Нужно снимать такие фильмы, чтобы зритель не терял к нам доверия

Нужно снимать такие фильмы, чтобы зритель не терял к нам доверия Карен Оганесян и Полина Иванова
08.09.2017

О том, как удается держать под контролем множество проектов, среди которых второй сезон «Налета» для Первого канала и комедия «Жизнь впереди», мы поговорили с основателями компании - режиссером и продюсером Кареном Оганесяном и продюсером Полиной Ивановой.

Карен Оганесян и Полина Иванова совместно работают в кинопроизводственной компании KARGO Films с 2016 года. По прошествии чуть более года с момента ее основания эта компания уже успела заявить о себе в качестве заметного игрока на российском кинорынке. Снятый для Первого канала многосерийный фильм «Налет» - адаптация популярного французского Braquo - завоевал очень большую популярность. Параллельно с подготовкой сериала к эфиру начались съемки комедии «Жизнь впереди», проработка сценария трагикомедии «Молоко» и поиск локаций и актеров для боевика «Герой», участие в котором уже подтвердил Владимир Машков. Сейчас KARGO Films готовит к премьере второй сезон «Налета» для Первого канала, совместно с «Марс Медиа» намеревается приступить к съемкам шестисерийной ленты по заказу «НТВ», которые пройдут в Узбекистане, и планирует вместе с компанией «Централ Партнершип» выпустить 28 сентября в широкий кинопрокат комедию «Жизнь впереди».

«Кинобизнес сегодня»: Почему вы решили объединить усилия и работать вместе? Ведь российский кинобизнес сейчас, ввиду ужесточения ряда законов и отсутствия работающей государственной программы по привлечению зрителей в кинозалы, превращается во все более рискованное занятие...

Полина Иванова.jpg  Полина Иванова: У нас был совместный опыт работы над фильмом «Подарок с характером», который мы снимали в другой компании: я в качестве исполнительного продюсера, Карен - режиссера. Думаю, что во время работы над проектом Карен смог увидеть во мне силы для реализации административной составляющей и потенциал для осуществления его творческих идей. Ведь чаще всего бывает, что при работе над проектом продюсер и режиссер, которые должны существовать в полном симбиозе, тянут одеяло каждый на себя. А мы - тот редкий тандем, который крутит педали в одном направлении. Режиссеру, конечно, приходится прилагать гораздо больше усилий, но Карен - это режиссер, который очень близок к производству и всегда представляет, чего стоит каждый, скажем так, творческий каприз. При этом, зная, каким образом его решения влияют на экономику проекта, он чувствует себя гораздо комфортнее, если вся финансовая часть находится в одних руках. Тем более, если человек, в руках которого это находится, близок ему по духу.

Карен Оганесян: Мы оба болеем за конечный продукт, за результат. Думаю, у любого режиссера наступает момент, когда возникает желание реализовывать свои собственные мысли и идеи - делать то, что хочется в первую очередь тебе самому, снимать истории, где можно развивать свои режиссерские таланты. Ведь никто не может знать твои собственные идеи лучше тебя самого. Особенно, когда твои амбиции нацелены не только на то, чтобы развивать отечественный кинематограф, но и, сделаю нескромное признание, на то, чтобы оставить след в мировом. Мимо меня прошло несколько больших проектов, с которыми я не совпал по графику. И когда я себя спросил, почему так происходит, я понял, что если хочешь сделать что-то хорошо, то делай это сам. Во время работы над проектом, о котором говорила Полина, пришло ощущение, что мы находимся на одной волне и мыслим в одном направлении.

- Однако первым вашим совместным проектом стал не собственный, а созданный по заказу Первого канала сериал «Налет», который очень успешно прошел в телеэфире. Большинство вновь открывшихся кинопроизводственных компаний могут о таких заказах только мечтать...

П.И.: Удачное совпадение. Мы только начинали просчитывать производство другого проекта, когда появился этот заказ от канала. Оригинальная версия этого сериала завоевала в Европе очень большую популярность. То, что Первый канал рискнул воплотить в жизнь такой нетипичный для себя формат и из всех режиссеров выбрал Карена Оганесяна, конечно, добавляет нам уверенности в своих силах. Эта нехарактерная для телеканала, не лиричная, а напротив, достаточно жесткая история с первых серий набрала долю 17% телеаудитории, заняла позицию лидера в своем сегменте и уверенно продержалась на ней до самого конца. Здорово, что нам удалось поучаствовать в этом эксперименте и оправдать доверие канала.

Включаясь в работу над проектом, мы с самого начала думали о конечном потребителе. Для того чтобы привлечь широкую аудиторию, на главные роли выбирали актеров, которые могли бы быть интересны совершенно разным ее сегментам. Так для участия были отобраны Владимир Машков, Александр Паль и Денис Шведов. Интересно, что местом, где разворачивается действие, стал Калининград, и город в фильме является персонажем истории, действующим лицом. Мы сознательно ушли от популярного у кинематографистов приема снимать события, происходящие «где угодно», и ввели Калининград в сюжет. Тем самым, похоже, повлияли и на развитие внутреннего туризма: после эфира было очень много отзывов, когда люди говорили, что теперь они загорелись идеей своими глазами увидеть этот город на Балтике.

К.О.: Несмотря на то что это был заказ, весь проект от идеи, сценария, кастинга, съемок и до финального монтажа контролировали мы. Это было очень интересно, ведь он был весьма близок нам по своей стилистике и содержанию. Еще до поступления этого предложения я мечтал сделать нечто подобное. В итоге весь второй сезон, который еще не вышел, но уже готов, полностью придуман и написан нами. К тому же мы работали напрямую с каналом, без «прокладки» в виде большой творческой студии, которая могла бы вмешиваться в творческий процесс или финансовые вопросы. Мне как режиссеру тяжело постоянно слушать о том, на что есть деньги, а на что нет, ведь в результате бывает сложно собрать в голове всю картинку целиком. Гораздо проще и интереснее самому следить за бюджетом и представлять, каким в конечном итоге будет фильм. Ведь как бы то ни было, бюджет все равно влияет на творчество и масштаб продукта.

- Комедия «Жизнь впереди», которую «ЦПШ» выпускает в прокат 28 сентября, - ваш первый полностью самостоятельный совместный проект. Почему именно на него пал выбор?

К.О.: Меня очень зацепила история. Мне кажется, что в современном кинематографе крайне мало персонажей, способных каждому напомнить кого-то из его окружения: родных, близких, друзей, соседей, одноклассников. И герои этой истории выглядели в сценарии очень жизненно. Никто из них не идеален, но в жизни все зачем-то скрываются под удобными масками. Мне как режиссеру показалось интересным попытаться в этом разобраться.

П.И.: Карен когда-то проводил подготовительный период по этой ленте, планируя ее снимать как режиссер, но в другой компании. И с тех пор этот сценарий никак не выходил у него из головы. Он много о нем рассказывал, а потом предложил почитать. И меня эта история тоже увлекла. Мне кажется, она вообще никого не может оставить равнодушным, потому что это действительно «про всех». Зритель в ней, возможно, узнает самого себя.

- Во всех ваших проектах снимаются очень популярные артисты. Вы считаете, что зритель ходит в кинотеатры смотреть на актеров? И как это укладывается в разумную экономику проекта, которую вы обосновали?

К.О.: Фильм - это не только история, режиссер, оператор и актеры, есть еще немало составляющих, которые важны для конечного продукта. Не бывает так, чтобы в хорошей картине были блестящие актеры, а все остальное плохое. Не надо забывать, что артисты становятся популярными благодаря своему таланту. И когда делаешь проект, рассчитанный на «кассу» или рейтинги, то без таких лиц не обойтись. Ведь прайм-тайм телеэфира требует, чтобы три-пять-семь главных ролей исполняли «топовые» звезды. При этом я всегда стараюсь показать артиста по-другому и предложить ему что-то, отличное от того, что он уже делал, или даже прямо противоположное. Когда я предлагал актерам сценарий «Жизнь впереди», то заранее никого не предупреждал, какую именно роль хочу им предложить. В итоге все увидели себя на месте совершенно других персонажей, нежели в итоге получили. Это был своего рода эксперимент, в результате которого все были счастливы и увлечены процессом. А такие опыты всегда взаимовыгодны, потому что в такой ситуации раскрывается актер и раскрываешься ты как режиссер. Ведь чтобы герой стал интересным, нам вместе приходится искать нестандартные решения.

Взять, к примеру, Александра Паля. За ним утвердилось амплуа комедийного актера, а в сериале «Налет» он играет очень серьезного и крутого парня, который работает в очень серьезном и крутом отделе полиции, которым руководит очень серьезный и крутой Владимир Машков. И в этой драматической истории Александр показал себя как хороший актер с большим диапазоном. А в комедии «Жизнь впереди» Паль играет героя, трепетно влюбленного в свою одноклассницу на протяжении многих лет. И такую лиричность, пусть и доведенную до гротеска, что в итоге и превращает любовную историю в комедию, мне кажется, ему еще нигде не удавалось показать.

П.И.: Производственный бюджет у нас скромный, но по нынешним меркам и не маленький. И, конечно, участие таких больших звезд стало значительной его статьей. Но поскольку эта история «человеческая» и не требовала большого количества дорогостоящих трюков и спецэффектов, то мы изначально отталкивались от этой составляющей и старались экономить на чем-то другом. У каждого проекта свои цели, и кастинг проводится в зависимости от них. Если бы мы снимали триллер на Дальнем Востоке, то вряд ли стали бы приглашать известных актеров, а для того чтобы достичь правдоподобности, проводили бы длительные пробы и искали бы малоизвестную талантливую молодежь. Но когда мы делаем сериал для прайм-тайма, то правила игры нас обязывают. И если мы делаем коммерческое кино (в основе которого история не только для смеха, но и для того, чтобы задуматься) и хотим завлечь на нее зрителя в кинотеатры, то нам важно участие хороших и раскрученных актеров. Сейчас у нас в работе шестисерийный фильм «Юбилейный», где режиссер поставил кастинг-директору очень амбициозную задачу, - найти на все роли артистов, с которыми он никогда не работал. Кроме Владимира Машкова.

- Что было самым затратным и увлекательным при работе над «Жизнью впереди»?

П.И.: Очистка прав на музыку, поскольку в фильме ее достаточно много. Да, многие современные авторы и исполнители просто подарили нам свои песни, но оказалось, что часть композиций по независящим от них причинам со временем обрели другого правообладателя, и вот эти песни пришлось выкупать. А в съемочном процессе, как всегда, в числе самых значительных статей расходов были экспедиция (мы уезжали на съемки одной из сюжетных линий в Ярославль) и трюковые сцены, которых пусть было и немного, но все они очень важны для развития сюжета. Например, чтобы снять аварию с героями Дениса Шведова и Артура Смольянинова, мы задействовали три одинаковые машины: одну взяли в аренду и ездили на ней, а две купили. Причем одна из них стояла в специальном устройстве наподобие центрифуги, поскольку режиссеру было важно крупно снять эмоции героев и вещи, которые после столкновения разлетаются по салону, а другую пришлось взорвать.

К.О.: Все трюки в этой картине выполняли сами актеры, несмотря на то что профессиональные каскадеры, конечно, на площадке присутствовали. Стараюсь, чтобы на площадке актеры работали по максимуму. Всем интересно делать то, чего они не делали раньше. Актеры увлекаются своей профессией как раз потому, что в жизни многое невозможно попробовать, а в кино таких шансов хоть отбавляй. Каждому интересно проверить себя и посмотреть, на что способен ты, а не твой герой. Думаю, что настоящие артисты как раз и живут этим драйвом. Работа на «Налете» с Владимиром Машковым доказала это несколько раз. Даже очень суровую сцену из второго сезона Владимир Львович выполнял без дублеров. В американском и европейском кинематографе актеры сами выполняют большинство трюков, за это как раз и получая награды. Потому что это позволяет снимать интересно с технической точки зрения, ведь можно показать лицо актера и его эмоции крупным планом. В то время как в нашем кино дублеры появляются даже там, где без них вполне можно было бы обойтись.

- Как вы оцениваете конкурентное окружение вашей картины в прокате?

К.О.: Не совсем правильно считать своих коллег из России конкурентами. Мы должны вместе соперничать с западным кино, а не друг с другом. Нужно снимать такие фильмы, чтобы зритель не терял к нам доверия и шел в кинотеатр именно на отечественные драмы, комедии, боевики. И с каждой лентой нужно ставить себе планку все выше, чтобы в конце концов сравняться с западными блокбастерами. А в идеале, чтобы наше кино стало востребованным и за рубежом.

П.И.: И все же мы старались найти дату, когда не будет больших релизов зарубежного производства, потому что делить с ними экраны - дело совершенно неблагодарное. Ведь суммы, потраченные на продвижение западных фильмов, не могут даже близко сравниться с рекламными бюджетами отечественных лент. Тем не менее, пожелаем удачи всем!

- Будут ли в продвижении картины использованы какие-нибудь нестандартные методы?

П.И.: Мы получили очень большой объем поддержки от сайта «Одноклассники». Конечно же, тематика фильма им очень близка, поэтому они проводят большой конкурс-флешмоб, где стараются увлечь аудиторию воспоминаниями о школьной жизни. К тому же актеры нашей ленты имеют огромное число подписчиков в соцсетях. Этим инструментом мы тоже активно пользуемся, и он приносит неплохие плоды. Еще мы проводим большую промокампанию совместно с нашим партнером - телекомпанией «НТВ», которая, помимо традиционной поддержки роликами, предлагает еще и обширное эфирное промо.

К.О.: Канал «НТВ» в роли партнера у нас появился почти случайно - и в тот самый момент, когда он больше всего был нам нужен. Это еще одно удачное совпадение. Мы обсуждали несколько проектов, которые планировали делать совместно. В ходе переговоров руководители канала попросили почитать сценарий «Жизнь впереди», а после этого захотели поучаствовать в создании фильма. К тому же «НТВ», недавно презентовавший новый сезон, сейчас меняет свою тематику, которая была, в основном, сурово криминальной, и старается больше ориентироваться на семейную аудиторию. И часть этой программы - поддержка отечественного кино. Они уже успешно выпустили «Дуэлянта» и «Ледокол» и, насколько нам известно, не собираются на этом останавливаться.

П.И.: Кроме перечисленных партнеров, в картине участвует «Главкино», а вообще проект поддерживает Минкульт.

- Как вы для себя определяете целевую аудиторию фильма? Для кого вы его снимали?

П.И.: Действие картины развивается по четырем основным сюжетным линиям, и все 12 известных актеров играют главные роли. Мне, например, близка одна линия. А те немногочисленные зрители, которые уже успели посмотреть фильм, реагируют на совершенно разные вещи. Например, точно понятно, какие сцены «зацепят» мужчин, а какие больше нравятся женщинам. Возможно, слишком амбициозно заявлять, что это кино для всех, но в данном случае именно так и есть.

К.О.: Может быть, это кино и не для всех, но оно про всех нас. Таких, какими мы были в школе. И когда ты снимаешь что-то настоящее, то веришь в то, что оно понравится всем. А что касается конкретного выделения целевой аудитории, то я не слишком верю в то, что в кино ходит только молодежь. В кинотеатрах все меньше молодежи, но все больше наших ровесников и ровесников наших актеров, о которых как раз и идет речь в ленте. Очень хотелось сделать фильм, который не просто проживет две-три недели в кинотеатрах, но и будет еще долго интересен потом зрителям во время показов по телевидению.                                                          

Кто:  Карен Оганесян и Полина Иванова

Возврат к списку