Будущее российского кинобизнеса – за международными продажами

Будущее российского кинобизнеса – за международными продажами Братья Андреасяны
28.09.2015

О секрете успеха EnjoyMovies и новых проектах компании, о проблемах российского и мирового кинематографа и многом другом заместитель главного редактора «Кинобизнеса сегодня» побеседовал с продюсерами Гевондом и Сариком Андреасянами.

Евгений Володин: EnjoyMovies без преувеличения можно считать образцовой продюсерской компанией: большинство ваших фильмов окупается в российском кинопрокате. В чем, по вашему мнению, секрет успеха EnjoyMovies?

Гевонд Андреасян: Наверное, в том, что мы в первую очередь думаем о зрителе.

Сарик Андреасян: В сегодняшних экономических условиях зарабатывать в кино становится все тяжелее. На наш взгляд, за последний год очень сильно изменился как рынок, так и зритель. Если у человека есть возможность в удобное ему время посмотреть комедию или драму за 99 рублей в iTunes, он вряд ли пойдет в кинотеатр. Эта тенденция распространяется не только на российский рынок, это общая проблема киноиндустрии: кассу собирают только блокбастеры. Зачем тратить деньги на билет, попкорн, дорогу до кинотеатра и обратно, когда можно посмотреть выбранный фильм дома за весьма скромную плату? Понимая эту тенденцию, мы решили, что необходимо менять формат, бюджеты и подход к созданию кино. Если раньше мы зарабатывали на развлекательно-комедийном контенте, то сегодня зритель оказался перенасыщен такого рода фильмами.

- Когда именно вы пришли к тому, что надо менять формат?

С.А. Еще до того, как приступили к съемкам «Мафии» - то есть в начале 2014 года. Начиная съемки этого фильма, мы уже понимали, что рынок стремительно меняется, и те, кто делает ставку на комедию, в ближайшее время столкнутся со снижением посещаемости. Безусловно, комедия сегодня тоже имеет право на жизнь – но это должна быть лента такого уровня, как, например, «Шпион» - с большим бюджетом и не уступающая по зрелищности фильмам про Джеймса Бонда. Более того – при длительном отсутствии комедий в прокате интерес зрителей к этому жанру растет (что доказывает успех недавно вышедшей на экраны комедии «Каникулы»), но вместе с тем рынок не терпит и перенасыщения.

Возвращаясь вопросу, почему у нас получается снимать кассовое кино, я хочу напомнить, что мы ведем свой бизнес самостоятельно, не доверяя его каким-либо сторонним менеджерам. Мы сами занимаемся продюсированием своих фильмов на всех этапах – от съемочной площадки и до маркетинга готового продукта. Такой подход помогает оптимизировать бюджеты и относиться к своей работе как к семейному, «домашнему» производству. Кроме того, безусловно, мы следим за мировыми трендами и настроениями зрителей, стараемся учитывать, чем живет наша страна и что интересно ее жителям. Наша огромная держава требует масштабных фильмов. В крупных кинематографических странах зрителю в кино нужно крупное шоу, но пока мы считали, что шоу должно быть эмоциональным, комедийным, мы продвигали фильмы, основанные на ментальности, и зарабатывали на ментальности. Мы никогда не сможем перегнать Голливуд в технологичности, но если делать технологичное в меру наших российских возможностей и вместе с тем эмоциональное кино - тогда, я думаю, мы сможем вывести национальное кино на качественно новый уровень.

Г.А. Кроме того, сегодня перестала действовать проверенная «формула нуля», то есть схема, при которой доход от реализации фильма гарантированно оказывался не меньше расходов на производство. С началом кризиса эта формула, о которой я неоднократно рассказывал на мастер-классах, перестала работать, потому что многие ее компоненты просто прекратили свое существование. Видеоиндустрия практически умерла, телевидение не приносит сколь-нибудь ощутимых денег, от нас оказался отрезан не только прибалтийский, но и украинский рынок. Из-за скачков курсов валют сильно «просел» и рынок Казахстана – фактически исчезли все источники дохода, кроме кинопроката.

- То есть теперь продюсерам приходится рассчитывать только на кинопрокат, причем на кинопрокат российский?

Г.А. Да, именно так. Риски выросли. Если раньше можно было снять фильм за 50 млн рублей и гарантированно на нем заработать, то сегодня, снимая картину с таким бюджетом, надо рассчитывать на сборы в 250 млн, иначе есть риск не вернуть вложенные средства. Формула поменялась, мы уже не можем рассчитывать на то, что заработаем на странах СНГ, и приходится переключать свое внимание на международные продажи. До сих пор, снимая комедии, мы и думать не могли о продажах своей продукции за рубеж – если мне не изменяет память, из всего подобного контента лишь фильм «Что творят мужчины!» был продан в Корею за $8 тыс., остальные суммы международных продаж не превышали пяти-семи тысяч. Тот продукт, который мы снимаем сегодня – ту же «Мафию» - мы можем продавать за суммы на порядок больше – $50-150 тыс., и всерьез рассчитываем заработать на продажах этой картины на международных рынках не менее миллиона долларов. Будущее российского кинобизнеса – за международными продажами: снимая кино за рубли, надо продавать его за доллары.

- Наша редакция более двадцати лет занимается статистикой рынка кинопроката, и до недавнего времени мы вели все подсчеты в долларах, однако по настоятельным просьбам участников рынка не так давно перешли на рубли. Как, по-вашему, насколько справедливо считать прибыльность или убыточность российского кино в национальной валюте? Ведь между съемками и прокатом порой проходит значительное время, и рубли заметно обесцениваются.

Г.А. Конечно, честнее считать в той валюте, которую продюсеры тратили. Неважно, как давно брался кредит – брался он в рублях, и отдавать его надо в рублях! Мы живем в рублевой зоне, все расчеты ведем в рублях, и даже с иностранными участниками съемочных групп рассчитываемся в российской валюте. Например, когда иностранный специалист говорит, что хочет получать определенную сумму в долларах, мы обговариваем с ним фиксированную зарплату в рублях, потому что не можем знать, как будет меняться курс. Так что я глубоко убежден – считать надо все в рублях.

С.А. Мы постоянно мониторим статистику, в том числе и ту, которую публикует ваша редакция. На мой взгляд, в расчетах прибыльности фильмов есть одна ошибка: нельзя считать, что фильм окупился, если его кинотеатральные сборы вдвое превысили производственный бюджет. Существуют же еще и затраты на маркетинг. Не так давно я был согласен с этой формулой, поскольку расходы на маркетинг можно было попытаться окупить за счет остальных форм дистрибьюции (видеоносители, видео по запросу, телевидение и т.д.). Однако сегодня эти каналы денег не приносят, а маркетинговый бюджет надо окупать также как и производственный, поэтому, чтобы получить сумму, необходимую для окупаемости фильма, справедливо было бы умножать производственный бюджет на три. Так или иначе, в опубликованных списках окупившихся и прибыльных фильмов есть небольшая погрешность, хотя их настолько мало, что ею можно и пренебречь…

- Как вы относитесь к господдержке кинопроизводства?

С.А. Мы пользуемся господдержкой уже в течение нескольких лет. Недавние наши крупные проекты – «Мафия», «Защитники», «Голоса большой страны» - снимались при поддержке Фонда кино, и без его участия мы никогда бы не позволили себе таких крупных бюджетов. Доля государственных средств в производстве перечисленных картин достигает 30%, благодаря этим деньгам мы чувствуем себя намного увереннее.

Г.А. Поддержка Фонда кино особенно ценна сегодня, когда все дополнительные каналы дистрибьюции перестали работать. Хочется отметить, что эта поддержка жизненно необходима именно крупномасштабным проектам. Можно поддержать 50 небольших независимых картин, и даже вывести их в прокате в ноль или в небольшой плюс, но в масштабах национальной киноиндустрии этого никто не заметит. А если поддержать в год четыре-пять крупных национальных фильмов, они создадут солидный имидж российскому кино и в итоге продвинут вперед нашу киноиндустрию. В прессе появлялись данные опросов, которые проводились в западных странах: оказывается, там никто не знает российского кино. Вообще никто. Поэтому одной из своих первоочередных задач мы видим продвижение российского кинопродукта за рубеж, чтобы люди в других странах могли вспомнить хотя бы одно-два наименования современных российских картин. Пусть это будет не широкий прокат, пусть это будут продажи на цифровых носителях, показы на кабельном телевидении или в iTunes– но мы потихоньку начнем создавать лицо российского кино, которого сегодня за пределами СНГ просто нет. Массовый зритель там не знает российского кино, даже фестивального. Массовому зрителю нужно большое, зрелищное, масштабное кино – и тогда он его заметит и запомнит. В ближайшие годы лицо российского кинематографа за рубежом будут формировать такие крупные проекты, как «Мафия», «Защитники», «Викинг» и «Экипаж».

С.А. Осталось дождаться, когда все эти фильмы выйдут в прокат, посмотреть, как их примет зритель и понять, в правильном ли направлении мы движемся и действительно ли это то, что нужно рынку.

- Деньги Фонда кино – это возвратные средства или нет? Некоторые продюсеры считают, что господдержка должна быть невозвратной.

Г.А. Господдержка бывает как возвратной, так и невозвратной. При этом никто не спрашивает продюсера, на возвратной или невозвратной основе он хотел бы ее получить. Есть возможность получить такую-то сумму возвратно, такую-то невозвратно, не хочешь – не бери, найдутся другие желающие. Представители Фонда приезжают на площадку, следят за нашей работой на всех ее этапах – и это хорошо, потому что в результате такого контроля деньги достаются тем, кто работает. Кроме того, поддержка выделяется траншами, каждый следующий из которых дается после того, как продюсер отчитается, как он потратил предыдущий. Это весьма неплохо мотивирует продюсеров.

- Недавно в Выборге на фестивале «Окно в Европу» один независимый режиссер-дебютант, представляя со сцены свою картину, рассказал, как в процессе съемок столкнулся с тем, что в кино тоже воруют. Поэтому в титрах его фильма появилась должность «директор директора картины», а потом и «директор директора директора»!

С.А. Мне кажется, что воровство в кино, безусловно, возможно – но на каком-то весьма мелком уровне. Например, локейшен-менеджер найдет для съемок квартиру за 50 тысяч, а продюсеру объявит 70. От этого никто не застрахован, к каждому человеку на съемочной площадке не приставишь контролера.

Г.А. Бывает очень обидно читать в фейсбуке или даже на профильных ресурсах, когда люди говорят о русском кино, что вот, мол, продюсеры «попилили» деньги. Поверьте, на самом деле никто ничего не пилит! Прошло то время, когда можно было откусить кусок от производственного бюджета. Сегодня, если ты «пилишь», ты не сможешь снять кино. Расходы имеют свойство расти, но никогда не падают, и по мере съемок продюсер сталкивается с вопросом – как уложиться в имеющийся бюджет.

- Бывает, что, зная производственный бюджет, смотришь фильм и не можешь понять, на что эта сумма была потрачена…

С.А. У меня тоже часто бывает такая мысль. Я смотрю американское кино, читаю, что его бюджет составил $80-100 млн, и не понимаю, куда можно было угробить столько денег. Однако даже для нас – людей, разбирающихся в статьях расходов при производстве кино – есть много вещей и процессов, которых не видно в кадре, таких как гонорары, количество камер…

- Наверное, профессионализм режиссера и продюсера - в том числе и в том, чтобы зритель видел каждую вложенную в производство копейку?

С.А. Действительно, у таких мастеров, как Джеймс Кэмерон или Майкл Бэй, в кадре видны все деньги. В то же время мы недавно посмотрели один свежий фантастический боевик с бюджетом $150 млн, и не поняли, куда ушли все эти деньги: в картине ни одного известного актера, четыре декорации и 10 минут экшена в финале! Если бы производственный бюджет был заметен всем в каждом фильме, все фильмы были бы успешными.

Г.А. Возьмем, например, наш новый музыкальный фильм «Голоса большой страны». Я надеюсь, в нем будет виден бюджет – мы старались снимать его масштабно, но и там есть моменты, которые просто невозможно увидеть, не будучи специалистом. Взять музыкальную часть – Лондонский оркестр, очистка треков, аранжировки, аренда студий – в кино этого вообще не видно, между тем лишь эта составляющая картины, которую в кадре не видно, а только слышно, стоит 25 миллионов рублей.

- Вы создаете еще одну продюсерскую компанию – «Большое кино». Зачем?

Г.А. «Большое кино» создано совместно с нашим партнером – продюсером Владимиром Поляковым – в рамках холдинга Renovatio Entertainment и Enjoy Movies. Мы хотим диверсифицировать производство фильмов. «Большое кино» будет заниматься высокобюджетными, масштабными картинами, так называемыми «фильмами-событиями». EnjoyMovies продолжит снимать легкие, полюбившиеся зрителю комедии.

- Компания EnjoyMovies сделала себе имя на комедиях. Сегодня вы переключаетесь на работу со зрелищными проектами. А не хотели ли вы поработать с другими жанрами - к примеру, с анимацией, которая у нашего зрителя пользуется большим успехом?

Г.А. Мы несколько раз рассматривали возможность работы с анимационными проектами, но нас всегда останавливало понимание того, что анимация – это долгие деньги. Даже такой крупный проект, как «Защитники», снимается почти вдвое быстрее, чем любая анимация. И если, чтобы снять «Защитников», надо два с половиной года, то для создания мультфильма уровня «Шрека» нужно 3-4 года минимум.

- Но есть же хороший пример российской анимации – «Богатырская» сага…

С.А. Мы считаем, что то, что происходит с фильмами про богатырей – это чудо.

Г.А. Да, действительно, совершенно невозможно угадать, как будет работать такая анимация. Я очень рад за Сергея Сельянова и за компанию «Наше кино», я догадываюсь, почему эти фильмы пользуются таким успехом. Качество анимации в этой серии напоминают советские добрые мультфильмы! Можно лишь предположить, что современные взрослые люди ведут в кино своих детей, чтобы показать им то, на чем они выросли. Когда мы говорим про анимацию, мы имеем в виду ленты класса «Миньонов».

- Посмотрев «Миньонов», я подумал, что уже видел весь фильм в трейлере.

Г.А. Да, пожалуй, это был обман года (смеется). Но, несмотря ни на что, фильм держится восемь недель в первой десятке лидеров кинопроката и собрал более 1,8 млрд рублей. Главное, что он попал в свою целевую аудиторию.

С.А. Мы хорошо относимся к анимации, но не практикуем аутсорсинг, то есть не передаем значительную часть работы другим людям. Наивно полагать, что, поручив разработку фильма чужим людям в провинции, можно в конечном итоге получить «Миньонов». Мы с Гевондом не имеем специального анимационного образования, не можем сами контролировать процесс работы над мультфильмом, и поэтому стараемся не ввязываться в эту сферу. Мы беремся только за то, в чем разбираемся и в чем можем быть уверены.

Говоря о других жанрах, следует помнить, что даже фантастический боевик не дает стопроцентной гарантии высоких сборов. Возьмем, например, такие фильмы как «Хитмэн» или «Перевозчик» - это тоже фильмы о людях со сверхспособностями, но очень приземленными. Поэтому они и не выстреливают ни здесь, ни в Америке. Единственным исключением стала лента Бессона «Люси»: люди пошли на свежую идею о том, что было бы, если бы человеческий мозг работал в 10 раз быстрее. Если у тебя есть деньги на фантастическое кино, этот фильм не должен быть простым, это не должны быть «Агенты А.Н.К.Л.» - фильм, который лично мне очень понравился, но почти ничего не собрал даже в Великобритании, где очень любят Гая Ричи. Да, это классно снято, да, это дорого – но это реалистично, а кинотеатру, на мой взгляд, больше нужны такие фильмы, как «Прометей».

- А «Агентов…» можно посмотреть дома на iPad?

С.А. Запросто. Точно так же, как и фильм «Миссия невыполнима». Каким бы прекрасным ни был Том Круз, но «Грань будущего» зарабатывает больше, чем франшиза с 20-летней историей, потому что «Грань будущего» - это фантастика, в основе сюжета которой лежит интересная идея. Поэтому мы не стали бы сегодня снимать русского «Хитмэна».

Мы любим «мужское» кино. Мы большие поклонники Лиама Нисона и классических боевиков для мужской аудитории. Но когда наше «Ограбление по-американски» зарабатывает 160 млн рублей, как комедия «Женщины против мужчин»…

Г.А. Притом, что никто не верил, что мы сможем собрать и эту сумму! На кинорынках и различных показах даже друзья и близкие люди прогнозировали этой картине сборы порядка 60 – 80 млн.

С.А. Мы были уверены, что соберем 150 млн. И этот результат нас полностью устроил, потому что мы понимали, что решающую роль сыграет формат картины. Ты можешь попасть на все мыслимые и немыслимые фестивали, можешь снять в одной из главных ролей обладателя «Оскара» - но если этот фильм с тем же успехом можно посмотреть дома, большой успех ему не светит. Я уверен, что «Ограбление по-американски» пользуется стабильным спросом во всем мире на видео по запросу (через год посмотрим статистику), но кинопрокату нужны намного более масштабные ленты. Сегодняшние отечественные кассовые хиты зарабатывают внушительные суммы в основном благодаря высокой цене билета, а не количеству зрителей. Как привлечь зрителей? Сегодня (беседа состоялась в первых числах сентября – ред.) в кино снова одним сеансом идет «Безумный Макс» и несколько других фильмов, прокат которых вроде бы был завершен. Когда стало очень тяжело – а тяжело уже шесть уик-эндов подряд и будет тяжело как минимум еще три или четыре уик-энда, до старта «Марсианина», - кинотеатры вдруг вспомнили, что в этом году были хорошие фильмы! Так, может быть, имеет смысл держать такие ленты в прокате подольше, чем традиционные две-три недели? Пусть фильм идет одним сеансом, но зато он будет собирать полный зал.

- Это уже вопрос к букерам.

Г.А. Это вопрос даже не к букерам, а к кинотеатрам, которые очень легкомысленно относятся к выходящему продукту. Продержали две недели, собрали сливки – и выбросили, не понимая того, что при грамотном планировании объем снятых сливок можно удвоить. Мультфильм «Миньоны» на восьмом уик-энде приносит больше, чем «Спасатели» на первом. Хотя, тут есть и вторая сторона медали: каждый мэйджор «давит» кинотеатры своим фильмом и требует максимум сеансов, не давая доработать другим релизам.

С.А. Заметим, что в Америке многие крупные фильмы идут по несколько десятков недель – небольшим количеством экранов, но их можно найти и посмотреть в кинотеатре. Когда мы говорим о том, что нужно привлечь в кинотеатры взрослого зрителя, надо помнить, что взрослый зритель очень тяжел на подъем, он не сможет отложить другие дела, чтобы посмотреть интересующий его фильм в первую неделю проката.

- Мы увлеклись обсуждением проблем кинотеатров. Давайте поговорим о ваших ближайших проектах – «Мафии», «Защитниках».

С.А. Да, мы сейчас активно работаем над фильмом «Мафия» и рассчитываем показать его на AFMполностью с английским дубляжом. Для дублирования картины мы пригласили классных специалистов, благодаря которым вся речь в картине будет полностью укладываться в синхрон – даже липсинг (движение губ) будет совпадать. Мы понимаем, что для успешной работы фильма на англоязычном рынке он должен быть качественно дублирован – сегодня никому не нужен фильм с субтитрами. Кстати, это тоже недешево – сделать хороший дубляж и поменять все надписи с русского языка на английский (нам пришлось переделать около ста кадров компьютерной графики). Поэтому мы вправе рассчитывать на хорошие зарубежные продажи и надеемся превзойти результат фильма «Метро», которому продажи в мире принесли около миллиона долларов.

- Продажи или прокат?

С.А. Продажи. Мы продаем свой продукт в твердый счет; естественно, в будущем должны быть какие то роялти, но из российских фильмов их мало кто дожидался. Мы не можем контролировать прокат. Но даже если мы сможем узнать сборы, нам неизвестно, сколько зарубежный прокатчик потратил на маркетинг в реальности. Он всегда может завысить затраты на рекламу и не показать нам доходы – мы же не Foxи не Disney, чтобы нас боялись…

Г.А. Лучше синица в руках, лучше продать подороже в твердый счет, чем пытаться зарабатывать на прокате на чужих рынках.

С.А. При этом интересно, что и в Америке никто не рассчитывает, что его фильм окупится сразу, в кинопрокате, кинопроизводство – это довольно долгие деньги. И когда мы говорим, что наши фильмы окупились в прокате, они смотрят на нас выпученными глазами, и мне даже иногда кажется, что они думают, что мы врем! Они не могут поверить, что мы контролируем все этапы создания своих фильмов – от идеи сценария и до афиш и росписи. У них продюсер произвел кино, продал его студии – и на этом его работа с фильмом закончена. Мы же стараемся контролировать все фазы, включая и прокат.

Возвращаясь к «Мафии» - после AFMмы покажем готовый фильм в 3Dна декабрьском Кинорынке всем российским кинотеатрам. Мы не скрываем своих амбиций и рассчитываем на то, что «Мафия» станет вторым фильмом новогоднего периода после «Звездных войн» по сборам. Мы совершенно уверены в том, что «Мафия» - фильм номер два по качеству и по productionvalue.

Г.А. А я думаю, что у нас будет и самый большой маркетинговый бюджет.

С.А. Еще один наш крупный проект – музыкальная лента «Голоса большой страны». Съемочный период мы заканчиваем 17 сентября, а уже на середину октября у нас в Лондоне забронирована студия и оркестр. Мы думаем, что российское кино еще никогда не звучало настолько хорошо, и рассчитываем, что у нашего фильма будет очень хороший «сарафан». Картина вполне может продержаться в прокате 8-10 недель, хотя это уже вопрос к кинотеатрам. Все песни в фильме исполняются на русском языке, это кавер-версии известнейших российских хитов, которые звучат настолько по-новому, что будут завораживать как молодежь, так и взрослых. Очень хочется верить, что у ленты будут очень маленькие падения сборов от недели к неделе, как это было со «Стилягами».

В Питере на «Кино Экспо» мы покажем два относительно небольших номера из этого фильма, которые настолько хорошо звучат и смотрятся, что, мы надеемся, у кинотеатров не будет вопросов.

Кроме того, мы разрабатываем еще три проекта, у двух из которых бюджет будет такой же, как у «Защитников», а у третьего составит полтора миллиарда рублей. Мы рассчитываем снять масштабное кино, которое выйдет на трех тысячах экранов в России и в широкий прокат во многих странах за рубежом, и планируем потратить на него четыре года. Конечно, для фильма такого масштаба нам понадобится внести в титры пару известных американских имен, но снимать мы будем на территории России, с российскими и американскими актерами.

Над этим проектом мы работаем уже больше года. В начале октября будет готов тизер стоимостью в 15 млн рублей, с которым мы планируем посетить несколько ведущих голливудских студий. Хочется посмотреть реакцию американских партнеров и понять, в правильном ли направлении мы работаем. Мы понимаем, что бюджет в полтора миллиарда мы никогда не окупим в российском прокате – нам нужно будет собрать не меньше «Аватара», - но заработать на этом проекте в мире совершенно реально. Кроме того, мы можем стать первым российским фильмом, который получит широкое признание за рубежом, как «Люси» - французская картина, заработавшая в мировом прокате $400 млн. Но для того, чтобы такой фильм состоялся, необходимо выполнить очень много условий…

Еще один наш будущий проект – фильм «Кома». Это фантастическая антиутопия: между адом и раем есть некое пространство, куда попадают люди, которые находятся в коме. Это отдельный мир, и наш герой, попав в него, понимает, что оттуда можно выбраться – соответственно, выйдя из комы и в реальной жизни.

Предварительное название следующего проекта – «Роботы». Это «Семь самураев» будущего – история семи роботов, управляемых людьми. После ядерной войны Земля стала малопригодной для жизни, и выжившие люди живут небольшими городами-фортами, между которыми нет связи. Семь роботов нанимаются доставить особо опасного преступника из одного города в другой, не представляя, с чем им придется столкнуться в процессе выполнения этого задания. Цель этого фильма – показать Россию от Байкала до Камчатки, чтобы эти роботы прошли по нашим российским пейзажам. Наверняка зрителю будет интересно наблюдать, как действие разворачивается именно в наших краях – также как зрителям во всем мире интересно видеть привычные места в непривычных ситуациях. Россия – очень кинематографичная страна, практически не представленная в современном кинематографе, и мы хотим показать ее выдающиеся, «открыточные» места. Это, кстати, касается и «Мафии», и «Защитников».

Начиная съемки масштабных проектов, мы не тешим себя надеждами на сверхприбыли. Даже если мы заработаем на «Мафии» более 500 миллионов рублей, чистая прибыль будет примерно такой же, как от комедии, потому что бюджет фантастического фильма вчетверо больше. Здесь важно понимать два момента. Во-первых, снимая масштабное кино, мы двигаем отечественную киноиндустрию. А во-вторых, такое кино дает нам право рассчитывать, что кинотеатры будут нас ждать. У нас в России невероятное количество прекрасных писателей-фантастов, от Беляева до Лукьяненко – книг много, есть с чем работать. Если в Америке после выхода фантастического бестселлера студии скупают права на все книги писателя (когда-нибудь, да пригодятся), то у нас множество прекрасных авторов пишут только для бумаги – на Западе их не экранизируют, потому что не знают об их существовании, а у нас не снимают, потому что нет индустрии. Я надеюсь, что когда-нибудь мы дойдем до того, что литература и кино будут взаимно дополнять друг друга.

Г.А. Необходимо упомянуть и «Землетрясение», которое мы снимаем совместно с «Марс Медиа» - сейчас строятся декорации и готовится съемочный процесс. Это тоже очень масштабный проект.

С.А. Фильм будет и трогательный, и зрелищный одновременно, у нас в его отношении очень большие планы.

- В чем заключаются ваши функции и функции «Марс Медиа» на этом проекте?

С.А. Я выступаю на нем режиссером, вместе с Гевондом мы будем заниматься маркетингом, а за производство отвечает «Марс Медиа». Идея и первоначальный вариант сценария были нашими, но окончательный сценарий разрабатывался под руководством Рубена Дишдишяна. Землетрясение в Ленинакане не оставило равнодушным ни одного советского человека, но сегодня официальная пресса практически забыла, что происходило 7 декабря 1988 года. Кинотеатры должны понимать, что это не просто драма, а драматический фильм-катастрофа с большим коммерческим потенциалом. Кстати, мы рассчитываем и на международные продажи. В теории мы можем, наверное, рассчитывать и на какой-то ограниченный прокат в США – на самом закрытом рынке мира.

Таким образом, до конца 2017 года у нас составлен плотный график работы.

- Значит, ремейков среднебюджетных по российским меркам комедий, на которых EnjoyMovies сделала себе имя, в ближайшее время ждать не стоит?

С.А.Мы выросли и повзрослели сами, у нас на троих братьев уже пятеро детей. Мы сделаем перерыв от съемок комедий на некоторое время, надеюсь, и другие продюсеры откажутся от многочисленных комедийных проектов. Зрителю надо дать отдохнуть от российских комедий. Когда за пять лет на экраны вышло сто комедийных лент, зритель просто запутался. Пусть он отдохнет, и мы снова начнем производить хорошие комедии, причем желательно с новыми лицами, сюжетами и бюджетами. Дефицит работает лучше, чем переизбыток, и если дефицит большого российского кино в новейшей истории был всегда, то дефицита маленького кино уже нет. Исключение – удачные сериалы, на основе которых можно делать успешные полнометражные фильмы, как это случилось с «Кухней».

- Как, по вашему мнению, будет развиваться российская киноиндустрия в ближайшие годы?

С.А. У меня много друзей из числа кинематографистов в Германии, и многие из них переезжают в Россию, потому что в 80-миллионной Германии нет киноиндустрии. Есть национальная звезда Тиль Швайгер с тремя-четырьмя фильмами в год, и есть пара десятков небольших копродукций со множеством стран, снимаемых на гранты от национальных европейских кинофондов. В реальности в мире, кроме Америки, не так много стран, где есть киноиндустрия. Это Китай, это Индия, это Россия. Еще Франция, Великобритания, Корея. И все! Мы перечислили шесть стран, а в мире стран больше двухсот, и полсотни из них - вполне развитые. Пускай Россия в этом списке занимает сейчас шестое место, но она в него входит, и ее национальная киноиндустрия будет только развиваться. Поэтому, когда нам говорят, что в России кинорынок находится в плачевном состоянии, мы отвечаем – все идет своим чередом, не надо сеять панику и хоронить российское кино.

Г.А. Я всегда привожу в качестве примера наши фильмы. Наши первые и наши последние комедии очень сильно отличаются по качеству. Мы не говорим сейчас о кассовых сборах, мы говорим именно о качестве – и это как раз то, что называется развитием, ростом. От фильма к фильму развивается, профессионально растет режиссер – а вместе с ним развивается и съемочная группа. Я часто думаю – в год на нас работает 500 человек, а это значит, что 500 семей растут и развиваются вместе с нами.

Еще одна проблема российской киноиндустрии – отсутствие качественного образования.

С.А. Мы часто думаем об открытии собственной бесплатной киношколы. Нам кажется очень неправильной, несправедливой сложившаяся практика, когда выучиться на кинематографиста может только человек, обладающий весьма круглой суммой. Часто трейлеры для наших фильмов делают самоучки, 18-19-летние ребята из Красноярска, Новосибирска – это очень талантливые парни, но у них нет денег на обучение. Поэтому имеет смысл создавать киношколы при кинокомпаниях, снимающих хотя бы три-четыре фильма в год, чтобы любой талантливый человек мог приехать и научиться профессии. И профессиональное обучение - это один из необходимых элементов развития национальной киноиндустрии.

Приведу простой пример. Нужно смонтировать трейлер. В стране есть пять профессионалов, которые умеют хорошо монтировать трейлеры, на днях я позвонил одному из них и узнал, что до конца декабря он занят. Он перечислил десять фильмов, которые выстроились к нему в очередь. И таких примеров масса. В нашей стране очень много режиссеров и продюсеров, а в индустрии хронически не хватает операторов-постановщиков, художников-постановщиков, а профессиональных реквизиторов вообще не существует! Кино делает команда, и какой бы ни был гениальный режиссер, но если он попросит молоток, а ему не принесут этот молоток, или он попросит синюю машину, а ему предложат красную – кино не состоится. Мы через это тоже проходили.

Г.А. Мне часто приходится напоминать актерам, что им следует быть адекватными людьми. Если тебя рекомендует художник, декоратор или гример, это намного ценнее, чем рекомендация актера или режиссера. И если гример говорит – мы не будем работать с этой актрисой, она опаздывает на три часа, она срывает смены – мы говорим гримеру спасибо и отказываемся от такой актрисы. Команда хороших технических специалистов для нас значит гораздо больше, чем актер и даже режиссер – потому что актеров и режиссеров много, а технические специалисты наперечет. Поэтому мы считаем организацию бесплатной киношколы одной из приоритетных задач.



Кто:  Братья Андреасяны

Возврат к списку