Я воспитан в западной школе кино

Я воспитан в западной школе кино Владислав Козлов
19.02.2024

О своей удивительной голливудской карьере и о фильме своей мечты «Немая жизнь: История Женщины в черном» нам рассказал режиссер, продюсер и сценарист Владислав Козлов.

Евгений Володин: Где вы изучали режиссуру?

Владислав Козлов: Режиссером я стал совершенно случайно - режиссером меня сделали любовь к женщине и тяжелая болезнь.

А начинал я свою кинокарьеру с монтажа. Оскаровский номинант, монтажер Фрэнк Моррис, который запустил карьеру Спилберга фильмом «Дуэль», научил меня классической голливудской школе монтажа. Фрэнк стоял у истоков зарождения Фабрики грез и показывал мне, как именно в то время режиссеры/монтажеры обрезали негативы вручную. Ведь самые известные режиссеры прошлого были прежде всего монтажерами - Чаплин, Хичкок, Вертов, Росселлини, Эйзенштейн.  Если режиссер хорошо понимает монтаж, чувствует ритм - он сможет снять достойный фильм, так как уже с самого начала понимает, как картина сложится в финале.

- Что сподвигло вас уехать в 2000 году в Голливуд без гроша в кармане?

- Все началось с того, что в юности я очень сильно заикался и меня сильно задирали в школе. При этом я был полным и никогда не занимался спортом. В 14 лет я увидел фильм Жан-Клода Ван Дамма «Кровавый спорт» и стал тренироваться, как он. Через буквально полгода у меня появились мышцы, я неплохо стал махать ногами и даже садиться на шпагат. В школе я смог дать отпор своим обидчикам и заступиться за девушку. Я стал смотреть другие фильмы Ван Дамма и подражать ему. Когда мне было 16, я прочитал, как Ван Дамм уехал из Бельгии в Голливуд и смог пробиться без связей, денег и даже знания языка. Я подумал, что у меня тоже есть такой шанс. Самым главным препятствием было, конечно, заикание, но меня не остановило и это. С помощью учителя речи мне удалось немного поправить речь, и я уехал в Голливуд навстречу своей мечте.

- Как и когда у вас возникла идея снять фильм про Рудольфа Валентино?

- Приехав в Голливуд в 2000 году, я брался за любую работу, чтобы выжить. Иногда приходилось спать на скамейке у супермаркета Ральф.

Так как приехал я в Голливуд по примеру Ван Дамма, то я сразу же кинулся искать того продюсера, кто дал Ван Дамму шанс в кино - это был Менахем Голан.  Он когда-то владел кинокомпанией Cannon и был знаменит тем, что давал всем талантам шанс развиваться во внестудийной системе. Это и Кассаветис, и Дзеффирелли, и Кончаловский, и многие-многие другие. Можно сказать, что именно Менахем Голан и его компания стали пионерами независимого кино в Голливуде.

В книге продюсеров я нашел его телефон и просто позвонил ему. На удивление, Голан сам снял трубку и пригласил меня в свой офис на бульваре Сансет. Через день я приехал к нему, махнул ногой перед его лицом, как когда-то это сделал Ван Дамм, сел на шпагат, но Менахем лишь развел руками и сказал - второй Ван Дамм уже не нужен. И, если честно, эра классических боевых искусств в кинематографе уже прошла, сейчас все решают компьютерные технологии - как, например, в фильме «Матрица».

Менахем предложил придумать что-то свое, что пробьет мне дорогу в Голливуде. Он был бы рад мне помочь, но сам покидал Голливуд и уезжал к себе на родину в Израиль.

Я начал поиски. Попав на массовки, я пытался узнать, как работает голливудская система, и как мне найти агента, который помог бы в моей карьере. Я работал много месяцев статистом, и мне даже удалось получить роли в кино, но это были маленькие эпизоды, и в основном роли русских бандитов. Я понял, что нужно идти другим путем - создавать свой проект. Но как это сделать без образования и денег?

На одной из съемок мне удалось познакомиться со знаменитым кинооператором Янушем Каминским, который работал на всех фильмах Стивена Спилберга, начиная со «Списка Шиндлера», за который он получил своего первого Оскара. Януш говорил по-русски, и я рассказал ему о своей любви к кино и о том, что у меня нет средств на киношколу - тогда он предложил мне поучиться у Спилберга в реальном времени, прямо на съемочной площадке. Это был фильм «Терминал» с Томом Хэнксом и Кэтрин Зета-Джонс. Я провел на съемочной площадке почти 20 дней, записывая все за великим мастером.  Там же, на съемочной площадке, я познакомился с легендарным первым ассистентом режиссера Дэвидом Х. Венхаузом младшим, который согласился мне помочь и позвал на другую съемочную площадку к своему близкому другу Гэрри Маршаллу, снявшему такие шедевры, как «Красотка» и «За бортом».  Мне посчастливилось работать не только на его новом фильме, но также пройти курсы режиссуры в его театре Falcon Theater в Северном Голливуде.

В 2006 году я узнал, что Де Ниро как режиссер запускается с фильмом «Ложное искушение» и ищет русского актера, который сыграл бы разведчика КГБ. Я предложил моему агенту свою кандидатуру, но получил отказ в силу того, что выглядел слишком молодо. Но я не сдался, и позвонил в офис Де Ниро в Нью-Йорк напрямую, чтобы попросить личную встречу. После нескольких отказов Де Ниро все-таки согласился на встречу. Как я понял позже, ему было интересно встретиться с человеком, который так рьяно хочет попасть к нему в фильм. 

За мой напор и стремление он предложил мне эпизодическую роль, которую потом, к сожалению, вырезали из фильма, но именно на съемочной площадке у Де Ниро произошел этот поворотный момент в моей жизни. Во время обеденного перерыва Де Ниро обратил внимание на книгу о Рудольфе Валентино «Темный Любовник», которую я читал. Он заметил сходство Валентино со мной и предложил мне самому снять фильм о великом актере немого кино. «Но ведь я не режиссер и не продюсер» - возразил я. «То, что ты сделал - убедил меня взять тебя на роль - уже показывает, что у тебя есть все эти качества», - ответил мастер.

Окрыленный, я прилетел обратно в Голливуд с новым планом и начал подготовку к своему первому фильму - короткометражной ленте о Рудольфе Валентино.

- Как создавалась ваша первая картина?

- К созданию немого фильма о кумире моего детства Рудольфе Валентино меня привели мое сильное внешнее сходство со звездой немого кино, увлечение старым Голливудом и проблемы с речью. В 2006 году я снял свою первую короткометражную ленту «Мечты Рудольфа Валентино». Проект финансировался и поддерживался кладбищем Hollywood Forever, на котором Валентино похоронен.  В 2009 году я решил расширить свой проект и сделать полнометражный фильм под названием «Немая жизнь: История Женщины в черном». На его производство ушло почти 15 лет.

Почти весь Голливуд помогал мне в создании картины. Знаменитая компания Panavision выделила камеры на бесплатной основе, компании Paskal Lighting, Cinelease, Quiote предоставили бесплатно световое оборудование, Universal Studio, Omega Prop House, History for Hire Сompany предоставили по сниженным ценам реквизиты прошлой эпохи. Самый известный костюмный дом Western Costumes Co., который обеспечивал костюмами такие фильмы, как «Унесенные Ветром» и «Титаник», предоставил мне бесплатно свыше 50 костюмов, включая знаменитый костюм Шейха самого Рудольфа Валентино, в котором он снялся в 1926 году в своем последнем фильме «Сын Шейха». Киностудия Warner Brothers дала разрешение на постройку целого города почти на безвозмездной основе, а такие актеры как Франко Неро, Изабелла Росселини и Терри Мур согласились на участие в ленте почти бесплатно. Терри Мур - одна из последних оставшихся в живых звезд золотого века Голливуда, номинированная на «Оскар» за роль в фильме «Вернись, Малышка Шеба» в 1953 году. Она сыграла в моей картине главную женскую роль Женщины в Черном.

- Почему работа над фильмом о Валентино затянулась почти на два десятилетия?

- Создавался фильм тяжело, так как бюджет для костюмной драмы был небольшим, и это был мой первый опыт на площадке. Трудности были связаны и с тем, что мне самому приходилось отвечать почти за все, начиная от продюсирования и заканчивая обеспечением обедов и ужинов для актеров и съемочной группы. При этом мне нужно было играть, репетировать с другими актерами, придумывать мизансцены, движения камеры и многое другое. В результате я буквально себя израсходовал, и прямо из операционной комнаты на киностудии меня отвезли на операционный стол в реальную больницу. Последовала операция за операцией. Я мог умереть. Все это очень сильно повлияло на мое сознание как режиссера, но в то же время откинуло проект на долгие годы. Мой главный инвестор отказался далее поддерживать проект, что было вполне справедливо, так как я уже не выглядел как Валентино - из-за операции и гормональных изменений я сильно набрал вес, и продолжать съемки дальше со мной в главной роли было невозможно. Только спустя несколько лет, когда я смог найти в себе силы восстановиться, мы с супругой изменили концепцию сценария, переписав историю и сделав главной героиней фильма Женщину в Черном (Терри Мур), фанатку Рудольфа Валентино - мои главные продюсеры Дмитрий Пристансков и Юрий Пономарев поверили в меня и помогли в завершении проекта.

- Вы сняли клип на песню легендарного Оззи Осборна. Как вы с ним познакомились?

- Во время съемок фильма «Немая жизнь» очень много людей говорили мне, что моя уникальная история создания проекта о Валентино требует отдельного проекта, документальных серий или даже реалити-шоу. Нам понравилась эта идея, и через знакомых мы вышли на сына Оззи Джека Осборна, который в свое время сам участвовал в реалити-шоу про свою семью «Осборны» и теоретически мог заинтересоваться и помочь нам в создании такого шоу. Джек в это время хотел сделать клип для своего отца на песню Life Won’t Wait, и ему очень понравилась концепция из моего фильма «Немая жизнь», где Валентино вспоминает свое прошлое, представляет сцены из своего детства и юности и переосмысливает свою жизнь. Я согласился дать ему свою концепцию и помог в подборе съемочной команды для создания клипа. Это было очень интересное сотрудничество. Позже Джек признался, что мне лучше не делать реалити-шоу, так как это стоило репутации его отцу, и Джеку даже пришлось создавать документальный фильм, чтобы доказывать, что его отец не подкаблучник, как это было представлено в шоу.

Во время нашего сотрудничества я пересмотрел почти все клипы Оззи Осборна, чтобы понять, как лучше сделать этот клип, и мне очень понравилась песня Dreamer, а точнее название. Тогда я понял, что после Валентино, я сделаю документальный фильм, о том, как все эти годы я создавал свой фильм-мечту, под названием «Д-д-дример». 

- Ваш «Имморталист» стал участником ММКФ. Это ваш первый фестиваль класса А? Поделитесь своими фестивальными достижениями.

- «Имморталист» - очень интересная и, я бы даже сказал, пророческая картина о том, что произойдет с человечеством, когда люди окончательно потеряют связь с Богом, с природой. Эта картина имела большой успех у зрителя на ММКФ, затем была представлена на премию «Золотой Единорог» (Golden Unicorn) в Лондоне как лучший иностранный фильм. Также фильм показали на международном кинофестивале Capri International Film Festival на юге Италии, а на фестивале Orlando Film Festival во Флориде он получил приз за лучшую операторскую работу.

Моим первым кинофестивалем стал Rhode Island International Film Festival в Род-Айленде, который входит в Оскаровский лист. В августе 2019 года я получил на этом фестивале приз за лучшую режиссуру за мою короткометражную работу «Убийцы», которая была предшественницей уже полнометражной версии «Имморталиста».

Очень успешно на фестивалях также прошел мой короткометражный фильм «Дуэль» с голливудским Суперменом и Франко Неро.

Картина была представлена на фестивалях Edmonton International Film Festival в Канаде, In The Palace Film Festival в Болгарии, Tehran International Film Festival в Иране, на кинофестивале Virginia International Film Festival, а также LA Shorts International Film Festival в самом сердце Голливуда.

Что касается фильма «Немая жизнь» - картина была закончена в этом году, и ее мировая премьера состоялась в Аризоне на Sedona International Film Festival, где мы получили свой первый приз Best Indie Spirit Award (это одна из самых престижных наград для американского независимого кино). Фильм также удостоился приза «Серебряный Реми» (Silver Remi Award) на 56-м международном кинофестивале в Хьюстоне WorldFest Houston International Film Festival. Лауреатами этого фестиваля в свое время были Стивен Спилберг и Энг Ли.

В августе этого года наша картина получила первую премию кинофестиваля Rhode Island International Film Festival как лучший полнометражный фильм, а ветеран Голливуда Терри Мур получила награду за вклад в мировой кинематограф.

Наш фильм также успешно прошел на ММКФ, на фестивале «Зеркало» имени Тарковского, на фестивале «Окно в Европу» в Выборге, на фестивале «Лендок» и на фестивале «Листопад» в Белоруссии.

В октябре этого года лента получила приз за лучшую работу художника-постановщика на кинофестивале Orlando Film festival во Флориде.  Приз в этот раз принимала моя супруга Наталья Дар, которая также является сценаристом и продюсером картины и всех остальных моих работ.

- Ваша «Немая жизнь» была показана на нескольких российских кинофестивалях. Как принимала ленту российская публика?

- Это было очень трогательно. Девушки плакали, благодарили, было произнесено много теплых слов. Лента особенно затрагивает сердца женщин. Наверное, потому, что нам удалось создать в фильме интересную и драматическую любовную линию. Однако я считаю, что этот фильм не только для женщин - в нем есть глубокие смыслы, которые будут близки любому человеку.

- Вы сами продюсируете многие свои картины. Как в вас уживаются продюсер и режиссер (и иногда и сценарист)?

-  Как я говорил выше, это очень трудно, когда режиссер продюсирует свою картину, особенно когда у него нет достаточно средств. У меня просто не было другого выбора. Ведь я приехал в Голливуд ни с чем, и у меня был только один шанс, и я должен был его использовать максимально.

- Вас называют режиссером фестивального кино. Значит ли это, что вас не интересует коммерческий успех ваших фильмов?

- Если честно, делая свою картину так много лет, я совершенно не думал о заработке. Моя главная цель была вложить в фильм свое сердце и душу, и сделать все возможное, чтобы проект удался. Не подвести тех людей, которые поверили в меня и помогли в создании этой картины. Но я не думаю, что меня можно окрестить режиссером только фестивального кино, потому что мои фильмы доступны простому зрителю. Ведь самое главное здесь - это средства, которые вкладываются в пиар, благодаря чему люди узнают, что такой фильм есть. Нам, независимым режиссерам, приходится возить картину на фестивали, чтобы нас заметили дистрибьюторы и уже в свою очередь могли донести нашу картину до зрителя.

- «Немая жизнь» будет выходить в прокат в России 29 февраля 2024 года. Как вы подбирали прокатную компанию?

-  Роман Исаев, руководитель дистрибьюторской компании ABK’PRO был на премьере фильма в рамках ММКФ, и фильм ему очень понравился. Когда мы с ним пообщались, я понял, что он тот человек, которого я так долго искал. Он не просто бизнесмен в мире кино, но и сам глубоко творческий и тонкий человек. Он любит Морриконе, «Касабланку», Бельмондо, ему нравится классические произведения. Думаю, что мы нашли друг друга.

- Вам комфортно работать в Лос-Анджелесе? Российское кино переживает неплохой подъем - не возникало у вас желания вернуться в Россию?

- В первую очередь, я хотел бы представлять российскую культуру и искусство в Голливуде и снимать кино, которое будут оценивать западные кинофестивали, так как я уже был воспитан в западной школе кино. Но я надеюсь также поработать на родине с теми знаниями, которые я приобрел здесь. У меня есть сериал, который я уже давно мечтаю снять, под названием «Леха». Это реальная история парня, который в конце 90-х уехал из Феодосии в Аргентину на поиски счастья.

Я познакомился с Лехой в Америке, когда мы оба скитались по улицам Лос-Анжелеса в поисках работы. Он мне тогда сказал: «Владушка, в 90-х моей матери платили зарплату зонтиками, и у меня просто не было иного выбора, кроме как уехать на заработки». Единственной страной, которая дала ему визу, была Аргентина. Когда он попал в Буэнос-Айрес, ему удалось пройти пешком почти всю Южную Америку. Чего только с ним не происходило - были приключения в джунглях Амазонки, мексиканские иммиграционные тюрьмы, женитьба на мексиканке, от родственников которой пришлось скрываться, используя фальшивый канадский паспорт, были койоты и наркобароны. Это будет и комедия, и в то же время драма, показывающая реалии русского человека в иммиграции.

- Вы сняли кино своей давней мечты. Что дальше?

- Кроме сериала про Леху и документальной драмы «Д-д-дример» о моей борьбе в Голливуде, я также сейчас занимаюсь производством картины «Американский Супермен».

Это история об американце Кристофере Деннисе, который изображал Супермена на Голливудской Аллее Славы на протяжении 25 лет. Он был очень похож на Кристофера Рива, самого знаменитого исполнителя этой роли. Миллионы туристов со всего света имеют фотографию с Крисом на фоне Голливудского бульвара, а его собственный плащ был украшен автографами знаменитостей, которые его обожали - Джима Керри, Шерон Стоун, Аль Пачино, Сильвестра Сталлоне, Пирса Броснана, Джона Траволты, Квентина Тарантино и многих других.

Судьба его была трагичной: он вырос в сиротском приюте, мечтал о славе в Голливуде, но все, что выпало на его долю - изображать на улицах двойника супергероя.

Я познакомился и подружился с ним много лет назад, снимал его, стал свидетелем разных событий в его жизни: как он потерял свой костюм Супермена, стал бездомным, попал в тюрьму, женился в Вегасе, встретился со своим отцом после 30-летней разлуки...

В 2019 году Крис трагически погиб, а мне пришлось организовать его похороны, исполнив его последнюю волю: в гробу он лежал в костюме Супермена.

Трагичная история стала основой для художественно-документального фильма «Американский Супермен».

Изначально я был знаком с Крисом только заочно. Когда я снимал свою первую короткометражную работу о Рудольфе Валентино на Голливудском кладбище, вдруг вдали я увидел Супермена, идущего между могил. Это был Крис, который просто пришел прогуляться на кладбище, как в парке. Спустя семь лет я нашел Криса на Голливудском бульваре и предложил его снять. Его судьба была мне очень близка. Мой отец тоже вырос в интернате, и мне было интересно заглянуть в душу Криса, который на людях был Суперменом и приносил людям радость, а снимая костюм, превращался в мальчишку, который так и ждал, когда же его кто-то усыновит.                  

Кто:  Владислав Козлов

Возврат к списку