В кинотеатральном секторе происходят достаточно интересные процессы, связанные со сменой лояльной аудитории кинотеатров

В кинотеатральном секторе происходят достаточно интересные процессы, связанные со сменой  лояльной аудитории кинотеатров Ирина и Александр Букреевы
27.11.2023

Особенности работы независимой кинопрокатной компании в современных условиях комментируют основатели компании «ПилотКино» Ирина и Александр Букреевы.

Евгений Володин: Расскажите о своей компании. Когда вы ее основали и что видите ее сверхзадачей? Можно ли назвать «ПилотКино» семейным предприятием?

Ирина Букреева: Да, «ПилотКино» - семейная компания. Изначально мы занимались всем, что связано с Италией, проводили итальянские фестивали, киноклубы, лекции, мастер-классы, и заметили, что итальянское кино слабо представлено на российском рынке, многие достойные фильмы не доходили до зрителей. Поэтому мы решили активно развивать это направление. Сначала появился Российско-итальянский кинофестиваль RIFF (в этом году ему исполняется 10 лет), а потом организовали свою кинопрокатную компанию. Помимо комедий и фестивальных фильмов, мы начали привозить документальное кино, а также прокатывать итальянские короткометражки, которые до сих пор пользуются огромной популярностью. И наша семья разрослась: некоторые сотрудники работают с нами уже много лет.

- Благодаря чему вы смогли пережить 2020-й год? У вас есть инвесторы или дополнительные источники дохода?

Бук02.jpg

Александр Букреев: Двадцатый год стал для многих компаний проверкой на прочность. Нас очень выручил наш каталог итальянских комедий, собранных за много лет, которые отлично собирали как на онлайн-площадках, так и в кинотеатрах (летом мы делали специальные программы итальянского кино). Зрители искали позитивное кино, чтобы отвлечься. Собственно, такое кино востребовано и до сих пор.

- В Италии производится много фильмов, и лишь некоторые из них попадают в ваш портфель. Как вы отбираете свои картины?

Ирина Букреева: Для нас главная задача - показать нашему зрителю все лучшее, что есть в итальянском кинематографе. Не только фестивальные хиты, которые и раньше добирались до России усилиями некоторых дистрибьюторов, но и ленты разных жанров, рассчитанные на более широкую аудиторию - многие из них смотрятся не хуже привычного для российского зрителя американского кино. Именно поэтому у нас есть Российско-итальянский кинофестиваль, на который мы привозим огромное количество фильмов-победителей различных итальянских и международных фестивалей. На нем мы тестируем фильмы, а самые успешные картины берем в прокат.

- Насколько усложнился процесс приобретения прав после начала СВО и введения связанных с этим санкций?

Александр Букреев: Две итальянские сейлз-компании перестали работать с Россией с февраля 2022 года и не работают до сих пор. Помимо этого, стало больше бюрократической волокиты. Приходится заполнять разные формы, чтобы показать, что кинофильм не является продукцией двойного назначения и используется исключительно в мирных целях. Также были проблемы с платежами в Италию, но к настоящему моменту мы их решили.

- Как сегодня распределяются доходы компании между кинопрокатом и продажей цифровых прав? Ваша компания реализует права на показ в самолетах и подобных «нетрадиционных» форматах?

- Да, наша компания занимается реализацией всех видов прав на фильмы. Цифровой кинопрокат уже давно стал лидером киносмотрения. Свыше 75% населения страны имеют смартфоны, а это фактически миникинотеатр в твоем кармане. Однако мы все равно делаем большой упор на кинотеатральный прокат и верим в него, так как считаем, что именно поход в кинотеатр дает те незабываемые впечатления и то восприятие фильма, которое изначально задумывалось режиссером.

- Недавно вы изменили своему правилу выпускать итальянское кино и прокатали немецкий триллер «Запертый заживо», в октябре у вас вышел американский триллер, затем аргентинский хоррор. Означает ли это смену концепции?

Ирина Букреева: Сейчас в кинотеатральном секторе происходят достаточно интересные процессы, связанные со сменой лояльной аудитории кинотеатров. Многие зрители, которые раньше ходили в кинотеатры, стали смотреть кино дома, но на их место начали подтягиваться новые - с абсолютно другими предпочтениями. С точки зрения ведения бизнеса это удачный момент, чтобы выйти за привычные рамки и попробовать что-то новое. Поэтому мы решили расширить нашу линейку фильмов и посмотреть на отклик аудитории. Но концепция отбирать хорошее зрительское кино у нас по-прежнему является доминирующей.

- Российский кинорынок не испытывает недостатка в триллерах и ужастиках - некоторые независимые дистрибьюторы специализируются на жанровом кино. Как вы позиционируете свои релизы в этом потоке? Почему зритель должен выбрать именно ваше кино?

- Это очень похоже на ситуацию с итальянским кино: фильмов много, но оригинальных, необычных и качественных - единицы. Мы стараемся отбирать то, что может зацепить зрителя, где есть какая-то фишка, что-то притягательное. Например, совсем недавно у нас хорошо сработал триллер «Остаться в живых» про группу друзей, дрейфующих на яхте в открытом море. Это тоже новый для нас жанр, но, как бы то ни было, результат порадовал.

- Как вы относитесь к практике проката кинотеатрами голливудских картин без ПУ?

Александр Букреев: Для нас как для кинопрокатчиков это очень неудобная ситуация, так как фактически теперь существуют два параллельных проката: легальный и пиратский. И при планировании релизов надо всегда держать в голове, что и когда выходит на цифре в Голливуде, чтобы не совпасть по дате выхода с чем-то крупным или похожим по жанру. И это не считая того, что на каждой дате и так выходит легально два десятка фильмов.

Пустив на самотек этот процесс, мы получили бесконтрольные пиратские показы, которые разрушают как кинотеатральный, так и цифровой прокат. Необходимо собраться всем участникам рынка (дистрибьюторам, кинотеатрам и государству) и начать срочно решать данную проблему.

- Как «ПилотКино» планирует развиваться в сложившихся условиях?

Ирина Букреева: Придерживаться изначально выбранной стратегии - отбирать и показывать интересное и качественное кино. В ближайшие месяцы мы планируем представить российскому зрителю много итальянских фильмов, но не только. Мы продолжим наше новое «неитальянское» направление, которое оказалось довольно востребованным в нынешних условиях.

В ноябре мы выпустим два корейских хита: детектив из программы 75 Каннского кинофестиваля «Следующая жертва» и фильм-катастрофу «Обрушение» - это наш безусловный фаворит, захватывающий, динамичный экшн, на который мы делаем особую ставку.

В декабре у нас выйдет очень трогательная рождественская комедия для всей семьи - «Рождество в подарок».

А с 21 ноября по 3 декабря в киноцентре «Октябрь» уже в 10-й раз пройдет наш традиционный Российско-итальянский кинофестиваль RIFF. Мы отобрали для него 20 картин, часть из которых по итогам фестиваля появится в прокате.

Фильмом открытия станет «Лучшая жизнь» (Il colibri), которая открывала также Римский кинофестиваль. Мировая премьера прошла на Международном кинофестивале в Торонто, а в главных ролях здесь - ключевые итальянские звезды нашего времени: дважды победитель Венецианского кинофестиваля Пьерфранческо Фавино, шестикратный лауреат Каннского кинофестиваля Нанни Моретти, победительница Венеции Лаура Моранте и французская кинозвезда Беренис Бежо. Зимой этот фильм выйдет в прокат. Приглашаем коллег на показ 21 ноября на фестивале.                                       

Кто:  Ирина и Александр Букреевы

Возврат к списку