Эволюция фестиваля «Завтра»

Эволюция фестиваля «Завтра» Ольга Дыховичная
27.10.2010

Кинофестиваль «2morrow\Завтра» был создан режиссером Иваном Дыховичным – смелым художником, не боявшимся открывать новые пространства в киносфере. Накануне начала кинофорума мы встретились с вдовой Ивана Ольгой Дыховичной, продолжающей дело мужа в развитии фестивального артхаусного движения в России.


Кинофестиваль «2morrow\Завтра» был создан режиссером Иваном Дыховичным – смелым художником, не боявшимся открывать новые пространства в киносфере. Накануне начала кинофорума мы встретились с вдовой Ивана Ольгой Дыховичной, продолжающей дело мужа в развитии фестивального артхаусного движения в России. 

— Ольга, у каждого кинофестиваля есть особенность, определяющая его образ, концепцию, стиль. Что, на ваш взгляд, определяет образ «Завтра», изменится ли этот образ в связи со сменой команды, и если да, то как именно? 

— Я считаю, что изменения в команде произошли не сейчас, а тогда, когда не стало Ивана. Благодаря генеральному партнеру фестиваля, компании Audi Russia, мы имеем возможность продолжать начатое Иваном и главой Audi Russia Тиллом Браунером в 2007 году. Когда Иван создавал это свое детище, ему как художнику важна была площадка, где художник мог выразиться в полной мере. «Завтра» — это фестиваль «про автора». И главное, чем мы руководствуемся при отборе фильмов авторский взгляд, честность и откровенность. 

- Из названия «Завтра» следует, что киносмотр должен отражать тенденции развития мирового кинематографа в ближайшие годы. Каким, на ваш взгляд, будет кинематограф 2010-х? По возможности, хотелось бы узнать ваш прогноз в отношении всех категорий кино — коммерческое, мейнстрим, арт-хаус. 

— Коммерческое кино в ближайшие годы будет становиться еще более аттракционным. Зрителя будут заманивать возможностью проживать чужую жизнь, находясь внутри кадра. А вот что касается авторского кино, то здесь намечаются очень привлекательнее тенденции. Любительское видео сегодня зачастую оказывается на порядок интереснее того, что предлагают зрителю профессионалы. И если последние сегодня не будут ориентироваться на те вещи, которые выкладывают на YouTube простые пользователи, они в конечном итоге не будут интересны никому. Сегодня профессиональные кинематографисты могут почерпнуть в YouTube гораздо больше нужного, нежели друг у друга. Будущее — за дешевым кино. Тем более, что последнее поколение фотоаппаратов Canon развязывает руки и режиссерам и продюсерам. И если, скажем, камера Canon Mark II оказывается в руках у талантливого человека, из этого может получиться бомба. И наоборот, многие из тех, кто сегодня называют себя авторами, располагая профессиональной аппаратурой и продюсерской поддержкой, через пару-тройку лет могут стать простыми ремесленниками, паразитирующими на когда-то найденных удачных решениях, поскольку критическая среда, зачастую косная, начинает навешивать на режиссеров ярлыки и тем самым стимулирует режиссера повторять самого себя, дабы остаться в рамках конъюнктуры. 

- С каждым годом в России появляется все больше и больше кинофестивалей и фестивалей искусств. Способствует ли это, на ваш взгляд, популяризации фестивального кино среди массовой аудитории, или же авторский кинематограф всегда будет уделом ограниченного круга людей? 

— К сожалению, я не владею статистикой, но увеличение числа подобного рода фестивалей, вероятно, как раз и свидетельствует о востребованности среди аудитории. Конечно, вы правы, авторский кинематограф остается уделом нишевой аудитории, но эта аудитория есть, и с каждым годом она все четче формируется. Такие ресурсы как torrents.ru явственно подтверждают потребности этой аудитории в авторском кино. И наша задача сейчас — удерживать эту адиторию в течение всего года между фестивалями. Мы проводили несколько ночных специальных показов авторских картин, и всякий раз собирали битком набитые залы. Это говорит о том, что у нас в стране есть аудитория, нуждающаяся в «другом кино» и готовая платить деньги за то, чтобы его смотреть. 

- Кого из молодых российских и мировых режиссеров вы могли бы отметить как наиболее перспективных и интересных? 

— Так получилось, что нишу авторского кино сегодня заняли несколько имен, которые сообщество очень быстро окрестило «новой волной». То же сообщество критиков и продюсеров сделало из этих имен эдакий шлагбаум, за который вход новым участником процесса практически заказан. Продюсеры сегодня ориентированы на определенные имена, а я не верю, что нет другой талантливой молодежи в кино. Хочется каким-то образом повлиять на эту ситуацию. И поэтому мы на базе нашего фестиваля создали конкурс «Кино немедленного реагирования», цель которого – открывать новых авторов. Нам на сайт присылают короткие видеоролики, снятые на мобильный телефон, на полулюбительские камеры. Перед началом фестиваля экспертный совет определит победителя, которому будет вручен приз – камера Canon 7D с дополнительным объективом. И на эту камеру победитель сможет снять полноценное кино, которое, возможно, примет участие в наших следующих фестивалях. А лучшие 10 работ будут выложены на нашем сайте. 

- На какие конкурсные картины этого года вы рекомендуете обратить особое внимание? 

— Европейское авторское кино традиционно вызывает интерес нашего зрителя, потому что европейские режиссеры обладают большей степенью внутренней свободы, нежели российские авторы. Именно поэтому мне будет очень интересно смотреть в первую очередь работы представителей бывшего СНГ. Это «Днепр» Александра Шапиро, «Которого не было» Рамиля Салахутдинова, «Рафаиль Пироне» Ярослава Добронравова из Санкт-Петербурга, «Воодушевление» дуэта Провмыза. С огромным интересом жду колумбийскую картину «Ловушка для Краба» (El vuelco del cangrejo, 2009) и фильм провокацию «Зомби из Лос-Анджелеса» (L. A. Zombie, 2010), который был запрещен к показу рядом фестивалей, демонстрировался на киносмотре в Локарно и вот теперь будет показан у нас. Также хотелось бы обратить внимание на три программы – ретроспективу фильмов Шарунаса Бартаса, программу короткометражного анимационного кино и программу «Выбор Сергея Бодрова» — фильмы, которые изменили мировой кинематограф. Мы очень надеемся, что на нашем фестивале пройдет показ нового фильма Отара Иоселиани «Шантрапа». Ну и, конечно же, одна из главных наших премьер – фильм-победитель Каннского фестиваля нынешнего года «Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни» (Loong Boonmee raleuk chat, 2010) таиландского режиссера Апичатпона Вирасетакуна. 

После смерти автора и создателя «Завтра» Ивана Дыховичного фестиваль разделился: компания Рената Давлетьярова «Интерфест» и программный директор Алексей Медведев решили делать собственный фестиваль «2 in 1», а название «2morrow\Завтра» и логотип остались за генеральным спонсором Audi Russia. Мы адресовали несколько вопросов заместителю главы этой компании Елене Солоповой. 

- Почему столь успешный участник автомобильного рынка поддерживает фестиваль авторского кино? 

— Безусловно, марка Audi пользуется успехом во всем мире, но этот успех пришел не сразу. В его основе — десятки революционных идей и инноваций, способность разглядеть в смелом проекте очертания будущего. Поэтому мы отлично знаем, насколько важно оказать поддержку молодым, прогрессивным художникам. Им есть что сказать зрителю, а мы можем предоставить площадку для этого. Кто знает — возможно, именно участники «2morrow/Завтра» станут законодателями мод в кинематографе будущего. 

- Что, на ваш взгляд, определяет лицо фестиваля «Завтра»? 

— Слово «прогресс» подходит как нельзя лучше. Как вы знаете, программа нашего фестиваля постоянно эволюционирует, совсем как живой организм. Конкурсные показы традиционно разнообразны и дополнены сопутствующими программами, которые создают уникальные возможности для общения и обмена опытом. В прошлом году мы провели ряд интересных мастер-классов, а также предложили одаренным детям попробовать себя в роли кинематографистов. На этот раз зрителей ждут радикальная внеконкурсная программа «Турбулентность», отдельный конкурс неигрового кино и целый ряд других увлекательных экспериментов. Суть этого мероприятия — в постоянном движении вперед. Все сказано в названии: наш фестиваль живет в «завтра». 

- Что изменится в фестивале в связи со сменой команды? 

— На недавней пресс-конференции Ольга Дыховичная напомнила, сколько сил вложил в «Завтра» Иван Дыховичный. И я согласна с ней: для нас Иван Владимирович и по сей день остается президентом «2morrow\Завтра». С этой точки зрения никакой смены команды не произошло — мы считаем своим долгом сохранить дух фестиваля, живую идею, которая легла в основу этого форума. 

- Какие имена фестиваль «Завтра» открыл для отечественного зрителя? 

— Гран-при фестиваля в 2008 и 2009 годах получили работы Жан-Стефана Совера и Ксавье Долана, но на самом деле весь список конкурсных картин — это список открытий. Молодому кино зачастую бывает трудно пробиться к зрителю — на виду коммерчески успешные проекты с «бронебойными» актерскими составами и громкими именами. Но кинематографу необходимы постоянное обновление, свежий взгляд, новые приемы, новые имена. Этого требует зритель, и лучшее тому доказательство — полные залы на конкурсных и внеконкурсных просмотрах «2morrow\Завтра». 

- Что, по-вашему, общего у авторынка с кинорынком? 

— Аналогий достаточно много. И здесь, и там есть признанные лидеры. И кинорынок, и автоиндустрия могут предложить что-то как для массового потребителя, так и для искушенных знатоков. Новые киноработы, как и новые автомобили, вбирают в себя опыт прошлых лет, несут на себе отпечаток творческого наследия. И кино, и автомобили постоянно эволюционируют, ищут новые формы взаимодействия с аудиторией. И когда удается найти идеальное сочетание формы и содержания, рождается истинный шедевр, стоящий особняком — вне моды и времени. Думаю, об этом мечтают и автопроизводители, и кинематографисты.

Кто:  Ольга Дыховичная

Возврат к списку