«3D – самый актуальный тренд в кинопроизводстве»

«3D – самый актуальный тренд в кинопроизводстве» Вадим Сотсков
21.03.2010

18 марта на экраны России и СНГ вышел полнометражный мультфильм «Белка и Стрелка: Звездные собаки» — первая отечественная анимационная лента в формате 3D. Производство картины, в которой история освоения космоса советскими учеными показывается сквозь призму жизненного пути двух четвероногих галактических путешественниц, осуществила киностудия «Центр национального фильма» («ЦНФ»). Дистрибьютором фильма стала кинокомпания «Каропрокат».


18 марта на экраны России и СНГ вышел полнометражный мультфильм «Белка и Стрелка: Звездные собаки» — первая отечественная анимационная лента в формате 3D. Производство картины, в которой история освоения космоса советскими учеными показывается сквозь призму жизненного пути двух четвероногих галактических путешественниц, осуществила киностудия «Центр национального фильма» («ЦНФ»). Дистрибьютором фильма стала кинокомпания «Каропрокат». О работе над картиной «Белка и Стрелка: Звездные собаки» и перспективах его продвижения за рубежом корреспонденту журнала «Кинобизнес сегодня» рассказал исполнительный продюсер ленты Вадим Сотсков. 

Сергей Некрасов: Вадим, что входило в круг ваших обязанностей на проекте «Белка и Стрелка. Звездные собаки»? 

Вадим Сотсков: Основной кинопроизводящей структурой на «Белке и Стрелке» были две студии: «Центр национального фильма» и студия «ЦНФ-Анима», генеральным директором которой я являюсь, поэтому мне пришлось отвечать за координацию всего, что было связано собственно с производством картины. «Где делать звук?», «Как печатать пленку?» – ответы на эти и многие другие вопросы нужно было искать именно мне. Кроме того, на мои плечи во многом лег выбор режиссеров, художников-постановщиков и прочих членов съемочного коллектива, а также поиск субподрядчиков (например, производством компьютерной анимации и рендерингом на нашем проекте занимались две индийские компании, получавшие от нас детально разработанные материалы). 

- То есть «Белка и Стрелка: Звездные собаки» — это продюсерский проект? 

- Да, целиком и полностью. По ходу работы менялись режиссеры и сценаристы, но состав продюсеров оставался неизменным. Как известно, генеральным продюсером фильма стал Сергей Зернов. Тогда он возглавлял «ЦНФ», а впоследствии был назначен директором Департамента кинематографии Министерства культуры РФ. 

 - Почему постановку картины было решено доверить именно Святославу Ушакову? 

- Потому что он замечательный специалист, настоящий мастер своего дела. Впрочем, строго говоря, у нас на проекте было два режиссера — Святослав Ушаков и Инна Евланникова. Инна – мощный производственник с большим опытом работы. Все, что было связано с анимацией, тянула на себе именно она. Святослав же занимался разработкой художественной концепции картины, сторибордами и т. д. Словом, четкой, слаженной и взаимодополняющей работой этого тандема все продюсеры остались очень довольны. В итоге фильм получился удачным и в художественном, и в техническом отношении. Уверен, добиться подобных результатов с одним режиссером нам было бы крайне сложно. 

 - Кстати, когда родилась идея проекта? 

— В начале 2007 года. Мы просматривали архивные материалы из фондов «Центрнаучфильма», предшественника «ЦНФ», и обнаружили очень колоритную хронику с реальными Белкой и Стрелкой (кстати, впоследствии ее часть мы использовали в финальных титрах нашей картины). Тогда у нас и родилась идея сделать об этих отважных братьях наших меньших полнометражный мультфильм, способный привлечь внимание и детей, и их родителей. Потом довольно долго писался сценарий. Мы отвергли работу нескольких кинодраматургических групп и остановили свой выбор лишь на базовой истории, авторами которой стали израильтянин Александр Талал и американец Джон Чуа. Затем отдельные сцены и диалоги прописывали уже другие специалисты. В конце концов, этот коллективный труд увенчался успехом, и мы приступили к производству фильма. -

 Насколько я понимаю, изначально картину планировалось снять в обычном 2D-формате… 

— Да. Когда мы только запускали проект, ни о каком 3D, естественно, и речи быть не могло. Технологии и стоимость такого производства были практически неизвестны, да и залов, где можно было бы показывать стереоскопический контент в формате Digital Cinema, в стране почти не было. Однако «Аватар» Джеймса Кэмерона оживил отечественную индустрию кинопоказа, и ко времени релиза этой научно-фантастической ленты в России действовало уже около 350 залов с возможностью демонстрации фильмов в 3D. Осенью же прошлого года к нам обратились представители компании 3DTV Vision и предложили перевести «Белку и Стрелку» в 3D. Мы дали им несколько фрагментов, что называется, «на пробу» и остались довольны продемонстрированными результатами настолько, что решили перенести премьеру нашего мультфильма с новогодних праздников на вторую половину марта и выпустить «Звездных собак» в 3D. И что интересно, платить за перевод в стереоформат нам не пришлось. Мы договорились, что за свою работу 3DTV Vision получит определенный процент от 3D-проката. К тому же для этой компании работа с нами – отличный способ заявить о себе на рынке и показать, на что она способна. Надо сказать, такая тактика вполне оправдала себя. Насколько мне известно, 3DTV Vision после работы над «Белкой и Стрелкой» не сидела без дела и уже выполнила как минимум один крупный заказ, поступивший к ним от отечественной дистрибьюторской компании. 

- Что для вас формат 3D: будущее кинематографа или некий аттракцион, который следует применять лишь в небольшом количестве кинопроектов, рассчитанных на максимально широкую зрительскую аудиторию? 

— Я не знаю, что будет, но вижу, что есть. Сейчас 3D – один из самых актуальных трендов в российском и мировом кинопроизводстве и кинопоказе. Думаю, в будущем этот формат позиций не сдаст, однако и рассчитывать на то, что весь кинематограф станет стереоскопическим, тоже рассчитывать не приходится. На мой взгляд, вскоре 3D станет неотъемлемым атрибутом масштабного кинозрелища, и доля двумерных блокбастеров в кинопрокате со временем существенно сократится. Что же касается авторского кино, то опасаться экспансии 3D на этой территории, наверное, все-таки не следует. 

- Каков производственный бюджет проекта «Белка и Стрелка: Звездные собаки»? 

— Около $3,5 млн, из которых примерно $1 млн было получено в рамках государственной поддержки., - 

Участие в озвучивании «Белки и Стрелки» приняли такие известные российские артисты, как Елена Яковлева, Евгений Миронов, Сергей Гармаш, Александр Баширов и т. д. Охотно ли они согласились принять участие в проекте? 

- Ни один артист из числа тех, к кому мы обращались, не ответил отказом. Никто не говорил: «Дайте мне время подумать. Перезвоните недельки через две». Наоборот, все приняли наше предложение очень охотно. Нам даже практически не пришлось проводить кастинг голосов. Все актеры, в расчете на которых создавались образы основных персонажей картины, без колебаний присоединились к проекту. Другое дело, что одну из актрис (изначально она должна была озвучить Белку) нам пришлось заменить в первый день озвучки (уж очень ее голос напоминал по тембру Елену Яковлеву, озвучивавшую Стрелку). Надеюсь, она на нас не сильно обиделась. Белка же в итоге заговорила у нас голосом Анны Большовой. 

- Насколько сильное влияние, на ваш взгляд, оказывает наличие «звездных голосов» на прокатную судьбу картины в России? 

— Детям, может быть, имена артистов и не известны, но покупают-то билет взрослые, для которых участие того или иного актера в проекте может иметь определяющее значение. Да и вообще, голос хорошего артиста фильм только украсит, а серые, невыразительные интонации актеров средней руки вполне могут погубить картину. Я очень рад, что в рецензиях на «Белку и Стрелку», которыми изобилует Интернет, «озвучка» оценивается неизменно высоко. 

- На 4 апреля сборы картины в кинотеатрах России и СНГ составили около $5,8 млн. Довольны ли вы, как продюсер фильма, такими финансовыми результатами? 

- Если честно, мы ожидали большего. Но если посмотреть на динамику кассовых сборов, то на второй уик-энд они не уменьшились ни на один процент — в отличие, например, от показателей крупного голливудского анимационного фильма, с которым мы стартовали в одно время. То есть зрителям наша лента однозначно понравилась. Мне доподлинно известно, что люди, пришедшие на «Белку и Стрелку» в первые два уик-энда, просто не могли купить билеты на наш фильм и вынуждены были возвращаться в кинотеатр через несколько часов. Впрочем, наш дистрибьютор «Каропрокат» обещал, что 3D-версия «Звездных собак» будет работать вплоть до майских праздников. Думаю, за это время картину увидят все желающие. 

- Насколько я понимаю, планируется активное продвижение «Белки и Стрелки» на различных международных кинорынках. Закладывались ли потенциальные доходы от международных продаж в бизнес-план проекта? 

 — Нет. Мы сразу решили, что средства, которые при благоприятном стечении обстоятельств удастся получить за счет международного проката, станут для нас неким бонусом. Честно говоря, нам вообще было непонятно, заинтересуют ли «Белка и Стрелка» международного зрителя. К счастью, наш проект оказался вполне востребован за рубежом. Нашим международным дистрибьютором стала компания Epic Pictures Group. Вскоре я лечу в Лос-Анджелес, где начинается кастинг голосов для англоязычной версии фильма. Планируется, что в озвучивании картины примут участие звезды Голливуда, а прокатывать наш фильм в США будет компания-мэйджор, не имеющая собственного анимационного подразделения. 

 - Чем, по вашему мнению, «Звездные собаки» могут привлечь иностранных дистрибьюторов? 

 — Прежде всего, своей самобытностью. Наш проект — по-настоящему «штучный» товар. В нем есть уникальная история (можно даже сказать, основанная на реальных событиях), анимация выполнена на довольно высоком уровне даже по западным меркам — это, в частности, отмечают и наши международные дистрибьюторы. Кстати, абсолютно никто не верит, что мы действительно смогли сделать «Белку и Стрелку» за $3,5 млн. Скажу по секрету, что на международных кинорынках в своих материалах о нашем фильме Epic Pictures Group указывает бюджет в $20 млн, чтобы у покупателей проект не ассоциировался с чем-то низкобюджетным. Думаю, всего вышеперечисленного вполне достаточно, чтобы заинтересовать прокатчиков из разных стран мира. 

- Над какими проектами работает сейчас компания «ЦНФ-Анима»? 

— Сейчас мы делаем по «Белке и Стрелке» сериал (естественно, в 2D), который планируем выпустить на телевидении и на DVD к осени. Это будет абсолютно новый материал, рассчитанный на детей от 3 до 7 лет. Речь в сериале пойдет о том, что было после возвращения наших героев из космоса. Кроме того, планируется в копродукции с зарубежными партнерами сделать сериал о звездных собаках и для детей постарше. Ну и конечно, сейчас все вокруг говорят нам о необходимости создания сиквела к «Белке и Стрелке». Например, в этом проекте готов принять участие телеканал «Россия». Наши американские партнеры также готовы инвестировать в него средства. Так что, скорее всего, «Звездные собаки-2» будут запущены в производство уже в недалеком будущем. Есть у нас и пара других идей, но говорить о них пока преждевременно.

Кто:  Вадим Сотсков

Возврат к списку