Если тебе в жизни скучно, начни снимать кино

Если тебе в жизни скучно, начни снимать кино Петр Черенков
01.07.2019

Основатель продюсерской компании «Стартфильм» Петр Черенков рассказал заместителю главного редактора «Кинобизнеса сегодня» о своих фильмах и о том, что он считает самым интересным в работе продюсера.

Евгений Володин: Как вы стали продюсером?     

Петр Черенков: Я маркетолог по образованию, и достаточно долгое время занимался развитием и продвижением известных сегодня брендов, несколько из которых в итоге вышли на федеральный уровень. Со временем я почувствовал, что, хотя я и стал хорошим профессионалом в своем деле, мне намного интереснее заниматься кино, и начал раскручивать свой кинопортал Startfilm.ru. Эта работа меня полностью захватила, я понял, что кино - это мое призвание. Развивая портал, мы с коллегами доросли до организации блогерских показов, рекламных акций фильмов и других мероприятий в сфере кино. Так у нас появились собственные ивент-агентство, кастинговое агентство и даже собственная интернет-кинопремия - хотя сегодня я бы не назвал то, чем тогда занимался, сколь-нибудь серьезным бизнесом. Примерно пять лет назад логическим продолжением всей этой деятельности стало желание заниматься и кинопроизводством. К тому времени у нас накопилось несколько интересных, на наш взгляд, сценариев, и первым нашим реализованным проектом стала картина «Училка».

Я помню, как пришел к Алексею Петрухину с этим сценарием, первоначальный вариант которого на основе моей идеи написала Екатерина Асмус. Буквально на следующий день Алексей позвонил и сказал, что сценарий ему очень понравился и что он хочет снимать этот фильм в качестве режиссера.

- Эта лента стала его режиссерским дебютом?

- Не совсем. Алексей Петрухин снимал до этого авторские картины, а «Училка» стала его первой серьезной, большой режиссерской работой в «зрительском» кино. Мы сняли «Училку» на свои деньги всего за 15 смен, как говорится, на испуге.

- Как вам удалось для дебютного, можно сказать, проекта заполучить на главную роль Ирину Купченко?

- Мы очень долго выбирали актрису на эту роль, предлагая ее многим заслуженным артисткам. Одни отказывались по разным причинам, другие не подошли по результатам проб, и нам долго не удавалось никого утвердить на главную роль. Однажды кто-то из театральных знакомых посоветовал обратиться к Ирине Купченко. Петрухин съездил к ней в театр и долго рассказывал ей о нашем будущем фильме.

И снова, как и Алексей раньше, на следующий же день она позвонила и дала свое согласие. Надо сказать, что принцип «одной ночи», после которой люди присоединялись к нашему проекту, действовал в отношении всех, кого мы привлекали к работе над лентой, за исключением, наверное, Андрея Мерзликина. Например, Роза Хайруллина, за ночь прочитавшая сценарий, позвонила нам утром и заявила, что будет у нас сниматься, но будет играть так, как она хочет.

- Роза Хайруллина настолько уникальная актриса, что может себе позволить всегда играть так, как она хочет...

- Да, и именно благодаря ей в картине появился великолепный персонаж - помощница директора с ее конфетками, которые тоже предложила Хайруллина. Мы не хотели делать рекламу известной кондитерской фабрике, но так получилось, что на всех премьерах мы раздавали эти конфетки, которые стали своего рода визитной карточкой фильма.

На этой своей первой ленте мы обкатали «Стартфильм» в качестве продюсерской и кинопроизводственной компании и многому научились, в том числе совместной работе с коллективом «Русской Фильм Группы». Партнерство с компанией Алексея Петрухина получилось настолько тесным, что сегодня мы сообща разрабатываем уже четвертый проект. Наши работы - это «Училка» и ее продолжение («Последнее испытание»), затем комедия «Папы», съемки которой должны начаться в конце июня (интервью состоялось в апреле. - Прим. ред.), и в октябре мы планируем снимать драму «Старый хулиган» с Андреем Смоляковым в главной роли. Три последних проекта получили поддержку Министерства культуры.

Мы чувствуем себя очень комфортно с коллегами из «РФГ», однако наши бизнес-интересы не ограничиваются одними лишь совместными картинами. Летом мы хотим запустить первую полностью самостоятельную работу, нуар-триллер «Остановка». Но главный наш самостоятельный проект - это сериал ZONA о неожиданно возникшей в глубине России аномальной зоне. Уже запланированы три сезона по десять серий, и разработка ведется с расчетом на иностранного показчика.

- Почему вы решили разрабатывать этот сериал для иностранных рынков? В России на хорошую телевизионную продукцию тоже отличный спрос...

- Мы хотели сделать этот сериал для нашей страны, но вскоре поняли, что здесь его просто никто не потянет - это очень дорогой, масштабный проект, и мы сейчас ведем переговоры о продаже эксклюзивных прав с одной крупной западной телекорпорацией.

- Сериал будет сниматься на английском?

- На двух языках - русском и английском.

- На что он будет похож?

- Ближайший референс - видеоигра S.T.A.L.K.E.R., основанная на повести Стругацких «Пикник на обочине» и поставленному по ней фильму Андрея Тарковского «Сталкер».

- Вы работаете с одними и теми же авторами? Кто пишет для вас сценарии?

- У нас есть несколько авторов, авторитету и опыту которых мы полностью доверяем: это писатель Сергей Жарковский, Катя Асмус, Олег Сахно. Им приходится время от времени выступать в качестве редакторов, которые тщательно изучают и отбирают для нас интересные сценарии. Правда, сегодня отбор сценариев нам пришлось несколько притормозить, поскольку в компании уже накопилось приличное количество весьма интересных материалов, которые очень хочется реализовать: по моим прикидкам, мы обеспечены работой на два года вперед. Отбирать и покупать проекты «в стол» считаю бессмысленным: если фильму суждено быть снятым, он будет снят - неважно, нами или кем-либо еще.

- Давайте поговорим о вашем новом фильме, премьера которого несколько раз переносилась, - «Последнее испытание». Его идея, наверное, появилась еще в процессе работы над «Училкой»?

- Когда мы выпустили «Училку», собравшую со временем целый букет призов на различных фестивалях, то поняли, что этот фильм зритель принял хорошо и не против увидеть продолжение истории. Кстати, хочу отметить, что картина полностью окупилась: хотя мы и не получили на ней большой прибыли, но и не остались никому должны ни копейки. Таким образом, идея снять сиквел показалась нам вполне логичной.

- Но история, рассказанная в «Училке», полностью закончена и вроде бы не оставляет пространства для продолжения?

- Да, мы довольно долго думали, как прицепить к этой ленте продолжение, и в итоге нас выручил Алексей Петрухин. Он предложил свою историю, написанную сразу после трагических событий «Норд-Оста», о некоем механике, который, подобно герою Брюса Уиллиса в «Крепком орешке», не попадает в число заложников и в одиночку начинает бороться с террористами. Мы решили, что на этой сюжетной основе можем сделать фильм в своем стиле - в разговорном, мудром, назидательном, обучающем правильным вещам. В итоге мы оставили «механика» в исполнении Андрея Мерзликина, Ирину Купченко в роли учительницы, добавили еще одну учительницу в исполнении Ирины Алферовой и поместили героев в ситуацию с захватом террористами заложников. Идея картины в том, что правильное, мудрое слово учителя оказывается спасительным, а знание бывает сильнее оружия. Много смыслов заложили, надеемся, что зрители их все «прочитают».

- Вы считаете «Последнее испытание» более коммерческим проектом по сравнению с «Училкой»?

- Да, мы, продюсеры, планировали второй фильм как более коммерческий проект, поэтому добавили туда больше экшена, света, музыки и поменяли название «Училка-2» на более коммерческое. Лента получилась в несколько раз дороже «Училки», и хотя в бюджете были и деньги Минкульта, их количество было далеко не определяющим. Скорее, наличие господдержки было для нас знаком того, что государство нас заметило и поддержало наши идеи.

- Готовя картину к прокату, вы решили не рисковать и не отдавать ее стороннему дистрибьютору?

- Да, именно поэтому Алексей и создал в своей компании подразделение «РФГ Дистрибьюция», чтобы иметь возможность прокатывать свои фильмы так, как мы сами считаем нужным, и самим нести всю ответственность за прокат.

- Сегодня участились случаи, когда независимые производители создают собственные «временные» прокатные компании, чтобы выпускать на экран свои ленты...

- Наверное, это правильно - люди хотят полностью контролировать все этапы жизни своей картины, в том числе дистрибьюцию. А крупные российские прокатчики, которые, вне всякого сомнения, отлично знают, как прокатывать российское кино, порой оказываются не готовы взять «чужой» фильм, ведь его придется вставлять в сформированный график собственных релизов. Так что для нас самым правильным решением было поручить прокат «своей» компании.

- Насколько широким планируется прокат?

- Это зависит от кинотеатров, которые захотят (или не захотят) взять нашу картину. В любом случае мы рассчитываем на роспись в 700 и более экранов. Кроме того, надеемся заработать на международных продажах - кстати, фильм уже продан на все крупные онлайн-сервисы.

- Как планируете продвигать ленту?

- Поскольку львиная доля средств ушла на производство, то на продвижение осталось не так много. Мы будем рекламировать «Последнее испытание» преимущественно в соцсетях и в кинотеатрах, хотя, безусловно, планируется много различных креативных мероприятий, которые привлекут к фильму дополнительное внимание публики. В частности, мы рассчитываем выпустить несколько дополнительных роликов и будем распространять их совместно со своими постоянными партнерами, среди которых несколько крупных периодических изданий, портал «Блокнот.ру». Надеемся, что нас поддержит Первый канал и покажет перед кинопремьерой «Последнего испытания» первую «Училку».

- Давайте вернемся к другим вашим проектам...

- Как я уже упомянул, в конце мая мы начинаем съемки комедии «Папы». Это добрая семейная история, в которой папы уверенно разруливают разнообразные конфликты с женами и детьми. Если все пойдет по плану, то к концу года мы будем готовы выпустить ее в прокат.

- Можно ли говорить об актерском составе этой картины?

- Пока не могу назвать конкретных имен, но в фильме обязательно будут звезды.

В октябре начнутся съемки «Старого хулигана» - криминальной драмы о вышедшем на пенсию пожилом криминальном авторитете в исполнении Андрея Смолякова. Его сын попадает в трудную ситуацию, и герою приходится использовать весь свой опыт и накопленную мудрость, чтобы его выручить. В главной женской роли снимется Ольга Кабо.

Следующий проект - наша первая самостоятельная работа, нуар-триллер «Остановка». Это очень красивый (и очень кровавый) фильм, в котором мы хотели бы видеть того же Андрея Смолякова, Игоря Жижикина, Михаила Евланова и ряд других российских звезд. Съемочный период запланирован на июнь-июль этого года: все действие в ленте происходит ночью, под дождем, так что нам нужно лето (улыбается).

- Какие производственные мощности вы используете для съемок?

- На «Мосфильме» мы в основном занимаемся постпродукцией, а для съемок самостоятельно арендуем различные локации. По технике сотрудничаем с компанией «Кинотехника» и рядом других партнеров, в том числе зарубежных. Например, сейчас мы решаем, где будем снимать «Остановку» - на киностудии «Бояна» в Болгарии или на «Беларусьфильме».

- Чем определяется выбор локаций? Коммерческими соображениями?

- Нет, локации мы выбираем исходя из того, насколько они нам подходят визуально. Например, сериал ZONA мы хотим снимать в Беларуси, потому что там много подходящих для его стилистики разрушенных заводов, заросших железных дорог и заброшенных населенных пунктов.

- Если я правильно понял, контракт с западным партнером по этому сериалу еще не подписан?

- Мы сейчас на стадии активных переговоров, это техническая работа, не отражающаяся на графике подготовки проекта. Это целая вселенная, в которую входит широкий перечень сопутствующих товаров, начиная от энергетических напитков и заканчивая одеждой, комиксы, книги, настольная игра, видеоигры для мобильных устройств, для компьютера и игровых приставок. Между собой мы называем эту вселенную «наши Звездные войны» - она наполнена своим смыслом, причем немалым: сейчас уже есть материал на три сезона.

- На какую платформу рассчитан этот сериал - на ТВ или на онлайн-сервисы?

- Ближе всего ZONA к продукции Netflix, HBO, Amazon и подобным им платформам - это прежде всего кабельная сфера. Мы предлагали ее крупным российским телеканалам, но реализация может быть по силам только Первому каналу, которому она не подходит по формату. Поэтому было принято решение ориентироваться на западные вещательные компании.

- Значит, в России сериал в итоге пойдет на те же платные платформы по подписке?

- Да, у нас ZONA будет распространяться на таких платформах, как Start, ivi, Megogo и т.д. Однако в конце каждого сезона мы планируем снимать завершающий его полнометражный фильм, который, скорее всего, попадет и на экраны кинотеатров.

- Вы настолько уверены в качестве своего будущего продукта, что уже сейчас вынашиваете такие грандиозные планы?

- Мы планируем сделать его грандиозным. Согласитесь, было бы глупо начинать проект, не будучи уверенными в его перспективах. Мы уже вложили огромные деньги в разработку историй вокруг этой вселенной, своеобразного бэкграунда, который будет поддерживать высокий градус зрительского интереса. О вселенной ZONA уже вышла первая книга - «Тварь неизвестной природы» Сергея Жарковского, и вскоре выйдет вторая, «В аду нам не рады». В сюжете много временных ходов и реальных исторических персонажей - например, в некоторых эпизодах задействованы Михаил Горбачев и даже братья Стругацкие. Мы планируем свою «Зону» действительно огромной и думаем, что это будет очень круто!

- Вы сделали «Училку» и «Последнее испытание», начинаете комедию, нуар-триллер и криминальную драму и разрабатываете масштабную фантастику. А есть ли у вас как у продюсера свои жанровые предпочтения?

- У меня есть, если можно так выразиться, детская мечта - снять по одному фильму в каждом жанре. Хочется сделать такой пакет, с которым было бы не скучно. Когда появится соответствующий опыт и, я надеюсь, средства для самореализации, тогда, может быть, у меня проснется и особая тяга к каким-либо жанрам. Например, сегодня я люблю ужасы, но вестерны мне не слишком интересны - не потому, что это плохой жанр, просто это не наша культура и не наша история.

- Что для вас самое интересное в работе продюсера?

- Самое интересное, самое «прикольное» - это заражать своими идеями других людей. Приходить к ним с горящими глазами, а когда уходишь - видеть, как загорелись их глаза. И наоборот, бывает, что ты сам заводишься, видя, как горит проектом режиссер, и начинаешь бегать, организовывать, искать партнеров, финансирование и локации. Это такой драйв! Есть такая фраза: если тебе в жизни скучно, начни снимать кино! Так что я могу сказать, что нашел себя в профессии продюсера.                     

Кто:  Петр Черенков

Возврат к списку