Нам нужен не вал, а эффективность

Нам нужен не вал, а эффективность Олег Березин
09.03.2022

В конце января в Мичуринске, Тамбове и Липецке прошла очередная, 12-я кон­ференция Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК). На вопросы заместителя главного редактора «Кинобизнеса сегодня» отвечает председатель Ассоциации Олег Березин*.

Евгений Володин: Почему 12-я конференция АВК проходила сразу в трех городах? В чем фишка? И вообще, как выбираются места для проведения ваших конференций?

Олег Березин: Мы с самого начала решили, что будем проводить наши встречи в разных городах. Выбирая локацию, мы исходим из того, что, во-первых, раньше мы в этом городе не были, во-вторых, это должен быть интересный город с точки зрения кино и кинотеатров, и в-третьих, в нем должен работать кто-то из наших членов - тот, кто сможет взять на себя заботы по организации мероприятия на месте.

Таким образом, все наши конференции проходили в разных городах. Выбирая место для 12-й конференции, завершившейся 31 января, мы остановились на Мичуринске. Этот город крайне интересен с исторической, архитектурной и культурной точек зрения. Фактически это образец симпатичного провинциального в хорошем смысле слова города: его жители считают себя российскими провинциалами, но это понятие абсолютно не ущемляет их гордость и достоинство. В этом городе всего один кинотеатр «Октябрь», директор которого Михаил Малахов и стал представителем «принимающей стороны». Выбрав для проведения очередной конференции Мичуринск, мы подумали, что Тамбов и Липецк находятся в относительной (по российским меркам) транспортной близости и тоже представляют интерес в культурно-историческом и кинематографическом плане, и неплохо было бы успеть побывать сразу в трех городах. И мы успели! Арендовав автобус, один день мы провели в Мичуринске, на второй день успели не только поработать в Тамбове (там проходила часть деловой программы), но и посетить городские достопримечательности, и затем познакомились с Липецком и липецкими кинотеатрами.

- Замечательно, когда удается совместить приятное с полезным - собраться и обсудить насущные вопросы и одновременно попутешествовать и посмотреть новые места.

- Мы не просто смотрим новые места - мы изучаем опыт местных кинотеатров, общаемся с их владельцами. При этом у нас есть правило приглашать представителей всех местных кинотеатров на наши конференции вне зависимости от того, являются они членами АВК или нет. Ведь основной целью наших конференций всегда было и остается живое общение.

- Какие вопросы вы обсуждали на этот раз?

- Как правило, на конференциях мы обсуждаем вопросы, которые не можем решить, встречаясь меньшим составом лично или в онлайне. Дискуссии проводятся, как вы знаете, без приглашения прессы и без записи, а предметы обсуждения бывают весьма щепетильными.

На 12-й конференции все вопросы были сгруппированы в три больших блока. Первый - это внутренние вопросы, я чуть позже поясню содержание этого блока подробнее. Второй блок деловой программы был посвящен встрече с владельцем киноторговой компании «Вольга» Сергеем Ершовым, а темой третьего стали проблемы с мотивацией нового поколения персонала кинотеатров. Мы, как и представители, пожалуй, любого бизнеса, сталкиваемся сегодня с тем, что новые кадры возрастом 20-22 лет очень отличаются по отношению к работе, по мотивации и другим личностным характеристикам не только от 30-40-летних, но даже от 25-летних. И традиционные мотивационные методы оказываются для таких работников совершенно неэффективными, что вынуждает нас искать к этому поколению особые подходы. К сожалению, за время пандемии очень много опытных сотрудников кинотеатров уволились и не вернулись на свои рабочие места (и это тоже тема для отдельной дискуссии - почему они не возвращаются в кинотеатры, а остаются работать курьерами и таксистами).

Темой первого блока конференции стали внутренние вопросы, которые возникают у всех членов нашей Ассоциации и содержание которых мы, как правило, не можем обсуждать публично. Например, нас очень волнует такая тема, как господдержка. Дело в том, что вся государственная поддержка индустрии кинематографа сводится к прямой поддержке производителей контента - продюсеров. Как вы знаете, в 2021 году кинотеатры остались со своими проблемами один на один, и на нашей конференции в том числе мы обсуждали методы изъятия части средств, направляемых государством на поддержку киноиндустрии, у продюсеров в пользу кинотеатров. Мы можем предать гласности в нашем узком индустриальном кругу саму тему - пусть продюсеры знают (смеется), но не будем раскрывать методов, которыми предполагаем в этом направлении действовать.

Естественно, мы обсуждали нашу ценовую политику. Мы видим, что зритель готов к повышению цены билета, понимая влияние инфляции и растущее качество услуг кинотеатра.

Мы обсуждали наше взаимодействие в ФАС в части противодействия некоторым пока еще сохранившимся недобросовестным практикам дистрибьюторов, которые, к сожалению, сегодня еще имеются в нашей индустрии.

В фокусе наших дискуссий были и сервисные сборы с билетов - эта тема волнует не только нас, но и онлайн-платформы. Расходы на эквайринг растут, равно как и доля онлайн-продаж, при этом мнение, что кинотеатру выгодны онлайн-продажи, не совсем верно, поскольку рост продаж билетов онлайн зачастую ведет к снижению доходов от concession.

Безусловно, мы не могли обойти своим вниманием РАО, поскольку эта давняя проблема, к сожалению, до сих пор не нашла приемлемого для всех сторон решения. Тем не менее, работа в этой области идет уже на уровне Госдумы и правительства, и мы надеемся, что позитивные сдвиги не за горами.

Еще одна важная проблема, на которой мы останавливались подробно, возникла относительно недавно. Мы видим, что все больше и больше средств, направленных на господдержку киноотрасли, уходит в сектор производства контента для онлайн-платформ.

- Многие продюсеры поняли, что при менее трудоемком и затратном производстве «сериальный» контент позволяет вполне прилично зарабатывать. Так зачем же им связываться с более рискованными вложениями в кинотеатральную продукцию?

- Да. Тем более что сегодня онлайн-платформы соревнуются друг с другом в производстве оригинального контента, вкладывая в него значительные средства, при этом сами же признают, что большая часть этих вложений расходуется не на производство, а на маркетинг. Естественно, что продюсеры массово переключаются на производство продукции для платформ, потому что она дешевле и проще даже с точки зрения содержания: для того чтобы рассказать историю за полтора часа, требуется намного больше умения и таланта, чем для подачи ее в виде восьми серий сериала.

Мы видим, что государство никак не реагирует на этот тренд и не может на него влиять, и в результате неуклонно падает число отечественных фильмов, которые рассчитаны на коллективное сопереживание и которые снимаются именно для большого киноэкрана.

Заметим, что эта тенденция не зависит от бюджета. Например, фильм «Чемпион мира» можно назвать классическим примером высокобюджетной, очень качественной картины, которая предназначена для онлайн-платформ. Я посмотрел этот фильм, он мне очень понравился, но я понимаю, что он не вызывает у зрителя коллективных эмоций, коллективного сопереживания - и это отражается на его бокс-офисе.

Когда мы видим кино, которое сделано для большого экрана - того же условного «Человека-паука» - мы сразу собираем два миллиарда. Как только мы видим кино, сделанное для коллективного, семейного просмотра, как, например, «Последний богатырь» - мы собираем два миллиарда, даже несмотря на все ограничения и проблемы, с ними связанные. То есть результат заметен каждый раз, когда на экраны выходит фильм, созданный для показа именно в кинотеатре.

Переориентация российского кинематографа на производство для домашнего экрана, или, как я люблю говорить, «на Оскар либо на Нетфликс» - очень опасная для нас тенденция: ведь при сокращении числа отечественных фильмов, создаваемых для большого экрана, их место занимают зарубежная продукция. А поскольку одним из главных критериев эффективности киноотрасли с точки зрения государства была и остается доля отечественного кино, снижение этого показателя чревато в дальнейшем какими-нибудь неадекватными решениями со стороны регуляторов. И особая проблема - это еще и запредельное количество фильмов, претендующих на массовый прокат, на заполнение экранной емкости кинотеатров, кинопродукции, совершенно не соответствующей ни уровню, ни сути кинотеатрального проката. Нам реально нужно бескомпромиссное по качеству кино, созданное для просмотра в кинотеатре, а не где попало.

В рамках первой части конференции мы выслушали четвертую часть «секретной» серии докладов «ФНС против всех», которую делает владелец сети «Синема 5» Алексей Воронков. Как нетрудно догадаться из названия, этот доклад был посвящен различным вопросам, связанным с налогами.

Вот вкратце то, о чем мы говорили в первой части нашей конференции.

Вторая часть была, как я уже успел сказать, посвящена встрече с Сергеем Ершовым. Мы регулярно встречаемся и общаемся с руководителями дистрибьюторских и продюсерских компаний - например, не так давно мы встречались с Сергеем Сельяновым, Алексеем Рязанцевым, Вадимом Ивановым, Вадимом Верещагиным. Эти встречи очень полезны для обеих сторон: как показывает практика, продюсеры и прокатчики крайне редко бывают знакомы с владельцами кинотеатров.

Встреча с Сергеем Ершовым особенно интересна еще и тем, что он представляет собой классический пример именно кинопредпринимателя. Сергей за свои деньги покупает (именно покупает, в отличие, например, от дистрибьюторов студий-мейджоров) права на фильмы, делает долгосрочные инвестиции в кинопродукцию, рискует своими средствами. Дискуссия получилась очень интересной и плодотворной, мы обсудили целый ряд вопросов, обменялись мнениями и обогатились новыми знаниями. Хочется выразить признательность Сергею Ершову, который накануне встречи почувствовал недомогание, но все же смог найти силы для того, чтобы буквально на несколько часов приехать к нам. Спасибо ему за этот геройский поступок, за понимание и желание услышать и понять точки зрения друг друга.

Третью часть нашей конференции проводил известный бизнес-тренер Павел Коротин, и она была посвящена вопросам мотивации и взаимодействия с молодым поколением персонала.

- АВК создана в середине 2017 года, в этом году ей исполнится пять лет. За это время сделано что-то, что невозможно было бы достичь без ассоциации?

- Интересно, что 12-я конференция день в день совпала с первой встречей в Красноярске в том же 2017 году инициативной группы, на которой мы и приняли решение о создании «Клуба предпринимателей», ставшего основой для создания АВК. А в июне того же года в Сочи в «Нептуне» мы уже обсуждали юридические вопросы регистрации Ассоциации.

Главным итогом работы нашей Ассоциации я считаю превращение с ее помощью владельцев кинотеатров в полноправных участников рынка. Заметим, что и до создания АВК кинотеатры пытались объединяться - вспомните тот же «Киноальянс» или региональные объединения, но слышать наш голос начали лишь после того, как была создана АВК. Мнение владельцев кинотеатров теперь принимается во внимание и на государственном, и на индустриальном уровне, и даже те представители кинотеатров, которые не входят в Ассоциацию в качестве полноправных членов, всегда интересуются мнением АВК. Только ради этого имело смысл создавать Ассоциацию, не говоря уже о той работе, которую мы проделали в течение тяжелейшего для индустрии 2020 года, защищая на всех уровнях наши права. Государство так устроено, что различные ведомства - такие как министерство финансов, культуры или экономического развития - не станут даже разговаривать с частным лицом, но обязаны общаться с нами, как с отраслевой профессиональной организацией. Безусловно, осталось еще множество нерешенных задач, но уже сегодня можно сказать, что эти пять лет мы прожили не зря, и нам есть чем заниматься дальше.

- Как часто на встречах и конференциях поднимаются новые темы, которые ранее не обсуждались? Появлялись ли в жизни АВК вопросы, о которых вы не могли и подумать в момент создания ассоциации?

- Безусловно, такие вопросы появляются довольно регулярно. Например, тема с АВК-тестом, или самосертификацией кинотеатров, появилась совсем недавно. В качестве других примеров можно привести задачу по созданию механизма господдержки художественных кинотеатров и даже вышеупомянутую проблематику взаимоотношений с ФНС. Ну и, конечно, тема прямой господдержки кинотеатров в 2020 году пять лет назад могла присниться только в страшном сне.

Периодически в рамках АВК появляются рабочие группы для решения новых задач, которые возникают в процессе повседневной деятельности. Но нередко случается, что после решения поставленного вопроса посвященная ему рабочая группа просто распускается, у нас нет цели деятельности ради деятельности - нам важен результат. Так, например, было с группой, которая занималась так называемой «доступной средой». После выхода очень «сырого» приказа Минкультуры о тифлокомментировании нам пришлось создать отдельную группу для работы над его обновлением и совершенствованием. И когда все вопросы были решены, компромиссы найдены и вышла новая версия приказа, необходимость в существовании этой группы отпала. По крайней мере, пока.

Некоторые рабочие группы в процессе работы видоизменяются: например, в начале деятельности АВК была создана группа «Диктат мейджоров», которая со временем была переименована просто в «Мейджоры», а сегодня называется «Дистрибьюторы», потому что решает вопросы взаимодействия со всеми прокатными компаниями; да и тон отношений дистрибьюторов с кинотеатрами сегодня уже не тот, что был пять лет назад.

АВК - живой организм, который сам себя регулирует. Если возникает проблема - создается рабочая группа для ее решения, но если при этом никто не желает участвовать в этой рабочей группе - значит, проблемы просто нет. У нас нет специальных сотрудников, которые занимались бы решением всех проблем сразу, и это стимулирует членов Ассоциации принимать активное участие в деятельности рабочих групп. При этом каждый член Ассоциации не может принимать участие более чем в двух рабочих группах - таким образом, исключается теоретическая вероятность того, что несколько активистов будут решать все вопросы за всех остальных.

- Как кинотеатры пережили 2021 год? Стал ли он легче 2020-го?

- Пожалуй, психологически он был даже сложнее. В 2020 году введение карантина было сродни хирургической операции, мы были вынуждены закрыть кинотеатры, и это экономически было очень тяжело, но ни у кого из нас не было психологического опыта, как к этому относиться. В 2021-м неопределенность будущего и необъяснимые с логической, эпидемиологической и экономической точек зрения запрещающие действия региональных властей многие из нас переживали намного тяжелее. «Отрезать и забыть на время» оказалось легче, чем периодически бередить только начинающую заживать рану.

2021 год разительно отличался от 2020 года и методами взаимодействия с чиновниками. В 2020 году наши основные усилия были сосредоточены на федеральном уровне, а в 2021 году, когда все решения по ограничениям деятельности были спущены на уровень регионов, мы перефокусировались на региональную повестку. И в результате в Ассоциации родилось очень хорошее, очень полезное начинание: мы стали создавать региональные представительства. В тех регионах, где наши члены ощущали необходимость взаимодействия с региональными властями, возникли региональные отделения, объединяющие вокруг себя кинотеатры региона (которые могут и не входить в АВК) и уделяющие особое внимание решению местных вопросов. Особую активность в этой области проявили Петербургская, Самарская, Белгородская, Калининградская и, конечно, Уральская диаспоры, и это движение лично мне очень нравится: ковид рано или поздно пройдет, а вовлеченность региональных кинотеатров во взаимодействие друг с другом и с местной властью останется.

- Вы вскользь уже упомянули тему неминуемого роста стоимости кинобилетов. Этот рост все более заметен, но цена билета все равно недостаточна для того, чтобы сделать посещение кинозала уникальным, особенным событием. Чего не хватает для того, чтобы цена билета отражала уникальность услуги?

- Очевидно, что изменение цены билета - это дорога с двусторонним движением. Все понимают, что увеличить ее в одностороннем порядке - значит получить негативную реакцию зрителей. Мы должны меняться в плане увеличения качества услуг, комфорта и безопасности кинозалов и предложения хороших фильмов. Однако последнее уже не в нашей компетенции, поэтому нам надо взаимодействовать с продюсерами и дистрибьюторами, убеждая их предоставить нам соответствующий контент, за который нам не стыдно будет брать повышенную плату. Вот мы и говорим о том, что нам нужно не просто больше фильмов, а больше фильмов, созданных для показа в кинотеатрах, для которых мы можем назначать более высокую цену билета.

Я убежден, что адекватная цена кинобилета сегодня должна составлять примерно тысячу рублей. Но за эту тысячу мы обязаны предоставить зрителю адекватное качество услуг и контента, уходя в «премиальный» сегмент. Кинотеатр должен стать для нашего зрителя гарантом качества услуг и качества контента, вот что для нас сегодня наиболее важно.

Кстати, на встрече с Сергеем Ершовым мы говорили в том числе и о том, что количество анимации, которую современные дети могут посмотреть на YouTube, в миллионы раз больше, чем число анимационных фильмов, доступных в кинотеатрах, и если мы в кинотеатрах будем показывать анимацию уровня YouTube (по качеству) - мы проиграем.

- Кстати о качестве фильмов. Когда в разгар пандемии наступил дефицит студийного контента, на экраны хлынул поток третьесортных фильмов. Сегодня большие голливудские и высококачественные отечественные релизы вернулись на экраны, но масса низкокачественного кинопродукта все равно занимает определенное количество сеансов. Как, по-вашему, следует бороться с засильем «мусорных» фильмов?

- Поэтому мы и говорим не о количестве, а о качестве фильмов. И надо сказать, что это зависит не только от дистрибьюторов и кинотеатров, но и от государства в лице министерства культуры, финансирующего кинопроизводство.

- Однако «мусорным» бывает не только российское, но и зарубежное кино. Что мы с вами как представители индустрии можем предложить для того, чтобы сократить число таких релизов?

- Недавно мы с министерством культуры обсуждали подходы к оценке эффективности (KPI). На сегодняшний день этот показатель учитывает долю российского кино и количество зрителей, но не учитывает качество продукта, поэтому мы внесли предложение внести в число критериев среднее число зрителей на одну копию фильма. Возможно, это могло бы помочь убрать с экранов фильмы, прокат которых ограничивается десятью сеансами. При этом мы, конечно же, говорим о «массовом» кино, отделяя артхаус в отдельную категорию - в этом сегменте другие законы. Необходимо бороться за увеличение среднего числа зрителей на сеанс: нам нужен не вал, а эффективность. Но бороться следует не только путем повышения общей посещаемости, что тоже важно, но и за счет пресечения попыток выпуска всякого «шлака» на киноэкраны.

- Недавно в нашем прокате случился интересный прецедент: большинство кинотеатров отказались прокатывать «Елки-8» из-за решения дистрибьютора выпустить фильм в онлайне с сокращенным до двух недель окном. Был ли этот демарш оправдан?

- Я все время поправляю журналистов: это не бойкот, не демарш и не показуха. Это нормальная ситуация экономического взаимодействия, когда кинотеатры и дистрибьютор просто не смогли договориться. Условия, на которых фильм был предложен для проката, не удовлетворили кинотеатры, и они, как любой нормальный хозяйствующий субъект, воспользовались своим правом отказаться от проката.

- На что в итоге повлиял их отказ? Что-то изменилось, например, в мышлении дистрибьюторов?

- Я очень надеюсь, что да, изменилось. Ведь речь шла не столько о сокращенном цифровом окне, сколько об изменении условий проката при выпуске с таким окном. Другими словами, если кто-то задумал выпустить фильм с коротким цифровым окном - пожалуйста, мы не против! Мы готовы взять этот фильм в прокат, но на условиях, отличных от традиционно принятых. Эти условия касаются не только процентного распределения доходов, но также затрагивают вопросы маркетинга, позиционирования фильма и т.д.

- Есть ли регулярное взаимодействие и контакты между АВК и платформами? Вы общаетесь с Ассоциацией интернет-видео?

- Конечно, общаемся, но у нас с ними не так много точек пересечения. Мы поддерживаем контакты на уровне личного общения, обмениваемся мнениями и дискутируем по некоторым вопросам.

Опыт прошедших лет показал, что мы прекрасно можем сосуществовать на одном рынке, нам в целом нечего делить с платформами, за исключением случаев, когда и нам, и им пытаются предложить один и тот же контент. Мы постоянно говорим о том, что кинотеатр демонстрирует кино для кинотеатров, специально созданное для коллективного просмотра и коллективного переживания. Наряду с кинотеатрами вполне эффективно существует рынок домашнего просмотра с другим контентом, с более персональным способом восприятия этого контента. Кстати, существует еще и рынок индивидуального просмотра, который использует экран смартфона, и который также отличается особенным контентом. И я уверен, что недалек тот день, когда не цифровое окно, а сам контент будет определять, где зритель будет его смотреть.

- Что кинотеатры ждут от 2022 года?

- Мы ожидаем, что, как недавно сказал Денис Проценко, ковид наконец превратится в сезонный грипп, и мы забудем о всевозможных ограничениях. К сожалению, невозможно понять, от кого конкретно зависит целый ряд наших дальнейших действий. Всем ясно, что наша жизнь уже никогда не будет прежней, но что-то планировать сегодня достаточно сложно, поскольку во многих областях сохраняется неопределенность.

К примеру, если будет принято решение о сохранении на долгий период социальной дистанции в полтора метра, нам придется менять способ рассадки зрителей уже на этапе строительства кинотеатра, и доказывать, что нельзя всех померить одним аршином - шахматной рассадкой или ограничением процента заполняемости кинозала. Либо, если существующие сегодня требования по вентиляции и обеззараживанию помещений кинотеатра будут приняты за норму, то нам придется учитывать это уже при проектировании новых залов и реконструкции существующих. Вопросов пока больше, чем ответов. Но некоторые ответы мы будем искать на нашем следующем, уже общеиндустриальном мероприятии, 8-10 июня в Сочи - на АВК-show «Синемаскоп-2022». Так что новая встреча кинотеатральной индустрии уже не за горами!     

* - интервью состоялось в начале февраля, за несколько недель до того, как Олег Березин сложил с себя полномочия председателя АВК.                                                    

Кто:  Олег Березин

Возврат к списку