Новые сервисы comScore качественно изменят работу с данными в киноиндустрии

Новые сервисы comScore качественно изменят работу с данными в киноиндустрии Роман Исаев
31.01.2019

О новостях в системе агрегации и обработки информации о кассовых сборах comScore нам рассказывает глава российского офиса компании Роман Исаев.

Евгений Володин: С момента публикации последней нашей беседы прошло почти два года. Что изменилось в сфере предоставляемых comScore услуг после смены бренда?

Роман Исаев: За прошедшее время корпорация comScore предприняла ряд шагов по развитию спектра аналитических сервисов. В частности, в партнерстве с компанией Showtime Analytics мы активно продвигаем два сервиса, популярность которых сегодня во всем мире очень быстро растет. Это сервисы Insights, предназначенный для глубокой аналитики показателей работы киносетей, и Engage, который позволяет разрабатывать детальные рекламные кампании, ориентированные на точно рассчитанные группы потребителей - посетителей конкретного кинотеатра (или сети), жанра или франшизы.

На базе этих сервисов в середине 2018 года были разработаны и сегодня готовятся к запуску еще два сервиса, которые, по отзывам первых пользователей, имеют огромный потенциал для распространения на международных рынках. Первый из них - Collaborate - это инструмент, помогающий дистрибьюторам и киносетям совместно создавать рекламные кампании. Используя этот сервис, прокатчик получает уникальную возможность донести информацию о выходящем новом фильме до аудитории конкретного кинотеатра / сети с учетом пола, возраста, зрительских предпочтений и ряда других характеристик, используя для этого каналы, по которым кинотеатр / сеть взаимодействует со своими зрителями. И, наконец, венчает новую систему аналитики работы кинотеатров сервис Benchmark, который добавляет к функционалу сервиса Insights, уже получившего достаточно широкое распространение, оценку доли того или иного кинотеатра / сети в общих сборах кинопроката страны или региона. Этот сервис позволит владельцу кинотеатра или сети изучить свое место на рынке, динамику бизнес-показателей и т.д.

- Все перечисленные сервисы - это самостоятельные программные продукты, или они будут интегрированы в привычный интерфейс IBOE?

- Это самостоятельные сервисы с собственным интерфейсом, которые для своей работы используют накопленные за много лет базы данных comScore.

- Во время нашей предыдущей беседы вы возлагали большие надежды на запуск системы автоматического формирования отчетности SWIFT. Как обстоят дела с ее внедрением?

- В течение 2018 года мы совместно с нашими партнерами, компанией Walt Disney Studios Sony Pictures Releasing, закончили подготовку к внедрению этой системы на рынке Российской Федерации. Напомню, что этот сервис с отдельным, самостоятельным интерфейсом призван помочь кинотеатрам сэкономить огромное количество ресурсов благодаря автоматизации процесса формирования актов-отчетов о прокате фильма после его завершения: если раньше эту трудоемкую задачу выполняли сотрудники кинотеатров, то теперь она будет решаться в автоматическом режиме, нажатием одной кнопки. Так же просто выводятся на печать все еще необходимые в нашей индустрии бумажные отчеты. Кинотеатрам и прокатчикам хорошо знакомы проблемы, вызванные необходимостью вовремя формировать эти акты, и последствия несвоевременного предоставления отчетности, а система SWIFT как раз призвана очень существенно облегчить им жизнь, повышая финансовую дисциплину в комфортных условиях интерфейса программы.

- Эта система отлаживалась совместно с WDSSPR, но подходят ли формируемые с ее помощью акты для всех прокатчиков?

- Этот сервис был разработан comScore по собственной инициативе, отвечая на запрос со стороны индустрии. Первым откликнулся на нашу идею головной лос-анджелесский офис Sony, который поддержал наше предложение. Мы в Москве активно сотрудничали с российским офисом Sony, входящим в структуру WDSSPR, по обкатке и внедрению этой программы. Сервис предназначен для работы в сегменте дистрибьюции на всех мировых рынках, и в настоящий момент мы активно ведем переговоры о его внедрении с остальными прокатными компаниями, причем не только с мэйджорами, но и с независимыми прокатчиками, которым он может быть не менее полезен.

- А кому-то, возможно, и более, поскольку у многих независимых дистрибьюторов достаточно скромный штат, и каждому работнику приходится выполнять огромное количество функций...

- Совершенно верно, и мы надеемся, что независимые прокатчики вместе с остальными игроками рынка по достоинству оценят предлагаемый нами сервис.

- А их не может отпугнуть стоимость подписки?

- Для кинотеатров установка модуля SWIFT абсолютно бесплатна, а для дистрибьюторских компаний ежемесячная плата составляет не очень большую сумму, посильную даже для маленьких фирм.

- А в самой базе данных comScore что-либо меняется или ее структура остается неизменной?

- Безусловно, база развивается вместе со всей индустрией. Я надеюсь, пользователи замечают появление в нашем интерфейсе новых отчетов и новых срезов аналитики. За 2018 год мы перестроили географическую структуру базы, и сегодня она полностью соответствует административному делению РФ, позволяя подняться от кинотеатра к городу, региону, федеральному округу и данным в целом по стране или группе территорий: в кластер РФ+СНГ по традиции включается практически весь бывший СССР - как вы знаете, деятельность comScore сегодня охватывает большую часть постсоветского пространства.

База comScore продолжает развиваться, видоизменяться, и с начала 2019 года мы планируем отказаться от работы одновременно в двух вариантах интерфейса, прекратив поддержку старого варианта, все функции которого доступны в новом интерфейсе. Также в 2019 году мы продолжим работу над полноценным мобильным приложением, которое очень востребовано рынком. У меня была возможность познакомиться с его бета-версией, я могу ответственно заявить, что это будет простое, изящное и интуитивно понятное приложение. Надеюсь, что в течение 2019 года мы запустим его в работу, а пока предлагаем своим клиентам промежуточное решение, которым с удовольствием пользуются многие топ-менеджеры российской киноиндустрии, - Executive Studio Dashboard.

- Вы упомянули территорию, в которую входят Россия и страны СНГ. Украина в мировом прокате считается отдельной территорией с достаточно развитым рынком, но в базах данных comScore эта страна не представлена. Есть ли планы по выходу компании на украинский рынок?

- Рынок кинопроката Украины исторически всегда рассматривался Американской киноассоциацией (MPAA) отдельно от России и стран СНГ благодаря достаточно высокому уровню развития киноиндустрии в этой стране. Прямые договоры между студиями и украинскими дистрибьюторами показались в свое время голливудским мэйджорам более выгодными, чем работа на украинском рынке при посредничестве российских прокатчиков. Рынок Украины очень важен для понимания событий и тенденций в киноиндустрии на постсоветском пространстве, и я нахожусь в постоянном диалоге с нашим головным офисом в США о перспективах работы корпорации comScore на Украине. Пока окончательное решение не принято, но необходимость давно назрела, украинскому рынку нужна прозрачная статистика, и всем нам понятно, что в течение одного-двух лет Украина должна войти в число стран, в которых доступны сервисы comScore.

- С развитием системы ЕАИС многие представители крупных СМИ стали использовать ее открытые данные в своих публикациях, делая ей прямую рекламу. Нет ли у руководства comScore планов открыть для всеобщего пользования какие-то, пускай даже самые общие данные?

- Корпорация comScore несет перед своими клиентами-дистрибьюторами ответственность за точность и полноту предоставляемых данных, тогда как ЕАИС оперирует данными, которые присылают кинотеатры, иногда и через формируемые вручную модули выгрузки. Наша закрытость обусловлена фундаментальными принципами работы компании. Прежде всего, comScore - это коммерческая организация, имеющая целью получение дохода от продажи своих услуг. На сегодняшний день, насколько мне известно, планов открыть доступ к какой-то части баз данных comScore где-либо в мире не существует, хотя я не могу исключить, что, ввиду специфики российского рынка, в будущем в открытом доступе что-то может появиться.

- На сегодняшний день comScore - не единственная система сбора и аналитики данных о бокс-офисе. Как вы относитесь к конкурентам и следует ли ждать их прихода на российский рынок?

- Действительно, за последний год в СМИ периодически появлялись сообщения о том, что популярная в некоторых странах мира билетно-кассовая система Vista разработала собственные сервисы аналитики, которые начали внедряться на тех рынках, где она наиболее распространена. В России и СНГ программными средствами Vista сегодня пользуются сеть «КАРО» и кинотеатр «Кинопарк» в Ереване (Армения), поэтому говорить о достаточном распространении продукции этой компании в нашем регионе пока рано. Признавая определенную функциональность разработанных компанией Vista сервисов, необходимо помнить о том, что они эффективны только в интеграции с самой билетно-кассовой системой, и использование их в сетях, использующих программное обеспечение других производителей, представляется весьма затруднительным.

- Планируется ли вводить в базы comScore такой параметр как количество сеансов?

- Да, причем это будет сделано уже в ближайшее время. В настоящий момент мы проводим тестирование новой структуры передачи и обработки данных совместно с уважаемой сетью кинотеатров «Киномакс». Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность Борису Асриеву и Дмитрию Нартову за то, что они предоставили технические ресурсы своей сети для тестирования и отладки новых, более удобных и востребованных индустрией форматов отчетности. Технические работы в этом направлении подходят к концу, и я полагаю, что в первом квартале 2019 года мы сможем перейти на трекинг кассовых сборов с учетом посеансового среза данных по всей стране. Кроме того, еще одним нововведением станет контрольный модуль ChangeDayGross, который будет на постоянной основе мониторить любые изменения, произошедшие в билетной системе кинотеатра, и незамедлительно отправлять изменившиеся цифры в базу comScore.

Все эти новации были бы невозможны без нашего плотного стратегического сотрудничества с компанией «Киноплан», на продуктах которой («UCS-Премьера» и «Кинокасса») мы и отлаживаем работу этих инструментов. За этот важный и непростой труд хотел бы сказать отдельное большое спасибо руководителю направления «Премьера» Дмитрию Демьянцеву и, конечно же, идеологу и шефу «Киноплана» Анатолию Кузьменко.

- Чем еще вы планируете удивить или порадовать кинобизнес в следующем году?

- Совместно с нашими партнерами, компанией Gower Street Analytics, мы разработали сервис Forecast по прогнозированию сборов того или иного фильма применительно к конкретной дате релиза. Сегодня этот сервис проходит финальную обкатку в Великобритании, и могу с гордостью заявить, что разработчикам удалось довести точность получаемых с его помощью прогнозов до 93%. Forecast так же, как вышеупомянутые сервисы, будет использовать базы данных comScore и обладать собственным интерфейсом. Естественно, точность прогноза будет весьма существенно зависеть от даты его составления: чем ближе премьера и чем больше данных о фильме у студии и продюсеров, тем точнее прогноз. Зная примерный график релизов в желаемом временном интервале, продюсер или прокатчик может загрузить все свои имеющиеся дополнительные данные и простым перемещением по календарю выбирать наиболее оптимальную дату с точки зрения максимизации возможных сборов.

- Процесс замены разного рода аналитиков искусственным интеллектом идет полным ходом во многих отраслях экономики...

- Совершенно верно. Представители прокатных компаний прекрасно знают, насколько эта работа сложна, трудоемка и подчас неблагодарна, но с распространением Forecast составление прогнозов кассовых сборов встанет на накатанные рельсы. «Вкалывают роботы - счастлив человек», как поется в песне из популярной детской ленты.

- Чего бы вы хотели пожелать участникам индустрии в будущем году?

- Я желаю всем игрокам российского и мирового кинобизнеса здоровья и процветания, мудрой расстановки релизов по дням календаря и, конечно же, роста кассовых сборов. Мы, со своей стороны, будем делать все, чтобы их работа становилась еще более удобной: на будущий год планируется расширение штата московского офиса comScore и продолжение разработки новых сервисов аналитики, которые существенно изменят структуру работы с данными в нашей сфере. Надеюсь, что в 2019 году те немногочисленные, но очень важные для российской индустрии дистрибьюторские компании, которые пока не являются пользователями comScore, станут нашими клиентами и по достоинству оценят преимущества, предоставляемые прокатчикам нашими базами и аналитическими инструментами.                                                    

Кто:  Роман Исаев

Возврат к списку