Рынок российских кинотеатров. Итоги 2011 года

Ксения Леонтьева,
ведущий аналитик Невафильм ResearchТМ
Светлана Мудрова,
аналитик Невафильм ResearchТМ
Элеонора Кольенен-Иванова,
аналитик Невафильм ResearchТМ

По данным на 31 декабря 2011 года в России насчитывается 2 726 современных кинозалов в 925 кинотеатрах(среднее число экранов на кинокомплекс – 2,9). Более половины современных российских кинозалов (54%) уже имеют цифровое оборудование – 1 472 экрана (в 698 кинотеатрах), из них 1 434 имеют возможность 3D-показа.

Рост рынка современных киноплощадок в абсолютных цифрах явно стабилизируется: в течение 2011 года в странебыло открыто 97 кинотеатров (352 зала) – практически столько же, сколько и в 2010 году (96 кинотеатров, 351 зал).Число закрытий по сравнению с предыдущим годом незначительно снизилось: были закрыты 27 кинотеатров (34 в 2010-м) с 50 залами (в 2010-м – 51).

Динамика оборудования цифровых кинозалов в 2011 году впервые пошла на спад: за прошедший год было оборудовано на 9% меньше залов, чем в 2010-м (547 залов в 178 кинотеатрах по сравнению с 601 залом в261 кинотеатре). Во многом это связано с тем, что в 2010 году основным мотивом перехода на цифровые технологии был релиз фильма «Аватар». Напомним, что тогда темпы роста числа цифровых открытий составили 124%, а в 2009-м – 354%. При этом в 2011 году существенно возросло число цифровых залов, которые были закрыты (хотя, как правило, оборудование цифрового кинопоказа переносится в другие кинотеатры той же сети): 19 залов в12 кинотеатрах2008–2010 гг. было в 3–4 раза меньше).

Таким образом, в 2011 году российский рынок кинопоказа, как современного в целом, так и цифрового в частности,вошел в стадию насыщения и можно с высокой долей вероятности полагать, что его дальнейший рост будет медленнее, чем в предшествующие годы. Об этом свидетельствует и общий годовой прирост рынка кинопоказа 2011 года: число современных кинозалов выросло на 12,5% (в 2010-м – 14,1%), а число цифровых залов – на 31,2% (в 2010-м – 93,5%). Дальнейший рост рынка кинопоказа в целом будет обеспечиваться не за счет внутренних факторов развития самого рынка, а благодаря внешнему воздействию: изменению технологий, увеличению доходов населения или принятию федеральными властями тех или иных решений, влияющих на развитие рынка кинопоказа в России.

По-прежнему среди новых кинотеатров преобладают кинозалы в торгово-развлекательных центрах (43% кинотеатрови около 70% новых залов как в 2010-м, так и в 2011-м годах открылись в ТРЦ). Сектор торгово-развлекательных комплексов сейчас переживает процесс бурного восстановления после кризиса. Общая доля кинозалов в торговыхцентрах также продолжает расти и составляет по итогам года 59% (1600 экранов в 287 торговых центрах).

Общее количество операторов кинотеатров и кинотеатральных сетей на российском рынке кинопоказа в 2011 годудостигло 523, среди них сетевые игроки составляют меньше 16% (83 компании). Все участники рынка оснастили «цифрой» более половины своих залов. При этом в сетях всех типов цифровые залы имеются в более 80% кинотеатров, тогда как у независимых киноплощадок этот показатель составляет около 63%. Независимые кинокомплексы, не оснащенные оборудованием для цифрового кинопоказа, сегодня входят в «группу риска»: при отказе дистрибьюторов от проката фильмов на кинопленке они останутся без возможности демонстрировать фильмы зрителям и будут вынуждены закрыться.

Доминирующим сегментом российского рынка современных кинозалов остаются миниплексы (кинотеатры с2–7 залами), составляющие 51% рынка по числу кинотеатров и 61% по числу залов. В этом сегменте преобладают двухзальники (20% кинотеатров и 14% залов), которые вместе с однозальниками (еще 41% кинотеатров, 14% залов) являются наименее конкурентоспособными формами в борьбе с многозальными комплексами. При появлениипоблизости более сильного конкурента они либо уходят с рынка (закрываются), либо начинают осваивать другие ниши, недоступные для больших сетевых кинотеатров (показ авторских фильмов, программ альтернативного контента, организация киноклуба). Осознавая низкую конкурентоспособность малых кинотеатров, игроки рынка все реже открывают одно- и двухзальники. В то же время для небольших городов этот формат зачастую



является наиболее подходящим, например, для работы в режиме неполной недели или неполного рабочего дня. Однако рентабельность подобной бизнес-модели порою отрицательна, а потому рост рынка за счет открытия таких кинотеатровв малых городах невозможен без участия муниципальных властей.

Число городов, оснащенных современными кинотеатрами, достигло 369 (в 2010-м их было 333). Подчеркнем, что все города с населением более 250 тысяч в той или иной мере обеспечены современным кинопоказом, в то же время рост обеспеченности жителей меньших городов идет крайне медленно. За последние 5 лет2006 года) доля городовс числом жителей от 100 до 250 тыс. человек,

обеспеченных современным кинопоказом, возросла менее чем на четверть (с 72% до 88%). Гораздо активнее идет освоение кинопоказчиками городов с населением менее 100 тыс. жителей: за тот же период доля городов этого типа, имеющих кинотеатры, увеличилась более чем вдвое (с 10 до 22%). Каковы бы ни были темпы роста числа кинотеатровв малых городах, общее количество таких населенных пунктов очень велико (около 940 по всей России), и полноеих обеспечение современными кинотеатрами возможно только совместными усилиями кинопредпринимателейи местных властей.

В целом обеспеченность населения страны современными кинозалами увеличивается – средний по России уровень достиг 1,9 экрана на 100 тыс. жителей (в 2010 году – 1,7), а в пересчете на число жителей городов, где есть современные кинотеатры, среднероссийский показатель плотности киноэкранов в 2011-м составляет 3,3 (по итогам 2009-го – 3,2).

За минувший год среди десятки крупнейших киносетей произошли серьезные изменения: благодаря объединению сетей «Синема парк» и «KinoStar» на рынке российского кинопоказа сменился лидер. Напомним также, что в конце2010 года за счет кинотеатров «КиноЭксперт», ранее принадлежавших концерну «Тракторные заводы» и перешедшихк Внешэкономбанку, была расширена сеть «Киносити». Еще об одной крупной сделке было объявлено в начале2012 года: инвестиционное подразделение «Альфа-групп», владеющая киносетью «Кронверк синема», приобрела 55,66% сети «Формула кино»; в будущем планируется объединение этих сетей, пока продолжающих действоватьна рынке как две самостоятельные компании. И на этом процессы смены владельцев на российском кинорынкене закончатся – в 2012 году ожидается как минимум еще одна крупная сделка на рынке кинопоказа, связаннаяс изменением структуры собственности одного из крупнейших игроков рынка.

РЫНОК КИНОПОКАЗА МОСКОВСКОГО РЕГИОНА


01.01.2011116 кинотеатров /
527 экранов (среднее число залов на кинотеатр — 4,5)
55 кинотеатров / 375 экранов в ТЦ (среднее число залов на ТЦ — 6,8)
81 кт/ 212 цифровых зала (среднее число цифровых залов на кинотеатр — 2,6)
01.01.2012119 кинотеатров / 556 экранов (среднее число залов на кинотеатр — 4,7)
60 кт / 409 экранов в ТЦ (среднее число залов на ТЦ — 6,8)
100 кт/ 303 цифровых зала (среднее число цифровых залов на кинотеатр — 3,0)

В течение 2011 года в Московском регионе было открыто восемь кинотеатров (23 кинозала), а также 15 кинозаловв уже существующих кинокомплексах. Закрылись пять кинотеатров (девять залов), при этом три из них прекратили работу окончательно, а остальные временно – в связи с переездом в другое здание или же на зиму. Смена собственника затронула пять столичных киноплощадок: четыре московских кинотеатра сети «KinoStar» перешли под управление «Синема парка»
(всего 51 зал, включая три кинозала IMAX), а мытищинский пятизальник «XL-3»

вошел в состав «Киносити».
Крупнейшими открытиями второго полугодия 2011-го стали восьмизальник «Каро фильм Южное Бутово»и шестизальный «Формула кино Чертаново». В сентябре московскую киносеть также расширило появление пятизальника «Бульвар» и однозального летнего кинотеатра «Пионер». В декабре открылись трехзальный VIP-кинотеатр в ГУМе и однозальный «Фитиль клуб». Дополнительный кинозал появился в «Бумеранге на Варшавской».
Всего за 2011 год число кинозалов в Московском регионе выросло на 5,5%, а число киноэкранов в торговых центрах увеличилось на 9,1%. При этом сейчас доля кинозалов в ТРЦ в столице составляет 73,6%, что на 2,4% выше, чемв конце 2010-го.
Число цифровых экранов достигло по итогам 2011 года 303 (в 100 кинотеатрах). Практически все они имеют возможность 3D-показа. За год в Москве было установлено 96 цифровых кинопроекторов (в том числе в 21 кинотеатре– впервые). Закрылись за 2011 год пять столичных цифровых кинозалов: два – по причине закрытия кинотеатраи смены арендатора, еще из трех оборудование было перенесено в другие кинотеатры в сетях «Каро фильм» и «Формула кино». В кинотеатре «Киносфера» был оборудован цифровой зал «IMAX Nescafe» – теперь все действующиев России залы IMAX являются цифровыми. Смена собственника произошла у 40 столичных цифровых кинозалов за счетпокупки оператором «Синема Парк» кинотеатров сети «KinoStar».
Число цифровых экранов в Московском регионе увеличилось за прошедший год на 43%. В целом уже 55% современных кинозалов Москвы имеют цифровые проекторы, установленные в 84% городских кинотеатров.
Сеть «Синема парк» закрепилась на второй строчке списка крупнейших киносетей Московского региона, лидируетв котором по-прежнему «Каро фильм». Компании «Формула кино» не удалось удержать вторую строчку рейтинга, несмотря на ряд крупных открытий в 2011 году. Также стоит отметить попадание в десятку крупнейших киносетей Московского региона Департамента культуры города Москвы.

рынок кинопоказа Санкт-Петербурга


01.01 201146 кинотеатров / 219 экранов (среднее число залов на кинотеатр — 4,8)
26 кт / 174 экрана в ТЦ (среднее число залов на ТЦ — 6,7)
38 кт/ 96 цифровых залов (среднее число цифровых залов на кинотеатр — 2,5)
01.01. 201246 кинотеатров / 227 экранов (среднее число залов на кинотеатр — 4,9)
27 кт / 184 экрана в ТЦ (среднее число залов на ТЦ — 6,8)
40 кт/ 123 цифровых зала (среднее число цифровых залов на кинотеатр — 3,1)

В Санкт-Петербурге в прошедшем году было открыто 11 кинозалов (в том числе в одном новом кинотеатре). Закрытый сетью «Каро фильм» двухзальный кинотеатр «Колизей» был выставлен на продажу.
В 2011 году рост рынка кинопоказа в Санкт-Петербурге немного замедлился по сравнению с предыдущим периодом, однако процесс ввода в эксплуатацию новых торговых центров продолжился, и оба открытых в Северной столице за2011 год кинотеатра находятся в ТЦ: семизальник сети «Каро фильм» в ТРЦ «Лиговъ» и четыре новых зала кинокомплекса «Мираж синема» в «Атлантик сити». В декабре был открыт обновленный пятизальник

«Кронверк синема – Академ парк», в котором с января проводилась реконструкция и модернизация. Открытие реконструированного «Академ парка» стало началом важного тренда на рынке кинопоказа не только Санкт-Петербурга, но и всего российского рынка. Этот тренд связан с началом реконструкции многих ТРЦ, открытых несколько лет назад; изменение концепции каждого обновленного торгового центра, скорее всего, повлечет за собойи реконструкцию кинотеатра, расположенного в нем.
За прошедший год в Северной столице увеличилось также число залов IMAX: сейчас в городе их насчитывается уже три; все они находятся под управлением крупных федеральных операторов: «Синема парк», «Формула кино» и «Каро фильм».
Общий рост числа современных кинозалов в Санкт-Петербурге в 2011 году составил 3,7%, при этом число кинозаловв торгово-развлекательных центрах выросло на 5,7%, и их доля в общем количестве киноэкранов города составила 81,1%.
Число цифровых экранов достигло по итогам 2011 года 123 в 40 кинотеатрах. Оборудования для 3D-показов нетв четырех залах. В течение года в Северной столице было установлено 23 цифровых кинопроектора (в трехкинотеатрах – впервые). Закрылся один цифровой зал (в прекратившем работу кинотеатре «Колизей»). Общий рост рынка цифрового кинопоказа Северной столицы за год составил 28%. Таким образом, сегодня доля цифровых залов составляет уже 54% от общего числа петербургских экранов, при этом «цифра» есть в 87% кинотеатров города.
Несмотря на увеличение числа кинозалов под управлением сети «Синема парк», компании не удалось обогнать своих конкурентов – сети «Кронверк синема» и «Каро фильм», причем последняя заняла лидирующую строчку в рейтингеблагодаря открытию нового кинотеатра в ТРЦ «Лиговъ».
В заключение обзора столичных рынков, как обычно, приведем рейтинг городов-миллионников по количеству экранов на 100 тыс. жителей. За прошедший год существенные изменения произошли в Новосибирске и Челябинске:благодаря крупным открытиям 2011 года этим городам удалось существенно подняться в рейтинге и превыситьстоличный уровень плотности киноэкранов на 34% и 1% соответственно. Новосибирск переместился на второе местос показателем плотности экранов 5,4 на 100 тыс. жителей, Челябинск закрепился на пятой строчке. Московский мегаполис занимает теперь шестое место с уровнем плотности экранов 4,4 на 100 тыс. жит. Наименее обеспеченным услугами кинопоказа миллионником остается Нижний Новгород с показателем плотности 2,2.

регионы


01.01.2011693 кинотеатров / 1678 экранов (среднее число залов на кинотеатр — 2,4)
162 кт / 805 экранов в ТЦ (среднее число залов на ТЦ — 5,0)
413 кт/ 636 цифровых залов (среднее число цифровых залов на кинотеатр — 1,5)
01.01.2012760 кинотеатров / 1943 экрана (среднее число залов на кинотеатр — 2,6)
192 кт / 986 экранов в ТЦ (среднее число залов на ТЦ — 5,1)
558 кт/ 1046 цифровых зала (среднее число цифровых залов на кинотеатр — 1,9)


В течение 2011 года в регионах России было открыто 303 кинозала (в том числе в 88 новых кинотеатрах). При этомзакрылись 38 залов в 21 кинотеатре; из них 16 кинотеатров (31 зал) прекратили работу окончательно, а пятькинотеатров (семь экранов) приостановили свою деятельность на время реконструкции. Рост регионального рынка кинопоказа в 2011 году составил 15,8%, немногим превысив аналогичный показатель предыдущего периода; при этом рост числа кинозалов в ТРЦ составил 22,5%. В результате доля киноэкранов в региональных ТРК достигла 50,7%.
В то же время в течение года 423 региональных экрана были оснащены цифровой кинопроекцией (154 кинотеатра установили свое первое цифровое оборудование). Таким образом, общий рост данного сегмента рынка составил 64,5%.
При этом по итогам 2011 года оборудованием для 3D-показов не оснащены уже 33 региональных кинозала – это в11 раз больше нежели в 2010 году (тогда лишь три цифровых зала не имели систем 3D). И хотя некоторые из нихпланируют в будущем закупить дополнительное оборудование, можно говорить о начале изменения концепции цифрового кинопоказа в Россииот тотальной ориентации на трехмерные показы к использованию и другихвозможностей «цифры».
По итогам 2011 года компания «Синема парк» по-прежнему лидирует в рейтинге крупнейших региональных операторов кинопоказа, однако ее ближайшему конкуренту, сети «Киномакс», удалось сократить разрыв благодаря открытию многозальников в Казани, Кирове и Челябинске. В десятку в прошедшем году вошла сеть «DVI Cinema», вытеснившая новосибирского оператора «Арт Сайнс Синема Дистрибьюшн» и занявшая шестое место благодаря тому, что теперь в ее составе мы считаем кинотеатры сети «Планета развлечений» в Тюмени и Казани, а также ряд других кинотеатров в европейской части России, находящиеся на репертуарном планировании компании.
На первом месте среди «нестоличных» регионов остается Приволжский федеральный округ (здесь расположены 17% современных кинозалов страны). В течение 2011 года в ПФО было открыто 43 кинозала (в том числе – в 10 новыхкинотеатрах). При этом число цифровых залов увеличилось на 82 (19 кинотеатров установили свое первое цифровое оборудование). Закрылись в ПФО за прошедший год четыре однозальных кинотеатра, один из них – временно,на реконструкцию. Среди цифровых залов закрылся только один – в связи с переносом оборудования в другойкинотеатр сети.
В Центральном федеральном округе за пределами Московского региона в 2011 году было открыто 17 кинотеатров (59 залов). При этом закрылись восемь залов в шести кинотеатрах. Число цифровых экранов увеличилось на 81 (23кинотеатра оснастили цифровой кинопроекцией свои первые экраны). Закрыт был один цифровой зал, в связис прекращением деятельности кинотеатра.
В Сибирском федеральном округе в 2011 году открылись 44 новых современных кинозала (в девяти кинотеатрах); закрытий кинотеатров в округе в течение года не происходило. Также в Сибири появилось 68 новых цифровых экранов, в том числе в 25 кинотеатрах – впервые.
В Уральском федеральном округе в прошедшем году открылись 16 новых современных кинотеатров (44 зала) и14 дополнительных экранов в уже существующих кинокомплексах. Закрылись шесть кинотеатров (17 залов), в томчисле два кинокомплекса (четыре зала) – временно. Цифровая киносеть округа расширилась на 67 экранов30 кинотеатрах). Закрытыми оказались пять цифровых кинозалов в четырех кинотеатрах, из них два – в связис прекращением работы последних, и три – по причине переноса оборудования на другие киноплощадки.
В Южном федеральном округе с начала 2011 года были открыты 16 кинотеатров (50 залов). Прекратили свою работу шесть залов (три кинотеатра). Цифровые кинозалы появились в 24 кинотеатрах (53 экрана). Была приостановленадеятельность семи цифровых залов, в том числе двух – по причине закрытия кинотеатра, из остальных оборудование было перенесено в другие кинозалы.
На Дальнем Востоке в 2011 году были открыты семь новых кинотеатров (девять кинозалов), а также появилось пять дополнительных экранов в действующих кинотеатрах. Закрылся один современный однозальник. Число цифровых залов региона увеличилось на 34 (в том числе, 14 кинотеатров установили свои первые цифровые проекторы).
В Северо-Западном округе, за пределами Санкт-Петербурга, были открыты 10 кинотеатров (24 зала) и тридополнительных экрана в уже действующих кинокомплексах. НИ один кинотеатр в СЗФО на протяжении 2011 годане закрылся. Цифровая киносеть округа пополнилась сразу 29 кинозалами (в том числе 14 кинотеатров установили свое первое цифровое оборудование).
Северо-Кавказский федеральный округ по-прежнему занимает последнее место по числу современных кинозалов.На территории СКФО в 2011 году были открыты три кинотеатра (семь залов) и один дополнительный экран появилсяв действующем кинокомплексе. Закрылся один двухзальный кинотеатр. Продолжила расширяться цифровая киносеть региона: за год здесь появилось десять цифровых экранов, причем пять кинотеатров установили «цифру» впервые.

Тенденции
на смежных рынках кинотеатрального бизнеса
Помимо традиционного обзора рынка кинопоказа на сей раз мы решили также включить в данную статью описание ситуации на смежных для кинотеатрального бизнеса рынках, подразумевая под этим такие аспекты как оборудованиеи способы продажи кинобилетов, рынки кинобаров и размещения рекламы на территории кинотеатров.
Рынок билетно-кассовых систем в киноте
атрах 1
На протяжении последних месяцев одной из наиболее животрепещущих тем остается вопрос подключения российских кинопоказчиков к Единой федеральной автоматизированной информационной системе сведений о показах фильмовв кинозалов (ЕАИС). До сих пор этот процесс не завершен: согласно данным сайта http://ekinobilet.ru и НевафильмResearch, по состоянию на 24.02.2012 в системе зарегистрированы лишь 41% современных кинотеатров страны (51% залов).
Между тем еще задолго до появления закона о ЕАИС, в 2002 году, в современных кинотеатрах активно начался процесс автоматизации продажи билетов и внедрения учетных систем в барах. А с2003 года на рынке стали появляться не просто локальные системы автоматизации, а сетевые комплексы, позволяющие централизованно управлять сетью кинотеатров, – «Head Office». Сегодня в этом режиме работают сети «Каро фильм», «Киномакс», «Люксор» и «Формула кино»; частично централизованное управление реализовано такжев сетях «Синема парк» и «Кронверк синема». При этом к началу 2011 года наиболее распространены в России системы сетевого управления от компании «UCS»: торговые марки «UCS-Премьера» (для билетных касс) и «R-Keeper» (для общепита).
Одной из главных тенденций на рынке билетно-кассовых систем является стремление кинопоказчиков уменьшить количество персонала. В связи с этим растет интерес к автоматическим терминалам, которые позволяют сократить число кассиров; всё большей популярностью пользуются терминалы полного цикла (способные давать сдачу). Однако основными проблемами при установке таких аппаратов становятся высокая стоимость оборудования для выдачи сдачии неразвитость рынка банковских карт в платежных терминалах. Тем не менее, в настоящее время автоматические терминалы с различным

уровнем комплектации используются в сетях «Каро фильм», «Формула кино», «Киномакс» и «Люксор».
Еще одна технология, которая заслуживает внимания с точки зрения автоматизации кассовых зон,— это универсальные кассы, позволяющие за барной стойкой продавать не только товары из бара, но и кинобилеты. Первойиз крупных сетей универсальные кассы внедрила в 2010 году сеть «Каро фильм» в некоторых своих кинотеатрах, а в2012 году такие аппараты планируют устанавливать сети «Люксор» и «Киносити».
По нашим прогнозам, 2012 год станет годом масштабного внедрения автоматических терминалов. И в первую очередь это будет связано с бурным ростом продаж билетов через Интернет. По действующему законодательству РФ кинотеатрне может пускать зрителя в зал по штрих-коду, распечатанному не на бланке строгой отчетности (БСО). Соответственно, зрителю, купившему билет через Интернет, необходимо полученный штрих-код обменять в кинотеатрена БСО. Автоматический терминал позволяет снизить нагрузку на кассы и обеспечивает высокий уровень обслуживания зрителей, купивших билеты в Интернете. Первыми сетями, установившими такие терминалы еще в2008 году, стали «Каро фильм» и «Киномакс»; сегодня многие киносети планируют последовать их примеру.

Рынок электронных
кинобилетов
Впервые возможность бронирования билетов в Сети появилась у российских зрителей в 2007 году: на сайтахкиносетей и сайтах, специализирующихся на теме кино («Афиша», «Кинопоиск»). Одновременно киносети начали внедрять на своих сайтах, наряду с возможностью бронирования, сервисы по продаже билетов: первопроходцами здесь стали «Каро фильм» и «Формула кино». «Каро фильм» также стала первой компанией, открывшей продажина партнерском сайте («Афиша») в декабре 2008 года. А через год, в декабре 2009 года, «Афиша» стала первым сайтом, агрегирующим продажу билетов различных киносетей на страницах с расписанием сеансов (помимо «Каро»в проекте участвовала сеть «Киномакс»). В тот же период сеть «Каро фильм» полностью отказалась от услугибронирования (процент выкупаемости по которому крайне низкий) в пользу продажи кинобилетов на своем сайте.И хотя сейчас в регионах по-прежнему преобладает услуга бронирования кинобилетов, в Москве и Санкт-Петербургеуже больше распространена именно онлайн-продажа.
В июне 2011 года в России появилась «Рамблер-касса», предлагающая в масштабах всей страны технологию продажи кинобилетов в разных кинотеатрах и киносетях, изначально разработанную для сайта «Афиша». В сотрудничествес компанией «UCS» «Рамблер-касса» существенно расширила круг кинотеатров, продающих билеты в Интернете,ограниченный ранее четырьмя федеральными киносетями («Формула кино», «Каро фильм», «Киномакс», а такжеработающей самостоятельно через свой сайт «Кронверк синема»). В 2011 году услугу ввела ростовская сеть «Чарли»и независимые кинотеатры в Москве,

Екатеринбурге и Саратове; самостоятельно начала продажу билетов в свои екатеринбургские кинотеатры сеть «Премьер зал».
Уже в 2012 году к «Рамблер-кассе» подключились компании «Империя грез», «Синема стар» и «Киносити». Лидер рынка кинопоказа России, сеть «Синема парк» начала с внедрения онлайн-продаж в тестовом режиме в Москве;в марте-апреле планируется ее подключение к «Рамблер-кассе», а также распространение услуги на региональныекинотеатры сети. Таким образом, по нашей оценке, к концу года число кинозалов, в которые зритель сможет купить кинобилеты онлайн, приблизится к 1000 экранов.

Кинобары
Кинобары являются вторым по доходности бизнесом современных кинотеатров. В 2011 году в одном отдельно взятом кинобаре средняя выручка не изменилась по отношению к 2010 году. Более того, наблюдался некоторый спад размера среднего чека (на уровне 1–2%, что, впрочем, находится в пределах статистической погрешности). Таким образом, по нашим оценкам, рост российского рынка кинобаров был пропорционален росту кассовых сборов проката – в связис расширением кинотеатральной сети. В денежном выражении объем рынка киноконцешн в 2011 году оцениваетсяна уровне 8,9 млрд руб. (303,6 млн долл.) – годовой прирост составил 10% в рублевом выражении и 12% – в долларовом.
В условиях стабилизации дохода от продаж в кинобарах кинопоказчики в 2011 году уделяли особое внимание оптимизации этой деятельности. Прежде всего, это выразилось в переходе на товары российского производства. Кроме того, кинотеатры практически перестали приобретать зарубежное оборудование для кинобаров, перейдяна отечественные аналоги.
Еще одной тенденцией прошлого года стала оптимизация ассортимента кинобаров, а именно его сокращение, позволяющее ускорить обслуживание посетителей. Это общемировой тренд, которому последовала наша страна.Мы можем прогнозировать и дальнейшее заимствование зарубежного опыта, в частности, переход к предложениюисключительно комбо-наборов в кинобаре.

Рынок кинорекламы
Наконец, еще одним источником дохода для кинопоказчика является размещение рекламы в кинотеатре. В 2011 году объем этого рынка достиг 930 млн руб., увеличившись за год на 25%.
Сейчас доход российских кинотеатров от размещения рекламы составляет около 2,7% от суммы кассовых сборов – постепенно на рынке преодолеваются кризисные явления, и доходы от кинорекламы растут пропорционально кассовым сборам.
Имеются и возможности для дальнейшего роста, как со стороны клиентской части, так и со стороны ресурсной – кинотеатров. Однако будущее рынка непросто прогнозировать в связи с серьезными структурными изменениями какна уровне кинопоказа, так и на уровне продаж рекламных возможностей кинотеатров.
Рекламным агентствам и рекламным службам кинотеатров удалось привлечь немало рекламодателей в кинотеатры:на больших экранах сегодня можно увидеть ролики товаров и услуг самых разных категорий. В тоже время из сотниведущих ТВ-рекламодателей только 40% размещается в кинотеатрах. Существенную долю неохваченных рекламодателей составляют производители товаров массового потребления (моющих средств, лекарств, косметики). Целевая аудитория таких рекламодателей не вполне соответствует кинотеатральной, а коммуникационная стратегия строится на минимизации стоимости и увеличении частоты контакта.
В середине 2011 года структура кинопоказа существенно изменилась после приобретения сети «KinoStar» сетью «Синема парк». Эта сделка оказала влияние на рынок рекламы в кинотеатрах, поскольку существенно увеличила узнаваемость сети «Синема парк» среди рекламодателей.
Другим важным изменением на этом рынке стало то, что свою заинтересованность в нем выказал крупнейший продавец телерекламы, компания «Видео Интернешнл». В лице своего отделения ВИ «Плазма», продающего рекламуна плазменных экранах в торговых центрах, компания сделала предложение операторам «Синема парк», «Кронверк синема», «Люксор» и «Формула кино», которое приняли три первые киносети. При этом «Синема парк» и «Кронверки синема» расторгли эксклюзивные контракты с «Синема 360», но остались в составе рекламной сети«Кино-Контакт!». Кроме того, сеть «Синема парк» продолжила эксклюзивное сотрудничество с «Синема 360» в областипродаж BTL рекламы в кинотеатрах.
Таким образом, в то время как рост рынка кинопоказа в России замедляется и входит в стадию насыщения, смежныес ним рынки систем для продажи кинобилетов, кинобаров и кинорекламы обращаются к интенсивному развитию. Кинотеатры стремятся к сокращению издержек и повышению рентабельности бизнеса, что на рынке кинобаров выражается в обращении к отечественной продукции и к позитивному зарубежному опыту. А при продаже кинобилетов и рекламных площадей кинопоказчики ищут новые возможности, такие как привлечение новых зрителей, которым удобнее покупать билеты в Интернете, и новых рекламодателей – посредством новых агентов на рынкекинорекламы. Все это свидетельствует о движении российского рынка к новому качественному уровню.

© 2012 НЕВАФИЛЬМ RESEARCH
Запрещено использование материалов данной статьи, статистических данных, и /или фрагментов текста данной статьив коммерческих целях без письменного разрешения ЗАО Компания «Невафильм».

Возврат к списку