Современное кино превращается в подобие одноразовой салфетки

Современное кино превращается в подобие одноразовой салфетки Пэ Чхан Хо
14.04.2019

Во время Казанского международного фестиваля мусульманского кино знаменитый южнокорейский кинорежиссёр и сценарист Пэ Чхан Хо ответил на наши вопросы.

«Кинобизнес сегодня»: Господин Пэ, на пресс-конференции перед началом Казанского международного фестиваля мусульманского кино российские киноведы из отборочной комиссии назвали вас «живым классиком корейского кино». Что вы чувствуете, когда вас упоминают в ряду великих - господин Пэ и Чехов, господин Пэ и Эйзенштейн? Как вы себя чувствуете при этом?

Пэ Чхан Хо: (смеется) Это просто лесть. Ну что тут чувствовать!

- А чувство ответственности перед следующим поколением возникает при этом? Молодежь смотрит ваши фильмы, учится у вас. Как классика они вас воспринимают как нечто цельное.

- Безотносительно ко мне - настоящая классика тоже подлежит критике. Мое мнение: даже у настоящих классиков, будь то классическое изобразительное искусство, музыка или фильмы, не может не быть слабых работ, слабых точек в их творчестве. Это верно и для классических работ. Молодые люди не должны некритично воспринимать классику, они могут и должны ее критиковать.

С другой стороны, настоящую классику нужно очень тщательно изучать. Проблема в том, что мы во многом теряем классическое наследие. Существуют фундаментальные законы искусства, которые были разработаны нашими учителями.

А сейчас формы, разработанные нашими учителями, теряются - как их методы, так и некоторые шедевры. Особенно с начала XXI века. Киноязык, который развивался в течение длительного времени, начал разрушаться. Если кино - это искусство, то должны существовать законы творчества.

- Это видно было и на Казанском фестивале. В по-настоящему хорошем сценарии главный положительный герой не может быть больным или ущербным: это слишком дешевый прием - давить на жалость зрителя, и он выдает беспомощного, слабого сценариста. Жалость по своей природе свойственна людям, и большой художник не нуждается в ней, чтобы довести свои идеи до людей.

- Нет. Нет! Я думаю, это своего рода предрассудок. Я категорически не согласен. В жизни множество людей болеет, испытывают боль или нищету. Должно быть кино и про богатых, и про людей среднего класса, но должно быть и кино про обездоленных, про больных людей. Например, в свое время Микеланджело ваял статую раба. В те времена не принято было создавать скульптуры рабов. Но Микеланджело ваял раба, его боль, его конфликт, его борьбу. И получился шедевр.

- Российские зрители знают, что Корея - страна с великой и древней культурой, которая не может не проявляться в вашем творчестве. Но кино - современное искусство. Как и в чем выражается баланс между глубокой национальной культурой и относительно новым универсальным языком кино?

- Есть старая корейская пословица: мы должны готовить новые вещи на старом бульоне. В рамках старого киноискусства созданы универсальные правила производства фильмов. Они не могут со временем не меняться, но нужно стараться придерживаться существующего киноязыка. Это важно. Кино, развиваясь, должно создавать новое, опираясь на старое, например, в монтаже. Скажем, большую проблему создают клише в киноискусстве.

Настоящее национальное корейское кино на самом деле является настоящим интернациональным кино, именно потому что оно рассказывает о корейцах. Их психологии. А она такая же, как у русских, европейцев, американцев. Она универсальна.

- В песне русского рок-исполнителя есть фраза: «Только так же от боли там плачут, так же в муках рожают детей».

- Именно так. Когда я смотрю таджикское или мексиканское кино, если оно хорошее, я сопереживаю, хотя я ничего не знаю о жизни в Мексике или Таджикистане. Кино, как искусство, - это мощная сила для объединения народов.

Когда я смотрю иностранные фильмы, я что-то чувствую, что-то думаю, сопереживаю. Когда ты делаешь фильм, ты открываешь свое сердце, и если зрители открывают свои сердца для восприятия, они чувствуют то же, что и ты. В этом-то и состоит сила киноискусства.

- А есть ли такие фильмы, которые понимают, например, корейские крестьяне, а я, живущая в Москве - большом мегаполисе - не пойму?

- Конечно. Фильм может рассказывать о национальном герое, о котором вы не знаете, о национальных традициях. Даже мы показывали уникальные черты корейского образа жизни, которые иностранцам непонятны. Но есть же базовые вещи - психология, чувства, страсти - они универсальны.

- Должно ли кино быть реалистическим? Должно ли оно описывать жизнь, как она есть, или же, наоборот, показывать зрителям то, что зрители хотят увидеть?

- Есть фильмы, которые позволяют людям на короткое время убежать от реальности, а есть другие фильмы, которые показывают жизнь во всей ее сложности. Я не вижу проблемы в их сосуществовании. При этом кино должно быть больше, чем просто натуралистическим, как в документальном кино, оно должно быть реалистическим.

Но я убежден, что в любом фильме должна быть мечта! Это не обязательно искусственный мир или искусственные герои, но должна быть мечта о счастье. Кино должно давать надежду. Воспитывать такие качества, как доброта, прощение, благородство, щедрость.

- Может ли искусство изменить мир? Может ли оно сделать жизнь лучше? Есть ли взаимосвязь и взаимовлияние между кино и политикой, экономикой, общественной жизнью?

- Безусловно. Кино - это искусство. Но если оно живет только в пространстве искусства и не связано с жизнью общества и людей, то оно перестает быть искусством. Виды искусства, в том числе и кино, существуют в реальном мире и не могут быть выключены из него. У киноискусства есть свой язык, который отличается от языка других - изобразительного искусства, музыки… И если киноискусство дотягивается со своим языком до зрителей, то оно неизбежно влияет на них.

Очень многое зависит от режиссера. В чем он заинтересован? Что он хочет сказать людям? Смотрит ли он на мир с политической, социологической или психологической точки зрения… Лично мне больше нравится снимать фильмы именно с психологической точки зрения, но и другие подходы возможны и приветствуются. Я сам очень люблю смотреть политические фильмы. Мне очень понравился фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем». Это замечательный фильм. Хотя он рассказывает политическую историю, используется все богатство киноязыка - и с драматической, и со структурной, и с других точек зрения.

- Разрешите задать вам философский вопрос - о соотношении в киноискусстве этики и эстетики, добра и красоты, уродства и зла. Может ли зло быть прекрасным?

- С моей точки зрения - нет! Это попытка обмануть. Во зле не может быть никакой красоты. Некоторые, например, говорят о красоте насилия. Это извращенное понимание. Они просто пытаются представить насилие с эстетической точки зрения. Посмотрите, например, на природу - и вы увидите красоту. В корейском языке слово «красивый» восходит к понятию «похожий на меня». Где тут место злу? То есть подлинная красота находится в наших сердцах, природе и поведении людей.

- Но у злодеев тоже есть сердца…

- Да! В сердце борются две стороны - сторона добра и сторона зла. Иногда побеждает добрая, иногда - злая. И киноискусство должно способствовать победе доброй стороны в человеческом сердце, и показывать всю уродливость - объективную уродливость зла, плохих, недостойных вещей.

И я в своих фильмах рассказывал о злодеях, но всегда пытался взглянуть на них холодно, отстраненно и объективно. Я оставлял зрителям возможность прочувствовать и дать свою оценку.

- Ваше поколение корейских режиссеров было поистине великим, вас знают и ценят по всему миру. А что происходит в настоящее время в корейском кино?

- Сейчас снимается очень много фильмов, в стране появилось большое количество талантливых режиссеров. Они очень хороши - умеют работать с актерами, выстраивать реалистичные мизансцены, делать интересное кино. Но у них есть большая проблема - они утратили сам дух искусства. У них нет подлинных гуманистических ценностей. Им нужно было бы задаваться вопросами - что такое кино? зачем я снимаю фильмы? - а не просто зарабатывать деньги. Они должны были бы думать о кино, как о культуре. А они прислушиваются только к инвесторам, потому что те позволяют им заработать. И это достойно сожаления. Они могли бы делать более ценные фильмы, чем они реально делают.

Коммерциализация кино превращает его в своего рода попкорн или одноразовую салфетку. Каждый год у нас появляется фильм, на который продают 10 миллионов билетов и больше, но на следующий год начинают искать возможность создать еще одну такую выгодную поделку. Но если посмотреть фильм через десять лет, то ужаснешься - невыносимый набор клише! Появляется новый вид плохого ремесленничества.

Но сердце искусства остается, оно не меняется при переходе от классики к современности. Это любовь к творчеству, любовь к созданию фильмов.

Лукреция Рабиновитц, специально для «Кинобизнеса сегодня»


Кто:  Пэ Чхан Хо

Возврат к списку