В кино могут работать только очень позитивные люди

В кино могут работать только очень позитивные  люди Карина Агаджанова
11.10.2022

На вопросы заместителя главного редактора «Кинобизнеса сегодня» отвечает управляющий директор киносети «Синема Стар» Карина Агаджанова.

Евгений Володин: Вы не в первый раз попадаете в рейтинг самых влиятельных женщин кинобизнеса Top 50 Women in Global Cinema. Есть ли отличия «женского» стиля руководства крупной киносетью от «мужского»? Если есть, в чем они заключаются?

Карина Агаджанова: Мне кажется, что основные различия в управлении больше связаны с характером управленца, с его опытом, без привязки к гендеру. Хотя возможно, что именно женскому полу все-таки присуща большая дипломатичность.

- Как вы взаимодействуете с Ассоциацией владельцев кинотеатров?

- Взаимодействуем отлично, но не входим в АВК. Показателен был ковидный, «карантинный» период. Отрасль очень сильно сплотилась и выступала единым фронтом. В принципе, по основной части вопросов в таком же режиме и продолжаем взаимодействовать.

- С уходом из российского проката голливудских мейджоров кинотеатры переживают не лучшие времена. Как нынешний кризис отразился на сети «Синема Стар»? Пришлось ли вам пойти на закрытие кинотеатров или залов, сокращение штата?

- Вот уже третий год подряд мы затягиваем пояса там, где уже, казалось бы, нечего затягивать. Сложившаяся сегодня ситуация, наверное, стала самой драматичной для кинопроката за все время его существования. Хотя мы думали так и в период пандемии, оказалось, что все может быть еще жестче. Все возможные меры приняты - но сейчас это все равно не спасает. Переход на сокращенный график работы, как следствие сокращение Фонда оплаты труда, введение нерабочего дня, закрытие залов в некоторых кинотеатрах, сокращение управленческой структуры - все эти меры приняты, но они никоим образом не компенсируют сокращение выручки на 80%.

- Как переносят нехватку контента малозальные кинотеатры?

- Процент падения бокс-офиса как по малозальным, так и по многозальным площадкам примерно идентичен.

- Есть ли в нынешних условиях разница в доходах обычных залов и залов премиальных форматов?

- Давайте начнем с того, что у нас сейчас простаивают все форматы в виду отсутствия соответствующих фильмов, нет фильмов для показа в залах D-box, ушла категория показа со звуком Dolby Atmos. VIP-залы работают с таким же процентом падения, как и остальные залы. Все-таки главное для зрителя - это кино, зритель идет в кинотеатр на интересный ему фильм. И только тогда, когда кинотеатру есть чем привлечь зрителя, уже можно говорить о тех или иных форматах.

- С весны 2022 года российские кинотеатры начали получать помощь от государства. В чем она выражается и насколько эта помощь, на ваш взгляд, эффективна?

- Только сейчас мы находимся в процессе оформления документов на получение московской субсидии (интервью состоялось в первых числах августа - Прим. ред.). Субсидия имеет ограничение в 50 млн для одного получателя. Это первая и, практически, единственная на данный момент поддержка, которая была озвучена, и в максимально сжатые сроки начался процесс согласования, подписания документов. Надеюсь, что к моменту выхода интервью мы уже получим эту субсидию.

И мы действительно очень благодарны правительству Москвы, лично Сергею Семеновичу Собянину за то, что в общем объеме серьезных вопросов не забыли про кинотеатры, про зрителей и про то, насколько важно искусство кино, тем более в наше время. Кроме того, мы получили грант от Департамента Культуры Москвы, который был полностью направлен на рекламу и популяризацию российского кино. Надо отметить, что и в этом случае все службы, от которых зависело его получение, сработали очень оперативно.

- Субсидии и гранты распространяются на столичные киноцентры. А как обстоят дела в регионах?

- По регионам присутствия нашей сети никакой поддержки пока не было. Мы очень надеемся на то, что регионы все-таки последуют примеру Москвы и инициируют собственные меры поддержки кинотеатров. Мы надеемся на то, что будет федеральная поддержка.  

Возвращаясь к первому вопросу о стиле управления, могу сказать, что за последние два с половиной года очень сильно поменялась структура работы каждого руководителя в кино. Мы стали больше и чаще общаться с государственными структурами. Это, конечно, повлекло за собой серьезную внутреннюю перестройку. И, безусловно, - это очень ценный опыт.

- Как кинотеатры сети взаимодействуют со своим зрителем? Расскажите, пожалуйста, о специальных предложениях и программах.

- Каналы коммуникации со зрителем прежние, спецпредложений, безусловно, стало больше, чем раньше. И за этот период каждый из нас провел достаточное количество экспериментов - как с репертуаром, так и со спецпредложениями. Пока все новое занимает достаточно небольшую долю, в среднем около 2-4%.

- Какие нестандартные решения можно было бы применить в современной российской системе кинопоказа?

- Единственное нестандартное решение, которое я вижу на данный момент и которое, возможно, поможет отрасли выстоять - это легализация параллельного проката, «принудительное лицензирование» на временной основе - естественно, с возможностью оплаты прокатной платы правообладателям. Думаю, что ни для кого не секрет, что часть кинотеатров по стране уже начала показывать нелицензионные копии голливудского контента, этот процесс принимает сейчас те или иные стихийные формы от определенной безысходности. Мое мнение - это все-таки должно быть урегулировано на законодательном уровне, в соответствии с текущими условиями и потребностями кинотеатров и, главное, зрителей. Уже два с половиной года кинотеатральная отрасль, которая никогда до этого не была дотационной, находится в тяжелом положении. Между тем кинопрокат всегда был абсолютно коммерческим и прибыльным бизнесом. В нашей отрасли задействовано порядка 30 тысяч людей. Кинотеатры - это огромная инфраструктура объектов культурного отдыха и развлечений по стране, которая выстраивалась годами и стала важным звеном в коммерческой модели российского кинопроизводства, мы с кинопроизводителями - единая экосистема. Плюс, естественно, не стоит забывать о важной социальной составляющей кинотеатральной отрасли. Основная наша целевая аудитория - это молодежь, семьи с детьми. А кино остается самым востребованным и доступным из искусств.

- Как вы считаете, смогут ли российские кинотеатры выжить только на отечественном и независимом иностранном кино?

- В 2019 году общий бокс-офис РФ составлял порядка 55,2 млрд рублей, из них на долю отечественной кинопродукции приходилось порядка 12,3 млрд. Бокс-офис по российским фильмам в среднем за последние пять лет составлял около 10 млрд рублей в год.

При увеличении в перспективе, к примеру, в два раза сборов по российскому кино (естественно, это возможно только при увеличении кинопроизводства) плюс определенная доля независимого иностранного кино, для кинотеатров это будет означать падение по сравнению с  «допандемийным» 2019 годом, в зависимости от ситуации, на 35-55%.

И, учитывая сроки производства, полное перефокусирование кинопоказа на российское кино займет несколько лет. Поэтому процесс сокращения кинотеатров и залов при таком сценарии развития событий неизбежен. Все-таки я надеюсь на другое развитие сюжета, более позитивное.

- Где вы берете силы и вдохновение для работы в таких стрессовых условиях?

- Источник вдохновения в работе - это всегда команда и цели, которые надо достичь. Да и в целом, в кино могут работать только очень позитивные люди!                                               

Кто:  Карина Агаджанова

Возврат к списку