«Продюсер саундтрека – как сапер!»

«Продюсер саундтрека – как сапер!» Аркадий Укупник
29.12.2009

О своей работе над картинами «Черная молния», «Любовь-Морковь 2» и «Юленька», о тонкостях продюсирования саундтреков фильмов и о многом другом рассказал корреспонденту журнала «Кинобизнес сегодня» композитор Аркадий Укупник.


О своей работе над картинами «Черная молния», «Любовь-Морковь 2» и «Юленька», о тонкостях продюсирования саундтреков фильмов и о многом другом рассказал корреспонденту журнала «Кинобизнес сегодня» композитор Аркадий Укупник. 

Сергей Некрасов: Аркадий Семенович, 2009 год был очень непростым для отечественной киноиндустрии. А насколько сильно отразился экономический кризис на музыкальном бизнесе? 

Аркадий Укупник: Как бы сильно мне и моим коллегам не хотелось, чтобы кризис прошел мимо нас, «постоять в стороне» не удалось. Может быть, у кого-то в это время дела и пошли лучше (не зря ведь говорится: «Кому война, а кому мать родна»), но все, кого я знаю в шоу- и кинобизнесе, по ушедшему году сильно грустить не будут. У меня, например, не было реализовано около 70% запланированных на этот период проектов. Ну а то, что удалось воплотить в жизнь, осуществилось лишь благодаря четкому пониманию новых экономических реалий (например, пришлось быстро привыкнуть к новым расценкам, явно изменившимся не в лучшую для меня сторону) и жесткой реструктуризации бизнеса. Многие решения нужно было принимать крайне быстро. Времени на «раскачку» не было вообще. Но, к счастью, я никогда не любил «почивать на лаврах», поэтому, видимо, и без работы я не остался. 

- В 2009 году на экраны России и СНГ вышли, как минимум, три фильма, в которых вы приняли участие в качестве композитора и музыкального продюсера. Это «Юленька», «Любовь-Морковь 2» и «Черная молния». Первые два из них продюсировали Ренат Давлетьяров и Александр Котелевский, с которыми вы уже неоднократно сотрудничали. Очевидно, им нравится работать с вами. А что привлекает в их творчестве вас? 

— В кинобизнесе многое зависит от взаимного доверия. Создание фильма – процесс очень дорогостоящий. Когда продюсеры собирают команду, они рискуют очень многим. И речь здесь идет не о том, нравится им кто-то из тех, кому поручается работа над картиной, или нет. Главное – можно ли этому человеку доверять, способен ли он должным образом выполнить поставленную перед ним задачу в установленный срок. Видимо, Рената, Александра и их партнеров (ведь над «Юленькой» и второй «Любовью-Морковью» работали и другие продюсеры) устраивают мои методы работы и те результаты, которые я обеспечиваю. Ну а мне импонирует доверие профессионалов, на счету которых несколько самых прибыльных проектов в истории отечественного кинобизнеса. Нравится мне и стиль их работы. Я вижу, что к своему делу они подходят максимально серьезно и ставят четкие и понятные задачи. Этим, наверное, и объясняется наше долгое взаимное сотрудничество. Кроме того, в предыдущем интервью вашему журналу (оно состоялось в марте 2008 года – Прим. ред.) я говорил о том, что мне давно хотелось не просто писать музыку для кино, но и отвечать за всю аудио-составляющую в том или ином фильме. Так вот на «Юленьке» и второй «Любови-Моркови» это мое желание сбылось. Я стал саунд-продюсером этих картин. Под моим контролем проходили их озвучание, перезапись и т. д. Работа была чрезвычайно интересной, но очень непростой. Я, как говорится, «сдал не один литр крови», пока довел все до ума, но результат в обоих случаях, по-моему, получился весьма достойным. Недавно мне стало известно, что картина «Юленька» выдвинута на «Нику» в категории «Лучший звук», а «Любовь-Морковь 2» выдвинута на «Золотого орла» в номинации «Лучшая Музыка». И я очень благодарен Ренату и Александру за то, что они предоставили мне возможность проявить себя на новом поприще на таких знаковых проектах. Надеюсь, их доверие я оправдал. Словом, как видите, прошедший год был для меня чрезвычайно важным – даже несмотря на кризис. 

- А когда к вам поступило предложение от команды Тимура Бекмамбетова стать музыкальным продюсером фильма «Черная молния»? 

— Вообще-то, я сам предложил свои услуги, как только узнал об этом проекте. Еще в марте 2009 года, во время съемок велись переговоры с режиссерами фильма Александром Войтинским и Дмитрием Киселевым, но ответа тогда не последовало. Попасть в команду Бекмамбетова (и даже просто начать сотрудничать с ней) очень непросто. Это самодостаточное сообщество профессионалов, многие из которых проявили себя и в рекламной индустрии, и в кинобизнесе. Сначала судьбе было угодно, чтобы я по просьбе компании Universal принял участие в формировании пакета песен для промо-кампании картины – что-то написал, что-то подобрал. И вот когда я представил собранный материал, мне поступило предложение поработать над саундтреком собственно фильма (т. е. над песнями, которые звучат непосредственно в «Черной молнии»). Так и началась моя деятельность в ипостаси музыкального продюсера в кино. Это чрезвычайно неблагодарный труд, поскольку последнего слово за тобой не остается. Ты просто предлагаешь, а далее режиссеры и продюсер принимают или отвергают твою концепцию. В последнем случае возникает масса сложностей. Ведь если ты пишешь музыку к фильму, то работаешь один, но когда компонуется саундтрек, приходится иметь дело со многими исполнителями и коллективами (а передо мной стояла задача заинтересовать саундтреком все возрастные категории зрителей). Если бы вы только знали, сколько известных и неизвестных авторов написали песни к «Черной молнии», и сколько композиций в результате было отклонено (а авторы этого очень не любят; приходится объяснять им, чувствуя себя при этом, как сапер на минном поле, что в кино такие отказы – обычная практика)! Я же лично оказался причастен к работе над несколькими произведениями. Одну песню в рамках промо-кампании фильма исполняет Надежда Бабкина, другую – «А Студио», и наконец, песня «Я не верю в чудеса!» в исполнении Александра Рыбака звучит на финальных титрах картины, а снятый на нее видеоклип демонстрируется сейчас (интервью состоялось 18 декабря – Прим. ред.) на всех ведущих музыкальных каналах страны. Сначала она, кстати, тоже предназначалась только для промо-кампании, но когда я показал ее «под рояль» Войтинскому и Киселеву, они сказали: «Это то, что нам нужно!». А потом начался долгий процесс подбора исполнителя. Многие предложенные мной кандидатуры были по разным соображениям отвергнуты (а ведь некоторые из них даже записывали эту песню). И только в результате мозгового штурма всей команды было решено обратиться с предложением к победителю «Евровидения-2009» Александру Рыбаку. Я связался с ним и выслал ему песню, Саша сказал, что она ему нравится и он готов ее записать, и очень скоро прилетел из Норвегии в Россию. Здесь мы буквально в течение одного дня (!!!!) записали песню, а ночью Войтинский и Киселев сняли клип. Словом, продюсер саундтрека – сложная и нервная, но очень интересная работа! В особенности на таком масштабном проекте, как «Черная молния». Я очень рад, что оказался причастен к созданию первого отечественного «супергеройского» блокбастера, который, на мой взгляд, ничем не уступает соответствующим зарубежным проектам. Мне кажется, картину ждет хорошая прокатная судьба и успех у публики! В ней есть все, что может привлечь внимание зрителей: увлекательнейшая история, интересный главный герой, хорошо прописанная любовная линия, прекрасные спецэффекты, отличный саундтрек и (скажу без ложной скромности!) прекрасная финальная песня! (улыбается) 

- Все создатели «Черной молнии» говорят, что эта картина – прежде всего детище Тимура Бекмамбетова. Как строилась ваша работа с этим режиссером и продюсером? 

— Тимур был на «Черной молнии» продюсером и руководителем проекта. Мне же преимущественно приходилось работать с режиссерами фильма. Тимур отсматривал лишь утвержденные ими результаты моей работы и вносил очередные предложения и замечания. Так или иначе, работая с его коллективом, я приобрел бесценный опыт и многому научился (например, работать в поистине бешеном темпе, чрезвычайно быстро генерировать новые идеи и т. д.) Получить такие навыки – дорогого стоит. Ведь я фактически приобрел новую профессию – продюсера саундтрека. Уверен, все это непременно пригодится мне в будущем. Словом, я благодарен судьбе за возможность поработать с командой Бекмамбетова! 

- Вы писали музыку к комедиям, военной драме, триллеру и т. д. С какими из этих жанров вам было интереснее всего работать? 

— Задача профессионального кинокомпозитора – уметь работать с любым жанром и никакого из них не бояться. Главное, чтобы сами конкретные проекты, в которых тебе предлагают принять участие, были достойными, не «проходными». Тогда и писать музыку к этим фильмам будет интересно. А их жанр – это уже вопрос второй. Кстати, и сюжет картины лучше не принимать слишком близко к сердцу. Конечно, хорошо говорить, что, мол, я пишу музыку только для тех проектов, которые мне нравятся. Но в этих словах есть всегда доля лукавства, поскольку рабочие материалы, которые видит композитор, когда приступает к работе, как правило, очень сильно отличаются от того, что будет показано зрителям на экране, и понять, нравится тебе эта лента или нет, можно далеко не всегда. Впрочем, когда осознаешь, что фильм получается слабым и ему уже вряд ли что-то поможет, естественно от работы над ним лучше отказаться. 

— Голливудские композиторы нередко становятся сценаристами и продюсерами. А не хотелось бы вам попробовать свои силы на этих поприщах?

 — А почему только голливудские? У нас в России тоже такие композиторы есть! Возьмем хотя бы такого замечательного композитора, как Андрей Сигле, давно и плодотворно продюсирующего картины Александра Сокурова. Уверен, ни у кого работа этого творческого тандема ничего, кроме уважения не вызывает. Не могу исключить вероятности подобного поворота и в своей карьере. В жизни всякое бывает! Но, похоже, время для этого в моем конкретном случае еще не пришло. 

— Вы неоднократно появлялись на экране в кинофильмах – порой в роли самого себя, иногда в образе одного из действующих лиц. Планируете ли вы играть в кино и в будущем? 

— Тут есть одна проблема: я достаточно хорошо известен широкой публике благодаря своей эстрадной деятельности. А такие артисты обычно играют в кино самих себя. И, конечно, не в каждой картине найдется роль для певца и композитора Укупника. Но сниматься в кино мне нравится, и, к счастью, мне время от времени предлагают разные роли. Кстати, наверное, было бы логично, сыграть кого-нибудь в очередной комедии Рената Давлетьярова и Александра Котелевского. Я обеими руками «за»! Но от них таких предложений пока не поступало, а самому навязываться неудобно. Ну а пока суть да дело, репетирую в нескольких театральных антрепризах. Надеюсь, на сцене меня зрители увидят уже в 2010 году. Это будут комедийные постановки, но их названия я пока хотел бы сохранить в секрете. В любом случае, такой опыт поможет мне не только закрепить свои актерские навыки, но и использовать их в дальнейшем (как на сцене, так и на съемочной площадке) с максимальной ответственностью и отдачей. 

 — И традиционный вопрос о творческих планах… 

— В 2009 году я также успел поработать в качестве саунд-продюсера с режиссером Алексеем Пимановым на его новой картине «Мужчина в моей голове», которая скоро должна выйти на экраны. А о своих планах на будущее я рассказывать не люблю. Верю в приметы! Вот однажды упомянул в интервью, что хотел бы продолжить сотрудничество с Александром Атанесяном, с которым работал на «Сволочах» и «Монтане», и пожалуйста – на свой очередной фильм он пригласил другого композитора (что, впрочем, не помешало нам остаться друзьями). Поэтому, скажу лишь, что пишу сейчас музыку к российско-казахской романтической комедии «Ирония любви» (ее режиссерами стали Александр Черняев и Ержан Рустембеков, а продюсерами – Ермек Аманшаев, Ренат Давлетьяров и Александр Котелевский). Здесь, как говорится, «аванс получен». А об остальном пока лучше умолчу. Боюсь спугнуть удачу!

Кто:  Аркадий Укупник

Возврат к списку