Только зритель решает, какие технологии интересны, а какие ждет забвение

Только зритель решает, какие технологии интересны, а какие ждет забвение Анна Мирошниченко
12.01.2020

О преимуществах и недостатках существующих сегодня систем кинопроекции нам рассказывает руководитель проектов компании Asia Cinema Анна Мирошниченко.

«Кинобизнес сегодня»: Какие основные технологии проекции на сегодняшний день особенно востребованы клиентами?

Анна Мирошниченко: По данным лета прошлого года, в мире насчитывалось 188 тыс. кинозалов, значительная часть из которых находится в США и Китае. А к весне 2019 года общее количество кинозалов выросло до 191 тыс. Число экранов растет по всему миру, что говорит о привлекательности данного бизнеса.

Сегодня мы выделяем четыре основные технологии источников света в цифровом кинопоказе: это классическое решение на ксеноновых лампах, использование лазерно-люминесцентных источников света (Laser Phosphor - LaPh), проекция с использованием RGB-лазеров и LED-технология.

Наиболее распространенными остаются проекторы, использующие в качестве источника света ксеноновые лампы, но все больше владельцев кинотеатров заинтересованы в использовании проекторов с лазерной технологией.

- Расскажите, пожалуйста, о ксеноновых проекторах, почему они до сих пор настолько популярны?

- Ксенон на сегодня является самой распространенной технологией. Свет ксеноновых ламп по спектру приближен к дневному, за счет чего позволяет зрителю видеть картинку с высокой точностью передачи цвета. Благодаря тому, что эта технология используется достаточно давно, системы, использующие ксеноновые осветители, характеризуются надежностью и стабильностью. У кинотеатров есть большой опыт и знания в области эксплуатации ксеноновых ламп, а производители предлагают солидное количество моделей проекторов и ламп к ним. Стоимость проекторов с ксеноновыми осветителями ниже по сравнению с решениями, основанными на лазерных источниках света. Другими словами, это «рабочая лошадка», соответствующая высоким международным стандартам качества DCI-P3.

Но у этой технологии есть и свои минусы. Стоимость ламп составляет существенную статью затрат для кинотеатра. Лампы имеют определенный срок службы и требуют наличия квалифицированного технического персонала для их замены и обслуживания ксеноновых осветителей. Некоторые лампы могут взрываться, что бывает вызвано недостаточной квалификацией обслуживающего персонала, техническими проблемами киноустановки или недостаточным качеством самих ламп. При взрыве лампы происходит разрушение многих элементов оптического тракта проектора, таких как отражатели, контротражатели, оптические фильтры, что приводит к остановке кинопоказа на длительное время. Ну и, конечно же, в процессе работы ксеноновые лампы теряют до 30% начального светового потока к концу службы.

- Вы упоминали о решениях с лазерными источниками света. Расскажите о них подробнее.

- Есть несколько видов лазерных технологий. Мы подбираем оптимальную для каждого клиента, с учетом его пожеланий и возможностей.

Одна из технологий - LaPh, лазерно-люминесцентная, или, как ее еще называют в просторечии, - лазерно-фосфорная. В этой технологии свет от голубого лазера попадает на диск, покрытый слоем люминофора. Под действием света синего лазера люминофор начинает светиться белым или желтым, в зависимости от конструкции проектора. Этот свет попадает в интегратор проектора, и дальше проекция распространяется так же, как у обычного проектора с ксеноновой лампой. Эксплуатационные характеристики люминофора подобраны таким образом, что разница в параметрах цветопередачи и контрастности у таких проекторов практически не отличается от аналогичных аппаратов с ксеноновыми осветителями (соответствие стандарту Rec.709, DCI-P3).

Лазерно-люминесцентная проекция подходит для кинотеатров, для которых особенно важны экономия электроэнергии и снижение затрат на эксплуатацию. Энергопотребление проекторов на лазерном источнике света ниже аналогичных по мощности ксеноновых аппаратов до 40%, а это значительная экономия. Так как нет необходимости заменять лампы, то проектор может работать автономно, что сокращает затраты на обслуживающий персонал и повышение его квалификации.

Однако я считаю лазерно-люминесцентную технологию переходной. И вот почему: при всех ранее описанных плюсах технология имеет и явные недостатки. Это наличие вращающегося люминесцентного диска, снижение яркости источника света до 50% уже в течение 20 000 часов эксплуатации из-за деградации люминофора на диске. При этом интенсивное снижение может начаться уже через 10 000 часов. Установленная производителями гарантия - 10 000 часов или два года эксплуатации - подтверждает опасения, что сложности с поддержанием заявленных параметров возникнут в достаточно обозримом будущем.

Отдельно хочется рассказать о технологии RB-Laser, где используются красный (R) и синий (В) лазеры. В этом случае синий и красный лучи излучаются соответственно синим и красным лазерами, а зеленые лучи формируются с помощью люминесцентного диска, как в случае с LaPh-технологией. Такие проекторы еще экономичнее, чем те, что используют лазерно-люминесцентную технологию. Но, в дополнение к вышеуказанным недостаткам, присущим технологии LaPh, у аппаратов с технологией RB-Laser со временем происходит изменение цветопередачи, вызванное значительно более быстрой деградацией люминесцентного диска, излучающего зеленый свет, по сравнению с деградацией лазеров. Это приводит к тому, что яркость зеленых лучей снижается по отношению к красным и синим лучам. Требуется регулярное проведение работ по цветокоррекции изображения, что повышает эксплуатационные затраты.

Как вы видите, минусы весьма существенны. Но, тем не менее, проекторы с технологией LaPh и RB-Laser имеют свою нишу. И в первую очередь, это маленькие кинозалы в кинотеатрах с небольшой эксплуатационной нагрузкой. Стоимость таких проекторов примерно наполовину выше, чем стоимость аппаратов с ксеноновыми осветителями.

- А какие проекторы вы рекомендуете, если необходимо наиболее яркое изображение?

- Лазер RGB. В качестве источника света используются три лазера - красный, зеленый и синий - без промежуточных фильтров. Это дает возможность получить значительно большую цветопередачу и контрастность, что обусловлено существенно меньшим рассеянием света лазерных излучателей в элементах оптического тракта кинопроекторов.

Цветовое пространство, которое охватывает проектор с источником света RGB, значительно превосходит возможности ксеноновых осветителей. Высокая контрастность и цветопередача - важные преимущества перед всеми ранее описанными технологиями. За счет более точной фокусировки светового потока от RGB-лазеров световые потери в кинопроекторе сводятся к минимуму, и весь этот генерируемый поток направляется в оптический тракт проектора, что делает проекторы с RGB-лазерами лидерами по световому потоку.

Уже сейчас от одного проектора можно получить световой поток в 60 000 люмен, что в два раза превосходит световые потоки самых мощных проекторов с ксеноновыми лампами. Такие сильные потоки позволяют отказаться от использования спаренных проекционных систем для киноэкранов размером более 19 метров!

На стороне RGB-проекторов не только компактность, но и экономическая эффективность. Стоимость проектора нового поколения практически близка к стоимости двух ксеноновых проекторов, не говоря уже о явной выгоде стоимости владения в пользу лазера. Все производители, работающие в поле этих решений, заявляют о падении яркости не более чем на 20% в течение 30 000 часов. Низкий уровень шума во время работы, сравнительно небольшое выделение тепла, отсутствие необходимости в квалифицированном персонале делают выбор в пользу RGB-технологии вполне обоснованным и перспективным.

Наши клиенты, использующие проекторы с технологией RGB, уже успели оценить полный спектр их возможностей. На сегодняшний день один из самых современных проекторов с лазерным источником света Christie CP4325-RGB установлен в кировском киноцентре «Колизей», кинотеатре «Комсомолец» в Южно-Сахалинске и подмосковном кинотеатре Magiс Cinema в ТРЦ «5 планет».

- Неужели у данной технологии нет недостатков?

- Недостатком технологии RGB является образование паразитных артефактов изображения на «серебряных» экранах в виде мельчайших цветных блесток на ярком фоне - спеклов. Избежать этого можно путем использования специализированных экранов с небольшим коэффициентом яркости или применением систем вибрации экранных полотен.

В каждом случае мы просчитываем все возможные варианты и предлагаем клиенту выбор той или иной технологии, позволяющей исключить спеклы. Конечно, технологии не стоят на месте, и в новых модификациях проекторов с RGB-лазерными источниками света проблема возникновения таких блесток имеет менее выраженный характер. Еще немного усилий инженеров, и мы забудем о спеклах.

Другой проблемой RGB-лазеров является невозможность использования трехлучевых поляризационных 3D-систем. Когерентность лазерного излучения приводит к возникновению на экране полосы в месте сведения зеркал системы. Поэтому при установке RGB-лазерных проекторов мы используем либо обычные, либо двухлучевые 3D-системы.

Ранее мы говорили о значительном снижении тепловыделения у проекторов с лазерными источниками света. Однако важно знать, что установка лазерных проекторов требует дополнительного внимания к системам кондиционирования в аппаратной. Несмотря на уменьшение тепловыделения, возрастают требования к чистоте воздуха и его охлаждению. Чем ниже температура воздуха в кинопроекционной или в кинобоксе, где установлен RGB-лазерный проектор, тем больше ресурс лазерных излучателей и надежность всей системы кинопоказа. Мы рекомендуем поддерживать температуру в пределах 16-18 градусов. Повышение температуры приводит к значительному снижению ресурса лазерных излучателей и, в конечном счете, к убыткам.

- Зачем, в таком случае, нужны технологии LaPh и RB-Laser, если есть технология RGB-Laser, где нет никаких быстро тускнеющих люминофорных дисков и сохраняется значительная яркость в течение эксплуатационного срока?

- Конечно, технология RGB сегодня лидирует. Но она и самая дорогая из-за высокой стоимости производства зеленых лазеров. Именно цена зеленых лазеров обуславливает высокую цену RGB-лазерных источников цвета. Наверное, вы обратили внимание на то, что в проекторах, использующих технологии LaPh и RB-Laser, нет зеленых лазеров: зеленый цвет там получается из синего с помощью люминесценции. Поэтому такие проекторы дешевле, но из-за небольшого ресурса люминофорного диска ниша их применения ограничена киноустановками, которые эксплуатируются реже других.

- В начале нашей беседы вы упомянули о LED-технологии. Что это за технология, и в чем ее отличия от других?

- Излучающие LED-экраны - это абсолютно новый взгляд на способ передачи изображения в кинотеатре. Мы все чаще и чаще сталкиваемся с LED-технологией в повседневной жизни. Она расширяет свое присутствие во многих областях визуализации изображения.

Возможности LED-технологии по передаче цвета превосходят существующие RGB-проекторы, за исключением запатентованного решения Dolby Vision, разработанного совместно с компанией Christie. Заявленные параметры LED-экранов - контрастность 100 000:1 и яркость до 145 fL - приведут в восторг даже самого искушенного зрителя. Ресурс работы в 100 000 часов (почти 30 лет) рисует самые позитивные перспективы - отсутствие аппаратной и автономная работа на долгие годы.

LED-экраны позволяют исключить геометрические искажения изображения, присущие проекционным экранам, такие как трапеция при наклонной проекции или деформация изображения, которую видят зрители боковых мест при проекции на криволинейные экраны. Такое неискаженное изображение на LED-экране оставит у зрителя совершенно новое впечатление.

Однако и у такой, казалось бы, идеальной технологии, обеспечивающей фантастическое качество изображения, есть свои недостатки. Самый главный недостаток - это акустическая непрозрачность LED-экранов. Если в обычном кинотеатре размещенные за экраном громкоговорители обеспечивают верную локализацию звука и зритель слышит звук оттуда, откуда идет изображение, то при использовании LED-экранов это пока невозможно. И, к сожалению, пока приемлемых звуковых решений не существует. А применяющаяся сейчас технология с размещением громкоговорителей по бокам или над экраном создает неестественную звуковую картинку, когда изображение и звук разнесены в пространстве.

Еще один недостаток LED-экранов - это ограничение в использовании «пассивных» 3D-технологий. С LED-экранами возможно применение только «активной» технологии, которая непопулярна у зрителей из-за громоздких очков и их веса. Стоимость таких очков в эксплуатации весьма высока, поэтому кинотеатры массово отказываются от этой технологии в пользу «пассивного» 3D.

Вызывает ряд вопросов и ремонтопригодность LED-экранов. Сам экран - немонолитный, он состоит из множества модулей. При замене неисправного модуля новым возможно рассогласование в спектрах старых модулей, где светодиоды имеют некоторый уровень деградации, и нового. И это рассогласование будет выглядеть как заплатка. Даже самая точная калибровка после замены неисправного модуля на новый при определенных условиях не гарантирует невидимости нового модуля на общем поле изображения.

LED-кабинеты имеют высокую теплоотдачу, поэтому придется потратиться на качественную систему теплоотвода за экраном и кондиционирование воздуха в зале.

Несмотря на преимущества этой технологии, есть риск, что она массово не приживется. Например, сейчас только один производитель серверов - китайская компания GDC - авторизирован для работы с LED-решением. Поэтому по серверам особенного выбора нет. Приобретая это решение, кинотеатр становится заложником производителя технологии, так как опыта интеграции данных решений на рынке еще нет, и придется обслуживаться у нового игрока по новым правилам.

Да и зритель, который привык видеть в кинотеатре мир в отраженном свете, может не принять экран, который сам светится.

Стремительное изменение нашего мира приносит нам все больше новых технологий и решений. Пройдет немного лет, и, возможно, технология кинопоказа изменится до неузнаваемости. Но сколько бы новинок и технологий мы ни внедряли, именно зритель остается мерилом наших трудов. Ведь только зритель решает, какие технологии интересны, а какие ждет забвение.                               

Кто:  Анна Мирошниченко

Возврат к списку