В кино я люблю реализм

В кино я люблю реализм Ольга Рыжкова
20.11.2022

В конце ноября на экраны выходит комедия «Умная Маша», героиня которой вживляет себе в мозг микросхему, позволяющую поумнеть, чтобы завоевать мужчину. Мы поговорили о картине с исполнительницей главной роли Ольгой Рыжковой.


Евгений Володин: Какое кино вам самой нравится?

Ольга Рыжкова: Я люблю классические фильмы европейских режиссеров, таких как Ингмар Бергман. Из современного мне очень нравится корейский кинематограф - вы знаете, что корейские фильмы сейчас особенно популярны во всем мире, и недавно корейская лента «Паразиты» даже получила четыре «Оскара», в том числе  в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший режиссер». Корейские кинематографисты используют оригинальные, нешаблонные ходы, креативный подход, их картины отличаются необычным визуальным рядом и особенной актерской игрой. Мне нравится Пак Чхан-ук, режиссер «Олдбоя», и его новая картина «Решение уйти», Чо И-сок, фильм «Мастер», например, и новое имя корейский режиссуры - Ким Ён Хун.

Я очень уважаю великого иранского режиссера Асгара Фархади за удивительную достоверность его картин, которые в хорошем смысле пересекаются с классическими советскими лентами, к примеру, Алексея Германа-старшего, в которых есть настоящая документальность и трагедия маленького человека. Коротко говоря, в кино я люблю реализм, драму и то, что подключает в зрителе чувства. Кино, как и древнегреческая трагедия, должно приводить зрителя к катарсису.

Надо сказать, что я предпочитаю смотреть кино именно в кинотеатре, поддерживая таким образом индустрию, и призываю к этому всех зрителей.

- Вы писали сценарии и даже участвовали в сценарных конкурсах. Что-то из ваших произведений нашло воплощение в реальном кино?

- Несколько лет назад случилась анекдотичная история, когда рабочие залили стыки разводного моста битумом, и на торжественной церемонии открытия мост не удалось развести. Однажды я рассказала эту историю в красках Славе Хаиту и Леше Барацу, и она целиком вошла в фильм «День выборов-2» - ее рассказывает у костра герой Михаила Ефремова. Когда такой артист произносит твой текст - это очень приятно!

Сценарий фильма «Умная Маша» написал Андрей Никифоров, он же режиссер картины. С самого начала мы были в некотором смысле соавторами: я принимала участие в проработке многих диалогов. Можно сказать, приближала их к жизни.

- Вы из Санкт-Петербурга. По-вашему, это особенный город, населенный особенными людьми?

- Конечно же, в городе есть определенный дух, но я не приверженец «питерского снобизма» и не считаю петербуржцев особенной кастой. Хотя мои московские друзья часто говорят, что «у вас там точно что-то распыляют на улицах», и, пообщавшись с моими земляками, в это можно реально поверить - что-то особенное в них все же есть.

- Идея фильма «Умная Маша» выросла из короткометражки Андрея Никифорова «Бывшая». Насколько похожи и насколько отличаются героини «Умной Маши» и «Бывшей»?

- Андрей писал сценарий «Бывшей» именно под меня, он увидел меня в этой роли, хотя мы даже не были с ним тогда знакомы. Сценарий, который он прислал мне и Славе Хаиту, нам обоим очень понравился, и мы решили познакомиться с Андреем. В финале «Бывшей» остается неясным, есть ли у героини чип в голове, и она, в отличие от Маши, стремится не завоевать мужчину, а скорее посмеяться или даже позлорадствовать над ним. Произвести на него впечатление ей нужно не для того, чтобы быть с ним, а для того, чтобы он осознал, кого потерял. Героиня «Бывшей»  - высокомерная, совершенно инфернальная, и когда я пыталась изобразить на площадке какие-то обычные человеческие чувства, Никифоров меня одергивал  и требовал, чтобы я вела себя максимально странно, чтобы зрителю не было понятно, действительно ли в голове героини установлен чип, или ей реально удалось настолько прокачать свой интеллект.

Маша же в новом фильме - абсолютно живой человек, своего рода собирательный образ современной девушки, не отягощенной образованием, но весьма энергичной и целеустремленной, Ксения Собчак таких персонажей характеризует как «воинствующий примитивизм». Поначалу мне даже было немного неловко: по сюжету картины Маша не знает, кто написал «Каштанку», и гадает, перечисляя известных ей писателей. Мне казалось, что в современном мире невозможно найти человека, который не знал бы, что «Каштанку» написал Чехов, но Андрей печально улыбался и говорил, что у меня узок круг общения. Если я произносила какие-то фразы слишком «вменяемо», режиссер такую игру отвергал и требовал от меня большей тупости.

Надо сказать, что по сюжету с героиней происходит трансформация, и к концу сюжета она становится другим человеком.

Фильм снят по оригинальному сценарию Андрея Никифорова, что, по моему мнению, довольно ценно в наш век тотальных адаптаций и ремейков. Это достаточно рискованный проект, потому что он не укладывается в рамки какого-то определенного жанра - это не шаблонная «русская комедия», а высказывание, сложное по посылу, но простое по форме. С одной стороны, это продюсерский риск, а с другой - это определенно что-то новое. Конечно, хотелось бы, чтобы наша картина понравилась зрителям и собрала хорошую кассу, но, как говорят продюсеры, вне жанровости существовать очень сложно. Я верю в Андрея - несмотря на то, что он автор многих сценариев и зарекомендовал себя в индустрии как режиссер монтажа, этот фильм - его режиссерский дебют.

- О чем, по-вашему, этот фильм?

-  Мне кажется, эта картина - о том, как часто мы не доверяем себе, не зная себя. Из-за этого в нашей жизни возникают разные проблемы, потому что мы не следуем за своими желаниями, мыслим стереотипами, бросаем все силы на достижение каких-то целей, которые оказываются совершенно не важными для нас. Фильм призван подсказать, как совершить разворот к себе, научиться чувствовать и понимать себя. Главная героиня Маша гонится за какой-то иллюзорной мечтой, вкладывая в эту гонку невероятное количество энергии, она бросает все силы на то, чтобы завоевать мужчину, совершенно не понимая, зачем он вообще ей нужен. Мне кажется, это иногда свойственно любому человеку - не понимать на глубоком уровне своих желаний.

- Значит, «Умная Маша» - не просто комедия, а фильм, способный мотивировать зрителя к тому, чтобы стать чуточку лучше?

- Да, но это лишь первый из заложенных авторами в картину аспектов. Второй аспект касается восприятия искусства, поскольку через весь сюжет красной нитью проходит живопись и восприятие живописи. Семья главного героя, которого Маша стремится во что бы то ни стало завоевать, - специалисты по Брейгелю, ценители искусства, в котором героиня совершенно не разбирается. В нашем обществе многие пытаются воспринимать искусство с позиций некоей элитарности: это нужно любить обязательно, а это - нет. Восприятие искусства у таких людей происходит через множество слоев - стереотипов, ожиданий, вторичных целей, и в результате они воспринимают не само искусство, а свои представления о нем. Мы в нашей картине хотим показать, что можно прийти в музей или галерею с абсолютно чистым, незамутненным сознанием и попытаться увидеть живопись не через голову, а через чувства.

Я всерьез увлекаюсь наследием Михаила Чехова, великого русского актера, педагога и племянника Антона Павловича Чехова. Он был вынужден уехать из страны, был запрещен в СССР, но во всем мире известен как автор актерской системы, подключающей воображение актера, расширяющей его чувства, с помощью которой можно создать на сцене нечто принципиально новое, в отличие от школы Станиславского, в которой актер «достает» переживание из памяти, из прожитых им состояний.

Я училась по его методике в Германии, и однажды рассказала Андрею Никифорову о способе восприятия искусства, основанном на системе Михаила Чехова. Андрей проникся этой идеей и внес ее элементы в сценарий нашего фильма.

- Вы показывали эту картину на каких-нибудь фестивалях?

- Да, мы показали фильм в Оренбурге на фестивале «Восток-Запад». После показа у нас состоялась беседа со зрителями, которые активно задавали вопросы, давая нам необходимую обратную связь. Мне запомнилась одна женщина, которая с уральской непосредственностью заявила: «Я думала, вы в жизни такая, как Маша до вживления чипа, а умную только играете… Оказывается, все наоборот!» (смеется). Я ответила, что она сделала мне настоящий комплимент, когда предположила, что я реально глупая - потому что мы с Андреем долго работали, чтобы получить такой образ.

Одна из оренбургских зрительниц высказала очень приятную для меня и всей съемочной группы мысль о том, что нашу картину следует показывать подросткам, чтобы донести до них простым языком какие-то важные мысли о восприятии искусства.

- Кого вы хотели бы сыграть? У вас есть роль мечты?

- Поскольку я поклонница старого кино, мне всегда хотелось сыграть хичкоковскую блондинку - загадочную женщину, которая обязательно умирает в конце фильма. Этот образ мне нравится с самого детства. Я говорила, что люблю Бергмана, мне вообще очень нравятся фильмы 50-60-х годов XX века и их классические персонажи.

С другой стороны, хочется сыграть роль персонажа, не существующего в реальности. Например, недавно я проходила кастинг для одной короткометражки, где должна была сыграть Смерть. Этот проект - кстати, тоже комедия в булгаковском стиле - сейчас встал на паузу, но я надеюсь, что когда-нибудь мы сможем его реализовать.

- Многие актеры со временем садятся в режиссерское кресло или занимаются продюсированием. Кем вы видите себя в дальнейшем?

- Во-первых, я уже занимаюсь не только актерской деятельностью и работаю в качестве автора. Я училась на сценарном отделении в Московской школе нового кино, в мастерской Олега Дормана, и очень благодарна этому невероятному человеку. Он дает очень точные, тонкие настройки для работы в кино. А это невероятно важно для авторов - тех, кто с нуля создает историю. Он повлиял на меня в том числе и как на личность, это была школа в самом широком смысле этого слова.

Я всегда писала какие-то тексты, работала журналисткой, вела колонки, и сегодня мы с соавтором пишем сценарий для сериала. Планирую писать и дальше; кроме того, мне очень интересна и продюсерская деятельность. Что касается режиссуры - я считаю, что это очень многогранная, сложная профессия. Для нее нужно определенное погружение.

Думаю, что у меня еще есть время, чтобы овладеть любой профессией.                            

Кто:  Ольга Рыжкова

Возврат к списку