Важно, чтобы у фильмов был не только прокатный, но и фестивальный путь

Важно, чтобы у фильмов был не только прокатный,  но и фестивальный путь Елена Фисенко
12.09.2022

С основателем дистрибьюторской компании «Кинотайм» Еленой Фисенко мы обсудили ее путь в кино, состояние и перспективы российского кинопроката.

Корр.: Как вы попали в киноиндустрию?

Елена Фисенко: Я закончила экономический факультет ВГИКа. Благодаря Сергею Владимировичу Лазаруку, ставшему проректором во время моей учебы, студенческая жизнь в институте была активной и интересной. Тогда же стартовала и моя карьера в кинематографе в качестве директора картины студенческой работы режиссера Фатимы Ибрагимбековой. Затем я была директором съемочной группы первой киноработы «Остановка» таких известных сегодня режиссеров, как Артем Михалков и Илья Хржановский. Я снимала рекламу и клипы с Михаилом Сегалом, Евгением Звездаковым и Максимом Трапо. Погружение в профессию не прекращалось в течение всего периода обучения.

Мой путь в большом кино начался в студии «ТриТэ» на фильме «Сибирский цирюльник». Моими первыми кинобоссами были Никита Сергеевич Михалков и Леонид Эмильевич Верещагин. Это был ни с чем не сравнимый опыт: встреча и работа с такими мировыми звездами как Джулия Ормонд, Том Хэнкс, Роберт Земекис, Даниэль Ольбрыхский и Ширли Маклейн.

Первый опыт по продвижению фильмов я получила во время работы на картине Алексея Учителя «Дневник его жены». Это была подготовка выпуска проекта в прокат, а также участие в мероприятиях и показах, связанных с выдвижением картины на «Оскар» и «Золотой глобус». В это же время в Америке мы сняли документальный фильм «Российская резиденция в Вашингтоне».

В 2006 году в России открылось представительство кинокомпании «Двадцатый Век Фокс», и мне сделали предложение присоединиться к подразделению кинотеатрального проката. За 13 лет работы в компании я приняла участие в выпуске более 200 фильмов. Это был огромный опыт проката разнообразных фильмов - от совсем небольших картин до мировых блокбастеров, как российских, так и голливудских, среди которых «Аватар», «Ирония судьбы. Продолжение», «Каникулы строгого режима», «Убийство в Восточном экспрессе», «Адмиралъ» - знаковые события российского кинопроката, запомнившиеся всем участникам рынка.

С 2019 года я стала директором по кинопрокату компании «Капелла Фильм». Работа в независимой дистрибьюторской компании - это интересный опыт, кардинально отличающийся от работы в компании-мейджоре.

- У вас не было желания после учебы заняться преподавательской деятельностью?

- С 2008 по 2009 год я читала лекции во ВГИКе по менеджменту в кинопоказе и кинопрокате. Несмотря на то, что мои лекции были в субботу утром, на них всегда была максимальная посещаемость. Среди моих студентов - Мария Затуловская (продюсер фильмов «Уроки фарси» и «Время первых»), Полина Иванова (продюсер «Героя» и «Игры на выживание») и многие другие. Причем занятия проходили не только в аудитории, но была и практическая часть - мы ходили на премьеры, кинорынки, изучали структуру кинотеатра. Мои студенты делали разборы фильмов, составляли расписание киносеансов, чтобы прочувствовать специфику этой работы изнутри. 

- Что из того, что вы вынесли из работы в различных прокатных компаниях, больше всего помогло в основании собственной компании?

- Все просто - опыт. Только он способен помочь принимать правильные, верные решения, от которых зависит прокатная судьба фильма.

- Как появилась компания «Кинотайм»?

- «Кинотайм» был создан в январе 2022 года. Основная миссия компании - кинотеатральный прокат российских и зарубежных фильмов.

- Сложно ли было получить права на «Мистер Нокаут»?

- Это уникальный кейс. Компания «Дисней» накануне объявила о завершении проката «Мистера Нокаута» 5 апреля, а с 6 апреля его в кино уже показывала компания «Кинотайм». Договор с правообладателем был заключен за три дня, и прокат фильма продолжился без перерыва. И сегодня «Мистер Нокаут» идет в кинотеатрах уже седьмой месяц подряд.

- Это удивительная история, ведь вы, совсем недавно образовавшаяся на рынке компания, после этого выпустили в прокат - буквально с разницей в день - еще и нашумевший «Балканский рубеж»?

- Картину Андрея Волгина я выпускала в 2019 году, еще работая в «Фоксе». И когда продюсер картины Вадим Быркин предложил сделать перевыпуск, мы с радостью поддержали его предложение.

- Расскажите, пожалуйста, в чем заключалась уникальность выхода в прокат фильма «Африка».

- Изначально картина вышла на онлайн-платформах, и до выхода в кино собрала более трех миллионов просмотров. Поэтому, когда продюсеры решили показать свой фильм в кино 9 мая, у нас был на руках широкий положительный сарафан, а также участие и победы картины на более чем 20 кинофестивалях. В итоге «Африку» увидели в 74 странах.

- Вы не думали об участии в продюсировании проектов?

 - Мне очень часто задают этот вопрос. Когда я только начинала участвовать в кинопроцессе, я именно этим и занималась. Все зависит от конкретного предложения и проекта. Мне сейчас очень нравится работать с дистрибьюцией и продажами, но кто знает, что будет дальше, зарекаться я не буду.

- Есть ли проекты, за которые вы не стали бы браться?

- Я откажусь от фильма, если сразу понятно, что ему могут не дать прокатное удостоверения. В остальных случаях всегда есть возможность продвижения и проката.

- Интересно ли вам документальное кино?

- Да, безусловно. В мае, ко дню рождения нобелевского лауреата, академика А.Д. Сахарова, «Кинотайм» выпустил документальный фильм «Андрей Сахаров. По ту сторону окна».

- Какие сложности испытывают прокатчики сегодня при выпуске российского кино?

- Главное - это качество самого контента. Сейчас выходит много российского кино, но перенасыщения нет. Все выпускаемые картины разного содержания и направлены на различные зрительские аудитории. Если посмотреть на данные ЕАИС, то сразу становится понятно, что наша публика готова и хочет смотреть российские проекты - главное, чтобы их было много и они были качественными.

- Вы недавно выпустили в прокат фильм «Хронос» студии им. Кира Булычева. Есть ли планы продолжить сотрудничество с этой командой?

- Фильм «Африка» снят этой же студией, так что мы и до «Хроноса» успели поработать вместе. Если продюсеры захотят продолжить работать с «Кинотаймом», они всегда могут обратиться к нам со своими следующими проектами.

- Собираетесь ли вы участвовать в индустриальных кинорынках и в фестивалях?

- В планах компании максимальное присутствие на всех индустриальных кинорынках и выставках. Ближайший наш релиз «Русские на Мариенплац», снятый по бестселлеру Владимира Кунина режиссерами Гульнарой Сарсеновой и Вахтанги Хубутией, будет принимать участие в 44 ММКФ. Мы ждем новостей от отборщиков фестивалей и по другим проектам.

Для нас важно, чтобы у фильмов был не только прокатный, но и фестивальный путь.

Участие в фестивалях помогает фильму в прокате. Зрители выбирают фильмы более осмысленно и идут в кино на картины, про которые они слышали и которые ждут.

- Чего ждать зрителям от компании «Кинотайм» в ближайшее время?

- Про «Русские на Мариенплац» я уже упомянула, в кино эта картина выйдет 15 сентября. Также этой осенью выйдет фильм «Охота на ведьм», в котором снялся Микки Рурк. Про остальные проекты я смогу рассказать чуть позже.                                                                                           

Кто:  Елена Фисенко

Возврат к списку