всегда непросто. Тогда у нас ушло на это около восьми лет. Постараемся повторить наше же достижение за более короткий срок и с меньшим количеством фильмов в прокате.

Кто:  Рубен Дишдишян

Возврат к списку