Мы многому научились у китайцев, но и китайцы очень многому научились у нас

Мы многому научились у китайцев, но и китайцы очень многому научились у нас Алексей А. Петрухин
05.10.2016

На вопросы нашего корреспондента отвечает кинопродюсер и режиссер Алексей А. Петрухин.

«Кинобизнес сегодня»: В 2014 году «Вий» заработал в российском прокате 1,2 млрд. рублей (при бюджете $26 млн) и занял пятое место в рейтинге самых кассовых отечественных фильмов за всю историю современного проката. Как вы оцениваете кассовый потенциал продолжения ленты - «Путешествия в Китай»? Вы делаете ставку в первую очередь на кассовые сборы в Китае и на мировом рынке?

Алексей А. Петрухин: В 2014 году «Вий», конечно, шел в кинотеатрах достаточно хорошо, но, если говорить откровенно, чуть слабее наших ожиданий. Мы были уверены, что в отечественном прокате он преодолеет планку 1,5 млрд рублей. Но нам чего-то не хватило. Возможно, на это повлияла ситуация с рекламой - не было телевизионной поддержки ни одного из центральных каналов. Такое могло случиться и из-за некоторых неправильно принятых решений. В итоге - 1,2 млрд рублей в России и порядка 190 млн рублей на Украине. Дело в том, что наш дистрибьютор, компания Universal, не выпускал «Вия» на территории Украины, потому и не включает кассу в этой стране в общую копилку. Правильнее, конечно, было бы сложить 1,211 млрд рублей в России и СНГ и 189,8 млн рублей на Украине. Так что общие сборы картины составляют чуть более 1,4 млрд рублей.

Сейчас мы делаем (уже почти сделали) ленту гораздо более высокого уровня и качества. И не только благодаря новым спецэффектам. Она намного интереснее и мощнее. Вторая часть будет отличаться от первой, как небо и земля. По исследованиям той аудитории, которая видела «Вия», 73% ждут второй серии и готовы ее посмотреть, 20% - тех, кто сделает свой выбор, ознакомившись с трейлером, и совсем немного тех, кому картина пришлась не по душе и они не ждут продолжения. Кстати, к зрителям, желающим увидеть второй фильм, добавилась аудитория после многочисленных показов «Вия» по телевидению и видеопродаж в Интернете. Поэтому мы оцениваем кассовый потенциал «Путешествия в Китай» достаточно высоко. Готовится мощнейшая промо-акция по его продвижению, и мы нацелены на рекорд.

- Каков производственный бюджет ленты?

- $40-45 млн. Для картины такого масштаба это не слишком много. С другой стороны, по российским меркам бюджет почти в три миллиарда рублей выглядит вызывающе. Это как раз к вопросу о том, делаем ли мы ставку на российский, китайский или мировой рынки. Конечно, мы патриоты отечественного кино, и в первую очередь снимаем кино для российского зрителя. Но если говорить о бизнес-модели, то мы прекрасно понимаем, что фильм с таким бюджетом окупить в России нереально. Поэтому в команду привлечены китайские инвесторы, которые будут добиваться возврата своих вложений от проката в Поднебесной, и американские, которые будут стремиться к тому же в США. Поэтому мы стараемся сделать историю интернациональной, как во всех голливудских блокбастерах, понятной всему миру. В стиле «Пиратов Карибского моря».

- У «Вия» прокатный рейтинг «12+», у сиквела - «6+». Он будет менее страшным и доступным даже самым юным зрителям?

- Да, это так. И для второй части мы стараемся выдержать заявленный рейтинг хотя бы потому, что картина получается семейная, бодрая, веселая и не совсем страшная, просто страшно интересная. Конечно, там есть мистика и страшные моменты, но что касается насилия и крови - мы обошлись без таких сцен. Суть истории совершенно в другом, поэтому очень надеемся, что ее будет интересно увидеть всей семьей и затем, дома, обсудить все четыре легенды, поспорить с нами. На это мы и делаем ставку.

- «Вий» изначально задумывался как трилогия?

- Да, именно как трилогия. Первый «Вий» - классическая история по Гоголю. Вторая часть должна была называться «Путешествие от Трансильвании до Московии», а третья - «Путешествие в Китай». Была тогда уже в планах и четвертая картина - «Путешествие в Индию». Мы приступили к съемкам первого и второго фильма одновременно, однако в процессе производства решили объединить их в один - «Вий 3D». Теперь «Путешествие в Китай: Тайна Железной Маски» будет вторым фильмом, а третьим - «Путешествие в Индию: На пороге бессмертия». К третьей части мы уже приступили с индийскими и китайскими партнерами. Проект запущен в производство, мы надеемся выпустить картину 4 октября 2018 года.

- Расскажите о нюансах создания киноленты в копродукции с Китаем, о подводных камнях и экономической эффективности такой бизнес-модели. С какими проблемами вы столкнулись в процессе этой работы?

- Я бы с радостью поделился этим опытом, но мне кажется, что это будет немного некорректно, может, даже нечестно, по той простой причине, что мы еще не прошли до конца весь путь. Еще неизвестно, чем эта история закончится. Поэтому я не хотел бы заранее оценивать нашу совместную работу. Могу сказать одно: копродукция нам нужна во много раз больше, чем Китаю. Поднебесной она, по сути, не нужна, хотя они очень многому у нас научились и продолжают учиться. Конечно, теперь они не жалеют о совместной работе и высоко оценивают наше сотрудничество. Нам же учиться там, в общем-то, нечему, кроме выстраивания бизнес-модели развития всей киноиндустрии, хотя и модель у них наша, советская.

Что касается запретов на китайском рынке, то нет смысла их перечислять - это общедоступная информация. Нельзя показывать насилие, внебрачные связи и т.д. Все их правила, существующие для кинематографа, на мой взгляд, очень полезны и необходимы. Если ввести у нас в России хотя бы половину из них, то, думаю, наше общество начало бы меняться в лучшую сторону.

- Какое участие принимает китайская сторона в создании фильма?

- Китайские партнеры заняли, скорее, наблюдательную позицию. Российская сторона - ведущая. Мы с китайцами согласовываем и решаем все нюансы, изменения, учитываем все их рекомендации и пожелания. Учитывая китайскую ментальность, их актеров, которые снимаются в нашей ленте, разные актерские школы, другой язык, мы советуемся по каждому отдельному эпизоду. И актеров всех согласовываем, просматриваем.

- Одну из ролей в «Путешествии в Китай» исполнил Джеки Чан. Он же выступил сопродюсером картины. Какое значение для проекта имеет его участие?

- Джеки Чан как продюсер и его команда каскадеров дали ленте более мощный импульс и раскрыли ее совсем по-иному. Все наши идеи, которые мы хотели воплотить на экране, реализуются с еще большим размахом, в каком-то новом качестве, когда мы сами говорим: «Wow!» В первом «Вие» нам многое сделать, как задумывали, так и не удалось. Стремились сработать как можно лучше, старались, но из-за недостатка времени и денег многие сцены так и не появились на экране, и сейчас мы вспоминаем об этом с сожалением. В этой картине мы стараемся учесть опыт и избежать ошибок, и Джеки Чан со своей командой нам очень помогает. Он легенда кино, и, как правило, не прикасается к фильмам, у которых сомнительный потенциал или репутация. Конечно, его появление на экране открывает двери не только для китайского, но и для азиатского рынка вообще. Это абсолютно его территория, где у него своя миллиардная аудитория. Джеки имеет немалую долю в нашем проекте, и мы надеемся вместе с ним выпустить ленту и удивить разного зрителя.

- Над какими проектами вы сейчас работаете и что планируете в будущем?

- На ближайшие три года у нас разработана продуманная стратегия развития кинокомпании. В производство одновременно запущено очень много проектов. Это «Преступление и наказание», «Училка: Испытание», «Прощаться не будем», «Джипер», «Феникс» - совместно с Сергеем Михайловичем Сельяновым, нашим стратегическим партнером, а также мы решили попробовать осилить пару больших сериалов. Мы даже понимаем, что не все сразу получится, как мы хотим, с точки зрения сроков производства. Сил и средств нам может на это не хватить, но, тем не менее, мы ставим себе высокие цели и будем стараться их достичь.

- Ваша компания снимает не только крупнобюджетные ленты, как «Вий», но и фестивальные, как «Училка». Как вы принимаете решения об отборе проектов?

- Экономическая модель существования кинокомпании - это большие картины, которые на вложенный рубль могут принести десять рублей. В первую очередь такие проекты необходимы для развития. Но ведь важны и социальные картины, такие как «Училка», которые собирают призы и любимы зрителями. Эти фильмы вызывают очень полезные, конструктивные дискуссии в обществе на важные темы в жизни любого человека. «Училка» получилась заметной картиной. Кстати, и с точки зрения экономической модели она состоялась. Скоро эта лента появится в Сети, а затем ее выпустит в эфир Первый канал. Вторая же «Училка» будет более коммерческой, но остроту социальных вопросов сохранит.

Мы формируем пакет исходя из своевременности проектов. Осенью у нас выйдет из производства лента режиссера Елены Жигаевой «Потерянное отражение: Исповедь содержанки». Она чуть опоздала со своей премьерой, чуть задержалась в производстве, но тема всегда актуальна - была, есть и будет. Когда мы говорим, что пакет сформирован и что у нас не осталось сил, времени и возможностей, это совсем не значит, что мы не рассматриваем новых идей. Их очень много, и некоторые из них вклиниваются в производственный процесс вне очереди. К примеру, «Второй гидроагрегат» - масштабный фильм-катастрофа, который мы совместно с Сергеем Сельяновым моментально взяли в производство. Это картина на очень актуальную тему - о трагической аварии на одной из крупнейших гидроэлектростанций в мире. Решение о работе над лентой мы приняли единогласно. Бюджет проекта составит порядка 800 млн рублей. В успехе этой картины мы не сомневаемся!  


Кто:  Алексей А. Петрухин

Возврат к списку