Кино должно прививать зрителю чувство гармонии и красоты

Кино должно прививать зрителю чувство гармонии и красоты Владимир Угличин
25.04.2016

Наш сегодняшний собеседник - режиссер, сценарист, продюсер и композитор Владимир Угличин.

Евгений Володин: Вы закончили филологический факультет МГУ. Как вы пришли в киноиндустрию?

Владимир Угличин: Это была моя детская мечта - писать сценарии и снимать кино. Когда же пришла пора поступать в институт, то подумал, что во ВГИКе есть опасность научиться мыслить штампами, и решил пойти на филфак, чтобы глубоко изучить мировую драматургию и быть индивидуальным в написании сценариев.

Будучи студентом, даже написал один сценарий, который мне удалось показать Леониду Гайдаю. Он прочитал мою рукопись и выдал вердикт: сценарий слабенький, но у автора есть неплохие перспективы, надо лишь подучиться.

- Когда это было?

- Это было в начале 80-х. И то, что Леонид Гайдай дал моей пробной работе справедливую оценку, лишь подстегнуло мое желание заниматься кино.

У меня есть свой строительный бизнес, благодаря которому я имею возможность заниматься благотворительностью и кино. Меня знакомили со многими известными кинематографистами, и я помогал, по мере своих возможностей, как различным кинофестивалям, так и отдельным людям. Общаясь с работниками кинематографа, я и сам начал заниматься кино, написав свой первый сценарий, по которому сам же и поставил фильм «Терновый венец».

- И какова судьба вашей первой ленты? Она была где-то показана?

- Могу сказать, что мой первый блин оказался вовсе не комом: «Терновый венец» получил первый приз на проходившем в 2008 году в Москве международном кинофестивале «Закон и общество», победителей которого определяет не жюри, а зритель. Картину показал Второй канал (сегодня он называется «Россия 1»), и сумма, полученная мною от этого телеканала, окупила затраты на производство фильма и даже позволила немного заработать.

Следующие две картины также были показаны по нашему телевидению.

- Вы не пробовали выпускать их в широкий кинопрокат?

- Нет, выпускать фильмы в кинопрокат моя компания не собиралась. Они были представлены в телевизионном формате, и их показали по телевидению.

Еще одна моя лента - «Незнакомая земля». Она оказалась востребованной в Китае и в Америке: представители американских и китайских телеканалов, которым я ее показывал, очень хорошо отозвались об этой картине и сделали мне определенные предложения по продаже прав на их территории.

- Вы снимаете картины на собственные средства или привлекаете сторонних инвесторов?

- Абсолютно все свои фильмы я снимал на собственные деньги. Правда, по одному из ближайших проектов - ленте «Великий шелковый путь» - будут привлечены дополнительные средства.

- Что это за фильм? Судя по названию, действие будет разворачиваться в Китае?

- Это совместный российско-китайский проект. Недавно я был в этой стране, и в ходе поездки китайцы предложили мне возглавить масштабный проект о Великом шелковом пути. Это будет зрелищный исторический фильм с голливудскими звездами, множеством батальных сцен, со штурмом Великой китайской стены, с летающими огненными танцами и любовной линией.

- Значит, в этой картине будут и столь любимые китайцами древние воины, способные перепрыгивать через многометровые стены, и прочая китайская экзотика?

- Нет, фильм будет более реалистичным, но точно не обойдется без компьютерной графики и элементов фэнтези.

- У вас есть какие-нибудь кинонаграды?

- За фильм «Крысы» я был удостоен в Лос-Анджелесе «спортивного «Оскара» с формулировкой «за реалистичность сцен борьбы». Вместе с призом мне был также вручен самурайский меч за борьбу с помощью киноискусства с несправедливостью в современном обществе. Собственно, я и в кино решил пойти затем, чтобы воспитывать современного зрителя и бороться за справедливость. Ведь кинематограф - это еще и политика. Современное кино должно не только развлекать, но и прививать зрителю чувство гармонии и красоты. Как режиссер я полностью отдаю себе отчет в том, что во многом иду против течения и современных тенденций.

Однажды Федерико Феллини, отвечая на вопрос, почему он перестал снимать фильмы, заявил, что, по его мнению, время киноискусства прошло и наступило время кинобизнеса. Я не согласен с этим утверждением великого мастера, и стараюсь снимать по классическим канонам кинематографа XX века, не скатываясь к удовлетворению не самых, как правило, взыскательных вкусов массового зрителя.

- Как родилась идея ленты «Крысы»?

- Это можно считать волей случая. Идея фильма пришла ко мне несколько лет назад, когда я уехал на новогодние каникулы в Звенигород. В этот же период родились идеи еще нескольких проектов, над которыми я сегодня работаю. Но об этом чуть позже.

- Как получилось, что вы снимали «Крыс» в Америке?

- Я начал снимать в России и уже отснял довольно много материала, но мне никак не удавалось подобрать актера на главную роль. Убежден, что для успеха в фильме должен играть хотя бы один известный актер, на которого пойдет зритель. Рассматривал на роль главного героя Сергея Безрукова, но так получилось, что поездка на Каннский кинофестиваль изменила судьбу фильма и актерского состава. На одном из ужинов там мне удалось пообщаться с председателем конкурсной комиссии фестиваля Жаком Жибо, и он посетовал на то, что ни в одном из трех с половиной тысяч присланных на конкурс сценариев не было ни одной свежей идеи – только боевики, ужастики и прочий модный «зрительский» кинопродукт. В тот момент и родилась идея сделать проект международным, и я решил показать французу свой сценарий «Крыс».

Жибо без видимого энтузиазма взял мой сценарий и сразу передал его жене, наверное, и не собираясь читать, однако уже на следующий день позвонил и сказал, что увидел в моей рукописи ту самую свежую идею. По его мнению, реализовать эту идею можно было только в Голливуде, и он настойчиво рекомендовал мне продолжить съемки за океаном.

Для того чтобы последовать его совету, я поступил в Нью-Йоркскую киноакадемию, пройдя за год ускоренный курс продюсирования и режиссуры. В Голливуде я познакомился с именитым продюсером Грэем Фредериксоном, обладателем «Оскара» за фильм «Крестный отец-2» и номинантом на эту премию за «Апокалипсис сегодня». Он взялся за продюсирование моего проекта, и без него картина, возможно, и вовсе бы не состоялась.

Никто не верил, что нам удастся завершить съемки за 25 дней, однако благодаря профессионализму американских кинематографистов и нашему российскому энтузиазму мы уложились в 23 дня! Работа шла с невероятной скоростью, мы снимали по десять и более сцен в день.

- Съемки в Америке сильно отличаются от работы в России?

- Я считаю, что не совсем корректно говорить просто «в Америке». Если бы у меня был опыт работы со многими американскими продюсерами, то я мог бы сделать какое-то обобщение, но мне повезло работать с лучшим, с таким профессионалом как Грэй Фредериксон, у которого процесс отлажен как швейцарские часы. Если бы не великолепная организация, то мы, конечно, не уложились бы в отведенные сроки.

- Все съемки проходили в Лос-Анджелесе?

- Нет, на Лос-Анджелес пришлась лишь небольшая часть съемочного периода, а все основные сцены мы снимали в Оклахома-Сити и, как я уже говорил, в России. Фильм снимала компания UV Studio.

- Как правило, голливудские продюсеры стараются организовывать съемки в тех странах, где это стоит дешевле, - например, в Чехии. Вы не хотели сэкономить?

- Нет, в то время я не думал об экономии - мне важно было заявить о себе, и я сознательно пошел на то, чтобы практически вся работа проходила в Америке.

- Как вы в итоге выбрали исполнителя главной роли?

- Одним из главных претендентов на главную роль с самого начала был Каспер Ван Дин. Правда, мы рассматривали и кандидатуры Николаса Кейджа и Сильвестра Сталлоне, но проанализировав востребованность актеров, остановились на более молодом и перспективном Каспере Ван Дине - и не пожалели: он блестяще сыграл одиозного американского сенатора. Вообще все актеры выкладывались на сто процентов, и на съемочной площадке была великолепная рабочая атмосфера.

- И каков же в итоге оказался бюджет «Крыс»?

- Нам удалось снять фильм за $3 млн, что, как вы понимаете, очень немного для проекта, снимавшегося в Америке таким продюсером как Грэй Фредериксон.

- Однако в вашей картине есть и спецэффекты, и компьютерная графика, то есть те элементы, которые требуют огромных затрат…

- Вы правы, компьютерная графика стоит недешево. В нашей ленте она тоже есть, но не перенасыщает экранное время. Над спецэффектами в нашем проекте работали три студии, специализирующиеся на 3D, - одна американская и две российские. Я горжусь тем, что «Крысы» сняты в 3D-формате.

- В этом году ваш фильм выходит на российские экраны. Кто будет его прокатывать и каким количеством копий?

- Прокатчиком «Крыс» в России тоже станет моя компания UV Studio, которая выпустит их на ста копиях или даже больше. У нас есть предварительная договоренность о том, что если зрителям и руководству кинотеатров картина понравится, то число экранов будет увеличено.

- Как вы планируете рекламировать ленту? Кто будет заниматься ее продвижением?

- Мы намерены сами заниматься продвижением фильма и вкладываться в рекламу. Но не в ту бездумную уличную рекламу на растяжках и баннерах, которая, на мой взгляд, совершенно не работает, а в рекламу, рассчитанную на умного и разбирающегося в кино зрителя. Будут использованы исключительно эффективные интернет-площадки, а также пресса, глянцевые, в том числе кинематографические, журналы. Да, и, конечно же, самый, на мой взгляд, действенный инструмент продвижения - внутренняя реклама в кинотеатрах. Это трейлеры перед началом фильма и постеры, своевременно размещенные на прокатных площадках.

- Где, кроме России, вы планируете показывать свою картину?

- В первую очередь, в Китае. При этом у нас уже заключен контракт с одним из китайских телеканалов, который покажет наш фильм. Также мы заключили контракт с британской дистрибьюторской компанией One Eyed Films, которая будет заниматься прокатом в Европе и в Америке.

- Вы уверены в коммерческом успехе своей ленты?

- Конечно, я бы очень хотел вернуть вложенные в ее производство $3 млн и даже не прочь немного заработать (смеется)!

- Следующий ваш фильм «Великий шелковый путь» будет российско-китайским?

- Российско-американо-китайским. Мы хотим попасть не только на китайский, но и на американский рынок - точнее, на рынок англоязычных стран.

- Какой вклад внесет в создание ленты каждая из сторон?

- Как я уже сказал, Америка предоставит голливудских звезд. С российской стороны будет наша производственная компания и наши актеры, а китайцы предоставляют финансовую помощь, реквизит, актеров и крупнейшую китайскую студию.

- Где будут проходить съемки?

- Большая часть - в Сиане и в нескольких менее крупных городах по Великому шелковому пути. Российскую часть съемок мы организуем в Москве или в Питере: «Ленфильм» под руководством Эдуарда Пичугина становится сегодня очень интересной площадкой для съемок.

- Каков планируемый бюджет картины? Очевидно, в $3 млн вы уже не сможете уложиться?

- Мы рассчитываем, что бюджет этого фильма составит от $40 до $50 млн. Китайская сторона по контракту должна предоставить как минимум половину этой суммы. Год назад я выступил в Китае на симпозиуме с речью, очень тепло встреченной китайской стороной. В этой речи я посетовал на то, что современная молодежь во всем мире становится все более интернационально-ориентированной, не интересуется культурой, историей и традициями своей родины. По моему мнению, и Россия, и Китай могут переломить эту тенденцию, прививая молодым любовь к национальному достоянию. Возможно, именно это мое выступление и стало причиной того, что китайцы предложили мне поработать над фильмом «Великий шелковый путь».

- Каковы ваши ближайшие шаги по реализации этого проекта?

- Мы уже заключили договор со студией Xiang Film по совместному производству ленты. Сейчас идет подготовительный период, и многие детали этого крупномасштабного проекта еще будут согласовываться.

Вот такие планы сегодня у нашей студии (улыбается).

- Владимир Иванович, мы надеемся в дальнейшем еще не раз встретиться с вами и более подробно узнать о том, как идет работа над вашими новыми проектами!    

 


Кто:  Владимир Угличин

Возврат к списку