Для демонстрации альтернативного контента кинотеатр должен измениться

Для демонстрации альтернативного контента кинотеатр должен измениться Мария Безенкова
23.11.2015

Об особенностях показа в кинотеатрах музыкальных спектаклей и концертов мы поговорили с руководителем отдела кинопроката компании «Невафильм», кандидатом искусствоведения, доцентом ВГИК им. С.А. Герасимова Марией Безенковой.

Евгений Володин: Кому принадлежит идея показывать на экранах российских кинотеатров музыкальные и театральные мероприятия?

Мария Безенкова: В 2009 году в компании «Невафильм» был организован отдел «Невафильм Emotion», который начал заниматься дистрибьюцией альтернативного контента в кинотеатрах России и СНГ. Первым международным проектом стал однократный показ фильма-концерта Iron Maiden: Flight 666, а через несколько месяцев в кинотеатрах показали фильм «Последний герой», посвященный творчеству легендарного Виктора Цоя. Эти два проекта продемонстрировали очень высокие результаты и готовность посетителей кинотеатров воспринимать концертные и другие подобные мероприятия в кинотеатральном формате. С осени 2009 года мы также стали предлагать киноплощадкам классические проекты (в кинотеатрах России стартовал первый сезон театра La Scala) в записи и в прямой трансляции.

С 2010 года стартовало образовательное и научно-популярное направление нашего отдела.

- Сложно ли было убедить руководство кинотеатров включить в роспись альтернативный контент?

- Большинство руководителей кинотеатров с охотой соглашались попробовать новый вид кинотеатрального зрелища. Но лишь немногие понимали и принимали нашу позицию: для демонстрации альтернативного контента кинотеатр должен измениться. Необходимо менять отношение к росписи данного вида проектов: их необходимо готовить заранее и искать совершенно новые способы рекламы и продвижения для выхода на потенциальную целевую аудиторию разных направлений контента. Невозможно просто поставить концерт или оперу в расписание, повесить плакат в кинотеатре и ждать, что зритель сам разберется. Необходимо тщательное позиционирование киноплощадки как части городской среды, тогда публика с удовольствием будет посещать нетипичные киносеансы.

- Сколько в среднем могут стоить права на показ концерта или спектакля в кино?

- Все зависит от правообладателя. Так как альтернативный контент, или event cinema, как принято называть подобные проекты за рубежом, - бизнес активно развивающийся, то и события могут быть самого разного уровня. Поэтому цена зависит от уровня международного дистрибьютора. Наиболее зрелищные и технически емкие программы, вроде фильмов-концертов U2 3D и Roger Waters: The Wall или музейных проектов «Музеи Ватикана 3D» и «Флоренция и галерея Уффици 3D», стоят как полноценные художественные ленты среднего производственного бюджета.

- Для показа в кинотеатрах подходит, вероятно, не каждый концерт или спектакль, который снимается на видео. Каким критериям должна удовлетворять программа, чтобы ее можно было показывать на большом экране?

- Для нас существуют несколько главных показателей потенциально успешного кинотеатрального проекта. Первый - это зрелищность. Невозможно успешно прокатать спектакль или музейную программу, сделанную по телевизионным стандартам, снятую на одну-две камеры, на простых общих планах с наездами-отъездами. Полноценный проект - это восемь-десять камер, кран, шесть-семь точек съемки, активный динамичный монтаж. Второй момент - техническое качество. Только полноценный HD-формат, желателен формат Ultra HD (в кинотеатрах 4K), звук - как минимум Dolby 5.1, а то и 7.1., Atmos или другие новейшие звуковые системы. Третий - актуальность исполнителя или театра на российском рынке. Не все музыкальные исполнители и театры, популярные в Великобритании или во Франции, интересны нашему зрителю. Постоянно приходится проверять все фан-базы, чтобы не тратить время и нервы на исполнителей, которые попросту неизвестны нашей публике.

- Сколько готовых к кинопоказу музыкальных программ существует сегодня в мире? Как часто производится такой контент?

- Если говорить и о концертных, и о классических программах, то их довольно много. Снимаются сезоны всех крупных классических театров - Royal Opera House, Opera de Paris, Metropolitan Opera, La Scala, выходят записи крупных классических фестивалей, таких как Зальцбургский или фестиваль в Таормине. Концертов рок- и поп-исполнителей существенно меньше - редко когда выходит больше одного концерта в месяц. Тут надо отметить, что таких проектов довольно много, просто значительное число из них - для внутреннего рынка, они не продаются на международных площадках, и приходится постоянно отслеживать и актуализировать возможности по покупке подобных интересных проектов.

- Существуют ли в индустрии компании, которые специализируются на адаптации для кинотеатров музыкальных мероприятий или театральных постановок? С кем из них вы сотрудничаете?

- В первую очередь мы сотрудничаем со всемирно известными театрами, которые довольно часто самостоятельно организуют производство подобного рода материалов, чтобы иметь возможность дополнительной окупаемости своих постановок посредством показа их на платном ТВ и выпуска на видеоносителях. Кроме того, есть несколько компаний-агрегаторов, собирающих и «очищающих» права на театральные постановки; среди них можно выделить компанию Rising Alternative, которая занимается агрегацией именно классического контента. В ее каталоге есть не только оперные и балетные постановки, но и концерты классической музыки, например, выступления Лучано Паваротти с друзьями, знаменитые записи трех теноров и т.п.

- А если говорить о рок-музыке?

- Компаний, которые занимались бы производством записей рок-концертов для показа в кино, на рынке не существует. Как правило, изготовлением такого контента занимается сами менеджеры конкретных исполнителей или групп, которые нанимают для этого профессионалов, специализирующихся на производстве зрелищных видеоверсий концертов и шоу.

- Расскажите, пожалуйста, о формате Visual Surround. Кто его разработал, сложно ли оборудовать кинотеатр для использования этого формата, какие программы в нем выходили?

- Формат Visual Surround - это собственная разработка нашей компании. Основные тезисы этой системы были предложены Олегом Березиным, а специалисты «Невафильма» воплотили их в жизнь. Формат создан для того, чтобы предложить кинотеатрам более простую и недорогую альтернативу существующим системам, использующим для расширения области показа несколько экранов. Для работы формата Visual Surround не надо устанавливать в кинозале дополнительные экраны - изображение проецируется непосредственно на стены с двух дополнительных проекторов, которые монтируются в кинопроекционной.

В звуковую систему кинозала добавляется несколько специальным образом расставленных акустических элементов, применяется концертное освещение и оснащение - прожектора, стробоскопы, цветомузыкальные элементы, дым-машины и т.д., то есть то, что требуется для наиболее полного воссоздания в кинозале атмосферы конкретного концерта. Таким образом, для демонстрации концерта в формате Visual Surround кинозалу не требуется заметной перестройки, и его оборудование, как и последующий демонтаж дополнительной аппаратуры, занимает не более суток. Кроме того, вся аппаратура, предназначенная для показа в формате Visual Surround, никак не влияет на возможность демонстрации обычных фильмов.

- Значит, в отличие, например, от формата IMAX, формат Visual Surround не требует специальных камер или цифрового преобразования?

- Да, в этот формат можно преобразовать практически любой рок-концерт, подготовленный для показа в кино. То изображение, которое проецируется на стены кинозала, разрабатывается специалистами «Невафильма» с учетом специфических особенностей каждого конкретного шоу.

- Показанный 29 сентября одним сеансом концерт Роджера Уотерса попал в первую десятку лидеров недели по сборам в кинотеатрах. Почему эта программа была показана лишь один раз? Можно ли надеяться на дополнительную роспись тем поклонникам музыканта, кто не смог попасть в тот день в кинозал в 19.30?

- Демонстрация шоу Роджера Уотерса «Стена» одним сеансом в нескольких странах - это требование менеджеров артиста. Это наш первый опыт такого рода: продажи билетов на концерт Уотерса были открыты за три месяца до упомянутого вами единственного сеанса. Воодушевленные успешными сборами этой программы, мы сразу по окончании сеанса запросили у правообладателя право дополнительных показов и получили разрешение. Надеемся, что уже в октябре мы сможем показывать в разных кинозалах эту программу в удобное для кинотеатров и зрителей время (беседа состоялась в середине октября. - Прим. ред.). Правда, владельцы прав настаивают, чтобы в каждом городе показы шоу шли в одном-единственном кинотеатре, чтобы сохранить эксклюзивность.

- Какова была заполняемость залов на этом шоу?

- Средняя заполняемость залов на территории РФ превысила 80%, а в Казахстане и Белоруссии, где работали по одному кинотеатру в крупных городах, она составила 100%. Раньше других в России смогли открыть продажи сетевые кинотеатры, которые, заполняя один зал, бронировали под сеанс следующий зал, и так далее. В результате в большинстве сетевых кинотеатров показ «Стены» проходил в двух-четырех залах.

- Есть ли у компании обратная связь со зрителями?

- Обратная связь с аудиторией налажена у нас очень неплохо. Как только компания проводит какое-нибудь большое мероприятие, нас заваливают просьбами показать концерт того или иного популярного исполнителя - от Depeche Mode до Стаса Михайлова. Кинотеатры, которые с нами сотрудничают, самостоятельно, с разной периодичностью (примерно раз в полгода) проводят соцопросы среди зрителей, выясняя, что именно те хотят посмотреть, и присылают результаты опросов нам. Предпочтения публики сильно разнятся в зависимости от региона - в некоторых очень хорошо работает только поп-музыка, а в других предпочитают рок.

- Наверно, Стаса Михайлова предпочитают зрители Воркуты?

- Вы совершенно напрасно смеетесь! Мы контактировали с кинотеатрами Воркуты, и они просили у нас оперу и балет - люди в этом северном регионе тянутся к высокому искусству.

Очень часто бывает и так, что, когда мы заявляем о намерении выпустить ту или иную программу, зрители в каком-то городе просят, чтобы их кинотеатр взял ее в прокат. Например, эта схема очень хорошо отработала в отношении концерта Милен Фармер - пожалуй, это второй по популярности наш проект после «Стены» Уотерса. Мы выпускали эту программу в апреле 2014 года, и одним из основных требований французских партнеров был ее показ только в больших городах. Когда поклонники певицы узнавали об этом проекте, они приходили в свои кинотеатры с просьбой, чтобы те взяли программу для проката,

а кинотеатры, соответственно, передавали эту просьбу нам. Правообладатель (компания Pathe) был сильно удивлен такой активностью, но позволил нам провести среди региональных кинотеатров розыгрыш права показа этого шоу. Победил город Петропавловск-Камчатский, где оказались заняты все 158 мест единственного кинозала, в котором состоялся показ. По сути, один или несколько поклонников Фармер организовали 158 человек, которые убедили кинотеатр взять эту программу и купили все билеты.

- Есть ли у компании постоянные партнеры из числа кинотеатров, особенно заинтересованные в показе альтернативного контента?

- Конечно же, есть! С некоторыми из таких преданных партнеров мы работаем с 2009 года, они развиваются вместе с нами и формируют вокруг себя сообщества единомышленников, людей, любящих и ценящих наши программы. Начиная свой бизнес, наша компания предпочитала работать с независимыми кинотеатрами, руководство которых было проще убедить в коммерческой выгодности наших проектов, тогда как сети довольно долго относились к таким релизам с настороженностью. Хочется особо отметить тесное сотрудничество в течение шести лет с такими кинотеатрами как «Уссури» (Владивосток), «Победа» (Новосибирск), «Космос» (Оренбург), «Аврора» (Санкт-Петербург) и «Космос» (Екатеринбург). В последние несколько лет с нашими релизами стали активно работать все основные федеральные сети России.

- Видимо, они наконец поняли, что при заполняемости, близкой к 100%, ваш контент выгоднее традиционных кинофильмов?

- Не стоит забывать о том, что любой, даже самый замечательный контент может приесться, если кинотеатр будет постоянно показывать программы одного типа. На современном российском рынке количество показов такого контента уже достигло точки насыщения, существует как несколько довольно крупных дистрибьюторов, так и много частных предпринимателей, которые предлагают кинотеатрам нечто, отличающееся от кинофильмов. Теоретически некоторые кинотеатры сегодня могут отказаться от голливудских фильмов и показывать только альтернативный контент! Но этого не происходит по разным причинам, первая из которых экономическая: у зрителя просто нет столько денег, чтобы смотреть только такие программы. Поэтому некоторые кинотеатры вынуждены очень четко себя позиционировать: одни показывают только классические концерты, другие - рок, третьи - оперу, и т.д.

- Как вы относитесь к появившемуся недавно на отечественном кинорынке проекту «Театральная Россия»? Его авторы утверждают, что это социально ориентированный проект, а значит, билеты на его программы значительно дешевле, чем на ваши...

- Мы практически никак не пересекаемся и не конкурируем с «Театральной Россией», поскольку они предлагают к просмотру отечественные драматические спектакли, тогда как мы сотрудничаем с иностранными театрами и музыкантами. Кроме того, «Театральная Россия» создавалась в расчете на другую публику - на людей среднего достатка, любящих отечественный театр и проживающих в регионах.

- Сказывается ли на особенностях вашей работы русский менталитет?

- Наши зарубежные партнеры сильно удивляются, когда мы просим извещать нас о готовящихся к выходу новых релизах заранее. Дело в том, что в Европе достаточно заявить о выпуске новой программы за месяц: поклонникам жанра или артиста этого хватает, чтобы успеть «прогуглить» информацию и купить билеты онлайн. В России же, для того чтобы донести даже до очень активной фанатской аудитории информацию о предстоящем релизе, требуется как минимум два с половиной месяца. Например, мы выпустили концерт Led Zeppelin. Заполняемость залов была очень хорошей, рекламировали этот концерт задолго до начала, но люди продолжали звонить потом в течение двух месяцев и спрашивали, почему нельзя сделать еще сеанс, - они узнали об этом событии постфактум. В любом случае альтернативный контент позволяет кинотеатру повысить посещаемость за счет новых зрителей. Так что работать с подобными релизами надо более вдумчиво и тщательно.


Кто:  Мария Безенкова

Возврат к списку