«Успех фильма далеко не всегда зависит от объема рекламы»

«Успех фильма далеко не всегда зависит от объема рекламы» Антон Сиренко
29.12.2009

Об итогах прошедшего кинопрокатного года для российского отделения компании Buena Vista Sony Pictures Releasing, занявшего первое место в отечественном чарте кинопрокатчиков, о пакете этого дистрибьютора на будущий год и о многом другом рассказал в беседе с заместителем главного редактора журнала «Кинобизнес сегодня» генеральный директор BVSPR CIS Антон Сиренко.


Об итогах прошедшего кинопрокатного года для российского отделения компании Buena Vista Sony Pictures Releasing, занявшего первое место в отечественном чарте кинопрокатчиков, о пакете этого дистрибьютора на будущий год и о многом другом рассказал в беседе с заместителем главного редактора журнала «Кинобизнес сегодня» генеральный директор BVSPR CIS Антон Сиренко. 

Сергей Некрасов: Антон, 2009 кинопрокатный год стал крайне успешным для возглавляемой вами компании. Какие ленты из пакета BVSPR CIS прошедшего года в полной мере оправдали ваши надежды, а какие, по вашему мнению, могли бы сработать и лучше? 

 Антон Сиренко: Сразу замечу, что на первое место в чарте российских кинодистрибьюторов компания BVSPR CIS вышла еще до начала проката блокбастера «2012», нашего самого большого хита в 2009 году. Большинство фильмов в нашем пакете на тот момент относились не к категории суперблокбастеров, а к числу просто «крепких» проектов с хорошим кассовым потенциалом, многие из которых сработали гораздо лучше, чем предполагалось изначально. Вполне предсказуемым для всех было преодоление планки в $10 млн «Ангелами и демонами» и четвертым «Терминатором», но многие ленты превзошли наши ожидания. Например, в тот момент, когда мы представляли на кинорынке ленту «Район № 9», мало кто мог представить, что в итоге она соберет в СНГ без учета Украины $9.4 млн. Сборы первого российского проекта Disney «Книга мастеров» превысили $10.8 млн, что в очередной раз подтвердило популярность семейного кино у российских зрителей. Комедия с Сандрой Буллок «Предложение» положила в свою копилку в России $7.5 млн, чего тоже, наверное, практически никто не ожидал. Этот список можно продолжать довольно долго («Шопоголик», «Добро пожаловать в Зомбилэнд» и т. д.). Я верю, что с каждой из этих картин мы отработали максимально эффективно. В то же самое время, от некоторых фильмов мы ожидали более высоких результатов. К числу таких лент относится, например, «Терминатор: Да придет спаситель». Прокат других картин подтвердил имевшиеся у нас опасения. Так, итоговый бокс-офис триллера «Опасные пассажиры поезда 123» показал, что «умный, взрослый экшен» российская публика ценить пока не научилась. Так или иначе, все имеющиеся результаты мы проанализировали и сделали соответствующие выводы. Также здесь хотелось бы заметить, что мы очень довольны тем, как отработали фильмы из пакета BVSPR CIS, выпущенные в формате 3D. Сборы на «трехмерную» копию в несколько раз превышали соответствующий показатель у копий обычных. И сейчас мы выпускаем все меньше 35мм-копий для лент, изначально предназначенных для проката в 3D (благо количество цифровых залов в России и СНГ продолжает расти). Например, такова была наша стратегия при выводе на экраны «Рождественской истории» Роберта Земекиса, и она себя вполне оправдала – 70% кассы этого фильма пришлось именно на долю 3D-кинотеатров. На пленке данную картину мы предоставляли только для тех кинотеатров, которые показывают стабильно высокие результаты при работе с нашими фильмами, но по разным причинам до сих пор не оснащены цифровым кинооборудованием. Полагаю, тот момент, когда мы перестанем показывать в 2D картины, предназначенные для демонстрации в 3D (а это, например, все будущие проекты Disney/Pixar), уже не за горами. 

- 20 ноября Государственная Дума Российской Федерации приняла в первом чтении законопроект № 259698–5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», одна из частей которого посвящена нормативно-правовому обеспечению внедрения и функционирования на территории Российской Федерации единой автоматизированной информационной системы сведений (ЕАИС) о показе фильмов в кинозалах. Как вы относитесь к этой законодательной инициативе? 

 — На мой взгляд, она весьма своевременна. Другое дело, что установить необходимое для работы упомянутой вами системы оборудование и программное обеспечение к 1 января, как предусматривается в данном законопроекте,— задача совершенно нереальная. Дай бог, чтобы эти планы были осуществлены в течение 2010 года. Необходимость же систематизации сведений о показе фильмов и придание им большей оперативности и достоверности, думаю, ни у кого из прокатчиков не вызывает сомнения. Но ведь и для кинотеатров в таком нововведении содержится немало позитивных моментов, поскольку оно наверняка станет дополнительным инструментом в борьбе с недобросовестной конкуренцией, к которой могут прибегать площадки, использующие «серые схемы». Несомненно, цивилизованные показчики, думающие о своем имидже и стремящиеся к своевременному возврату инвестиций (а таких, уверен, большинство), заинтересованы в том, чтобы правила игры на рынке были одинаковыми для всех. Главное, чтобы в очередной раз не вышло, что «хотели как лучше, а получилось, как всегда». 

- Как, на ваш взгляд, повлиял экономический кризис на российский кинобизнес в сфере дистрибьюции и кинопоказа? 

— Основное очевидное последствие кризиса для отечественного кинобизнеса – это существенное замедление роста количества новых кинотеатров. Темпы, которыми рос рынок на протяжении нескольких последних лет, в этом году поддержать не удалось. Боюсь, что и в следующем году эта ситуация вряд ли заметно изменится к лучшему. И это, безусловно, нас беспокоит, поскольку в России до сих пор количество экранов на душу населения (и даже на душу активного потребителя киноконтента) довольно сильно уступает соответствующим показателям в США, Западной Европе, Японии и т. д. Перед кризисом репертуар кинотеатров был уже весьма широк, и отечественные зрители начали выбирать фильмы по душе, а не просто шли в кино на то, «что дают». Хотелось бы, чтобы потребитель не лишился этой возможности и в будущем. В целом же, мы очень рады, что рынок удержался под напором кризиса, и поход в кино по-прежнему остается самым доступным видом отдыха вне дома. Фильмы новые снимаются, зрители, как и раньше, заполняют залы. Количество проданных билетов и общий объем бокс-офиса в рублях по сравнению с прошлым годом даже возросли. А на что-то лучшее в нынешних экономических условиях, думаю, никто и не надеялся! 

- Что, на ваш взгляд, привлекает российского зрителя в голливудских фильмах, выходящих в отечественный прокат, главным образом — сюжет, имя режиссера, снявшиеся в картине звезды, бюджет постановки, маркетинговая кампания, объем рекламы или что-то еще? 

— Фильмы и зрители бывают разные. Как я уже сказал, сейчас в кинотеатрах можно найти кино на любой вкус – от арт-хауса до насыщенного изощренными спецэффектами блокбастера. Если говорить о последнем типе киноразвлечения, то здесь публику прежде всего интересует масштабное зрелище, то есть возможность увидеть на экране нечто уникальное (как, например, в случае с фильмом «2012») и получить в кинозале ощущения, которые нельзя испытать перед дисплеем компьютера или экраном телевизора. И задача рекламы – убедить аудиторию в том, что ее ожидания не будут обмануты. Поэтому особенно важно, чтобы зритель увидел ролик такого фильма – лучше в кинотеатре. Остальные методы продвижения – лишь способ напомнить о том, что картина вскоре выходит в прокат. В свою очередь, такие факторы как имя постановщика и актерский состав картины рассчитаны, прежде всего, на искушенную публику. Благо в России существует немало залов, работающих с кино для такого типа зрителей. Кстати, ни для кого не секрет, что порой сборы на копию у арт-проектов оказываются даже выше, чем у блокбастеров. И это лишний раз доказывает, что объем рекламы становится определяющим фактором для прокатного успеха фильма далеко не всегда! Главное – верно чувствовать аудиторию картины и выстраивать стратегию продвижения ленты в соответствии с этими ощущениями. 

- Вы далеко не первый год работаете в сфере кинодистрибьюции. Как, на ваш взгляд, изменилась картина жанровых предпочтений отечественных зрителей за это время? 

 — Коммерческое кино — крайне многожанровое явление. И фильмы каждого из этих жанров имеют шанс на успех. Когда-то, например, все были убеждены, что военная драма не может собрать в России впечатляющую кассу, но появилась «9 рота», и эти предубеждения развеялись как дым. Считалось, что отечественным фильмам не под силу тягаться с голливудскими, – и посмотрите, какая картина стала в нашей стране самой успешной за всю историю постсоветского проката. Такой успех многим высокобюджетным западным экшенам и фэнтези здесь даже и не снился. Основываясь на собственном опыте, скажу, что в России стабильно хорошо работают комедии (хотя каких-то особенно выдающихся результатов они, за редким исключением, не показывают). Любит наша публика и голливудскую анимацию. Впрочем, в последние годы предпочтения российских зрителей стали существенно разнообразнее, так что говорить об однозначном доминировании какого-то одного жанра было бы не совсем корректно. 

 - Фильмы каких популярных в США жанров, по вашему мнению, наименее востребованы российской аудиторией? 

— Прежде всего, это, наверное, ленты, речь в которых ведется о популярных в США, но не слишком практикуемых в России видах спорта – например, о бейсболе, американском футболе или гольфе. Однако если данные типы состязаний всего лишь служат фоном для основного повествования, картина вполне может иметь успех и у отечественной публики. Только акценты в рекламной кампании надо расставлять соответственно и «продавать» кино не «через спорт», а «через историю». Иногда не очень хорошо идет у нас и американский юмор в некоторых его проявлениях (например, комедия «Шопо-коп» вышла в США весьма неплохо, а у нас не собрала практически ничего). И наш долг – разбираясь в национальной специфике восприятия кино — предупредить американских партнеров о том, с какой проблемой может столкнуться фильм в российском прокате. Кстати, хорошо, что такая специфика существует – иначе все голливудские фильмы маркетировались бы непосредственно из Лос-Анджелеса, а мы бы просто остались без работы. 

- А приходилось ли вам в прошедшем прокатном году отказываться от проката каких-либо картин, произведенных голливудскими студиями, с которыми вас связывают деловые отношения? 

 — Да. Только я не стал бы употреблять здесь слово «отказываться». Решение о выпуске фильма на той или иной территории принимается студией – но на основании наших рекомендаций. И если в Лос-Анджелесе, выслушав доводы представителей BVSPR CIS, приходят к выводу, что прокатывать какую-то конкретную картину в России действительно рискованно, мы ее в свой пакет не включаем. Были такие ленты и в 2009 году – например, криминальная драма Нимрода Анталя «Инкассатор». Все-таки цель любой дистрибьюторской компании – не выпуск наибольшего числа картин в кинопрокат любой ценой, а извлечение максимальной прибыли от их реализации. 

- Как бы вы оценили итоги проката таких фильмов как две первые части «Истории игрушек» в 3D и «Крошка из Беверли-Хиллз», которые уже давно были знакомы российским зрителям (одни – по прокату прошлых лет (пусть и в 2D), другой вышел на «пиратке» гораздо раньше официального релиза в России)? Следовало ли вообще выпускать их в российский прокат? 

— Думаю, следовало. В этих двух конкретных случаях мы руководствовались совершенно разными соображениями. Если говорить о дилогии «История игрушек», вышедшей в прокат практически одновременно, то здесь нам хотелось напомнить зрителям о данной франшизе в преддверии выпуска ее третьей части. Цель была достигнута – оба фильма (кстати, без агрессивной рекламы) собрали на достаточно небольшом количестве экранов вполне удовлетворившую нас кассу. Что же касается «Крошки из Беверли-Хиллз», то ее прокат, к сожалению, лишний раз доказал, насколько рискованно выпускать фильм в России существенно позднее американской премьеры. В любом случае, мы получили определенный опыт (пусть и негативный) и теперь однозначно понимаем, что это окно должно составлять не более месяца. Пираты не дремлют! Борьба же с пиратством – тема для отдельного, очень долгого разговора. 

- Фильм «Майкл Джексон: Вот и все» стал самым кассовым документальным фильмом за всю историю кинопроката СНГ. Планируете ли вы и впредь работать с неигровым кино? 

— Все зависит от предоставляемого студией продукта. Фильм, рассказывающий о недавно ушедшем из жизни короле поп-музыки, мы просто не могли пропустить, зная, что в России эту ленту ждут многие зрители. Если нам предложат что-то столь же знаковое, естественно, никто из нас отказываться не будет. Заниматься же кинодистрибьюцией неигрового кино системно мы пока не планируем – ввиду практически полного отсутствия контента. 

— Насколько вы удовлетворены сборами таких разных российских картин как «Самый лучший фильм-2», «Первая любовь» и «Книга мастеров», выпущенных BVSPR в прокат в истекшем году? 

 — Вы верно заметили, что эти проекты – абсолютно разные (как в жанровом плане, так и в других отношениях). Соответственно, и их прокат принес нам самые разные ощущения. Абсолютно позитивным опытом стала для нас работа с масштабной сказкой «Книга мастеров» от Disney, о чем я уже упомянул ранее. Мы лишний раз убедились, что семейная аудитория в России очень активна. Результаты проката говорят сами за себя. Безусловно, успешным проектом для нас стала и вторая часть «Самого лучшего фильма» (даже несмотря на то, что при определенных обстоятельствах картина, вероятно, могла бы сработать и лучше). В очередной раз нам стало понятно, что успех ленты у публики не зависит от отношения прессы к данному фильму. В случае же с «Первой любовью» мы, можно сказать, экспериментировали с несвойственными для российского рынка жанрами. Да, результаты в прокате картина показала не слишком впечатляющие, но зато мы приобрели весьма ценный опыт. Чего стоит только возможность поработать на выпуске картины вместе с телеканалом СТС! Так что и здесь есть свой позитивный момент. 

— Насколько я понимаю, в следующем году отечественных проектов в вашем пакете практически нет. Почему? 

 — На самом деле российские фильмы у нас есть, но время говорить о них пока не пришло. Мы обязательно выпустим новую ленту Александра Атанесяна «Близкий враг» (ранее известную как «Убить короля»), релиз которой сейчас перенесен на конец сентября 2010 года. О других же российских картинах из пакета BVSPR CIS (среди которых, вероятно, будут и проекты в 3D) мы обязательно расскажем позднее. 

- На какие картины вы делаете наибольшую ставку в наступившем прокатном году? 

 — Среди наших фильмов в 3D я, как зритель и как дистрибьютор, очень жду «Алису в Стране чудес». Тим Бертон в режиссерском кресле, Джонни Депп в роли Безумного Шляпника, Стивен Фрай в шкуре Чеширского Кота – это, знаете ли, совершенно уникальная комбинация. Дело пахнет большой кассой! О третьей «Истории игрушек», выходящей 17 июня 2010 года, я уже упоминал. Январь мы откроем анимационной картиной «Принцесса и лягушка» (первой рисованной полнометражной работой от Disney за долгое время) и фэнтезийным экшеном «Легион» с Полом Беттани в главной роли. Наверное, ни у кого не вызывает сомнения потенциал нового продюсерского проекта Джерри Брукхаймера «Принц Персии: Пески Времени». В середине года, уверен, зрители не обойдут вниманием шпионский триллер «Солт» с Анджелиной Жоли. Также, немало надежд мы связываем с прокатом городского фэнтези с Николасом Кейджем «Ученик чародея» от того же Джерри Брукхаймера. Есть в нашем пакете и немало других отличных проектов, но рассказать о каждом из них в рамках одного интервью просто невозможно. Так что следите за графиком релизов. В 2010 году нам будет чем порадовать зрителей!

Кто:  Антон Сиренко

Возврат к списку